Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила дорожного движения для пешеходов с 1 марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Установлены определённые требования касательно перемещения по проезжей части при плохой видимости, а также вечером и ночью. Под тёмным временем суток подразумевается время от вечерних сумерек до утренних. Недостаточной видимостью обозначают обзор проезжей части на дистанции менее 300 метров во время дождя, сумерек, тумана и т. п.
Правила и требования ПДД действуют в отношении всех возрастных категорий и обоих полов, независимо от статуса, социального положения и состояния здоровья. Пешеходы имеют обширный перечень обязанностей.
Среди них выделяют следующие требования:
- не останавливаться посреди пути без весомой причины и необходимости, не вводить водителей в состояние замешательства неопределёнными, хаотичными действиями;
- двигаться по дороге, только удостоверившись, что опасности нет и дистанции до движущихся транспортных средств предостаточно, чтобы успеть сделать переход;
- пересекать дорогу без разметки, только если она хорошо видна во всех направлениях;
- переходить только лишь в строго обозначенных местах, не стремиться сократить путь через необорудованный участок;
- не пересекать дорогу в диагональном направлении;
- всегда обращаться особое внимание на жесты автоинспектора-регулировщика и светофора;
- не приводить в замешательство участников движения, избегать создания препятствий и аварийных ситуаций;
- в ночное и вечернее время носить светоотражающие предметы — за пределами города или посёлка это обязательное условие.
Если движется транспорт с сигнальными знаками, необходимо как можно скорее уйти с проезжей части и вернуться на безопасную территорию.
Административные штрафы назначаются, если пешеход нарушил обязательные предписания и условия, выставленные законом.
Ниже приведены случаи, когда могут выписать штраф нарушителю:
- пешеход перебегает проезжую часть на красный свет светофора или переходит её в неположенном месте – в данных ситуациях могут сделать первое предупреждение либо оштрафовать на сумму (обычно это не более 500 рублей);
- нарушил требования и вследствие этого возникли препятствия и помехи в транспортном потоке — штраф за содеянное колеблется в пределах 1 тысячи рублей;
- пешеход своими действиями, независимо от того, умышленные они были или нет, причинил вред здоровью потерпевшего небольшой тяжести — штраф обычно не превышает 1500 рублей.
Как видно из вышеуказанных цифр, штрафы пешеходам выставляют невысокие, что, вполне возможно, не остановит нарушителей продолжать нарушать предписанные правила. Но стоит задуматься ещё и о том, что нарушение правил дорожного движения может привести не только к материальным затратам, но и к последствиям посерьёзней.
Ежегодно в России дорожно-транспортные происшествия уносят тысячи жизней, многие участники ДТП остаются на всю жизнь инвалидами. Соблюдение простейших правил дорожного движения предотвратит печальные последствия, и сохранит жизнь и здоровье многих людей.
Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан “пропустить” пешехода, ныне же есть обязанность “уступить дорогу”, а в чём разница, Вы поймёте ниже.
Было | Новая редакция |
---|---|
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. | 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. |
Передвижение на перекрёстках
Согласно общепринятым правилам, пешеходы обязаны переходить дорогу только по специально назначенным для этого переходам (подземным и надземным), и только при их отсутствии — на перекрёстках вдоль линии тротуаров или обочин. На контролируемых зонах разрешено переходить проезжую часть между противоположными углами (по диагонали) лишь при наличии знаков разметки 1.14.1 или 1.14.2.
Если поблизости нет подобных переходов, то гражданам можно пересекать дорогу под прямым углом относительно края проезжей части без разделительной полосы и ограждений, если территория хорошо просматривается в обе стороны. Причём условия данного пункта не распространяются на велосипедные локации.
Зато в местах, где езда машин контролируется (регулировщиком или светофором), пешеходы имеют право опираться на подаваемые сигналы от профессионала, а при его отсутствии — уже цветов светофора. Причём во время путей вне пешеходного перехода люди не должны намеренно создавать помех для движения машин и выходить из-за стоящего автомобиля или иного препятствия, который ограничивает обзор, не убедившись в отсутствии какого-либо транспорта вблизи.
Переход дороги, если не обозначен пешеходный переход
Наиболее сложным и запутанным манёвром для пешехода считается как раз пересечение проезжей части. Поскольку изначально в процессе задействовано значительное количество особ и техники, часто возникают аварийных ситуаций. Если сам участок пересечения вовсе отсутствует или не обозначен. Необходимо строго соблюдать стандартные принципы безопасности: учитывать сигналы светофоров (регулировщиков) и факт присутствия установленных знаков.
Только в ситуации, когда дорога априори не имеет примыкающего тротуара, пешеходной или велосипедной полосы, гражданам разрешено идти вдоль обочины. Но порой специфические особенности дорог подразумевают, что одновременно обочины и тротуара существовать не может: что-то обязательно будет сливаться с проезжей частью.
Кто такой пешеход в соответствии с ПДД?
Прежде чем переходить к рассмотрению ПДД для пешеходов, нужно понять, кто является пешеходом с точки зрения правил. Согласно пункту 1.2 правил дорожного движения:
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
В качестве пешехода может выступать:
- Человек вне транспортного средства.
- Велосипедист, мопедист, мотоциклист.
- Человек на роликовых коньках, самокате, скейтборде.
1. Обратите внимание на тот факт, что велосипедист, мопедист, мотоциклист могут выступать как в роли пешеходов, так и в роли водителей транспортных средств.
Обязанности пешеходов
Пешеходом в соответствии с Правилами дорожного движения называется человек, находящийся вне транспортного средства на дороге и не производящий на ней работу. К пешеходам также приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
Пешеходы (независимо от наличия или отсутствия у них водительского удостоверения) обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, дорожных знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков. Обязанностям пешеходов посвящен раздел 4 Правил дорожного движения, в котором предусмотрены практически все ситуации, которые могут возникнуть в процессе их передвижения по дорогам и прилегающим к ним территориям.
Обучение Правилам дорожного движения и основам безопасного поведения на дорогах проводится в образовательных учреждениях, начиная с дошкольного возраста. Госавтоинспекция, со своей стороны, принимает активное участие в этом процессе, обеспечивает образовательные учреждения необходимыми методическими пособиями, плакатами, световозвращающими элементами и т.д.
Нюансы пересечения трассы пешеходом
Не зависимо от того, в каком месте и каким из возможных способов пешеход пересекает трассу, в первую очередь он должен адекватное оценить обстановку и убедиться в полной безопасности совершаемого действия. Также следует удостовериться в том, что как в одном, так и в другом направлении видимость хорошая и авто вблизи нет. В таких ситуациях запрещено пересекать трассу вблизи поворотов, особенно с ограниченной обзорностью – вполне вероятен факт, что на встречу выскочит транспортное средство на определенной скорости и возникнет опасность ДТП с причинением вреда здоровью или, что еще хуже, гибели.
При определении безопасности совершаемого маневра также следует обращать внимание на то, имеются ли в зоне обзорности припаркованные транспортные средства, особенно крупногабаритные – автобусы, грузовые автомобили, поскольку они препятствуют полноценной оценке ситуации на дороге и также часто становятся причиной опасных ситуаций.
Стоит учитывать, что при пересечении трассы в темное время суток автомобилистам вас будет плохо видно. В связи с этим пешеход должен предпринять меры для того, чтобы его было более заметно на трассе – для этого либо используют специальные светоотражательные элементы либо, как рекомендуют в таких случаях, можно просто включить экран мобильного телефона и немного помахивать им непосредственно при пересечении трассы.
Кроме того, при непосредственном пересечении трассы стоит учитывать тот факт, если вы только начинаете переход проезжей части, и увидите, что навстречу едет транспортное средство, которое не намерено снижать скорость, следует вернуться назад или хотя-бы дойти до середины дороги и переждать на разделительной полосе, трассы пока машина не проедет.
Переход дороги по нерегулируемой «зебре»
По «зебре» – специальной разметке на проезжей части в виде параллельно расположенных белых или желтых полос – можно передвигаться только пешком. Запрещено преодолевать пешеходный переход на велосипеде или мопеде. Если передвижение по нему регулируется светофором, ориентироваться следует только на него, если же он отсутствует — пешеходы и водители подчинены другим правилам.
На нерегулируемом пешеходном переходе приоритет отдан пешеходам. Это означает, что человек может переходить по зебре в любой момент, а водитель обязан тут же остановиться. В некоторых местах с обоих сторон пешеходного перехода расположены «лежачие полицейские», что заставляет водителей снижать скорость, а пешеходам позволяет чувствовать себя в большей безопасности.
Правила движения пешехода по проезжей части
Если есть такая возможность, пешеход и вовсе должен идти по тротуару, пешеходной зоне или иному участку, предназначенному для пешего передвижения (пункт 4.1 ПДД). Однако, реализовать это можно далеко не всегда. В некоторых местах просто отсутствуют специальные части, где человек мог бы идти, не мешая прочим лицам на дороге, но необходимость в передвижении именно по этой траектории может сохраниться.
ПДД также учитывают данный момент, вводя правила передвижения именно по проезжей части, то есть там, где обычно ездят автомобили и прочий механический транспорт:
- В том же пункте 4.1 ПДД указано, что если специальное место для пеших людей отсутствует, то они могут двигаться по обочине, то есть с краю дороги, за разметкой, где уже не ездит транспорт.
- Если и обочина отсутствует, то человек двигается просто по краю дороги.
- Пешеход должен идти навстречу движения транспорта.
- Если человек катит, например, велосипед или мопед, то может двигаться по направлению движения транспорта. Это правило распространяется и на тех, кто передвигается в инвалидной коляске.
Человек, несомненно, имеет право идти по дороге, но главное требование заключается в том, чтобы он не мешал своими действиями проезжающим автомобилям. Существующие ограничения введены для обеспечения максимальной безопасности.
Движение пешехода в ночное время
Основная цель ПДД – установление таких правил, которые бы обеспечили максимальную безопасность для каждого участника. Движение в ночное время – особый вопрос, так как в условиях пониженной видимости вероятность происшествий возрастает в разы.
При хорошем уличном освещении данная проблема не стоит так остро. Но далеко не всегда оно имеется даже в пределах населённых пунктов, не говоря уже про иные территории.
В пункте 4.1 ПДД имеются особые установки на счёт стороны дороги и требований к людям, которые выходят на проезжую часть ночью:
- на территории населённых пунктов людям рекомендуется иметься при себе светоотражатели, если они двигаются по проезжей части, в том числе – переходят дорогу;
- за пределами населённых пунктов граждане и вовсе обязаны иметь светоотражатели.
- в случае отсутствия обочины и тротуара, пешеход должен идти по стороне дороги навстречу движения транспорта.
Если у пешехода светоотражательного элемента нет, но перейти дорогу необходимо, рекомендуется использовать какой-либо источник света, например, фонарь на мобильном телефоне. Он привлечёт внимание водителя и позволит избежать происшествия.
Обязанности пешеходов
Пешеход обязан двигаться по специально оборудованным тротуарам. Если таковых нет, допускается идти по обочине, навстречу транспортному потоку. Лица, передвигающиеся на инвалидных колясках, а также ведущие велосипед или мопед, должны идти в одном направлении с машинами.
В темное время суток необходимо иметь с собой светоотражающие элементы – нашивки, брелки, значки, браслеты и т.п.
Правила пешеходного перехода запрещают останавливаться на проезжей части за исключением ситуаций, когда это связано с безопасностью дорожного движения.
Правилами допускается остановиться на разделительной линии в случае, если человек не успевает перейти на противоположную сторону. Но на дорогах с интенсивным движением такая остановка небезопасна и для самого пешехода, и для водителей. Поэтому необходимо рассчитывать время до того, как ступить на проезжую часть.
Когда переход осуществляет организованная группа лиц, двое сопровождающих обозначают начало и конец колонны. Для этих целей им выдают флажки красного цвета.
Когда запрещено переходить дорогу?
Чтобы правильно переходить пешеходный переход, важно обращать внимание на движущиеся автомобили. Пункт 4.7 ПДД РФ обязывает граждан пропускать автомобили госслужб. Правило действует, если транспортное средство движется с включенными световыми и звуковыми сигналами. Если человек заметил приближение машины, когда уже вышел на дорогу, нужно незамедлительно освободить проезжую часть. Представители экстренных служб, спешащие на вызов, могут не успеть остановиться перед гражданином на «зебре». Пропуская пешеходов, работники уполномоченных органов теряют время. Это может привести к гибели людей, вызвавших экстренную службу.
Правило действует только в случае, если звуковые сигналы включены. Когда автомобиль госсужбы едет только с включенными маячками, дорогу можно не уступать. В этом случае у гражданина присутствует преимущество. Однако дополнительная осторожность не помешает. Переходя улицу наперерез транспортному потоку, человек рискует здоровьем и жизнью.
Обязанности пешеходов
Пешеход обязан двигаться по специально оборудованным тротуарам. Если таковых нет, допускается идти по обочине, навстречу транспортному потоку. Лица, передвигающиеся на инвалидных колясках, а также ведущие велосипед или мопед, должны идти в одном направлении с машинами.
В темное время суток необходимо иметь с собой светоотражающие элементы – нашивки, брелки, значки, браслеты и т.п.
Правилами допускается остановиться на разделительной линии в случае, если человек не успевает перейти на противоположную сторону. Но на дорогах с интенсивным движением такая остановка небезопасна и для самого пешехода, и для водителей. Поэтому необходимо рассчитывать время до того, как ступить на проезжую часть.
Когда переход осуществляет организованная группа лиц, двое сопровождающих обозначают начало и конец колонны. Для этих целей им выдают флажки красного цвета.
А железнодорожный переезд
Если пересечение проезжей части по пешеходному переходу не угрожает жизни и здоровью людей напрямую, то нарушение правил движения через переезд железной дороги смертельно опасно как для велосипедиста, так и для пассажиров пытающегося стремительно затормозить поезда. Нужно помнить, что масса поезда во много раз превышает массу велосипеда, и последствия столкновения в 99% случаев окажутся трагическими.
При движении через железнодорожные пути велосипедист обязан:
остановиться перед закрытым шлагбаумом; обращать внимание на сигналы светофора; следить за звуковыми сигналами. Водитель, который переезжает линии железной дороги, должен сохранять бдительность, не ездить с наушниками в ушах, иметь велосипед, оборудованный светоотражателями, фонариком и фарами, чтобы не допустить аварии, произошедшей по его вине
Водитель, который переезжает линии железной дороги, должен сохранять бдительность, не ездить с наушниками в ушах, иметь велосипед, оборудованный светоотражателями, фонариком и фарами, чтобы не допустить аварии, произошедшей по его вине.
Пешеходы на инвалидных колясках и переносящие грузы
Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
Обратите внимание, правила разрешают особый режим движения для лиц, переносящих громоздкие вещи, а также находящихся в инвалидных колясках. Они могут по собственной инициативе вместо движения по тротуару выбрать проезжую часть.
Тем не менее, это право, а не обязанность. Т.е. даже если громоздкий предмет создает помехи другим пешеходам, выходить с ним на проезжую часть Вы не обязаны.