Как вести учёт основных средств в 2023 году: ФСБУ 6/2020

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как вести учёт основных средств в 2023 году: ФСБУ 6/2020». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.

План счетов бухучета для бюджетных и госучреждений

Актуальная таблица счетов бюджетного учета в 2022 году для государственных и бюджетных учреждений по инструкции 157н:

Наименование балансового счета

Синтетический счет объекта учета

Наименование группы

Синтетический

Аналитический

Группа

Вид

1

2

3

4

5

НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ

1 0 0

Основные средства

1 0 1

1 0 1

1

Основные средства — недвижимое имущество учреждения

1 0 1

2

Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения

1 0 1

3

Основные средства — иное движимое имущество учреждения

1 0 1

9

Основные средства — иное движимое имущество учреждения

1 0 1

1

1 0 1

2

1 0 1

3

1 0 1

4

1 0 1

5

1 0 1

6

1 0 1

7

1 0 1

8

Нематериальные активы

1 0 2

1 0 2

2

Нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения

1 0 2

3

Нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения

Непроизведенные активы

1 0 3

1 0 3

1

Непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения

1 0 3

3

Непроизведенные активы — иное движимое имущество

1 0 3

9

Непроизведенные активы — в составе имущества концедента

1 0 3

1

1 0 3

2

1 0 3

3

Амортизация

1 0 4

1 0 4

1

Амортизация недвижимого имущества учреждения

1 0 4

2

Амортизация особо ценного движимого имущества учреждения

1 0 4

3

Амортизация иного движимого имущества учреждения

1 0 4

4

Амортизация прав пользования активами

1 0 4

5

Амортизация имущества, составляющего казну

104 6

Амортизация прав пользования нематериальными активами

1 0 4

9

Амортизация имущества учреждения в концессии

1 0 4

1

1 0 4

2

1 0 4

3

1 0 4

4

1 0 4

5

1 0 4

6

1 0 4

7

1 0 4

8

1 0 4

9

1 0 4

2

9

1 0 4

3

9

1 0 4

4

9

1 0 4

5

1

1 0 4

5

2

1 0 4

5

4

1 0 4

5

9

Материальные запасы

1 0 5

1 0 5

2

Материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения

1 0 5

3

Материальные запасы — иное движимое имущество учреждения

1 0 5

1

1 0 5

2

1 0 5

3

1 0 5

4

1 0 5

5

1 0 5

6

1 0 5

7

1 0 5

8

1 0 5

9

Вложения в нефинансовые активы

1 0 6

1 0 6

1

Вложения в недвижимое имущество

1 0 6

2

Вложения в особо ценное движимое имущество

1 0 6

3

Вложения в иное движимое имущество

1 0 6

4

Вложения в объекты финансовой аренды

1 0 6

6

Вложения в права пользования нематериальными активами

1 0 6

1

1 0 6

2

1 0 6

3

1 0 6

4

Нефинансовые активы в пути

1 0 7

1 0 7

1

Недвижимое имущество учреждения в пути

1 0 7

2

Особо ценное движимое имущество учреждения в пути

1 0 7

3

Иное движимое имущество учреждения в пути

1 0 7

1

1 0 7

3

Нефинансовые активы имущества казны

1 0 8

1 0 8

5

Нефинансовые активы, составляющие казну

1 0 8

5

1

1 0 8

5

2

1 0 8

5

3

1 0 8

5

4

1 0 8

5

5

1 0 8

5

6

1 0 8

5

7

1 0 8

9

1 0 8

9

1

1 0 8

9

2

1 0 8

9

5

Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг

1 0 9

1 0 9

6

Себестоимость готовой продукции, работ, услуг

1 0 9

7

Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг

1 0 9

8

Общехозяйственные расходы

Права пользования активами

1 1 1

1 1 1

4

Права пользования нефинансовыми активами

1 1 1

4

1

1 1 1

4

2

1 1 1

4

4

1 1 1

4

5

1 1 1

4

6

1 1 1

4

7

1 1 1

4

8

1 1 1

4

9

1 1 1 6

Права пользования нематериальными активами

Обесценение нефинансовых активов

1 1 4

1 1 4

1

Обесценение недвижимого имущества учреждения

1 1 4

2

Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения

1 1 4

3

Обесценение иного движимого имущества учреждения

1 1 4

4

Обесценение прав пользования активами

1 1 4 6

Обесценение прав пользования нематериальными активами

1 1 4

1

1 1 4

2

1 1 4

3

1 1 4

4

1 1 4

5

1 1 4

6

1 1 4

7

1 1 4

8

1 1 4

9

1 1 4

6

1 1 4

6

1

1 1 4

6

2

1 1 4

6

3

ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ

2 0 0

Денежные средства учреждения

2 0 1

2 0 1

1

Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе Казначейства

2 0 1

2

Денежные средства учреждения в кредитной организации

2 0 1

3

Денежные средства в кассе учреждения

2 0 1

1

2 0 1

2

2 0 1

3

2 0 1

4

2 0 1

5

2 0 1

6

2 0 1

7

Средства на счетах бюджета

2 0 2

2 0 2

1

Средства на счетах бюджета в органе Федерального казначейства

2 0 2

2

Средства на счетах бюджета в кредитной организации

2 0 2

3

Средства бюджета на депозитных счетах

2 0 2

1

2 0 2

2

2 0 2

3

Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание

2 0 3

2 0 3

1

2 0 3

1

Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание

2 0 3

2

Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание, в пути

2 0 3

3

Средства на счетах для выплаты наличных денег

2 0 3

2

2 0 3

3

2 0 3

4

2 0 3

5

Финансовые вложения

2 0 4

2 0 4

2

Ценные бумаги, кроме акций

2 0 4

3

Акции и иные формы участия в капитале

2 0 4

5

Иные финансовые активы

2 0 4

2

1

2 0 4

2

2

2 0 4

2

3

2 0 4

3

1

2 0 4

3

2

2 0 4

3

3

2 0 4

3

4

2 0 4

5

2

2 0 4

5

3

Расчеты по доходам

2 0 5

2 0 5

1

Расчеты по налоговым доходам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование

2 0 5

2

Расчеты по доходам от собственности

2 0 5

3

Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат

2 0 5

4

Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба

2 0 5

5

Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера

2 0 5

6

Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера

2 0 5

7

Расчеты по доходам от операций с активами

2 0 5

8

Расчеты по прочим доходам

2 0 5

1

1

2 0 5

2

1

2 0 5

2

2

2 0 5

2

3

2 0 5

2

4

2 0 5

2

6

2 0 5

2

7

2 0 5

2

8

2 0 5

2

9

2 0 5

3

1

2 0 5

3

2

2 0 5

3

3

2 0 5

3

5

2 0 5

4

1

2 0 5

4

4

2 0 5

4

5

2 0 5

5

1

2 0 5

5

2

2 0 5

5

3

2 0 5

6

1

2 0 5

7

1

2 0 5

7

2

2 0 5

7

3

2 0 5

7

4

2 0 5

7

5

2 0 5

8

1

2 0 5

8

3

2 0 5

8

4

2 0 5

8

9

Расчеты по выданным авансам

2 0 6

2 0 6

1

Расчеты по авансам по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда

2 0 6

2

Расчеты по авансам по работам, услугам

2 0 6

3

Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов

2 0 6

4

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям

2 0 6

5

Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам

2 0 6

6

Расчеты по авансам по социальному обеспечению

2 0 6

7

Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений

2 0 6 8

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера организациям

2 0 6

9

Расчеты по авансам по прочим расходам

2 0 6

1

1

2 0 6

1

2

2 0 6

1

3

2 0 6

2

1

2 0 6

2

2

2 0 6

2

3

2 0 6

2

4

2 0 6

2

5

2 0 6

2

6

2 0 6

2

7

2 0 6

2

8

2 0 6

2

9

2 0 6

3

1

2 0 6

3

2

2 0 6

3

3

2 0 6

3

4

2 0 6

4

1

2 0 6

4

2

2 0 6

5

1

2 0 6

5

2

2 0 6

5

3

2 0 6

6

1

2 0 6

6

2

2 0 6

6

3

2 0 6

7

2

2 0 6

7

3

2 0 6

7

5

2 0 6

9

6

Расчеты по кредитам, займам (ссудам)

2 0 7

2 0 7

1

Расчеты по предоставленным кредитам, займам (ссудам)

2 0 7

2

Расчеты в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)

2 0 7

3

Расчеты с дебиторами по государственным (муниципальным) гарантиям

2 0 7

1

Расчеты по прочим долговым требованиям

2 0 7

3

2 0 7

4

Расчеты с подотчетными лицами

2 0 8

2 0 8

1

Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда

2 0 8

2

Расчеты с подотчетными лицами по оплате работ, услуг

2 0 8

3

Расчеты с подотчетными лицами по поступлению нефинансовых активов

2 0 8

5

Расчеты с подотчетными лицами по безвозмездным перечислениям бюджетам

2 0 8 6

Расчеты с подотчетными лицами по социальному обеспечению

2 0 8

9

Расчеты с подотчетными лицами по прочим расходам

2 0 8

1

1

2 0 8

1

2

2 0 8

1

3

2 0 8

2

1

2 0 8

2

2

2 0 8

2

3

2 0 8

2

4

2 0 8

2

5

2 0 8

2

6

2 0 8

2

7

2 0 8

2

8

2 0 8

2

9

2 0 8

3

1

2 0 8

3

2

2 0 8

3

4

2 0 8

6

1

2 0 8

6

2

2 0 8

6

3

2 0 8

9

1

2 0 8

9

3

2 0 8

9

4

2 0 8

9

5

2 0 8

9

6

Расчеты по ущербу и иным доходам

2 0 9

2 0 9

3

Расчеты по компенсации затрат

2 0 9

3

4

2 0 9

3

6

2 0 9

4

Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба

2 0 9

4

1

2 0 9

4

3

2 0 9

4

4

2 0 9

4

5

2 0 9

7

Расчеты по ущербу нефинансовым активам

2 0 9

7

1

2 0 9

7

2

2 0 9

7

3

2 0 9

7

4

2 0 9

8

Расчеты по иным доходам

2 0 9

8

1

2 0 9

8

2

2 0 9

8

9

Прочие расчеты с дебиторами

2 1 0

2 1 0

2

2 1 0

8

2

Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному

2 1 0

9

2

Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет

2 1 0

3

2 1 0

4

2 1 0

5

2 1 0

6

2 1 0

1

Расчеты по налоговым вычетам по НДС

2 1 0

1

1

2 1 0

1

2

2 1 0

1

3

Внутренние расчеты по поступлениям

2 1 1

Внутренние расчеты по выбытиям

2 1 2

Вложения в финансовые активы

2 1 5

2 1 5

2

Вложения в ценные бумаги, кроме акций

2 1 5

3

Вложения в акции и иные формы участия в капитале

2 1 5

5

Вложения в иные финансовые активы

2 1 5

2

1

2 1 5

2

2

2 1 5

2

3

2 1 5

3

1

2 1 5

3

2

2 1 5

3

3

2 1 5

3

4

2 1 5

5

2

2 1 5

5

3

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

3 0 0

Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам

3 0 1

3 0 1

1

Расчеты по долговым обязательствам в рублях

3 0 1

2

Расчеты по долговым обязательствам по целевым иностранным кредитам (заимствованиям)

3 0 1

3

Расчеты по государственным (муниципальным) гарантиям

3 0 1

4

Расчеты по долговым обязательствам в иностранной валюте

3 0 1

1

3 0 1

2

3 0 1

3

3 0 1

4

Расчеты по принятым обязательствам

3 0 2

3 0 2

1

Расчеты по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда

3 0 2

2

Расчеты по работам, услугам

3 0 2

3

Расчеты по поступлению нефинансовых активов

3 0 2

4

Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера организациям

3 0 2

5

Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам

3 0 2

6

Расчеты по социальному обеспечению

3 0 2

7

Расчеты по приобретению финансовых активов

3 0 2 8

Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера организациям

3 0 2

9

Расчеты по прочим расходам

3 0 2

1

1

3 0 2

1

2

3 0 2

1

3

3 0 2

2

1

3 0 2

2

2

3 0 2

2

3

3 0 2

2

4

3 0 2

2

5

3 0 2

2

6

3 0 2

2

7

3 0 2

2

8

3 0 2

2

9

3 0 2

3

1

3 0 2

3

2

3 0 2

3

3

3 0 2

3

4

3 0 2

4

1

3 0 2

4

2

3 0 2

5

1

3 0 2

5

2

3 0 2

5

3

3 0 2

6

1

3 0 2

6

2

3 0 2

6

3

3 0 2

7

2

3 0 2

7

3

3 0 2

7

5

3 0 2

9

3

3 0 2

9

5

3 0 2

9

6

Расчеты по платежам в бюджеты

3 0 3

3 0 3

1

3 0 3

2

3 0 3

3

3 0 3

4

3 0 3

5

3 0 3

6

3 0 3

7

3 0 3

8

3 0 3

9

3 0 3

1

3 0 3

1

1

3 0 3

1

2

3 0 3

1

3

Прочие расчеты с кредиторами

3 0 4

3 0 4

1

3 0 4

2

3 0 4

3

3 0 4

4

3 0 4

8

4

3 0 4

9

4

3 0 4

5

3 0 4

6

3 0 4

8

6

3 0 4

9

6

Расчеты по выплате наличных денег

3 0 6

Расчеты по операциям на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание

3 0 7

3 0 7

1

Расчеты по операциям на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание

3 0 7

2

3 0 7

3

3 0 7

4

3 0 7

5

Внутренние расчеты по поступлениям

3 0 8

Внутренние расчеты по выбытиям

3 0 9

ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

4 0 0

Финансовый результат экономического субъекта

4 0 1

4 0 1

1

Доходы текущего финансового года

4 0 1 1 6

Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям

4 0 1 1 7

Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям

4 0 1

1

8

Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году

4 0 1

1

9

Доходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году

4 0 1

2

Расходы текущего финансового года

4 0 1 2 6

Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям

4 0 1 2 7

Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям

4 0 1

2

8

Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году

4 0 1

2

9

Расходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году

4 0 1

3

Финансовый результат прошлых отчетных периодов

4 0 1

4

Доходы будущих периодов

4 0 1 4 1

Доходы будущих периодов к признанию в текущем году

4 0 1 4 9

Доходы будущих периодов к признанию в очередные года

4 0 1

5

Расходы будущих периодов

4 0 1

6

Резервы предстоящих расходов

Результат по кассовым операциям бюджета

4 0 2

4 0 2

1

Поступления

4 0 2

2

Выбытия

4 0 2

3

Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета

САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ

5 0 0

5 0 0

1

Санкционирование по текущему финансовому году

5 0 0

2

Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году)

5 0 0

3

Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным)

5 0 0

4

Санкционирование по второму году, следующему за очередным

5 0 0

9

Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)

Лимиты бюджетных обязательств

5 0 1

5 0 1

1

5 0 1

2

5 0 1

3

5 0 1

4

5 0 1

5

5 0 1

6

5 0 1

9

Обязательства

5 0 2

5 0 2

1

5 0 2

2

5 0 2

5

5 0 2

7

Принимаемые обязательства

5 0 2

9

Отложенные обязательства

Бюджетные ассигнования

5 0 3

5 0 3

1

5 0 3

2

5 0 3

3

5 0 3

4

5 0 3

5

5 0 3

6

5 0 3

9

Сметные (плановые, прогнозные) назначения

5 0 4

Право на принятие обязательств

5 0 6

Утвержденный объем финансового обеспечения

5 0 7

Получено финансовое обеспечение

5 0 8

Читайте также:  Дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда

Комплекс действий при списании объектов ОС

Как правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества.

В отношении федерального имущества Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение № 834).

Поскольку принципы списания федерального имущества, имущества субъектов РФ (муниципального имущества) аналогичны, далее будем опираться на нормы указанного положения.

Для справки: Положение № 834 не распространяется:

а) на федеральное имущество, изъятое из оборота;

б) на музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также документы, включенные в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд;

в) на федеральное имущество, расположенное за пределами РФ.

В соответствии с новым стандартом, утвержденным Приказом Минфина № 257н от 31.12.2016, основные средства понимаются как материальные ценности (активы) вне зависимости от их стоимости, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев. Они предназначены для постоянного многократного употребления с целью выполнения организацией возложенных на нее функций. Имущественные объекты могут принадлежать учреждению как по праву оперативного управления, так и по праву владения или пользования имуществом.

Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств», такие средства не подлежат последующей перепродаже и предполагают использование с целью получения в будущем экономической выгоды (п. 4 ПБУ 6/01).

В аналитике за единицу учета таких средств принимается инвентарный объект — ИО (п. 6 ПБУ 6/01). Если первоначальная стоимость ИО ниже 40 000,00 рублей, то они могут учитываться в качестве материально-производственных запасов. Стоимостные границы организация определяет в своей политике самостоятельно.

Законодательно основные средства регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Налоговый кодекс РФ.
  3. 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.
  4. ПБУ 6/01.
  5. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств — Приказ Минфина от 13.10.2003 № 91н.
  6. Приказ Минфина России об утверждении федерального стандарта от 31.12.2016 № 257н.

Порядок списания ценного имущества в ООО

Как и в БУ, в ООО процедура списания устаревшего имущества схожа с аналогичным процессом в БУ. Поводом для списания ОС с бухгалтерского учета служит ведомость дефектов. Списание представляет собой итоговую хозяйственную операцию при постоянном использовании объекта ОС, она включает в себя следующие действия:

  • Тщательная диагностика текущего технического состояния каждой единицы, находящейся на балансе ОС;
  • Оформление нужной регламентирующей документации;
  • Получение соответствующего разрешения на списания у официального собственника;
  • Проведение демонтажа и разборки техники;
  • Проведение утилизации и процесса списания с основного балансового учета.

Состав бюджетного плана счетов

Бухгалтеры бюджетных учреждений должны руководствоваться Планом счетов и Инструкцией по его применению, которые утверждены Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015).

В составе бюджетного плана счетов примерно 2000 счетов. Но, в сущности, большая их часть — это субсчета. Конечно же, бухгалтеры не пользуются всеми счетами, а, равно как и в коммерческих структурах, разрабатывают рабочий план счетов.

Собственно, те счета, которые наиболее активно используются в деятельности бюджетников, входят в следующие разделы, их всего пять:
1. Нефинансовые активы.

Сюда включаются основные средства и нематериальные активы, а также все связанные с ними операции, например амортизация. Также в этот раздел входят материальные запасы, готовая продукция и капвложения.

2. Финансовые активы.

Название говорит само за себя и охватывает денежные средства и финансовые вложения учреждения, такие как ценные бумаги, депозиты, акции. Помимо этого к финансовым активам относят также все виды дебиторской задолженности, включая расчеты с дебиторами по доходам, расчеты с подотчетными лицами и т.п.

3. Обязательства.

Раздел схож с понятием обязательств в коммерческой сфере и подразумевает любые формы кредиторской задолженности, такие как расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты по налогам и сборам, расчеты по долговым обязательствам…

4. Финансовый результат.

В разделе помещается информация о финансовых итогах не только за текущий год, но и за предшествующие годы деятельности учреждений. Также в нем указываются сведения о кассовом исполнении бюджета и о доходах будущих периодов.

5. Санкционирование расходов бюджетов.

Пожалуй, самый кардинально отличающийся от коммерции раздел. На входящих в него счетах идет учет бюджетных ассигнований и лимитов по бюджетным обязательствам.

Аналогично общему плану счетов, бюджетный содержит забалансовые счета, отражающие ценности, временно находящихся в учреждении и не принадлежащие ему.

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 103)

Непроизводственные активы подлежат учету на счете 103 00 000. После внесения корректировок в Инструкцию, для учета непроизводственных активов сейчас используют следующие группы счетов:

Группа счетов Наименование
0 103 10 000 Непроизводственные активы — недвижимое имущество учреждения
0 103 30 000 Непроизводственные активы — иное движимое имущество
0 103 90 000 Непроизводственные активы — в составе имущества концедента

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 208)

Важно! С 1 января 2023 года в подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ должны быть отражены затраты на уплату налогов (которые можно включать в состав расходов), государственные пошлины и сборы, различные платежи в бюджеты всех уровней. Счет 208 91 000 называется сейчас «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов».

В счет 208 00 000 также введены новые счета аналитического учета:

Читайте также:  Какие виды детских выплат полагаются семьям в краснодарском крае
Счет Подстатья КОСГУ
С 1 января 2023 года
0 208 93 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафов за нарушение условий контрактов (договоров)» 293
0 208 95 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате других экономических санкций» 295
0 208 96 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов» 296
С 1 января 2023 года
0 208 27 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования» 227
0 208 28 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг, работ для целей капитальных вложений» 228
0 208 29 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» 229

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 209)

Бухгалтеру при осуществлении расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному учреждению и иным доходам на счете 209 00 000 придется учитывать нововведения:

1. Расчеты по иным доходам отражаются на счете 209 89 000 (не на счете 209 83 000).

2. У группы счетов 209 40 изменилось наименование — сейчас это «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба» (не «Расчеты по суммам принудительного изъятия»).

3. Введены новые счета:

Счет Наименование
0 209 34 000 Расчеты по компенсации затрат
0 209 41 000 Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)
0 209 43 000 Расчеты по доходам от страховых возмещений
0 209 44 000 Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых взносов)
0 209 45 000 Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Ни дня без инструкций × Ни дня без инструкций

  1. Сервисы:

Списание основных средств — это процедура, при которой имущественный объект не может использоваться в работе и подлежит снятию с учета.

Разберем ключевые правила списания основных средств в бюджетных учреждениях 2023 года. 27 марта 2023 Автор: Евдокимова Наталья Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов.

Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  • Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  • Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.
  • Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  • Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  • Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  • Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя. Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство.

По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления.

Как правильно сформировать инвентарный номер? Какая правильная структура инвентарных номеров ОС в бюджетном учреждении?

Формирование инвентарных номеров в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред.

1» В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусмотрено автоматическое формирование для основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, имущества казны инвентарных номеров с предопределенной структурой, которая может быть задана пользователем. Формирование инвентарных номеров и их присвоение объектам может производиться как в документах, которыми оформляется принятие к учету ОС (НМА, НПА, имущества казны) на счет 101 (102, 103, 108), так и при вводе информации в карточку объекта (элемент справочника “Основные средства”), при условии, что для учреждения задан шаблон формирования инвентарного номера.

При отсутствии шаблона инвентарные номера автоматически формируются по порядку (по возрастанию) в пределах учреждения. При наличии шаблона номера автоматически формируются по порядку (по возрастанию) в пределах группы, составленной из остальных полей шаблона.

При ведении учета в одной базе по нескольким учреждениям для каждого из них может быть задана своя структура — свой шаблон инвентарных номеров. Шаблоны хранятся в справочнике «Шаблоны формирования инвентарных номеров», который подчинен справочнику “Учреждения” (Смотрите Рис.1) Ввести новый шаблон инвентарного номера можно непосредственно в карточке учреждения (элементе справочника «Учреждения»), на панели «Настройки учета».

По ссылке Шаблон формирования инвентарных номеров ОС и НМА открывается справочник «Шаблоны инвентарных номеров», в котором можно задать структуру инвентарных номеров, в соответствии с которой должны автоматически формироваться инвентарные номера принимаемых к учету основных средств, нематериальных и непроизведенных активов. (Рис.1) В заголовке формы шаблона указывается учреждение, для которого создается шаблон.

Реквизит “Наименование” — обязательный реквизит любого справочника. Здесь можно указать любую информацию. При вводе нового шаблона следует указать в реквизите «Длина инвентарного номера» количество символов в коде инвентарного номера (не более 30 символов).

Забалансовый счет 04 в бюджетном учреждении

Бюджетные организации могут списывать задолженности, признанные нереальными ко взысканию, отражая их за балансом. Для учета такого рода долгов применяется забалансовый счет 04 списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов (п.339 Инструкции № 157н). Он необходим для наблюдения за возможностью возврата долгов. Если возобновится взыскание или в счет погашения долга поступят средства, задолженность списывается.

Рассмотрим практический пример.

Исковая давность по задолженности в размере 4 570 руб. истекает 25.11.2017 г. По приказу директора ее необходимо списать на основании документов, подтверждающих признание дебитора неплатежеспособным. В учете необходимо произвести следующие записи, используя забалансовый счет 04:

  • списание долга, признанного нереальным к взысканию – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
  • одновременно учет задолженности за балансом – Дт 04 (4 570 руб.);
  • закрытие счета – Дт 2 401 30 000 Кт 2 401 20 273 (4 570 руб.).

Допустим, в декабре 2017 года дебитор произвел возврат денег, выданных ему авансом за поставку материалов. Восстановить задолженность следует так:

  • восстановление долга на счетах – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
  • одновременно списание задолженности – Кт 04 (4 570 руб.)

Как списать материальные запасы в бюджетном учреждении: порядок списания

Списание запасов происходит:

  • при их их потреблении (использовании) в деятельности учреждения (в том числе при изготовлении иных нефинансовых активов, отчуждении готовой продукции, биологической продукции);
  • принятии решения о списании государственного (муниципального) имущества;
  • принятии решения больше не использовать объект в качестве запасов и прекращении получения от него экономических выгод;
  • передаче другой организации госсектора;
  • продаже (дарении), обмене, распространении.
  • по иным предусмотренным законом основаниям.
Читайте также:  Порядок действий с полисом ОСАГО при ДТП в 2021 году

Списание стоимости материальных запасов может происходить двумя способами:

  • по стоимости каждой единицы;
  • средней стоимости.

Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года.

Прядок выбытия материалов детально прописан в пп. 34-41, а правила их оценки при выбытии — в пп. 42-43 ФСБУ «Запасы».

Опишем на примере, как списать материальные запасы в бюджетном учреждении.

Пример

На складе школы находится 5 метров рулонного ватмана по цене 150 руб. за метр, 7 метров ватмана по цене 177 руб. за метр. Дополнительно в начале месяца было закуплено еще 10 метров ватмана по цене 168 руб. за метр. За месяц использовано 15 метров ватмана. Определим среднюю фактическую стоимость 1 использованного метра ватмана и общую сумму затрат.

Средняя фактическая стоимость 1 метра равна:

(5 × 150 + 7 × 177 + 10 × 168) / (5 + 7 + 10) = 166,8 руб.

Общая сумма затрат на использованный ватман равна:

166,8 × 15 = 2 502 руб.

Для отражения транзакций выбытия также используются отдельные счета аналитического учета счета «Материальные запасы», заканчивающиеся на 440 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих материалов.

Проводка

Описание проводки

Дт 040120272 «Расходование материальных запасов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960272, 010970272, 010980272, 010990272)

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440)

Использование материалов в текущей деятельности или при производстве

Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440)

Продажа материалов (кроме готовой продукции и товаров), а также списание из-за непригодности, при недостаче

Дт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440)

Передача материалов от головного учреждения подведомственному

Лекарственные препараты и медицинские изделия

В соответствии с п. 11.4.1 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях, относятся на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.

При этом согласно Общероссийскому классификатору лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях, относятся к классу 21. Вместе с тем в перечне изделий этого класса не поименованы шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок и другие расходные материалы медицинского назначения. Они относятся к классу 32 («Изделия готовые прочие») как инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки.

Поэтому многие учреждения здравоохранения при приобретении таких изделий, применяемых в медицинских целях, используют счет 0 105 06 341, а не 0 105 01 341.

Обратите внимание: в настоящее время подготовлен проект изменений в Инструкцию № 157н, после внесения которых счет 105 01 000 будет называться «Лекарственные препараты и медицинские материалы». На нем будут учитываться не только медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, но и материалы, применяемые в медицинских целях (такие как шприцы, катетеры и т. п.).

В Методических рекомендациях приведены следующие корреспонденции счетов по поступлению и списанию материальных запасов, включенных в группу «Медикаменты и перевязочные средства»:

Дебет

Кредит

Приобретение медикаментов и медицинских материалов, в том числе медицинские аптечки и санитарные сумки, перевязочные средства (вата, марля, бинты), шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок, применяемых в медицинских целях

0 106 34 341
0 105 31 341

0 302 34 73х
0 106 34 341

Выбытие израсходованных материальных ценностей, относящихся к объектам материальных запасов по группе «Медикаменты и перевязочные средства»

0 109 х0 272
0 401 20 272

0 105 31 441

По каким критериям имущество относят к основным средствам

Для целей бухгалтерского (бюджетного) учета

Для целей бухгалтерского (бюджетного) учета к основным средствам, независимо от их стоимости, относятся материальные ценности если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • срок ее полезного использования составляет более 12 месяцев (если иное не предусмотрено Федеральным стандартом N 257н и Инструкцией N 157н).
  • Библиотечный фонд (за исключением периодических изданий) относите к основным средствам независимо от срока полезного использования (п. 8 Федерального стандарта N 257н);

  • она предназначена для неоднократного или постоянного использования при выполнении государственных (муниципальных) полномочий либо для деятельности по выполнению работ (услуг) или для управленческих нужд (п. 7 Федерального стандарта N 257н);
  • при ее использовании планируется получить экономические выгоды или полезный потенциал и первоначальную стоимость ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить. Эти критерии признания объекта основных средств должны применяться к инвентарному объекту в целом (п. 8 Федерального стандарта N 257н);
  • она находится в эксплуатации, в запасе или на консервации либо передана во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования (п. 7 Федерального стандарта N 257н).

Внесенные изменения Приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н (далее — Приказ № 198н) в правила ведения учета забалансовых счетов направлены на:

  • уточнение сферы применения отдельных забалансовых счетов;
  • установление порядка ведения аналитического учета по забалансовым счетам.

Начиная с 2021 г. при формировании показателей бухгалтерского учета и учетной политики применяется Приказ № 198н, исключение составляют отдельные положения, применять которые необходимо при формировании отчетности за 2021 г. Также, положениями п. 2 Приказа № 198н установлено, что изменения в части аналитического учета применяются в 2021 г. по решению субъекта учета, принятому в рамках формирования его учетной политики. В п. 2 приказа внесены коррективы:

  • при использовании счетов 01, 02, 21, 25, 26, с 1 января 2021 г.;
  • при использовании счетов 03, 04, 07, 08, 09, 10, 17, 18, 20, 23, 27, применяются начиная с отчетности на 1 января 2021 г. (то есть с отчетности за 2021 г.).

Применение счета 45 осуществляется при составлении отчетности за 2020 г.

Пример учета арендованного имущества на забалансовом счете

Приведем пример, каким образом отражается появление арендованного объекта на забалансовом счете у коммерческой компании.

Пример:

ООО «Вектор-М» оформило договор на аренду промышленного оборудования. Основное средство получено в июле 20ХХ года по акту приема-передачи. Стоимость по договору составила 780 000 руб. Эта же сумма была указана и в акте приема-передачи. Арендодатель представил справку о балансовой стоимости данного объекта.

В учете после соблюдения всех формальностей следует сделать следующие записи:

Дебет 001 — 780 000 руб. — поступил объект основных средств по арендному договору.

После окончания договорных отношений:

Кредит 001 — 780 000 руб. — произведен возврат арендованного объекта арендодателю


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *