Инструкция по работе с отдельным счетом для гособоронзаказа по 275-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по работе с отдельным счетом для гособоронзаказа по 275-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Спецсчет по гособоронзаказу представляет собой особый расчетный счет, который открывает в уполномоченном банке головной исполнитель, заключивший контракт с Министерством обороны Российской Федерации, то есть для исполнения гособоронзаказа (Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ).

Что такое гособоронзаказ

Госзакупки, которые регулируются 44-ФЗ, и гособоронзаказ – это разные понятия. Не стоит приравнивать одно к другому.

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) – это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.

Само понятие «гособоронзаказ» является очень обширным. К товарам и услугам по ГОЗ можно отнести не только оружие, танки и так далее, но и продукты питания для солдат. Все, что идет для нужд армии, можно признать ГОЗ.

Заказчиком ГОЗ может быть Министерство обороны РФ, а также госкорпорации, например, «Роскосмос» и «Росатом». Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом. Формирование происходит на основе планов развития Вооруженных сил. Целевое использование выделяемых средств контролируется банковским сопровождением, государственным надзором и Министерством обороны.

К нормативным документам по ГОЗ можно отнести Гражданский кодекс, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме этого, различные ведомственные приказы (Минобороны, МЧС, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федерального казначейства, ФАС).

Но основным документом, регулирующим все отношения в рамках ГОЗ, является Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее – № 275-ФЗ).

Отчетность по гособоронзаказу

Не стоит упускать и тот момент, что организации, в которых созданы военные представительства Минобороны РФ, обязаны предоставлять отчет об исполнении государственного оборонного заказа.

Ежемесячно, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляют Отчет об исполнении государственного контракта (Постановление от 19.01.1998 г. № 47). Организации, не имеющие военных ведомств, предоставляют отчет по требованию Минобороны.

Правила заполнения отчета содержат следующие основные положения:

1. Отчет составляется по каждому контракту отдельно.

2. Отчетным является весь период с даты заключения контракта по дату составления формы.

3. Составление отчета ведется нарастающим итогом. Организация должна отразить все хозяйственные операции, любые движения денежных средств, взаиморасчеты, понесенные затраты и финансовый результат.

4. Отчет предоставляется вплоть до исполнения контракта.

5. Отражение стоимостных показателей производится в рублях и копейках, а процентные до десятых долей.

Режим использования спецсчета по закупкам по гособоронзаказу

Исполнитель гособоронзаказа не имеет права расходовать денежные средства, находящиеся на спецсчете по своему усмотрению. Существуют определенные достаточно строгие ограничения:

• Для спецсчетов запрещены операции по кредитам и займам, кроме сумм, которые перечислены в сделке по гособоронзаказу.

• Нельзя выдавать деньги физическим лицам, за исключением выплаты работникам компенсаций и зарплаты с одновременной оплатой необходимых налогов и сборов.

• Со средств, которые хранятся на спецсчете по гособоронзаказу, нельзя проводить следующие операции: осуществлять благотворительность; формировать уставной капитал сторонней организации; приобретать иностранную валюту, ценные бумаги и драгметаллы; исполнять договор об уступке права требования; осуществлять переводы на другие расчетные счета, даже в уполномоченных банках.

• Запрещено размещать денежные средства на депозитах, если проценты и сумма депозита не будут возвращены на этот же спецсчет, или использовать эти денежные средства, чтобы внести обеспечение исполнения контракта.

•Списание в пользу исполнительных документов возможно: для возмещения вреда жизни и здоровью; чтобы выплатить выходные пособия или зарплату; при взысканиях в доход РФ.

Средства списываются при указании в распоряжении номера идентификатора государственного контракта и только на спецсчет для гособоронзаказа. Однако, существуют некоторые исключения: Исполнитель может осуществлять со спецсчета бюджетные платежи (налоги, страховые взносы, таможенные и иные сборы), проводить оплату товаров и услуг, цены на которые регулирует государство, осуществлять иные траты, не превышающие 3 млн. руб. в месяц. Ст. 76 НК РФ позволяет останавливать операции по такому расчетному счету для взыскания налогов, пени или штрафов.

Кто может участвовать в ГОЗ

Участвовать в гособоронзаказе могут юридические лица, зарегистрированные согласно законодательству РФ. Юрлицо, с которым заказчик заключает контракт ГОЗ является головным исполнителем (исполнителем первого уровня). Для выполнения контракта ГОЗ головной исполнитель может сформировать кооперацию. Участники, входящие в её состав, именуются исполнителями второго и третьего уровня. Это могут быть как организации, так и ИП и физические лица.

Для головных исполнителей и участников прописаны обязанности. В частности, головной исполнитель должен:

  • заранее подобрать исполнителей;
  • для каждого члена кооперации подготовить обоснование по участию;
  • определиться с ответственным банком;
  • предоставить госзаказчикам возможность контролировать исполнение обязательств;
  • обосновать цену контракта.
Читайте также:  СНТ разрешили включать в состав населенных пунктов

Также организация должна соответствовать ряду требований:

  • не иметь задолженности по налогам;
  • отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков;
  • не должны быть зарегистрированы в офшорах.

Обязательно ли нужен спецсчет?

Законодательством четко обозначены обстоятельства, когда участникам электронных торгов требуется открытие специального счета. Так, в рамках 44-ФЗ его должны открывать все поставщики, включая юридических и физических лиц, а также ИП. По 223-ФЗ спецсчет потребуется только контрагентам, относящимся к субъектам МСП.

В финансовом инструменте нет необходимости, если:

  1. Тендеры проводятся в бумажном формате. Начиная с 2019 года основная часть торгов проходит в электронном виде.
  2. От участников аукциона не требуется обеспечения заявки. К таковым относится часть тендеров по 44-ФЗ стоимостью до 1 млн.руб., все аукционы по 223-ФЗ, цена контрактов которых не превышает 5 млн.руб.
  3. Тендеры обеспечиваются банковской гарантией либо поставщик направляет денежные средства напрямую на р/с организатора.

Ограничения при работе с ГОЗ

Головным исполнителем, т.е. лицом, заключившим с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу, может быть только юридическое лицо. То есть индивидуальный предприниматель не может заключить договор с государственным органом непосредственно.

Исполнителем же, то есть лицом, заключившим контракт с головным исполнителем или исполнителем, может быть и юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель.

Государственным заказчиком же по ГОЗ может выступать не только Министерство обороны, но и другие государственные органы (Например, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба охраны, МВД, Государственные корпорации Роскосмос, Росатом).

Однако вместе с возможностью предприятия или индивидуального предпринимателя (ИП) заработать необходимо учитывать такую особенность работы в гособоронзаказе как обязательность расчетов с использованием отдельных банковских счетов в уполномоченных банках в том случае, если госзакачик – Минобороны или Роскосмос либо лицевых счетов в Управлении Федерального Казначейства в том случае, если госзаказчиком выступают иные государственные органы.

Помимо того, что у предприятия (или ИП) есть возможность заключить контракт, у него должна быть возможность получить за его выполнение деньги. И на этом этапе возникает такая особенность работы в гособоронзаказе как обязательность расчетов с использованием отдельных банковских счетов в уполномоченных банках (если госзакачик – Минобороны или Роскосмос) либо лицевых счетов в Управлении Федерального Казначейства (если госзаказчик – иные органы).

И если работа с личными счетами в УФК в гособоронзаказе ничем не отличается от других госконтрактов, то с отдельными счетами совсем другая картина.

Специальный счет — это такой банковский счёт, на котором блокируется обеспечение заявки на участие в закупках, проводимых для субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ, а также по 44-ФЗ — в основном, для закупок на сумму больше 1 млн рублей. Почему в основном? Потому что законодательством о закупках предусмотрена возможность для заказчика установить обеспечение заявки для закупок с начальной ценой и меньше 1 млн рублей. Однако на практике такие случаи встречаются редко, и, в основном, обеспечения заявки у закупок на сумму меньше 1 млн рублей нет.

Кроме того, обеспечение заявки на участие в закупке по 44-ФЗ можно предоставить не только в виде денег, которые блокируются на специальном счете, но и в виде банковской гарантии.

Поэтому, если вы, например, решили разово поучаствовать в небольшой закупке или готовы оформить БГ, спецсчет можно и не открывать.

Кстати, в Тендерплане можно находить закупки, обеспечение заявки в которых не требуется, просто установив в соответствующей графе формы поиска значение 0.

Открытие специального счета

Удобно, когда специальный счет и основной расчетный находятся в одном банке, особенно, если количество и сумма участий крупные. В этом случае срок перевода денежных средств между счетами минимальный, в отличие от межбанковских переводов. Но можно выбрать для открытия спецсчета и другой банк.

2. Убедитесь, что использование спецсчета не вызовет проблем:

3. И, наконец, последним шагом является подача заявления об открытии специального счета непосредственно в банк. В некоторых можно сделать это дистанционно, без визита в офис.

Возможный вопрос от сотрудников банка при открытии специального счета — для каких целей он необходим. Обычно достаточно пояснить для какого вида торгов он будет использоваться — для работы в рамках 44-ФЗ или 223-ФЗ.

Неважно в каких закупках вы принимаете участие — в Тендерплан найдутся и государственные торги и коммерческие тендеры. Удобный поиск, настройка рассылки, аналитика и управление работой с закупками в одном сервисе

Таким образом, открытие спецсчета ВТБ для получения государственного оборонного заказа очень выгодно для предпринимателя. Ему не придется уплачивать никакие комиссии, а уровень обслуживания ничем не отличается от стандартного сервиса. ВТБ входит в число крупнейших банков, которые получили право на ведение такого счета. Для открытия понадобится собрать стандартный пакет документов, как и для открытия простого счета. В информационных целях номер можно заранее зарезервировать.

На основании ч. 2 ст. 176 Жилищного кодекса РФ ТСЖ, ЖСК (далее ТСЖ) могут открыть специальный счет в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей. Центральный банк Российской Федерации ежеквартально размещает информацию о кредитных организациях, которые соответствуют этим требованиям на своем официальном сайте.

О банках партнерах Правительства Москвы можно узнать на сайте Общественно-консультативного совета по вопросам координации и взаимодействия Правительства Москвы с кредитными организациями. Там же имеется список банков и их сотрудников, уполномоченных оказывать консультации о процедуре и условиях открытия в банке специальных счетов для формирования фондов капитального ремонта многоквартирного дома.

Читайте также:  Как выехать за границу с долгами в 2023 году

Банков много, какой выбрать? На какие условия открытия и обслуживания счета необходимо обратить внимание при выборе банка?

В 275-ФЗ четко указано, должен ли исполнитель гособоронзаказа открывать счет — да, все головные исполнители, исполнители и соисполнители открывают спецсчет в уполномоченных банках. Банковские учреждения заключают специальные договоры на обслуживание спецсчетов по государственному оборонному заказу. Операции проводятся, только если в распоряжении на перечисление денежных средств указывают идентификатор государственного контракта. Когда открытие одобрено уполномоченным банком, поставщик оповещает заказчика и направляет ему реквизиты. С этого момента государственный заказчик обязан перечислять деньги на спецсчет, указывая в каждом платежном документе идентификатор контракта.

Если из распорядительного органа (ТОФК — территориальное отделение Федерального казначейства) поступит уведомление о временной приостановке операций по спецсчету, уполномоченное учреждение обязано на время заблокировать движение средств (Указание ЦБ РФ №3729-У от 15.07.2015).

Ситуация 2. Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?

Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).

В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет — это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.

Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.

Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:

— юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.

— с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);

— согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).

— отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);

— одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);

— имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк ( пп. «е»,» п. 6.2 Положения № 375-П);

— в отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);

— иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).

Читайте также:  Виды пособий и выплат семьям, имеющим детей, в городе Челябинске

Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.

Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.

Придется передавать новые сведения в уполномоченный банк

07.12.2019 вступает в силу приказ министра обороны № 605 от 21.10.2019, который ввел новый порядок составления, утверждения и предоставления в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный банковский счет для госконтракта, перечня физических лиц, которым перечисляют деньги как плату за установление права ограниченного пользования земельным участком (сервитута), принадлежащим физическому лицу на праве собственности, либо в качестве компенсации стоимости сносимых или переносимых строений и насаждений, принадлежащих физическому лицу, и убытки, которые причинены изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением принадлежащего физическому лицу права собственности, владения, пользования или распоряжения земельным участком в рамках сопровождаемой сделки, государственным заказчиком по которой является Минобороны.

В этот перечень включаются сведения:

  • Ф.И.О. физлица;
  • вид, серия, номер документа, который удостоверяет личность, дата его выдачи, наименование органа, который его выдал;
  • адрес регистрации по месту жительства физического лица;
  • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого заключено соглашение об изъятии, соглашение об установлении сервитута, соглашение о возмещении (компенсации) стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением права собственности, владения, пользования или распоряжения таких участков;
  • дата и номер заключенного соглашения об изъятии земельного участка, соглашения об установлении сервитута, соглашения о возмещении (компенсации) стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением права собственности, владения, пользования или распоряжения земельным участком;
  • наименование банка (филиала банка), в котором открыт счет физического лица, БИК, реквизиты;
  • идентификатор государственного контракта;
  • суммы денег, которые перечисляют как плату за установление сервитута или как возмещение (компенсации) стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих физическому лицу, и убытки, причиненные изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением принадлежащего физическому лицу права собственности, владения, пользования или распоряжения земельным участком;
  • наименование уполномоченного банка, БИК и номер отдельного счета головного исполнителя, с которого отчисляют деньги физлицу.

Прилагаются заверенные подписью руководителя и печатью головного исполнителя такие копии документов:

  • удостоверяющего личность физического лица;
  • подтверждающего право собственности физического лица на землю и на объекты недвижимого (движимого) имущества, подлежащие сносу (переносу);
  • подтверждающего изъятие земли, установление сервитута, заключение договора аренды (субаренды) земли, согласие на компенсацию убытков, причиненных изъятием или временным занятием земли, ограничением принадлежащего физическому лицу права собственности, владения, пользования или распоряжения землей, возмещение (компенсации) стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих физическому лицу.

Перечень заверяется руководителем, главным бухгалтером и печатью головного исполнителя на бумажном носителе и в электронном виде.

Какие документы предоставлять?

Перечень документов для юрлиц при оформлении с/сч будет следующим:

  • заполненный бланк заявления;
  • заверенные копии учредительных документов;
  • информация о юридическом лице, предоставленная по форме финансового учреждения;
  • анкета;
  • образцы подписей и печать;
  • приказы на руководителя организации и на уполномоченных лиц, которые вправе будут совершать действия по спецсчету;
  • паспорта сотрудников, имеющих доступ к спецсчету и право совершать по нему операции;
  • СНИЛС руководителя;
  • лицензия на деятельность.

Стандартный перечень документов для ИП минимален:

  • заполненный бланк заявления;
  • копия Листа записи;
  • копия ИНН;
  • копия паспорта;
  • выписка из реестра ЕГРНИП;
  • СНИЛС предпринимателя;
  • образцы подписи и печати.

Как работать со спецсчетом по гособоронзаказу?

Исполнители ГОЗ должны открывать отдельный расчетный счет. Список уполномоченных банков состоит из организаций, работающих в рамках 275-ФЗ. В настоящее время перечень организаций закрыт от остальных категорий участников. Сведения о названных организациях предоставляются госзаказчикам и головным исполнителям по закупкам в оборонной сфере. Раньше список уполномоченных финансовых учреждений находился в открытом доступе.

Также общеизвестно, что опорным уполномоченным банком для ОПК России является Промсвязьбанк, так как 100% акций находятся в собственности РФ.

Деньги вносятся на спецсчет по гособоронзаказу, и их можно использовать на исполнение контрактов ГОЗ:

  • налоговые отчисления по договорам;
  • выплаты авансов субподрядчикам;
  • зарплаты бригадам;
  • покупка билетов РЖД и проч.

После того как исполнитель выполняет свои обязательства по контракту ГОЗ, уполномоченная финансовая организация закрывает данный счет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *