О возникновении права собственности на автомобиль

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О возникновении права собственности на автомобиль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы разграничить термины «собственник» и «владелец» необходимо ответить на вопрос: «Из чего складывается право собственности?» и для ответа на данный вопрос стоит обратиться к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

Владелец и собственник автомобиля в чем разница

Статья 1. Основные понятия

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 28.03.2017 N 49-ФЗ, от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 223-ФЗ, от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 01.02.2010 N 3-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

2. Понятия, указанные в настоящей статье, могут быть уточнены в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

А вот с ограничениями на регистрационные действия все сложнее

Вы хотите поднять договоры купли-продажи, показать их в суде и сказать: Петров больше не собственник, собственник сейчас Иванов, а Сидоров вообще умер, поэтому давайте снимем ограничения, и я куплю эту машину.

Но так не получится. Дело в том, что обременение по закону следует не за хозяином вещи, а за самой вещью.

Возможно, машина находилась в залоге у банка изначально, с момента покупки первым владельцем, — как обеспечение по кредиту.

А может быть, ограничения на регистрационные действия наложили уже приставы, чтобы добиться от Иванова исполнения судебного решения и выплат долгов по кредиту.

Но в описанной вами ситуации это неважно: судебное решение уже есть и оно определяет судьбу машины независимо от того, кто ее купил. Запрет на регистрационные действия не дает ставить машину на учет независимо от того, кто ей сейчас распоряжается и в чьем владении она находится.

В некоторых случаях права собственника на ТС могут быть ограничены. Существует несколько видов обременений:

  1. Залог. Используется для обеспечения выполнения заемщиком кредитных обязательств. Гражданин вправе ездить на ТС, но передавать имущество третьим лицам запрещено. После окончательного расчета с кредитором собственник может вновь пользоваться автомобилем. Если деньги не выплачены, машина изымается в счет долга.
  2. Арест. Применяется для принуждения должника к выплате финансов, взятых у банка. Кроме того, эта мера может потребоваться для сохранения ценности имущества. ТС изымается, пока отношения между кредитором и заемщиком не будут урегулированы. Наложить арест может полиция, суд или организация, исполняющая распоряжения суда.
  3. Розыск. Обременение накладывается, если ТС внесено в базу разыскиваемых правоохранительными органами объектов. В этом случае пересечь на нем границу не удастся. Узнать о том, что машина в розыске, может любое заинтересованное лицо, поэтому попытка продать такой автомобиль скорее всего, закончится попаданием в полицейский участок.

про ДТП и водителя не собственника авто без ОСАГО

Кратко на вопрос: Кто несет ответственность за вред в ДТП – водитель или собственник автомобиля? Ответ будет: Взыскать с собственника ТС, а не с водителя. На это есть определение Верховного суда.

Как возместить имущественный вред от ДТП, если у виновника нет полиса ОСАГО, он не вписан в полис или страховой выплаты недостаточно?

К вопросу об определении законного владельца транспортного средства.

Кто является надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности (транспортным средством) в результате дорожно-транспортного происшествия, в том случае, если управление им осуществляло лицо, не имеющее доверенности, оформленной в установленной законом письменной форме и без страхового полиса ОСАГО?

Читайте также:  Иммиграция в Канаду: 10 способов переехать на ПМЖ в 2023 году

Об этом подробнее ниже.

Собственник транспортного средства как специальный субъект административной ответственности

СОБСТВЕННИК (ВЛАДЕЛЕЦ) ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

SPECIAL ORDER OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF OWNERS OF VEHICLES

Summary. In the article the author considers the specifics of the legal status of the owner of the vehicle as a special subject of administrative responsibility.

Key words: administrative responsibility; owner; vehicle; subject of administrative responsibility; special technique means; presumption of innocence.

Рост числа дорожно-транспортных правонарушений, зачастую влекущих тяжкие последствия, способствовал разработке и внедрению с учетом положительного зарубежного опыта системы автоматической фото-и видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения в Российской Федерации.

В этой связи возникла необходимость внесения множества поправок и дополнений в действующее законодательство, регламентирующее основания и порядок привлечения к административной ответственности. В частности, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту – КоАП РФ) Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [1] был дополнен статьей 2.6.1, устанавливающей административную ответственность собственников (владельцев) транспортных средств [2].

Таким образом, современное отечественное законодательство об административных правонарушениях относит собственников (владельцев) транспортных средств к категории специальных субъектов административной ответственности. При этом, под специальными субъектами административной ответственности в научной литературе понимаются лица, обладающие специфическими признаками, которые прямо указаны в правовой норме и наличие которых законодатель считает обязательными для конкретного состава правонарушения [3].

КоАП РФ не содержит определения понятий собственник (владелец) транспортных средств. Однако, мы его можем встретить в статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в соответствии с которой под владельцем транспортного средства понимается собственник транспортного средства, а также лицо, которое владеет транспортным средством в силу права хозяйственного ведения или права оперативного управления либо в силу иного законного основания [4].

К таким иным законным основаниям представляется возможным отнести право аренды или распоряжение соответствующего органа о передаче конкретному лицу транспортного средства). В тоже время, не будет являться владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Соответственно, собственником транспортного средства следует признать лицо, на которого оформлено в установленном законом порядке право собственности на соответствующее транспортное средство.

Специфика правового статуса собственника (владельца) транспортного средства проявляется в следующем.

В первую очередь, следует указать на то, что в соответствии с действующим гражданским законодательством собственником (владельцем) транспортного средства может быть как физическое, так и юридическое лицо. Следовательно, субъектом ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, может быть не только физическое лицо, но и юридическое, на которого оформлено право собственности на соответствующее транспортное средство. На этот факт также обращает внимание Пленум Верховного Суда РФ в своих разъяснениях [5].

Узнать владельца машины по VIN-номеру

Официальных способов, как онлайн узнать собственника автомобиля по ВИН-коду машины, нет. Такая услуга недоступна на государственных порталах по тем же причинам, что и поиск владельца машины по государственному номеру.

Проверить собственника автомобиля по ВИН-коду Вы можете с помощью одного из неофициальных ресурсов. В интернете существует несколько сайтов, которые бесплатно или за деньги предоставляют такие услуги. Однако, так же как и по госномеру, проверка собственника автомобиля по VIN с помощью неофициальных источников не дает гарантий, что Вы получите актуальную и достоверную информацию, или что вы ее вовсе получите.

На государственных сайтах у Вас есть возможность проверить количество владельцев авто по VIN. Такую услугу предоставляет, например, официальный сайт ГИБДД.

Чтобы воспользоваться онлайн-проверкой авто по ВИН-коду, на главной странице сайта Госавтоинспекции выберите «Сервисы» и перейдите в подраздел «Проверка автомобиля».

Статья 19. Снятие транспортного средства с государственного учета и восстановление государственного учета транспортного средства

1. Снятию с государственного учета подлежит транспортное средство:

1) вывозимое за пределы территории Российской Федерации для отчуждения в связи с переходом права собственности на данное транспортное средство иностранному физическому или юридическому лицу;

2) по заявлению владельца транспортного средства или организации, уполномоченной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, после утилизации транспортного средства;

3) государственный учет которого прекращен по основаниям, указанным в пункте 7 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, и не возобновлен по истечении одного года.

2. Восстановление государственного учета транспортного средства в случае признания действий, связанных со снятием транспортного средства с государственного учета, незаконными или необоснованными осуществляется на основании решения суда либо решения, принимаемого вышестоящим должностным лицом регистрационного подразделения или регистрирующего органа.

Возникновение права собственности на автомобиль в РФ осуществляется путем составления акта приемки-передачи. Он создается при заключении той или иной юридически значимой сделки.

Читайте также:  данные отправлены для изготовления карты москвича что значит

Обязательного нотариального присутствия соответствующая операция не предусматривает, но лучше без уполномоченного лица не заключать договор установленной формы. Сделаем акцент на проведении сделки у нотариуса.

При подобных обстоятельствах придется действовать так:

  1. Сформировать определенный пакет справок. Он меняется в зависимости от ситуации. Возможные его составляющие изучим далее.
  2. Составить договор установленного образца. Например, купли-продажи. На нем заострим внимание.
  3. Найти покупателей и обговорить с ними нюансы процесса.
  4. Прийти в нотариальную контору и подписать соглашение «о продаже» в нескольких экземплярах.
  5. Передать деньги продавцу и получить расписку о получении средств за собственность.
  6. Составить акт приемки-передачи. В этот момент происходит фиксирование момента перехода прав собственности на автомобиль.
  7. Отдать ключи новому владельцу ТС.

На этом этапе сделка считается завершенной. Перед тем, как нотариус заверит соглашение, придется оплатить его услуги. Кто это делает? Все зависит от того, о чем договорились стороны соглашения.

Стоимость страховки для не собственника

Стоимость страховки не будет зависеть от того, кто заключает соглашение — страхователь или собственник транспортного средства. Расчет будет зависеть от вида страховки. Если оформляется полис с ограниченным количеством водителей, имеющих право управлять автомобилем, то считать страховая компания будет по наихудшим показателям. То есть если у одного водителя стаж составляет 7 лет, а у второго 2 года, то при расчете будут приниматься коэффициенты именно второго водителя.

Если страховка оформляется без ограничений, то будут применяться коэффициенты собственника транспортного средства. Если полис покупает юридическое лицо, то при определении КБМ используются данные автомобиля — были ли с его участием аварии в предыдущие периоды страхования или нет, а при определении территориального коэффициента будет учитываться место регистрации юридического лица. Все расчеты должны осуществляться в соответствии со значениями, представленными в Указании ЦБ №3384-У.

Какие права есть у владельца имущества?

Владелец — это не обязательно тот человек, который купил или получил имущество в дар, им также может быть доверенное лицо или человек, пользующийся имуществом на правах аренды. Владеть — означает обладать имуществом или вещью, иметь возможность производить с ней не запрещенные законом действия, а также осуществлять полный контроль над ней, охрану, хранение и т. д.

Основанием для владения имуществом может быть договор аренды, доверенность на право управления автомобилем и т. д. Владелец может обладать и пользоваться имуществом только в тех рамках, которые ему установил собственник. Если последний свободно может продать, подарить, обменять или иным образом отдать свою вещь, то владелец в таких правах будет ограничен.

Кто возмпщает ущерб при ДТП собственник или водитель

Транспортное средство является источником повышенной опасности. Владельцем источника повышенной опасности не всегда является непосредственно водитель автомобиля.

Если он является работником организации по трудовому договору, то владельцем признается не водитель, управляющий транспортным средством, а организация.

Необходимо обратиться в страховую компанию, где застрахована автогражданская ответственность данной организации (или, если имеются условия для прямого возмещения убытков, — в страховую компанию, выдавшую ВАМ полис ОСАГО), в случае отказа в выплате, обращаться в суд.

В том, случае, если выплата явна занижена, или не покрывает издержек, связанных с покрытием ущерба, в качестве ответчика необходимо привлекать данную страховую компанию и владельца транспортного средства — организацию, если у страховой компании отозвана лиценция — то привлечь также Российский Союз автостраховщиков.

Самое главное, что нужно знать!

В контексте того, кто сидит за рулём, с юридической точки зрения есть 3 возможных лица, и их важно различать, чтобы понимать, какие документы в машине должны лежать при остановке инспектором ДПС:

  • водитель – это человек, который управляет автомобилем в данный момент времени, то есть воздействует на рычаги управления, именно у него есть обязанность не только иметь при себе документы на авто, но и передать (именно передать, а не просто показать) для проверки сотруднику ГИБДД,
  • собственник – это лицо, которому принадлежит право собственности на транспортное средство; подтверждающим такое право является договор купли-продажи (а не ПТС, как считают некоторые автолюбители),
  • владелец – не следует путать его с собственником; это человек, которому собственник доверил право владения машиной, причём, такое право может быть передано и устно путём простой передачи ключей и документов на машину. Водитель – не хозяин авто также является его владельцем в данный момент времени.

Теперь давайте рассмотрим, что требуется для владельца и одновременно водителя ТС, не являющегося собственником, когда тот сиди за рулём на дороге.

Если авто без ПТС и в кредите, необходимо оформить договор купли-продажи, прийти в банковское учреждение, погасить неуплаченную часть кредита и вернуть разницу продавцу. После этого нужно на основании договора восстанавливать ПТС по вышеуказанной процедуре.

В случае сбора авто по запчастям, перекупа без документов, например, японского авто на Дальнем Востоке, можно попытаться купить ПТС на аналогичное транспортное средство и поставить его на учет.

Делать это нужно в тех случаях, если вы полностью уверены в продавце и намеренно покупаете авто без документов, зная всю его историю.

Если же вы купили авто без договора у неизвестного продавца, документы вам никакие не передали, то можно готовиться к самым плохим ситуациям: авто под залогом, арестом, в угоне, реализовано без ведома хозяина и т.д.

Читайте также:  Какие КБК по УСН применять в 2023 году

Во всех этих случаях сделка с покупателем может быть не признана или аннулирована, хуже если вы станете участником уголовного дела. Поэтому при возникновении малейших сомнений, когда владелец скрылся и не оставил ПТС, нужно обращаться в правоохранительные органы.

Кто по закону отвечает за причиненный в результате ДПТ вред?

Действующее законодательство РФ обязывает возместить вред, причиненный в результате ДТП, того гражданина, который владеет автомобилем на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (ст. 1079 ГК РФ).

То есть ответственность за причиненный источником повышенной опасности (автомобилем) вред несет его собственник, если не докажет, что право владения этим источником в установленном законом порядке было передано иному лицу.

Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от года «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», лицо, которое владеет источником повышенной опасности, в том числе по доверенности на право управления транспортным средством, обязано возместить вред, причиненный этим источником повышенной опасности.

Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от года № 1156 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» был исключен абзац о том, что водитель должен иметь при себе письменную доверенность на право владения, или пользования, или распоряжения транспортным средством.

В настоящее время для подтверждения своего права на управление автомобилем гражданину, который находится за рулем ТС, достаточно иметь при себе:

  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • полис ОСАГО без ограничения круга лиц, допущенных к управлению данным ТС, либо с ограничением, но в котором данный водитель вписан.

Вред от дтп: почему платит не виновник, а собственник автомобиля

Внимание

Проблематичней получить выплаты по страховке, если ДТП совершено угонщиком автомашины. Но кроме этого сложности с возмещением вреда могут возникнуть и от страховой компании если: — виновник не вписан в страховку; — полис использовался в непредусмотренный период. В данном случае пострадавшему со своими претензиями придется обращаться лишь к водителю.

А если страховки совсем нет? Требовать возмещения следует у виновника или автовладельца. Однако в этом случае вряд ли пострадавший сможет получить достаточную сумму возмещения, ибо у человека к которому предъявляются претензии, запросто может не оказаться денег. Если претензии исходят к владельцу авто, то бишь, виновник аварии не имел права управлять автотранспортом, то в данном случае дела обстоят немного легче, ибо автомобиль можно арестовать.

Так как получить возмещение с компании всегда оказывается легче, чем с частного гражданина. Напоминаем, что виновнику аварии или собственнику автомобиля после ДТП следует выслать требование о возмещении. Ответ необходимо ожидать в течение недели. Если по истечению этого срока деньги не будут выплачены, то следует обращаться с иском в суд.
Требование нужно подавать по месту проживания виновника аварии. Если в качестве ответчика выступает организация, то иск подается по месту расположения компании. Исковое заявление на возмещение ущерба Учтите, что иск к виновнику ДТП, в отличие, допустим, от требования к страховщику, государство облагает пошлиной.
К сожалению, взыскать деньги с виновника неприятностей обычно гораздо сложнее, чем со страховщика. Однако это не говорит о том, что от своих законных прав и требований стоит отказаться.

Пошаговая инструкция обжалования

Если в результате решения суда владелец авто не согласен в вынесенным вердиктом, то его можно обжаловать. Чтобы обжаловать решение суда об ответственности собственника авто при ДТП необходимо:

  • Запросить данные о том, какие именно экспертизы были проведены. В зависимости от ситуации на дороге, спровоцировавшей ДТП, может потребоваться проведение автотехнической экспертизы, транспортно-трассологической, технической проверки состояния автомобиля, автотовароведческой. Каждая из вышеперечисленных экспертиз позволяет установить нюансы произошедшего.
  • Провести независимую экспертизу. Ее результаты помогут выявить неточности или ошибки, ставшие следствием человеческого фактора.
  • Предоставить официальные документы, подтверждающие тот факт, что авто было передано водителю на основании доверенности, договора аренды, находилось в угоне и т.д. Наличие таких бумаг дает основание для пересмотра дела и изменения судебного решения об ответственности собственника.
  • Обратиться за помощью к юристам, имеющим опыт обжалования решений суда в данной области. Профессионал поможет грамотно составить иск и окажет содействие.

При составлении апелляции важно указать следующие данные:

  • Личные данные заявителя (ФИО, адрес и контактный телефон);
  • Реквизиты, адрес и название судебной инстанции, принявшей первое решение;
  • Дату, серию, номер вынесенного постановления, с которым не согласен владелец авто;
  • Указать факты и приложить документы, подтверждающие ошибочность вердикта;
  • Четко сформулировать просьбу (она может заключаться в уменьшении размера выплат, снятии ответственности за совершенное ДТП и т.д.);


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *