Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессии: Искусство, театр, общество». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объективная сторона преступления выражается в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста. Способом воспрепятствования является принуждение к распространению информации либо к отказу от распространения информации.
Комментарий к Ст. 144 Уголовного кодекса
1. Объективная сторона характеризуется действием в виде воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста одним из двух указанных в законе способов: а) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к распространению информации либо б) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к отказу от распространения информации. Объектом воздействия при этом может выступать как сам журналист, так и его близкие.
2. Преступление является оконченным с момента совершения действий по воспрепятствованию законной профессиональной деятельности журналиста независимо от их фактической успешности.
3. Части 2 и 3 предусматривают квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления. Реально примененное к журналисту или его близким насилие, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, следует квалифицировать по совокупности со ст. 111 УК; менее тяжкие виды вреда здоровью охватываются ч. 3 комментируемой статьи.
Принуждение возможно путем применения насилия, угрозы насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантажа, ущемления трудовых прав журналиста, принятия мер к приостановлению или прекращению деятельности средства массовой информации.
Преступление является оконченным с момента совершения действий, препятствующих законной профессиональной деятельности журналиста.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Более строгое наказание предусмотрено за совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 144 УК).
В чем заключается препятствование
Согласно статье 144 Уголовного Кодекса РФ, это одна из разновидностей преступного деяния. Пример подобных действий – когда журналистов принуждают к распространению каких-либо сведений, либо насильно заставляют отказаться от выполнения такой работы.
Порядок профессиональной деятельности журналистов в этом случае становится главным объектом для преступления. В законе перечисляют широкий перечень действий, которые относят к нарушениям в этом направлении. Но именно уголовная ответственность предусматривается за принуждение специалистов к распространению, либо отказ соглашаться на определённые требования.
Потерпевшим будет признано лицо, имеющее соответствующий профессиональный статус:
- Штатных сотрудников, которые собирают информацию для различных средств массовой информации. При этом продукция распространяется исключительно в рамках одного предприятия.
- Авторов, которые признаются внештатными сотрудниками, могут получать от администрации какие-либо поручения.
Внимание! Ответственность возрастает для тех, кто пользуется служебным положением при совершении преступления.
Реальные случаи ограничения деятельности журналиста
Например, гражданин работал в какой-либо крупной газете. Он занимался расследованиями по событиям, связанными с уголовно-правовыми нарушениями и последствиями.
Гражданин получил сведения о том, что в одном из преступлений замешано высокопоставленное лицо из управленческого аппарата города вместе с несколькими крупными бизнесменами. Данные передало неизвестное лицо, преждевременно заявившее о возможных последствиях. Один из бизнесменов сам узнал об этом, после чего позвонил.
По ходу разговора несколько раз упоминались последствия обнародования сведения, ставших известными. Прямых угроз и намёка на них не последовало. Сотрудник удалил сведения, а потом обратился к своему коллеге. В результате тот и стал инициатором обращения к судебной инстанции.
Есть ещё одна ситуация. Один гражданин получил анонимку с серьёзной информацией. Решил посоветоваться с представителем администрации газеты, где он работал. В качестве непосредственного руководителя второе лицо приказало, чтобы расследование оставалось незавершённым. И пригрозил, что в противном случае надо будет составить заявление на увольнение. Или же та же процедура будет организована в принудительном порядке.
В последней ситуации сам руководитель создавал препятствия для дальнейшей работы.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Несомненно, существуют ресурсы, вторгаться в которые никому не позволено, за исключением ограниченного круга лиц. Разглашению не подлежит прежде всего государственная тайна. Также нельзя распространять сведения, касающиеся личной жизни того или иного человека. Информация, которая имеет прямое отношение к обществу, может быть собрана и предоставлена широкому кругу лиц.
На цензуру в нашей стране наложен запрет. А потому любой представитель СМИ вправе получать и распространять сведения, если эти действия служат во благо обществу и не нарушают частную жизнь отдельных граждан. И если журналист обладает некой информацией, не являющейся ни государственной, ни личной тайной, принуждение на ее сокрытие карается по закону. 144 статья посвящена именно такому преступлению. Виновный может понести наказание от небольшого штрафа до шести лет лишения свободы.
Нарушение равноправия граждан
Нарушение равноправия граждан (ст. 136 УК). В соответствии с положениями Всеобщей Декларации прав человека (ст. 1, 2) и Конституции РФ (ст. 19) все граждане равны перед законом и судом независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Установление уголовной ответственности за нарушение равноправия граждан выступает в качестве уголовно-правовой гарантии реализации соответствующего конституционного положения.
Объект преступления — совокупность общественных отношений, связанных с реализацией гарантированного Конституцией РФ принципа равноправия граждан независимо от их половых, расовых, национальных, религиозных и других признаков.
Нарушение неприкосновенности частной жизни
Нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК).
Установление уголовной ответственности за вмешательство в частную жизнь человека является большим достижением нового уголовного законодательства России. Частная жизнь — это наиболее существенная, наиболее важная часть, сторона человеческого бытия. Это сфера чувств, эмоций, внутренних переживаний, межличностных отношений, семейных проблем, действий и решений, имеющих отношение к самому человеку, членам его семьи или иным близким для него людям. В толковом словаре «частный» трактуется как «личный», не общественный и не государственный, относящийся к личному, индивидуальному владению, деятельности, хозяйству. Поэтому частная жизнь неприкосновенна, она может интересовать общество, государство лишь в тех случаях, когда ее проявление негативно сказывается на тех или иных общественных, государственных интересах или правах и законных интересах других лиц. Но и в этих ситуациях сведения, составляющие личную или семейную тайну, могут быть собраны лишь в установленном законом порядке и четко определенными законом категориями уполномоченных на то лиц. Этот порядок, в частности, закреплен в нормах уголовно-процессуального законодательства, в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Нарушение соответствующих требований закона при наличии определенных условий является преступным и влечет ответственность по ст. 137 УК.
Объект преступления — совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе реализации права человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни. Это право предоставлено человеку Всеобщей Декларацией прав человека (ст. 12), Российской Декларацией прав и свобод человека и гражданина (ст. 9), а также Конституцией РФ, где провозглашено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23).
Предмет преступления — сведения, составляющие личную или семейную тайну, к которым относятся самые разнообразные сведения, касающиеся непосредственно личности потерпевшего или его семейной жизни: об образе жизни, о состоянии здоровья, о привычках, привязанностях, интимных связях, увлечениях, доходах и их источниках, об отношениях в семье и т.д., которые люди, как правило, содержат в тайне или доверяют узкому кругу лиц. Не имеет значения, опорочивают эти сведения потерпевшего или нет.
В чем заключается препятствование
Согласно статье 144 Уголовного Кодекса РФ, это одна из разновидностей преступного деяния. Пример подобных действий – когда журналистов принуждают к распространению каких-либо сведений, либо насильно заставляют отказаться от выполнения такой работы.
Порядок профессиональной деятельности журналистов в этом случае становится главным объектом для преступления. В законе перечисляют широкий перечень действий, которые относят к нарушениям в этом направлении. Но именно уголовная ответственность предусматривается за принуждение специалистов к распространению, либо отказ соглашаться на определённые требования.
Потерпевшим будет признано лицо, имеющее соответствующий профессиональный статус:
- Штатных сотрудников, которые собирают информацию для различных средств массовой информации. При этом продукция распространяется исключительно в рамках одного предприятия.
- Авторов, которые признаются внештатными сотрудниками, могут получать от администрации какие-либо поручения.
Внимание! Ответственность возрастает для тех, кто пользуется служебным положением при совершении преступления.
Несомненно, существуют ресурсы, вторгаться в которые никому не позволено, за исключением ограниченного круга лиц. Разглашению не подлежит прежде всего государственная тайна. Также нельзя распространять сведения, касающиеся личной жизни того или иного человека. Информация, которая имеет прямое отношение к обществу, может быть собрана и предоставлена широкому кругу лиц.
На цензуру в нашей стране наложен запрет. А потому любой представитель СМИ вправе получать и распространять сведения, если эти действия служат во благо обществу и не нарушают частную жизнь отдельных граждан. И если журналист обладает некой информацией, не являющейся ни государственной, ни личной тайной, принуждение на ее сокрытие карается по закону. 144 статья посвящена именно такому преступлению. Виновный может понести наказание от небольшого штрафа до шести лет лишения свободы.
