Что ждёт всех пенсионеров с советским стажем — распоряжение Путина

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что ждёт всех пенсионеров с советским стажем — распоряжение Путина». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Наряду с государственным пенсионным обеспечением из Пенсионного фонда СССР трудящиеся имеют право заключать договоры добровольного страхования дополнительной пенсии. Источником для выплаты дополнительной пенсии в системе Госстраха СССР является страховой фонд, состоящий на 50 процентов из личных взносов трудящихся и на 50 процентов из средств государственного бюджета СССР.

Работа на территории бывших республик СССР (Эстония, Латвия, Азербайджан), не заключивших соглашений с РФ по пенсионному обеспечению

Стаж работы до 31 января 1991 года учитывается в составе общего трудового стажа. После этой даты она учитывается лишь в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России. В настоящее время ситуация изменилась в отношении Эстонии и Латвии. В 2007 году был ратифицирован договор с Эстонией, а ратифицированный договор с Латвией вступил в силу в 2011 году.

Подтверждение и учет «эстонского» стажа, для права на пенсию и расчета пенсионных прав застрахованного лица осуществляется на основании справки о трудовом (страховом) стаже по утвержденной форме, выданной Эстонской стороной. При этом за период после 1999 года — в данной справке отражаются периоды пенсионного страхования в Эстонской республике.

Договор с Латвийской республикой предусматривает учет стажа, выработанного на территории одной из сторон, на основании законодательства этой же стороны. Факт такой работы подтверждается справкой, высланной по запросу той страны, где устанавливается пенсия.

Какие особенности могут возникнуть при определении пенсионного стажа?

Начать следует с того, что самой распространенной ошибкой сотрудников ПФР является нарушение регламента подтверждения советского стажа. Данный показатель чрезвычайно важен, поскольку определяет итоговые размеры пенсионного пособия, да и вообще, гарантирует право выйти на пенсион в определенное время. Кроме того, работа в советский период, официально подтвержденная, позволяет получить дополнительные надбавки. Именно по этой причине важно представить в ПФР максимальное количество документальных доказательств, удостоверяющих данный факт.

Кто впервые сталкивается с назначением госпособия, ошибочно считают, что достаточно передать на рассмотрение трудовую книжку, чтобы работник фонда выполнил необходимые расчеты. На самом деле, без бумажной волокиты здесь не обойтись и непосредственно при визите в учреждение, будущему пенсионеру вручат внушительный перечень необходимых к предоставлению бумаг. Специалисты советую подойти к решению вопроса максимально серьезно и заранее запастись нужными бумагами.

Как подтвердить нестраховые периоды?

Бывает и так, что в труд.стаж не входит страховой период, а например, воинская служба или уход за малышом. Здесь нужно будет представить подтверждающие бумаги. В качестве таких бумаг, потребуются:

  • воинский билет, либо справка из в/ч. Подойдет и запись в трудовой книжке о периоде армейской службы;
  • время получения пособия по вынужденной безработице удостоверяется выпиской из ЦЗН;
  • справки об уходе за пожилым человеком или за инвалидом, выдает ПФР, поэтому, достаточно будет направить соответствующий запрос;
  • если соискатель ухаживал за малышом до 1,5-ра лет, то здесь понадобиться справка из жилконторы о том, что ребенок проживал с родителем или выписка от работодателя о предоставлении такого отпуска. Обязательно будет нужно свидетельство о рождении ребенка.

Особенности расчета стажа и суммы

По «пенсионному» Соглашению между странами СНГ и российскому законодательству пенсионные права, сформированные до 2002 года, можно было учесть и для расчета суммы пенсии – но только по официальному курсу Центробанка РФ. По факту пенсии выходили низкими – в большинстве стран СНГ в 90-е годы был период экономического кризиса, а деньги быстро обесценивались.

Новое Соглашение частично решает этот вопрос. Так, пенсию будет начислять та страна, в которой получен стаж, причем по своим собственным правилам. То есть, если гражданин Белоруссии заработал пенсию и в России, и в Белоруссии, то получать ее он будет от обоих государств. Правда, фиксированную выплату (базовую часть, и т.д.) ему будет платить только та страна, где он живет.

Новые правила расчета страхового стажа для выплаты пособий

Размер больничного согласно ст. 7 255-го закона напрямую зависит от величины страхового стажа.

Если сотрудник работает в организации и является временно нетрудоспособным из-за болезни, травмы, карантина, протезирования или нахождения в санаторно-курортном учреждении (по медицинским показаниям), то:

  • при стаже до 5 лет он получит пособие в размере 60% от среднего заработка;

  • при стаже от 5 до 8 лет – 80%;

  • при стаже от 8 лет — 100%.

Пособие по уходу за больным ребенком рассчитывается аналогично:

  • если ребенок проходит лечение амбулаторно, то пособие в размере 60, 80 и 100% начисляется только в первые 10 дней больничного, а за последующие – в размере 50% от среднего заработка;

  • при лечении в стационаре размер выплат зависит только от величины стажа.

При временной нетрудоспособности по причине ухода за взрослым членом семьи (амбулаторно) размер пособия определяется так же, как при расчете больничного из-за собственного заболевания сотрудника.

В некоторых случаях размер пособия не зависит от стажа:

  • если нетрудоспособность возникла из-за профессионального заболевания или травмы на производстве, то размер пособия составляет 100% от среднего заработка;

  • если сотрудник уволился из компании, но с даты увольнения не прошло 30 календарных дней, он может также обратиться за больничным – в этом случае, размер пособия составит 60% от среднего заработка.

Страховой стаж учитывается и при расчете пособия по беременности и родам: если стаж женщины более 6 месяцев, то размер пособия составляет 100% от среднего заработка, если меньше полугода, то не более 1 МРОТ за полный календарный месяц декретного отпуска.

С начала 2019 года начали действовать обновленные правила учета стажа трудовой деятельности в вопросе расчета пенсионного обеспечения. Эти же нововведения являются актуальными и на 2022 год. Основная суть в том, что некоторые нерабочие периоды ранее принимались в расчет в качестве стажа. Сейчас необходимо выполнить дополнительные условия, чтобы они продолжали считаться страховыми.

Администрация МО «Кабанский район»

Для призывников период воинской службы учитывается в страховом стаже в том случае, если до призыва или после гражданин был официально трудоустроен с перечислением обязательных страховых взносов.
Пенсионеры, которые уже получают военную пенсию и планируют оформить еще и гражданскую, должны иметь в виду: срок армейской службы, который был уже учтен при расчете выслуги лет, в страховой стаж учитываться не будет.

ПФР назвал периоды стажа, что не будет входить в трудовой стаж по новому закону. С начала 2019 года произошли кардинальные перемены для будущих пенсионеров. Они коснулись и учета в стаже нестраховых периодов, которые могут быть зачтены при начислении пенсии, но только при наличии определенных моментов. Особенно это касается отчислений в ПФР до и после момента прекращения трудовой деятельности.

Общий трудовой стаж — это понятие, которое использовалось для назначения пенсии гражданам, имеющим периоды работы до 2002 года, то есть до введения понятия страхового стажа. От продолжительности трудового стажа зависел размер пенсии по состоянию на 1 января 2002 года, после этой даты пенсия зависит только от страхового стажа.

Пенсионные права граждан сейчас определяет Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ. В статье 3 этого закона дается определение страхового стажа, приводятся учитываемые в него периоды, порядок исчисления и правила подсчета.

Итак, страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов работы и/или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В календарном порядке. При этом бывают жизненные ситуации, когда два и более периода совпадают по времени: например, вы ухаживаете за новорожденным ребенком и за бабушкой-инвалидом одновременно. В этом случае вы сами выбираете, какой из периодов засчитать в стаж.

Длительность страхового стажа — одна из величин, которая влияет на размер вашей будущей пенсии. Во-первых, для назначения пенсии необходимо за свою жизнь набрать минимальный страховой стаж. В 2019 году он составляет 10 лет, а к 2025 году постепенно поднимется до 15 лет.

Читайте также:  Логический оператор OR вместо условного оператора

Во-вторых, важна не только длительность страхового стажа, но и размер страховых взносов: он влияет на то, сколько пенсионных баллов вы заработаете за один год. При этом сумма баллов за все годы работы напрямую влияет на размер будущей пенсии. Каким образом это происходит, мы подробно рассказывали в статье «Что такое пенсионные баллы» (см. врезку ниже).

Таким образом государство мотивирует работать официально у работодателей, которые исправно уплачивают за своих работников взносы в ПФР.

Как определить страховой стаж для исчисления больничного работнику

Время, когда гражданин являлся индивидуальным предпринимателем или вел частную деятельность в качестве самозанятого лица, вообще никоим образом не учитывается в счет страхового стажа.

Исключение составляют ситуации, когда во время ведения предпринимательской деятельности гражданин по собственной воле совершал отчисления в Пенсионный Фонд РФ за самого себя. При таких условиях периоды будут приняты во внимание в качестве страхового стажа трудовой деятельности.

Чтобы гражданин мог получить право на пенсионное обеспечение в 2022 году, ему необходимо соблюсти следующие условия:

  1. Достичь определенного возраста:
    • 56 лет 6 месяцев для лиц женского пола;
    • 61 год 6 месяцев для лиц мужского пола.
  2. Иметь не менее 13 лет стажа трудовой деятельности.
  3. Иметь ИПК размером не менее 23,4 единицы (пенсионных баллов).

Стандартное пенсионное обеспечение человека рассчитывается по следующей формуле:

ИПК * СБ + ФВ,

где

  • ИПК – накопленные пенсионные баллы;
  • СБ – стоимость одного пенсионного балла на момент оформления пенсии;
  • ФВ – размер фиксированной выплаты.

В 2022 году применяются следующие показатели:

  • базовая фиксированная выплата – 6564,31 руб.;
  • стоимость балла – 107,36 руб.

Если рассчитанный результат меньше размера ПМ, установленного для пенсионеров на территории региона проживания гражданина, ему оформляется надбавка. Ее размер рассчитывается по формуле:

Прожиточный минимум – Рассчитанная величина пенсии

Социальная пенсия назначается гражданам, достигшим возраста в 65 и 70 лет (лица женского и мужского пола соответственно), которые не смогли выполнить требования для назначения страховых выплат. И не “докупили” пенсионных баллов в ПФР при их недостаточном количестве.

Размер такого обеспечения не рассчитывается по какой-либо формуле, а устанавливается на государственном уровне.

С 1 апреля 2022 года размер социальной пенсии составит 6243,13 руб.

Однако это не означает, что граждане получают всего около 6 тыс. руб. Так же, как и в случае со страховыми выплатами, если ежемесячное пенсионное обеспечение гражданина оказывается меньше размера прожиточного минимума в регионе постоянного проживания, ему оформляется доплата до значения ПМ.

При невыполнении условия по работе до и после определенного времени, перестали учитываться в страховом стаже периоды, когда гражданин:

  • проходил срочную службу в вооруженных силах РФ или проходил какую-либо другую службу, приравненную по статусу к армии (например, альтернативная служба для призывников, чье здоровье не удовлетворяет требованиям обычной армейской службы);
  • пребывал на государственной службе;
  • состоял на учете в Центре занятости населения в качестве безработного (речь идет только о месяцах, когда гражданин получал пособие по безработице);
  • находился в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;
  • выполнял оплачиваемые обязательные общественные работы;
  • был в дороге в целях переезда, обоснованного особенностями государственной службы;
  • являлся необоснованно арестованным или посаженным в тюрьму;
  • был необоснованно отстранен от службы или работы (вид административного наказания: дисквалификация с должности на определенный срок);
  • осуществлял уход за пожилым человеком или инвалидом, при этом не ведя официальную трудовую деятельность.

Также дополнительный период действует для женщин. Если до и после времени проживания с мужем-военным или государственным служащим они не работали, этот период также не будет включаться в счет стажа трудовой деятельности.

На заметку: Период проживания с мужем военным или государственным служащим является страховым только тогда, когда у женщины физически отсутствовала возможность официального трудоустройства (возможность устройства на удаленную работу в этом случае не рассматривается). Такая ситуация возникает, например, при проживании в закрытом военном городе или при поездке в длительную командировку за границу (при отсутствии разрешения на работу ведение официальной трудовой деятельности за границей не представляется возможным).

Администрация МО «Кабанский район»

В соответствии с российским законодательством, в страховой стаж при назначении пенсии учитываются периоды работы, протекавшие на территории Российской федерации.

Из этого правила существует два исключения:

1. работа за пределами Российской Федерации учитывается в случае, если это предусмотрено законом или международным договором;

2. работа за границей может быть включена в страховой стаж, если в период ее осуществления за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

На практике большое количество вопросов возникает, как правило, с периодами работы российских граждан на территории бывших советских республик (ныне стран СНГ) как в период до развала СССР, так и в постсоветский период. Это понятно, так как именно с ними Россию связывают наиболее тесные исторические, территориальные и миграционные отношения.

Начиная с 1992 года и по настоящее время, вопросы по учету стажа, выработанного в республиках бывшего СССР, регулируются рядом международных договоров, многие из которых устарели и не учитывают изменившиеся правила пенсионного обеспечения в России.

Первый договор — Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения был заключен 13 марта 1992 года. Его участниками стали: Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Это договор построен по принципу территориальности: пенсия назначается по законодательству того государства, на чьей территории проживает гражданин и полностью выплачивается за его счет. Взаимные расчеты между странами не производятся.

В соответствии с договором, при определении права на пенсию учитывается стаж, выработанный на территории любой из этих стран за период до подписания соглашения. В этом соглашении еще не рассматривается понятие страховой стаж, поэтому возникают проблемы по учету стажа в период с 1992 г по 2001 г, которые законодательно не урегулированы по настоящее время. На основании рекомендаций Минтруда РФ, стаж за эти периоды приравнивается к страховому стажу, хотя формально эта работа протекала за пределами РФ и не оплачивалась взносами в российскую пенсионную систему. Периоды работы после 01.01.2002 года учитываются в стаж только при подтверждении их справкой Пенсионного фонда страны (где протекала работа) об уплате страховых взносов на пенсионное или социальное страхование.

Из стран-участниц этого договора, Беларусь подписала с РФ в 2006 году новый договор, основанный на принципе пропорциональности. В настоящее время на территории обеих стран рассчитывается и выплачивается пенсия из расчета стажа, выработанного на территории соответствующей стороны.

Более поздние соглашения с республиками Молдова (действует с 4 декабря 1995 года) и республикой Грузия (действует с 28.06.2002 года) уже содержат положения о страховом стаже. Без условий учитывается стаж работы на территории всех бывших республик СССР по 31 декабря 1991 года. Стаж работы после 1991 года, принимается в качестве страхового стажа по законам стран-участниц договора. На практике это означает, что требуется подтверждение об уплате вносов в пенсионный (страховой) фонд того государства, где протекала работа.

Соглашение с Литовской республикой предусматривает (действует с 25.05.2001) предусматривает включение в общий трудовой стаж времени работы до 1 декабря 1991 года по законодательству РФ. После этой даты стаж рассчитывается по законодательству Литовской республики и подтверждаются литовской стороной.

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Почему при начислении пенсии не учитывается трудовой стаж в период СССР?

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Поскольку действующие соглашения (за исключением Белоруссии) лишали граждан права на пенсию в случае работы после 2002 года в другом государстве, это было серьезной проблемой. И только в декабре 2019 года стало ясно, что проблема будет решена.

Читайте также:  Договор аренды части помещения образец бланк

В Санкт-Петербурге было подписано соглашение между странами-членами Евразийского экономического союза, куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Это соглашение в течение 2020 года ратифицировали парламенты всех стран-участниц, и с января 2021 года оно вступило в силу.

Если говорить кратко, новое соглашение распространяет принцип пропорциональности на все страны ЕАЭС. По сути, теперь в любом государстве из этих пяти можно оформить пенсию, заработанную в любом другом государстве ЕАЭС, причем если стаж был в двух или более государствах, каждое будет платить свою долю пенсии.

Итак, общие черты нового соглашения таковы:

По «пенсионному» Соглашению между странами СНГ и российскому законодательству пенсионные права, сформированные до 2002 года, можно было учесть и для расчета суммы пенсии – но только по официальному курсу Центробанка РФ. По факту пенсии выходили низкими – в большинстве стран СНГ в 90-е годы был период экономического кризиса, а деньги быстро обесценивались.

Новое Соглашение частично решает этот вопрос. Так, пенсию будет начислять та страна, в которой получен стаж, причем по своим собственным правилам. То есть, если гражданин Белоруссии заработал пенсию и в России, и в Белоруссии, то получать ее он будет от обоих государств. Правда, фиксированную выплату (базовую часть, и т.д.) ему будет платить только та страна, где он живет.

  • граждане РФ независимо от места жительства на территории РФ или даже без отсутствия такового;
  • иностранные граждане (или лицо без гражданства) при условии постоянного проживания на территории РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.

Для подтверждения статуса и регистрации гражданина России предъявляется паспорт гражданина РФ со штампом, подтверждающим регистрацию по месту жительства.

При отсутствии места жительства следует представить свидетельство о регистрации по месту пребывания. Если нет ни регистрации по постоянному месту жительства, ни регистрации по месту пребывания, то гражданин РФ может обращаться и без них, указав в заявлении адрес фактического места проживания.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства существует ограничение — право на пенсию можно получить только при наличии постоянного места жительства на территории РФ. Это подтверждается специальным документом с отметкой о регистрации по месту жительства на территории РФ.

  • Лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992г. (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

Периоды работы после 01.01.2002г. могут быть включены в страховой стаж, если страховые взносы перечислялись в Пенсионный фонд той страны, на территории которой Вы работали ( предоставление справки), но размер Вашей пенсии не увеличится.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится из среднемесячного заработка за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (если национальная валюта, то размер заработка определяется исходя из официального установленного курса на 01.01.2002г.).

  • Лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 10.02.1995г. (Молдова) и Соглашения от 16.05.1997г. (Грузия) учитывается трудовой стаж по 31.12.1990г.

Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 01.01.1991г. включаются в трудовой (страховой) стаж на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо на социальное страхование (Социальный фонд Республики Молдова; Единый государственный фонд социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия).

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится из среднемесячного заработка, имевшего место в РФ, после переселения.

Для граждан, которые после переселения на территорию РФ не работали или не имеют минимального стажа работы, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии в РФ.

При невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке, то исчисление пенсии производится с учетом среднемесячной заработной платы в РФ за декабрь 2001 года – 1671 руб., утвержденной Правительством РФ.

  • Лицам, прибывшим из государства-участника Соглашения от 29.06.1999г. (Литовская Республика) учитывается трудовой стаж, учитываемый при назначении пенсий, согласно законодательству государства каждой из Сторон.

Исчисление периодов работы за пределами территории РФ после 01.12.1991г. производится на основании справки о трудовом (страховом) стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится из среднемесячного заработка в рублях (СССР и РФ) в порядке, предусмотренном в РФ.

  • Лицам, прибывшим из государств-республик бывшего СССР, не заключивших Соглашение с РФ (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается трудовой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15.01.2003г. №88-16).

Периоды работы после 01.01.1991г. включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится из среднемесячного заработка за периоды работы на территории этих государств до 01.12.1991г..

  1. Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
  3. Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г..
  4. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995г. (вступило в силу с 04.12.1995г.).
  5. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997г. (вступило в силу 28.06.2002г.).
  6. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29.06.1999г. (вступило в силу 29.05.2001г.).
  • ГЛАВНОЕ
  • НОВОСТИ
  • НОВОСТИ РЕГИОНОВ
  • НОВОСТИ БИЗНЕСА
  • ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
  • СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года. При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Что за понятие «трудовой стаж» и как он учитывается

Трудовой стаж — это общий накопленный период трудовой и иной деятельности до 01.01.2002 года. Этот стаж необходим для оценки пенсионных прав гражданина на 01.01.2002 года. После этой даты понятие трудового стажа не применяется. При этом трудовой стаж принципиально отличается от страхового, который формируется после 01.01.2002 года исключительно за счет перечисления взносов в ПФР.

Существует несколько периодов, засчитывающихся в трудовой стаж (ст. 30 закона №173-ФЗ от 17.12.2001 г.) Перечислим некоторые:

  • трудовая деятельность, на которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию;
  • работа (служба) в военизированной охране, спецсвязи или в горноспасательной части;
  • индивидуальная трудовая деятельность (в том числе в сельском хозяйстве);
  • воинская служба;
  • временная нетрудоспособность;
  • получение пособия по безработице;
  • обучение в образовательных учреждениях;
  • уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по соответствующему заключению;
  • уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до 3 лет и 70 дней до рождения, но не более 9 лет в общей сложности.

Таким образом, согласно ст. 30.1 ФЗ №173 к расчетному пенсионному капиталу прибавляется 10 процентов от величины капитала, который сформировался по состоянию на 2002 год. Также, за каждый год стажа до 1991 года добавляется 1 процент.

Теперь рассчитаем валоризацию Иванову И.И.

10%+14% (до 31 декабря 1990 года стаж составил 14 лет, по 1 проценту на 1 год) = 24 процента. Таким образом, добавится еще 24 процента от суммы в 148 852, 08 (сумма расчетного пенсионного капитала у Иванова И.И.).

Читайте также:  Поддержка малого бизнеса в 2022 году: что можно получить и на каких условиях

Что за понятие «трудовой стаж» и как он учитывается

Трудовой стаж — это общий накопленный период трудовой и иной деятельности до 01.01.2002 года. Этот стаж необходим для оценки пенсионных прав гражданина на 01.01.2002 года. После этой даты понятие трудового стажа не применяется. При этом трудовой стаж принципиально отличается от страхового, который формируется после 01.01.2002 года исключительно за счет перечисления взносов в ПФР.

Существует несколько периодов, засчитывающихся в трудовой стаж (ст. 30 закона №173-ФЗ от 17.12.2001 г.) Перечислим некоторые:

  • трудовая деятельность, на которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию;
  • работа (служба) в военизированной охране, спецсвязи или в горноспасательной части;
  • индивидуальная трудовая деятельность (в том числе в сельском хозяйстве);
  • воинская служба;
  • временная нетрудоспособность;
  • получение пособия по безработице;
  • обучение в образовательных учреждениях;
  • уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по соответствующему заключению;
  • уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до 3 лет и 70 дней до рождения, но не более 9 лет в общей сложности.

Как посчитать пенсионные баллы за советский стаж с примером расчета

Пенсионные баллы за советский стаж рассчитываются по формулам, одновременно с периодом 1991-2001 г.г. Он прибавляется к результату за более поздние годы работы, а полученный результат сделает доход пенсионера выше.

Те, кто сейчас выходит на пенсию, работали еще при СССР, то есть до 1991 года. За последние четверть века очень многое изменилось в системе пенсионного обеспечения. Но за каждый период пенсионеру будет начислено определенное количество баллов, которое совокупно увеличит его выплаты. Портал «Я-капиталист» выяснил, как посчитать пенсионные баллы за советский стаж.

Итак, весь стаж работника делится на этапы:

  • до 1991 года;
  • с 1991 по 2001 год;
  • с 2002 по 2014 год;
  • с 2015 до момента выхода на заслуженный отдых.

Кому положен перерасчет пенсии за советский стаж в 2022 году

Пенсионерам, имеющим стаж работы в советское время, следует обращаться за перерасчетом в ПФР только в единственном случае — если им при назначении пенсии не учли какой-либо период работы в советские годы. В основном, это касается граждан, которые не смогли подтвердить некоторые периоды стажа из-за отсутствия документов, ошибок и исправлений в трудовой книжке или иных причин.

Кроме того, за перерасчетом можно обратиться мужчинам со стажем более 45 лет и женщинам, отработавшим более 40 лет. Такая продолжительность была предельной при расчете и начислении выплат, поэтому многие граждане не подтверждали годы работы сверх этой величины.

Чтобы получить прибавку, пенсионеру необходимо будет подтвердить неучтенный ранее период, предоставив какой-либо из документов:

  • трудовую книжку, трудовой или гражданско-правовой договор;
  • архивную выписку из приказа о приеме на работу;
  • справку, выданную работодателем (если организация еще существует или у нее есть преемник);
  • квитанцию, ведомость или иные платежные документы, подтверждающие получение заработной платы;
  • иные документы, подтверждающие трудовую деятельность гражданина.

В случаях, когда документы предоставить невозможно (например, если они не сохранились), подтвердить работу в конкретный период можно свидетельскими показаниями. Для этого в ПФР нужно будет обратиться с двумя свидетелями и письменным ответом из архива об отсутствии подтверждающих документов.

После учета дополнительного стажа валоризация пенсионного капитала за этот период будет произведена автоматически. Подавать дополнительное заявление на перерасчет и получение доплаты не требуется.

К примеру, если у человека 10 лет общего трудового стажа до 1991 г., то расчетный пенсионный капитал, определенный на 1 января 2002 г., будет увеличен на 20% (10% — за стаж до 1991 г. + 10% — за стаж до 2002 г.). В таком случае размер пенсии по старости будет установлен с учетом увеличения за отработанный так называемый «советский» стаж.

Входит ли советский стаж в пенсию?

Действительно не весь трудовой стаж, особенно для лиц, осуществляющих деятельность в СССР, а также в начале 90-х годов может быть учтен в базах пенсионного фонда. По общему правилу в таких базах отображается трудовой стаж, за периоды работы уже после регистрации в системе индивидуального персонифицированного учета. Фактически данный момент так или иначе связан с выдачей Вам удостоверения СНИЛС.

Сам закон о персонифицированном учете вступил в действие в 1996 году. Таким образом до указанной даты, сдача отчетности с указанием необходимых сведений, было правом работодателя, а не обязанностью. Тем не менее трудовой стаж будет подлежать зачету.

Доплата за стаж, пример расчета

С 2015 года действует новый порядок расчета пенсии. Теперь размер пенсии зависит от заработанных баллов, в законе это называется индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). Теперь, чтобы выйти на пенсию нужно соблюсти требование не только по наличию минимального трудового стажа, но и иметь в наличии определенное количество баллов (в 2025 году — не менее 30 баллов). Если стаж заработан до этого времени, то выводится сумма пенсионного капитала, расчет которого основывается на ранее действовавшем законодательстве.
Таким образом, за советский стаж полагается доплата. А вот, сколько это в деньгах, рассмотрим на примере, сделав расчет по формулам, указанным в ФЗ № 173 от 17.12.2001 года.

Итак, Иванов И.И. выходит на пенсию в 2021 году. При этом, имея 25 лет трудового стажа до 2002 года, из них до конца 1990 года – 14 лет. Стажевый коэффициент в силу ст. 30 ФЗ №173 составит 0,55, пои этом коэффициент соотношения заработков у него максимальный 1,2 (это зависит от размера зарплаты). Имея данные, мы можем определить размер расчетного пенсионного капитала:

0,55 х 1,2 х 1671 (средняя зарплата с 01.07 по 30.09. 2001 год) = 1102,86 рубля. Это значение расчетного размера пенсии.

Теперь:

1102,86 — 450 (размер базовой части трудовой пенсии) х 228 (ожидаемый период выплат, который в силу ФЗ 173 составляет 19 лет (228 месяцев)) = 148 852,08 рубля. Это сумма и будет являться расчетным пенсионным капиталом. Теперь можно определить страховую часть пенсии за период до 2015 года.

148 852,08 рубля/228 х 5,6148 (индекс произведения всех коэффициентов индексации с 2003 по 2014 год) = 3 665, 68 рубля.Эта сумма и будет являться страховой частью пенсии. Теперь 3 665, 68 разделим на 64,10 (стоимость балла в 2015 году) и получим 57,18 баллов. Т.е. к баллам, который заработал Иванов И.И. с 2015 года, добавится чуть более 57 баллов.

В 2021 году стоимость балла составляет 87 рублей 24 копейки, таким образом, 57,18 х 87,24 = 4 988,38 рубля. Такая прибавка будет к пенсии за советский стаж.

Как подтвердить советский стаж

Обычно граждане, только планирующие оформлять пенсию, считают, что трудовой книжки будет достаточно для подтверждения всего своего стажа. Однако, обратившись в Пенсионный фонд ему выдается перечень документов, которые ему нужно будет предоставить кроме трудовой. Как мы уже понимаем, получить документы о советском стаже – довольно сложная задача, поэтому позаботиться об этом следует как можно раньше.

К основным способам подтверждения советского стажа относят:

  1. Представление документов, уточняющих сведения трудовой книжки (в случае, если в трудовой есть исправления, внесены неверные сведения и т.д.). К таким документам относят:
  • трудовой договор, либо справку, подтверждающую работу, в которой будут указаны реквизиты приказов о приеме на работу и об увольнении (получение справки будет возможно только в том случае, если работодатель еще не закрылся);
  • документы, полученные в архиве, например, выписки из приказов, ведомости о выплате зарплаты (если компания уже закрыта и сведения о ней хранятся в государственных архивах);
  • справка, подтверждающая переименование работодателя, если в трудовой указано иное наименование.
  1. При работе без записи в трудовой книжки, подтвердить стаж работы можно такими документами:
  • договор ГПХ, например авторский, договор оказания услуг или подряда (но помимо этого также нужно будет предоставить подтверждение перечисления в бюджет таких обязательных платежей, как единый социальный налог или пенсионные взносы, в качестве которого может выступать справка или специальная отметка на договоре);
  • подтверждение уплаты платежей в бюджет, если договор с гражданином заключен не был (к примеру, при работе няней, домработницей и т.д.).
  1. Подтверждение свидетельскими показаниями (если никакие документы о стаже работы предоставить не получается). В этом случае необходимо с двумя свидетелями обратиться в Пенсионный фонд. Данные свидетели должны подтверждать факт трудовой деятельности. Также потребуется предоставить ответ из архива, подтверждающий отсутствие документов. Таким образом весь свой стаж подтвердить не получится, а только не более половины его. Кроме того, льготный стаж, дающий право гражданину на пенсию досрочно, не может быть подтвержден свидетельскими показаниями. На этот счет в законодательстве существует прямой запрет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *