Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Езда по обочине запрещена — какой штраф придется заплатить?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря на все риски передвижения по краю дорожного полотна, штраф за это правонарушение сравнительно мал – в соответствии со статьей 12.15, п.1 КоАП РФ он составляет всего 1500 рублей. К тому же на отдаленных от города участках это никто не контролирует, поэтому данное нарушение настолько распространено. Более того, нарушение правила происходит даже при совершении парковки или обратном выезде на полосу. Этим часто пользуются инспекторы ГИБДД, чтобы выписать штраф. Ведь в идеале выезд на проезжую часть дороги должен быть моментальным – только тогда вы не нарушите правила, а это физически невозможно.
Обочина — боковой отрезок дороги, который идет параллельно проезжей части. Она обозначается разметкой (сплошная или прерывистая линия) или выделяется иным видом покрытия.
Согласно правилам дорожного движения, водитель не имеет права выезжать на обочину (п.9.9 ПДД). На этом элементе дороги предусмотрена только временная остановка или стоянка.
В целях объезда пробок, разворота или обгона впереди едущих транспортных средств водители нередко выезжают за пределы проезжей части, создавая при этом аварийные ситуации и еще большие заторы на дорогах. ГИБДД на основании ПДД и КОАП РФ привлекает таких автолюбителей к административной ответственности. Какой действует штраф за обгон по обочине, а также за выезд на этот элемент дороги?
Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?
В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Кому разрешено движение по обочине
Движение по обочине запрещено не всегда. Езда разрешена, если:
- водителю нужно загрузить или разгрузить автомобиль (при условии, что иного подъезда к месту нет);
- на дороге авария, объехать которую можно только по обочине;
- нужно развернуться, когда недостаточно места для совершения маневра (только вне перекрестка);
- водитель хочет остановиться или припарковаться на обочине.
Обратите внимание, что все перечисленные случаи являются вынужденными.
Также движение автомобиля по обочине разрешено для:
- коммерческих транспортных средств;
- авто, принадлежащих коммунальным службам;
- транспортным средствам, которые принадлежат МЧС, скорой помощи, ГИБДД и другим экстренным службам.
Кроме того, передвигаться по обочине могут велосипедисты, пешеходы, повозки с верховыми и вьючными животными, водители мопедов, сигвеев, самокатов и гироскутеров.
Дополнительные нарушения
Если водитель прибег к недопустимой езде на обочине, то это влечет и другие провинности:
Какое нарушение | Ответственность |
Не включение поворотников | Ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ — штраф 500 руб. |
Не соблюдение дорожной разметки/знака | Ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ — штраф 500 руб. |
Не предоставление преимущества пешеходу | Ст. 12.18 КоАП РФ – штраф до 2500 руб. |
Причинение вреда здоровью | Ст. 12.24 КоАП РФ – штраф от 2000 до 25000 руб. в зависимости от степени травм. |
Можно ли передвигаться по обочинам
Согласно пункту 9.9 ПДД РФ, езда по обочине запрещена. Об этом следует помнить и не нарушать правил. При этом съезд с трассы, парковка и выезд обратно не являются нарушениями. Нужно лишь придерживаться следующих правил:
- после съезда с дороги необходимо сразу же остановиться;
- парковаться следует так, чтобы части вашего автомобиля не пересекали разметку;
- при выезде на трассу разгоняться по обочине нельзя – сначала нужно выехать на полосу и только потом набирать скорость;
- парковаться можно только на попутной обочине. Однако на дорогах с односторонним движением (даже многополосных) это разрешается делать по обеим сторонам.
Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:
- Обочина – часть дорожного участка, примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
- Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
- За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
- Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
- Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
- Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
- На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
- Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
- Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
- Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
- Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
- Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
- Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
- С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.
Как фиксируется нарушение
Обгон, опережение и прочие маневры по правой или левой обочине документируются сотрудниками ГИБДД. В подтверждение составляется протокол и после выносится постановление. А если дело будет связано с лишением прав, то рассматривать материалы будет мировой судья.
Водителю можно препираться, если у сотрудника ДПС нет свидетелей. То есть оформление на основании личного наблюдения работником полиции.
Когда езда в неположенном месте запечатлена на видео-, фотоаппаратуру, лучше искать уважительные причины своей провинности, чтобы получить меньший штраф.
В последнее время повсеместно устанавливают многофункциональные камеры, фиксирующие езду по обочине и прочие нарушения. Сотрудники аналитического отдела обрабатывают данные, составляют постановления и с квитанцией рассылают их собственникам транспортных средств. Оспорить такие документы сложно, если в них не будет грубых ошибок и неточностей.
Платная парковка разгрузила центр
— Штраф за нарушение правил парковки во много раз выше, чем за превышение скорости. Год прошел с момента, когда в центральных частях, максимально загруженных, также была поднята цена парковки с 380 до 450 рублей. Есть ли планы поднять ее еще, выше 450?
— Таких планов пока нет. 450 рублей — это достаточно высокая плата, устанавливается она только там, где парковка перегружена и высокий спрос на нее, где даже за такие деньги бывает очень сложно припарковаться. Больше 450 рублей парковка точно не будет стоить в 2023 году.
— Эта мера работает?
— Да! На тех местах, где 450 рублей, парковочное место найти намного проще. Если раньше машины могли бросать в центре на день, а потом ездить на метро, то теперь среднее время парковки — один час.
Можно ли передвигаться по обочинам
Согласно пункту 9.9 ПДД РФ, езда по обочине запрещена. Об этом следует помнить и не нарушать правил. При этом съезд с трассы, парковка и выезд обратно не являются нарушениями. Нужно лишь придерживаться следующих правил:
- после съезда с дороги необходимо сразу же остановиться;
- парковаться следует так, чтобы части вашего автомобиля не пересекали разметку;
- при выезде на трассу разгоняться по обочине нельзя – сначала нужно выехать на полосу и только потом набирать скорость;
- парковаться можно только на попутной обочине. Однако на дорогах с односторонним движением (даже многополосных) это разрешается делать по обеим сторонам.
Какой штраф за движение по обочине в 2021 году?
Относительно непосредственного движения по данному участку дороги, такое поведение расценивается как административное нарушение, за которое причитается штраф за обочину. Размер выписанного штрафа составляет достаточно небольшую сумму — 1500 рублей.
Отдельно стоит обратить внимание на еще одно нарушение правил дорожного движения, которое является разновидностью уже рассмотренной езды по обочине. Аналогичным способом избежать ожидания в создавшейся пробке является движение по обочине встречной полосы.
Такое поведение включает в себя несоблюдение сразу двух предписаний: не только движение по обочине, но и езда по встречной полосе.
Следовательно, при обнаружении данного факта штрафные санкции, которые накладываются на водителя, будут намного серьезнее. Здесь вопрос, какой штраф за езду по обочине, может потерять свою актуальность. Ведь за движение по встречной полосе инспектор ГИБДД имеет полномочия лишить гражданина, находящегося за рулем транспортного средства, водительских прав на срок от четырех до шести месяцев. Что касается самого штрафа, его сумма в разы превышает ту, которая подлежит взысканию за обычную езду по краю дороги.
По закону и ПДД объезд препятствия, мешающего передвижению по дороге, разрешен. Зная это правило, многие водители при задержании сотрудниками автоинспекции мотивируют свой проезд по обочине тем, что они объезжали препятствие. Но данное правило не применимо к заторам из машин. Пробка не относится к такому понятию как «препятствие». В этом случае водителю выпишут штраф за движение по обочине.
Обочины на МКАДе обозначены сплошной разметкой, и для проезда они не предназначены. Размер штрафа за проезд транспортных средств по этому отрезку дороги такой же, как и при проезде по обочинах на остальных трассах – 1500 рублей.
Этот участок дороги, как и везде, предназначен для пешеходов, велосипедистов и остановки ТС. Однако заторы на дороге нередко заставляют автолюбителей объезжать машины или ехать по встречной полосе за границами разметки.
В целях фиксации правонарушений на МКАДе было постановлено несколько сотен камер, которые передают снимки правонарушении и данные ТС в ГИБДД. После анализа ситуации сотрудники инспекции направляют уведомление о начислении штрафа.
Штраф за езду по обочине в 2021 году
Езда по встречной обочине наказывается строже. Подобное правонарушение приравнивается к движению по встречной полосе. Согласно ст. 12.15.4 КоАП РФ за данное действие предусмотрен штраф до 5000 рублей или лишение ВУ до полугода.
Повторное совершение нарушения, согласно ст. 12.15.5 КоАП РФ, грозит водителю:
-
При остановке инспектором ГАИ – лишением водительских прав на 1 год;
-
В случае фиксации науршения устройствами ФВФ – штраф 5000 рублей.
Повторным считается нарушение при его совершении в течение года после фиксации предыдущего.
На МКАД установлен знак 5.3. Границей между обочиной и проезжей частью на нем выступает разметка 1.2.1, запрещающая съезд на обочину. Невыполнение этого требования грозит назначением административного наказания в виде штрафа, размером 1500 рублей. Эта дорога оборудована более чем 100 автоматическими устройствами ФВФ, что значительно увеличивает число зафиксированных нарушений.
Исключением, дающим право остановиться на обочине такой дороги, является неожиданно возникшая неисправность, препятствующая дальнейшему передвижению. В таком случае водитель обязан включить аварийные сигналы и установить соответствующие указатели.
- По автомобилю и водителю
- По номеру постановления
Существуют исключения, которые дают водителю «зеленый свет» на езду на боковой части дороги:
- дорожно-ремонтная техника;
- коммерческий транспорт для подъезда к торговым точкам на погрузку/разгрузку;
- гужевой транспорт;
- для объезда препятствий;
- во избежание ДТП.
Важно условие – не мешать движению пешеходов и велосипедистов. Тогда не выпишут штраф за обгон по обочине.
Почему такое движение запрещено, согласно правилам из пунктов ПДД?
В правилах дорожного движения, принятых в Российской Федерации, описаны возможные последствия проезда по обочине. Запрет на такое движение создан из-за определенных причин:
- Обочина не имеет асфальтового покрытия и при езде по ней колеса поднимают пыль. Из-за облака пыли проезжающим следом водителям сложно разглядеть дорогу. Пыль также проникает в салоны машин, осложняет дыхание, затрудняет водителям возможность принятия решений, что немаловажно при интенсивном движении.
- Поднятая нарушителем пыль может создать плотную завесу – при наличии пешеходов на обочине их сложно заметить, нередко это приводит к наезду на человека.
- После проезда по обочине водитель, как правило, пытается вернуться обратно в транспортный поток, что порой приводит к еще большему затору.
Какой есть штраф за передвижение по обочине?
В соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП РФ, «нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей».
В правилах ничего не говорится про встречную обочину, а значит, штраф за езду по ней в точности такой же, как и за езду по обочине, расположенной по ходу движения транспорта.
Правда, если водитель хоть краем колеса выедет на асфальт, то у сотрудников ГИБДД будут все основания для применения к нарушителям более серьезного наказания, а именно — лишения его прав.
Штраф за движение (езду, опережение) по обочине
Итак, как уже упомянуто, езда по обочине относится к административным правонарушениям, которое оговорено статьей 12.15 КоАП РФ. Про обочину сказано в части 1 данной статьи…
…Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней — влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.
То есть штраф в 1500 рублей будет выписан водителю за езду по обочине, в случае если его уличат в данном правонарушении. По факту случаи взимания таких штрафов редки, так как-либо инспекторы не в состоянии успеть везде и всюду, либо они просто игнорируют наказание за данное правонарушение.
Также здесь есть и еще одно «НО». Что такое движение по обочине и как долго надо ехать по ней, чтобы водителю выписали штраф? Ведь по факту когда водитель останавливается на обочине, в разрешенном месте, он тоже совершает движение по ней. В этом случае штраф с него не берут. Такой вариант защитной речи в качестве доводов может быть весьма полезен, при общении с инспекторами ГИБДД, когда водитель будет утверждать, что съехал для остановки. Хотя здесь уже будет все на грани понимания условных определений, человеческого фактора и настроения…
Так как все зависит от множества факторов, порой не «играющих нам на руку», то в связи с этим хотелось бы обратиться к водителям пропускающим транспорт и тем, кто считает что их должны пропускать, смещаясь на обочину за линию разметки. Первые нарушают правила, при этом фактически сами и добровольно. И здесь очень кстати будет фраза — благими делами выложена дорога в ад. Вторые, мигая фарами сзади или «поджимая» машины, фактически провоцируют нарушения другими, а также чрезвычайные ситуации.
Остается лишь надеяться на взаимное понимание тех и других, и соблюдение ПДД, не взирая на все провокационные факторы. Ведь именно здравый разум и чуть больше затраченного времени на дорогу, способны избавить многих нас от спровоцированных проблем.
Является ли обочина составляющей дороги
Пункт 1.2 ПДД прямо определяет обочину как элемент дороги, примыкающий к ПЧ на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный разметкой 1.2. Соответственно этому определению обочина считается частью дороги, а использовать ее для передвижения разрешается:
- автомобилям коммунальных, экстренных и специальных служб (включая и полицейские);
- коммерческому транспорту, подвозящему продукты/товары в расположенные у трассы магазины;
- машинам той дорожной компании, которая обслуживает данную дорогу;
- гужевым повозкам и тихоходным ТС, неспособным разогнаться быстрее 30 км/ч;
- велосипедам, скутерам и приравненным к ним средствам передвижения;
- пешеходам — согласно поправкам, принятым к ст. 12.29 КоАП РФ в 2017 г., в условиях недостаточной видимости (в темноте) последние должны передвигаться вдоль ПЧ загородных трасс исключительно в одежде со светоотражающими элементами.
Дорожное полотно состоит из нескольких частей. Для движения транспорта предусмотрена проезжая часть. Обочина же примыкает к ней, находится на одном уровне или чуть ниже. Отличить ее можно по типу покрытия и разметки в виде сплошной или прерывистой линий.
Предназначение обочины определено в общих положениях п.1.2 Правил дорожного движения и используется она для:
- движения спец.техники;
- передвижения пешеходов при отсутствии тротуара;
- проезда велосипедов и мопедов при отсутствии велодорожек (с условием отсутствия помех пешеходам);
- остановки автотранспорта;
- стоянки автотранспорта.
В ряде случаев обочина отделена от проезжей части бордюром. При его отсутствии может быть выполнена вровень или ниже, но не более чем на 4 см. Превышение уровня обочины над проезжей части запрещено ГОСТом.