Правовые основы деятельности средств массовой информации
Эффективное расследование и раскрытие воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов невозможно, на наш взгляд, при отсутствии четкого представления о правовых основах деятельности российских средств массовой информации и отечественной журналистики. Мы считаем, что и следователь, которому поручено следствие по делу, и суд, выносящий по нему приговор, должны разбираться хотя бы в основных понятиях и принципах, на которых строится журналистская деятельность в России, а также быть в курсе ее актуальных проблем. Тому есть немало причин, в частности, большие сложности на практике связаны с терминологическим аппаратом, которые ниже будут нами рассмотрены. Поскольку работа журналиста всегда неразрывно связана с деятельностью того или иного средства массовой информации, необходимо рассмотреть нормативное регулирование такой деятельности.
Конституция Российской Федерации впервые без всяких условий (в отличие от прежних редакций Основного закона государства1), провозглашает свободу массовой информации, свободу мысли, слова, выражения своего мнения, свободу информации и запрещает цензуру1. Данные принципы развиваются в российском отраслевом законодательстве.
Отметим, что вся система российского законодательства о средствах массовой информации с момента принятия в 1991 году Закона РФ «О средствах массовой информации» переживает процесс бурного развития, незавершенность которого выражается уже в том, что непосредственно в самом Законе о СМИ говорится о необходимости его дополнения специальными нормами, регулирующими иные аспекты деятельности СМИ в России, в том числе, непосредственно касающиеся темы нашего исследования: защиту чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества журналиста (ч.4 ст. 49); конкретизацию мер ответственности за ущемление свободы массовой информации (ст. 58); основания и порядок привлечения к ответственности за злоупотребление свободой массовой информации (ст. 59); ответственность за иные нарушения законодательства о СМИ (ст. 60 Закона о СМИ).
При этом, по мнению авторитетных ученых, развитие отечественной системы законодательства о СМИ имеет тенденцию к дальнейшему ограничению свободы массовой информации и укреплению государственного контроля в этой области3. За последние десять лет был также принят целый ряд нормативных актов, регулирующих как правовой режим информации , так и отдельные аспекты деятельности средств массовой информации5.
Среди первоочередных, но так и не реализованных задач законодателя -принятие закона о телерадиовещании, о доступе к информации, о персональных данных, о коммерческой тайне и многих других. В то же время, среди «избыточных», на наш взгляд, нормативных актов, пытающихся регулировать те общественные отношения, которые в этом не нуждаются, можно обнаружить законопроекты: «О Высшем Совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации», «О государственном регулировании и контроле оборота продукции сексуального характера», «О государственном управлении и поддержке Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании» и др.1. По нашему мнению, эти законопроекты основаны на смешении правовых и этических норм, и во многом противоречат Европейской Конвенции о защите прав человека и Конституции России.
В новый КоАП РФ включены положения, касающиеся деятельности средств массовой информации (ст. ст. 5.5., 5.6., 5.17., 5.25, 13.21., 13.22), в том числе ст. 13.15. «Злоупотребление свободой массовой информации» и 13.16. «Воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации». В российском уголовном законе закреплена норма, предусматривающая ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста ст. 144 УК РФ (преемница ст. 140.1 УК РСФСР).
На уровне субъектов федерации также принимаются соответствующие нормативные акты: законы (Кабардино-Балкария, ХМАО, Чувашская Республика) и даже кодексы о средствах массовой информации
(Башкортостан). Зачастую, в сравнении с федеральным законодательством, они неправомерно сужают комплекс прав журналистов и в той или иной мере способствуют ущемлению свободы массовой информации. Кроме этого, подписан и ряд соответствующих договоров между субъектами Российской Федерации, к примеру, Соглашение о сотрудничестве в области СМИ, издательской деятельности, книгораспространения и полиграфии, подписанное 15.06.1995 представителями восемнадцати субъектов РФ.
По вопросам деятельности СМИ имеется и ряд актов, изданных Президентом России1. Среди актов Верховного Суда наиболее важное значение имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 18.08.1992 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц». Необходимо упомянуть Постановление Пленума Верховного Суда № 5 от 27.04.1993 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону» и № 10 от 20.12.1994 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда».
Комментарий к статье 144 УК РФ
1. Состав преступления:
1) объект: общественные отношения, связанные с осуществлением конституционных, политических профессиональных прав журналистов на свободное распространение информации;
2) объективная сторона: заключается в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов, а именно в принуждении к распространению или принуждению к отказу от распространения информации, в т.ч. с применением насилия, уничтожением имущества или угрозой их применения;
3) субъект: физическое лицо, достигшее 16 лет, а по ч.2 ст. 144 УК РФ субъект специальный — лицо, использующее свое служебное положение;
4) субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что он своими действиями препятствует законной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации, и желает совершить эти действия.
Квалифицированными составами преступления являются:
— то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч.2 ст. 144 УК РФ);
— деяния, предусмотренные ч.1 или 2 настоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия (ч.3 ст. 144 УК РФ).
2. Применимое законодательство:
1) Конституция РФ (ч.5 ст. 29);
2) Закон РФ «О средствах массовой информации» (ст. 2, 58, 59, 60 и др.).
Главная характеристика
В случае поступления сообщения о правонарушении уполномоченное лицо должно в обязательном порядке оценить качество информации.
Должны быть даны ответы на следующие насущные вопросы:
- выступает ли заявитель по форме и по существу;
- являются ли полученные факты действительными, а сведения достоверными;
- имеет ли совершенное действие признаки преступления;
- можно ли приписать правонарушение к какой-либо статье действующего Уголовного Кодекса Российской Федерации;
- нужно ли организовывать комплекс мероприятий для предотвращения последствий противоправного действия;
- необходимо ли оказать пострадавшей стороне квалифицированную помощь или, как минимум, моральную поддержку;
- нужно ли установить действительного нарушителя;
- поступили ли в обработку сведения о противоправном действии, которые сами по себе не представляют угрозу общественности из-за незначительности;
- относится ли рассмотрение к компетенции контролирующих органов;
- нужно ли передать дело органам территориальной подсудности.
Стоит отметить, что центральным вопросом в рамках рассмотрения поступившего сообщения считается выявление объективных оснований для возбуждения уголовного дела по УК РФ.
Особенности мероприятий по оценке
К числу лиц, которые уполномочены принимать и оценивать сообщения о преступлениях (совершенных или только готовящихся) по статье УПК относятся:
- следователь;
- начальник следственного органа;
- должностное лицо службы дознания.
Лица, получившие сообщения о преступлении, обладают рядом полномочий при их рассмотрении, описанных в части первой 144 статьи УПК:
- получать разъяснения и различные образцы для исследования;
- требовать предметы и документы;
- производить изъятие;
- назначить экспертизу и участвовать в ней, получать экспертные заключения;
- исследовать документы;
- осматривать труп и место происшествия;
- привлекать специалистов и т. д.
Они должны предупредить участников следственных действий (если требуется) о неразглашении полученных сведений. Если требуется, то обеспечивается безопасность участника. Информация, полученная из сообщения о преступлении, при рассмотрении может впоследствии использоваться как доказательство.
При поступлении в СМИ сообщения о преступлении по требованию уполномоченных органов редакция обязана выдать все материалы и документацию, а также предоставить сведения о лице, давшем извещение, если он не посчитал нужным остаться неизвестным (часть 2 статьи 144 УПК).
Указанный в 144 статье УПК период рассмотрения сообщения о преступлении (трое суток) продлевается до 10 суток, а в случаях необходимости проведения всевозможных проверок и мероприятий оперативными сотрудниками – до одного месяца (обязательно указываются причины продления).
Статья 144 УК РФ. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
- Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путём принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации
— наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. - То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения,
— наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового. - Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединённые с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия,
— наказываются принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
Другой комментарий к Ст. 144 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Объективная сторона характеризуется действием в виде воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста одним из двух указанных в законе способов: а) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к распространению информации либо б) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к отказу от распространения информации. Объектом воздействия при этом может выступать как сам журналист, так и его близкие.
2. Преступление является оконченным с момента совершения действий по воспрепятствованию законной профессиональной деятельности журналиста независимо от их фактической успешности.
3. Части 2 и 3 предусматривают квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления. Реально примененное к журналисту или его близким насилие, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, следует квалифицировать по совокупности со ст. 111 УК; менее тяжкие виды вреда здоровью охватываются ч. 3 комментируемой статьи.
УК РФ Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов