Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как произвести расчет амортизации автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Установление СПИ любого автомобиля зависит от его технических характеристик. В большинстве случаев это назначение транспорта, грузоподъемность, тип двигателя. Требуемые данные указаны в ПТС модели (строки 2-4) или руководстве по эксплуатации. Чтобы в учете организации амортизация транспортных средств начислялась правильно, необходимо, прежде всего, установить группу по Классификатору ОС , утвержденному в Постановлении № 1 от 01.01.02 г. Этот справочник был обновлен с 01.01.17 г. с введением в силу Постановления № 640 от 07.07.16 г.
Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:
ОКОФ ОК 013-94 | ОКОФ ОК 013-2014 | ||
---|---|---|---|
Код | Наименование | Код | Наименование |
153410010 | Автомобили легковые | 310.29.10.2 | Автомобили легковые |
Как установить срок полезного использования транспортных средств
Исходя из норм ст. 258 НК, срок полезного использования транспортных средств – это предполагаемый период эксплуатации объекта. Для того, чтобы ввести автомобиль в эксплуатацию, необходимо в пределах сроков по Классификатору установить СПИ и указать его в акте по форме ОС-1 . При это имейте в виду, что:
- 1 особо малый класс легкового автотранспорта – это машины с объемом двигателя не более 1,2 л.
- 2 малый класс – не более 1,8 л.
- 3 средний класс – не более 3,5 л.
- 4 большой класс – более 3,5 л.
- 5 высший класс – представительский (в соответствии с разъяснениями Таможенного Комитета в Письме № 04-30/3515 от 26.02.97 г.).
Амортизационная группа и срок полезного использования для легковой машины
Для корректного подсчета амортизации можно воспользоваться указанной ниже таблицей. В ней указаны:
- виды транспортных средств;
- соответствующая амортизационная группа (АГ);
- СПИ;
- коды ОКОФ.
Для легковых автомобилей взяты следующие группы СПИ:
- 3 (срок 3-5 лет);
- 4 (срок 5-7 лет);
- 5 (срок 7-10 лет).
Сводная таблица:
Вид автотранспорта | Его характеристики | ОКОФ | Амортизационная группа | СПИ (в годах) |
Легковое ТС. | Объем двигателя не более 3,5 л. | 310.29.10.21/310.29.10.22. | 3 | От 3 до 5. |
Легковое ТС. | Объем двигателя более 3,5 л. | 310.29.10.24. | 5 | От 7 до 10. |
Легковое ТС. | Дизельный или полудизельный ДВС. | 310.29.10.23. | 5 | От 7 до 10. |
Легковое ТС малого класса. | Предназначено для перевозки людей с инвалидностью. Мощностные показатели ДВС не учитываются. | 310.29.10.24. | 4 | От 7 до 10. |
Грузовое ТС. | С допустимой массой не более 3.5 тонн. С дизельным или бензиновым ДВС. |
|
3 | От 3 до 5. |
Согласно КОАП РФ, легковым транспортным средством является автомобиль с заявленной массой не более 3.5 тонн. Машины с большей массой относят к грузовому транспорту.
Опираясь на данные таблицы, можно сделать расчет амортизации.
Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.
Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.
У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.
Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:
№п/п | Амортизационная группа | СПИ, лет | Вид транспорта |
1 | 2 | от двух до трех | Грузопассажирские подъемники с платформами |
2 | 3 | от трех до пяти |
|
3 | 4 | от пяти до семи |
|
4 | 5 | от семи до девяти |
|
От чего зависит амортизационная группа легковых автомобилей
Амортизация автомобильных транспортных средств используется в бухгалтерском учете, в налогообложении, а также для определения максимально возможного срока эксплуатации автомобиля и расчета стоимости технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Внимание
С 1 января 2020 года вступили изменения в классификацию этих технически сложных товаров, принятые постановлением правительства РФ от 07.07.2016 года. О том, как определить срок полезного использования легкового или грузового автомобиля, поговорим далее.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Пример определения периода полезного использования автотранспортного средства
Чтобы показать, как определить период полезного использования автотранспортного средства, возьмите, например, любой не новый легковой автомобиль и произведите расчет срока его полезного использования.
Так, решив приобрести подержанный автомобиль марки Ford Mondeo, у которого объем двигателя составляет целых два литра, примите во внимание возраст автомобиля, а также дату, с которой началась его эксплуатация.
Если предположить, что данный автомобиль был в эксплуатации два года, а по группе амортизации он входит в третью группу, то срок полезного использования нового автомобиля находится в периоде от трех до пяти лет.
От срока амортизации отнимите возраст автомобиля и получите оставшийся срок его полезного использования. Этот срок составит от 1 года до 3 лет.
К какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль?
Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.
Амортизационные группы по транспорту для грузовых перевозок – с 01.01.17 г.
Группа |
СПИ (лет) |
Вид грузового автомобиля |
Код действующего ОКОФ |
Третья |
Дизельный транспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т. |
Актуальное значение 310.29.10.41.111 |
|
Бензиновый автотранспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т. |
Актуальное значение 310.29.10.42.111 |
||
Четвертая |
Автотранспорт грузовой и тягачи дорожного типа к полуприцепам (к примеру, фургоны, самосвалы, бортовой транспорт, тягачи) |
Актуальное значение 310.29.10.4 |
|
Пятая |
Дизельный транспорт с 3,5 до 12 т. максимум |
Актуальное значение 310.29.10.41.112 |
|
Дизельный транспорт более 12 т. |
Актуальное значение 310.29.10.41.113 |
||
Бензиновый транспорт с массой свыше 3,5 до 12 т. |
Актуальное значение 310.29.10.42.112 |
||
Бензиновый транспорт с возможной грузоподъемностью свыше 12 т. |
Актуальное значение 310.29.10.42.113 |
||
Автотранспорт спецназначения (седельные тягачи) |
Актуальное значение 310.29.10.5 |
||
Автогидроподъемники |
Актуальное значение 310.29.10.59.270 |
||
Автотранспорт спецназначения, не включенный в остальные группы (типа мусоровозов) |
Актуальное значение 310.29.10.59.390 |
Как рассчитать амортизацию автомобиля
В бухгалтерии есть несколько способов, выбор зависит от класса автомобиля, целей его использования, условий договора. Самый простой и часто используемый — линейный. В нем используются такие формулы:
- Амортизационные начисления = Стоимость без НДС* Норма амортизации/100 (А=С*На/100)
- Норма амортизации=1/период полезного применения*100 (На=1/ппп). Период полезного использования зависит от класса автомобиля, он указан в нормативных таблицах. Для легкового автомобиля с двигателем объема меньше 3,5 л этот срок составляет 3-5 лет.
- Коэффициент износа = Амортизационные начисления/Стоимость автомобиля без НДС (Ки=А/С)
Для примера возьмем автомобиль с первоначальной стоимостью 600 000 рублей. Период полезного использования – 5 лет.
- Норма амортизации: (На=1/ппп)=1/6*100=0,2*100=20
- Амортизационные отчисления за год: А=С*На/100=600 000*20/100=120 000
- Коэффициент износа: Ки=А/С=120 000/600 000=0,2
Эту формулу применяют не только для бухгалтерских расчетов. Предположим, вы таксист, купили автомобиль из примера выше и хотите посчитать, сколько надо зарабатывать в месяц, чтобы автомобиль без учета затрат на его обслуживание окупился через пять лет.
Возьмем получившееся значение амортизационных отчислений и разделим на количество рабочих месяцев. Пусть их будет 11, а 1 – отпуск. 120 000/11=10909 рублей в месяц.
При расчетах для ОСАГО, в банках, автоломбардах, в компаниях трейд-ин используется другая формула:
Физический износ автомобиля = (И1xПф+И2xДф)xА2xА3xА4
- И1 – износ по пробегу (в % на 1000 км пробега);
- Пф – пробег фактический в тыс. км с округлением до 0,1;
- И2 – старение в зависимости от интенсивности эксплуатации;
- Дф – фактический срок службы в годах, округление до 0,1;
- А2 – износ от природно-климатических условий;
- А3 – износ от экологической обстановки;
- А4 – износ по количеству жителей в регионе.
Актуальные показатели коэффициентов указаны в нормативных таблицах. Если не хочется считать вручную, воспользуйтесь специальными онлайн-сервисами, они точно и быстро посчитают по этой формуле.
В них используются данные о вашем автомобиле, климате, в котором вы проживаете, интенсивности использования машины, количестве жителей в регионе.
От чего зависит реальный срок службы авто?
Стандартные расчеты срока службы для частного владельца не имеют значения. Их учитывают только для бухгалтерской отчетности компаний, на балансе которых находятся автомобили. Частному владельцу нужно лишь знать, что автомобиль нормально себя поведет при разных ситуациях на дорогах и сможет доставить его из одной точки в другую.
Можно вывести много критериев, которые влияют на реальный срок службы автомобиля вне зависимости от того, какой именно класс ему присвоен.
- Пробег за год. Безусловно, один из самых важных факторов тот, который определяет, как долго машина будет служить. Если автомобиль в течение десяти лет будет стоять в гараже, то он потеряет только свой внешний вид, однако состояние внутренних деталей и пар трения будет идеальным. Автомобили некоторых водителей за год пробегают 30-40 тысяч километров. Естественно, срок эксплуатации таких транспортных средств в годах будет ниже.
- Хранение транспорта. Это еще один важный фактор, который играет роль и определяет состояние автомобиля. Если автомобиль находится все время на улице, то будет иметь место коррозия на кузове. При гаражном хранении коррозии удается избегать в течение долгих лет.
- Своевременное обслуживание машины и замена всех предписанных «расходников» в сроки. Производитель в инструкции указывает, через какой пробег или время нужно менять масло, воздушные, бензиновые, масляные фильтры и т. д.
- Использование оригинальных расходных материалов и запчастей при обслуживании. Часто на рынке встречаются аналоги, которые стоят дешевле оригинальных запчастей. Использовать их не рекомендуется.
- Быстрое устранение возникающих неполадок при эксплуатации транспорта.
- Стиль езды, отношение к автомобилю.
- Состояние дорог. Автомобили в Европе служат гораздо дольше таких же марок в России. Одна из причин – это качество дорожного покрытия. Если транспортное средство большую часть времени будет ездить по идеально ровной дороге без выбоин, то прослужит дольше. В России и странах СНГ состояние дорог заметно хуже, чем и объясняются частые ремонты ходовых частей транспорта.
Когда применяются повышающие коэффициенты амортизации авто
Законодательством определено, что при амортизации автотранспортных средств может применяться не только понижающий коэффициент, но и повышающий. Необходимость в применении повышающего коэффициента определяется на усмотрение хозяйствующего субъекта и зависит от определенных обстоятельств. Одним из оснований для такого решения является закрепление такой возможности в соответствующем решении юридического лица – внутреннем нормативном акте.
Законодательством предусмотрено, что применение повышающего коэффициента:
- в значении 2 возможно для автомобильного транспорта, который работает в условиях агрессивной окружающей среды и при повышенной интенсивности;
- в значении 3, если это касается транспортных средств, полученных на лизинговых условиях. При этом необходимо согласие как лизингодателя, так и лизингополучателя.
Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев.
Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.
Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2020 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет.
Отметим, что ранее закон устанавливал 5-летний срок только при переходе с нелинейного на линейный метод учета амортизации.
Читать также
20.11.2019
Как рассчитать амортизацию автомобиля
В бухгалтерии есть несколько способов, выбор зависит от класса автомобиля, целей его использования, условий договора. Самый простой и часто используемый — линейный. В нем используются такие формулы:
- Амортизационные начисления = Стоимость без НДС* Норма амортизации/100 (А=С*На/100)
- Норма амортизации=1/период полезного применения*100 (На=1/ппп). Период полезного использования зависит от класса автомобиля, он указан в нормативных таблицах. Для легкового автомобиля с двигателем объема меньше 3,5 л этот срок составляет 3-5 лет.
- Коэффициент износа = Амортизационные начисления/Стоимость автомобиля без НДС (Ки=А/С)
Для примера возьмем автомобиль с первоначальной стоимостью 600 000 рублей. Период полезного использования – 5 лет.
- Норма амортизации: (На=1/ппп)=1/6*100=0,2*100=20
- Амортизационные отчисления за год: А=С*На/100=600 000*20/100=120 000
- Коэффициент износа: Ки=А/С=120 000/600 000=0,2
Эту формулу применяют не только для бухгалтерских расчетов. Предположим, вы таксист, купили автомобиль из примера выше и хотите посчитать, сколько надо зарабатывать в месяц, чтобы автомобиль без учета затрат на его обслуживание окупился через пять лет.
Возьмем получившееся значение амортизационных отчислений и разделим на количество рабочих месяцев. Пусть их будет 11, а 1 – отпуск. 120 000/11=10909 рублей в месяц.
При расчетах для ОСАГО, в банках, автоломбардах, в компаниях трейд-ин используется другая формула:
Физический износ автомобиля = (И1xПф+И2xДф)xА2xА3xА4
- И1 – износ по пробегу (в % на 1000 км пробега);
- Пф – пробег фактический в тыс. км с округлением до 0,1;
- И2 – старение в зависимости от интенсивности эксплуатации;
- Дф – фактический срок службы в годах, округление до 0,1;
- А2 – износ от природно-климатических условий;
- А3 – износ от экологической обстановки;
- А4 – износ по количеству жителей в регионе.
Актуальные показатели коэффициентов указаны в нормативных таблицах. Если не хочется считать вручную, воспользуйтесь специальными онлайн-сервисами, они точно и быстро посчитают по этой формуле.
Входят ли автомобили в реестр основных средств?
Автотранспорт может считаться основным средством (ОС) и в налоговом учете, и в бухгалтерии, если соблюдены прописанные в законодательстве критерии.
Критерии отнесения к реестру основных средств компании в налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации:
- эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, оказания услуг, осуществления работ, управления предприятием;
- стоимость объекта начинается от ста тысяч рублей.
До 01.01.2017 (с этой даты изменилось нормативное регулирование вопроса)
К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).
Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.
Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — (Код ОКОФ 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Рубрики:
Как установить срок полезного использования транспортных средств
Исходя из норм ст. 258 НК, срок полезного использования транспортных средств – это предполагаемый период эксплуатации объекта. Для того, чтобы ввести автомобиль в эксплуатацию, необходимо в пределах сроков по Классификатору установить СПИ и указать его в акте по форме ОС-1 . При это имейте в виду, что:
- 1 особо малый класс легкового автотранспорта – это машины с объемом двигателя не более 1,2 л.
- 2 малый класс – не более 1,8 л.
- 3 средний класс – не более 3,5 л.
- 4 большой класс – более 3,5 л.
- 5 высший класс – представительский (в соответствии с разъяснениями Таможенного Комитета в Письме № 04-30/3515 от 26.02.97 г.).
К какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль?
Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.
Амортизационные группы по транспорту для грузовых перевозок – с 01.01.17 г.
Группа | СПИ (лет) | Вид грузового автомобиля | Код действующего ОКОФ |
Дизельный транспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т. | Актуальное значение 310.29.10.41.111 | ||
Бензиновый автотранспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т. | Актуальное значение 310.29.10.42.111 | ||
Четвертая | Автотранспорт грузовой и тягачи дорожного типа к полуприцепам (к примеру, фургоны, самосвалы, бортовой транспорт, тягачи) | Актуальное значение 310.29.10.4 | |
Дизельный транспорт с 3,5 до 12 т. максимум | Актуальное значение 310.29.10.41.112 | ||
Дизельный транспорт более 12 т. | Актуальное значение 310.29.10.41.113 | ||
Бензиновый транспорт с массой свыше 3,5 до 12 т. | Актуальное значение 310.29.10.42.112 | ||
Бензиновый транспорт с возможной грузоподъемностью свыше 12 т. | Актуальное значение 310.29.10.42.113 | ||
Автотранспорт спецназначения (седельные тягачи) | Актуальное значение 310.29.10.5 | ||
Автогидроподъемники | Актуальное значение 310.29.10.59.270 | ||
Автотранспорт спецназначения, не включенный в остальные группы (типа мусоровозов) | Актуальное значение 310.29.10.59.390 |