Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1. Административная ответственность военнослужащих.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемая статья Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ была изложена в новой редакции. Данная редакция, по сравнению с предыдущей, более конкретно устанавливает, за какие административные правонарушения военнослужащие и приравненные к ним лица несут ответственность на общих основаниях, а за какие — в соответствии со специальными законодательными и подзаконными актами.
Порядок привлечения к административной ответственности
Привлечение военнослужащих и лиц, призванных на сборы, к административной ответственности реализуется в особом порядке.
Однако есть отдельные общие основания, которые стоит принять во внимание, поскольку от них зависит наличие возможности привлечения. Любая ответственность предполагает существование 4-х основных компонентов:
- действие или бездействие, образующее объективную сторону, и за их совершение предусмотрена ответственность;
- лицо, совершившее или не осуществившее действие;
- нарушенная правовая норма;
- отношение лица к совершенному нарушению. Наказание наступает и за умысел, и за неосторожность. Разница лишь в том, что первый предполагает осознанное желание наступления определенных последствий, а вторая — допущение или надежду на предотвращение.
Административная ответственность военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, на общих основаниях, согласно КоАП РФ, наступает за следующие правонарушения:
– за административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (ст.ст. 5.1 – 5.26);
– за нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст.ст. 5.45 – 5.52, 5.56);
– за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);
– за несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ст.ст. 7.29 – 7.32, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4);
– за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
– за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);
– за административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12);
– за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);
– за административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
– за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ст. 17.3);
– за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (ст. 17.5);
– за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);
– за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава (ст. 17.8);
– за некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст.ст. 18.1 – 18.4);
– за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).
Когда административное правонарушение совершено военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы (за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях), производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ).
В указанном случае постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ). В остальных случаях военнослужащий может быть привлечен к административной ответственности, но без применения к нему административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ).
Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
– продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
– повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек одногодичный срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;
– вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
– совершение административного правонарушения группой лиц;
– совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
– совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
Перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения правонарушения. При длящемся правонарушении указанные сроки привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня его обнаружения. Административное взыскание не применяется по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции – по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки привлечения правонарушителя к ответственности начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
Пропуск компетентным органом и его должностными лицами срока привлечения к административной ответственности даже по уважительным причинам является своеобразным «освобождением» правонарушителя от административной ответственности.
Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.
Контрольные вопросы и задания:
1. Назовите основные отличия административной ответственности от дисциплинарной и иных видов юридической ответственности.
2. Перечислите виды правонарушений, за которые военнослужащие несут ответственность на общих основаниях.
3. Охарактеризуйте основные виды административных наказаний.
4. Раскройте обстоятельства, смягчающие, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность военнослужащих.
5. Раскройте общий порядок и процедуру привлечения военнослужащих к административной ответственности.
Обстоятельства, отягчающие вину нарушителя-военнослужащего
Степень наказания за совершённые противоправные деяния может быть усилена. Зависит это от наличия отягчающих обстоятельств, которые закреплены в статье 4.3 КоАП и применимы служащим во ВС РФ.
Этими обстоятельствами являются:
- Действия противоправного характера, которые продолжаются после требования уполномоченного лица прекратить их.
- События, произошедшие повторно. Особенно при не истёкшем сроке предыдущего наказания.
- При вовлечении в совершение проступка несовершеннолетнего лица.
- При участии в преступлении группы лиц.
- Если события происходили в условиях ЧС.
- Свершение админправонарушения в состоянии опьянения (не зависимо от источника).
1. Ответственность военнослужащих: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная и уголовная
Из УВС ВС РФ
26. Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.
27. К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности.
28. За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы — также в виде административного штрафа.
29. К материальной ответственности военнослужащие привлекаются за материальный ущерб, причиненный по их вине государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
30. К гражданско-правовой ответственности военнослужащие привлекаются за невыполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
31. К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
32. Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному или административному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.
В случае совершения правонарушения, связанного с причинением государству материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.
При привлечении военнослужащих к ответственности недопустимо ущемление их чести и достоинства.
1.2. Из ДУ ВС РФ
52. При совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге, применить к нему меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае необходимости привлечь к дисциплинарной ответственности. При этом он должен учитывать, что применяемое взыскание как мера укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.
Не являются дисциплинарными взысканиями замечание, порицание, критика поведения или указания на упущения по службе, выраженные командиром (начальником) подчиненному в устной или письменной форме.
53. В целях общественного осуждения военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок или нарушившего нормы международного гуманитарного права, по решению командира (начальника) может быть рассмотрен и обсужден: солдат и матросов — на собраниях личного состава; сержантов и старшин — на собраниях сержантов и старшин; прапорщиков и мичманов — на собраниях прапорщиков и мичманов; офицеров — на офицерских собраниях.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
– раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
– добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
– предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
– совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
– совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
– совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебная практика об ответственности водителя и собственника при ДТП
Рассмотрим ситуации, когда в аварию попал водитель, который управлял автомобилем без генеральной доверенности.
В апелляционном суде признали, что возмещать ущерб от аварии должен владелец автомобиля, так как он неправильно передал права управления ТС.
Верховный суд, рассмотрев все обстоятельства дела и приложенные документы, определил, что машина была передана водителю на законных основаниях по доброй воле собственника, так как он имеет ключи от машины и страховой полис ОСАГО (где есть его фамилия). Никаких претензий к тому, что данный водитель управлял ТС, нет.
12 апреля 2021 года Иван Александров, управляя чужим автомобилем Пежо сбил пешехода, Светлова Кирилла. Последний от полученных травм скончался в больнице. Родственники погибшего обратились в суд с требованием возместить ущерб к собственнице автомобиля, Шурыгиной Светлане.
Иск содержал сумму, необходимую для возмещения морального вреда (цифра из актов вымарана), а также необходимые для погашения средства, потраченные на лечение и в последующем на похороны пострадавшего (страховой суммы не хватило на данные расходы).
Полис ОСАГО по данному автомобилю содержит сведения, как о владельце автомобиля, так и о водителе, управлявшего ним в момент аварии.
Районный суд города Тулы отклонил данное требование родственников погибшего к Шурыгиной Светлане (5-983/2016-П-409/2016).
Свое решение судья Алена Прохорова аргументировала тем, что ущерб был причинен не собственницей машины Шурыгиной, а водителем, который стал виновником ДТП. На момент аварии в его владении находилось ТС, являющиеся источником повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).
Несмотря на данные аргументы, истцы не захотели заменить ответчика Шурыгину на Александрова.
В областном суде было вынесено другое решение, которое частично удовлетворило требования истцов. В частности основанием для такого постановления стал тот факт, что собственница машины не выдавала Александрову доверенность на управление автомобилем.
Таким образом, не выполнив некоторые нюансы передачи управления ТС другому лицу, собственница ТС должна ответить перед потерпевшими. Так решила коллегия под председательством Андрея Чижова.
Верховный суд, рассмотрев данное дело, пришел к другим выводам. Так как в 2012 году были внесены изменения в ПДД и теперь нет необходимости оформлять доверенность (постановление от 12 ноября 2012 года), водитель Александров имел полное право управлять машиной.
Административная ответственность военнослужащего
Административная ответственность военнослужащего включается в понятие административно-правового статуса военнослужащего наряду с такими положениями, как права, обязанности, гарантии и ограничения.
По сравнению с государственными служащими и лицами, которые заключают трудовой договор статус военнослужащего имеет существенные различия в сфере прав и обязанностей, ответственность, в свою очередь, также имеет различия, в том числе и административная.
Ключевые слова: правовое положение военнослужащего, права и обязанности, ответственность, административная ответственность
The administrative responsibility of a serviceman is included in the concept of the administrative and legal status of a serviceman along with such provisions as rights, obligations, guarantees and restrictions. In comparison with civil servants and persons who enter into an employment contract, the status of a serviceman has significant differences in the sphere of rights and obligations, and responsibility, in turn, also has differences, including administrative ones.
Keywords: legal status of a serviceman, rights and duties, responsibility, administrative responsibility
Беря за основу теорию права, понятие ответственность рассматривается как юридическое понятие, которое необходимо рассматривать как общественные отношения, которые характеризуют поведение субъектов.
Институт ответственности, в первую очередь, подразумевает юридическую ответственность, которая является основной категории права и науки.
Ответственность, согласно, российскому законодательству, может быть административной, уголовной, материальной и т. д.
Административная ответственность является составной частью юридической ответственности и представляет сегодня актуальность и востребованность исследования.
Проблемы административной привлекали и привлекают внимание правоведов.
В научной, учебной литературе исследователи анализирует особенности, факт возникновения и реализуемости.
Адвокат по нарушениям ПДД в Екатеринбурге
Мы советуем вести себя с инспектором максимально корректно, не грубить и не качать права. Он тоже человек и может повести себя в соответствии со сложившейся ситуацией, и наказать вас по полной программе. Когда происходит составление протокола, нарушитель имеет возможность не согласиться с инспектором и прописать это в специальной графе «Объяснения водителя», далее он направится в суд, где будет вынесено окончательное решение о том, что привлечение административной ответственности за нарушение ПДД было законным.
Не нужно внимать уверениям инспектора, что протокол обязательно надо подписать без Ваших пометок, а дальше уже можно будет разбираться через суд. Подписание протокола без наличия Ваших возражений относительно случившегося является фактом согласия с выписанным штрафом и почти в 100% случаев признаются судом законными. В суде проще будет выстраивать линию защиты при подписании протокола с указанием всех нарушений и Вашего видения ситуации, оспаривание медицинского заключения, спор со схемой, представление своих свидетелей – вот методы с которыми Вы будите отстаивать свою правоту.
Обстоятельства, отягчающие вину нарушителя-военнослужащего
Степень наказания за совершённые противоправные деяния может быть усилена. Зависит это от наличия отягчающих обстоятельств, которые закреплены в статье 4.3 КоАП и применимы служащим во ВС РФ.
Этими обстоятельствами являются:
- Действия противоправного характера, которые продолжаются после требования уполномоченного лица прекратить их.
- События, произошедшие повторно. Особенно при не истёкшем сроке предыдущего наказания.
- При вовлечении в совершение проступка несовершеннолетнего лица.
- При участии в преступлении группы лиц.
- Если события происходили в условиях ЧС.
- Свершение админправонарушения в состоянии опьянения (не зависимо от источника).
По любому, даже самому незначительному факту нарушения дисциплины начальство должно провести разбирательство.
Если в совершении проступка было задействованы несколько человек, то оно может проходить как для группы, так в отношении каждого участника.
При подозрении на совершение проступка военным или лицом, призванном на сборы, выясняются и указываются в протоколе следующие обстоятельства:
- суть проступка, дата и время его совершения, способ;
- участники события, из ФИО, звания и должности;
- доказательства вины и мотивы проступка, причины и условия;
- характеристика подозреваемых;
- последствия совершенного виновного (без)действия;
- факты, отягчающие ответственность, а также смягчающие ответственность или исключающие ее вовсе;
- иные полезные для дела (на усмотрение составителя протокола) детали.
С военнослужащего, которые обвиняется в нарушении дисциплины, должны взять объяснительную, однако сам служащий может отказаться ее давать.
Дисциплинарная ответственность
Условием наступления дисциплинарной ответственности является совершение военнослужащим проступка, связанного с нарушением им воинской дисциплины или общественного порядка. Регулирование дисциплинарной ответственности военнослужащих осуществляется Дисциплинарным уставом, утвержденным Указом Президента РФ N 2140 (далее — ДУ ВС РФ). Что подразумевается под воинской дисциплиной? Как установлено ст. 1 ДУ ВС РФ, это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Особенность воинской дисциплины в том, что военнослужащий обязан ее соблюдать не только во время военной службы, но и вне ее. Согласно абз. 7 ст. 3 ДУ ВС РФ военнослужащие должны соблюдать воинскую дисциплину, если они находятся в общественных местах.
Указ Президента РФ от 14.12.1993 N 2140 «Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ».
Какие виды дисциплинарных проступков установлены законодательством? В отличие от гражданского, административного и уголовного законодательства в Дисциплинарном уставе отсутствует подробный перечень дисциплинарных проступков. В нем приведены лишь грубые дисциплинарные проступки:
- самовольная отлучка;
- опоздание из отпуска, командировки и лечебного учреждения;
- опоздание или самовольный уход со службы;
- нарушение правил несения караульной (вахтенной), внутренней служб и боевого дежурства;
- исполнение обязанностей по службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- нарушение требований безопасности, приведшее к потере работоспособности;
- нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
- промотание или утрата военного имущества;
- проступки в общественных местах во внеслужебное время (Приложение N 5 к ДУ ВС РФ).
Таким образом, к дисциплинарному проступку относится любое совершенное военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или контракту, нарушение воинской дисциплины или общественного порядка, за которое он лично несет дисциплинарную ответственность. При установлении факта нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка и в зависимости от тяжести совершенного дисциплинарного проступка командир имеет право не только ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге, но и подвергнуть его дисциплинарному взысканию (ст. 48 ДУ ВС РФ).
Данные взыскания установлены ст. ст. 51 — 75 ДУ ВС РФ и различаются в зависимости от воинских званий военнослужащих. Обобщим их и приведем в порядке применения:
- выговор — ко всем категориям военнослужащих;
- строгий выговор — ко всем категориям военнослужащих;
- лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег — к солдатам и матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву;
- назначение солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу;
- лишение нагрудного знака отличника — к солдатам и матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву и контракту;
- досрочное увольнение в запас солдат и матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту; прапорщиков и мичманов; офицеров, от заместителей командиров полков, старших помощников командиров кораблей 1 ранга, им соответствующих, и ниже;
- снижение в должности — к сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву или по контракту, прапорщикам и мичманам, офицерам (в том числе высшим);
- снижение в воинском звании на одну ступень — для сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву;
- снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность — к сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву;
- предупреждение о неполном служебном соответствии — к прапорщикам и мичманам, офицерам (в том числе высшим).
На один и тот же проступок запрещается налагать несколько дисциплинарных взысканий (ст. 91 ДУ ВС РФ).
ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Указанные виды ответственности военнослужащих действуют в отношении граждан, осуществляющих профессиональную деятельность в армии по контракту и проходящих срочную службу.
- Дисциплинарная. Наступает за совершение проступка, связанного с нарушением воинской дисциплины, однако не влекущего наказание административного, уголовного характера.
- Административная. Установлена в части административных правонарушений, за которые люди в погонах отвечают перед законом на общих основаниях.
- Материальная. Предусматривает возмещение вреда лицом, нанесшим материальный ущерб.
- Уголовная. В правовом поле вопрос, за что военнослужащие несут уголовную ответственность, не решается аналогичным образом с административной. Привлечение к ответственности осуществляется на общих основаниях, предусмотренных УК РФ.
Гражданско-правовая ответственность также актуальна для армейцев. Но наступает она при несоблюдении норм законов, иных нормативно-правовых актов, при причинении убытков, морального вреда другим лицам военнослужащими, в установленный период времени находящихся не при исполнении.