Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 50 ГК РФ. Коммерческие и некоммерческие организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ некоммерческими организациями признаются хозяйствующие субъекты, основной целью которых является не получение материальной выгоды (прибыли), а достижение иных результатов. К ним относятся различные направления деятельности, которые имеют некоммерческий характер, то есть осуществляются с целью благотворительной помощи нуждающимся или достижения совместных интересов.
Уставной капитал некоммерческой организации
Уставный (паевой) фонд некоммерческой организации представляет собой имущественный фонд, который по законодательству не обязателен к формированию и оплате, однако может быть создан при возникновении необходимости. Данный фонд имеет строго целенаправленное назначение, то есть входящее в него имущество должно использоваться только по тому назначению, для чего оно передано.
Согласно ст. 26 Закона №7-ФЗ источниками финансирования НКО могут быть разовые или регулярные поступления от физических и юридических лиц (учредителей), государственные поступления, добровольные взносы, пожертвования, членские взносы, доходы от пользования собственностью. Порядок формирования уставного фонда некоммерческой организации обязательно закрепляется в учредительной документации. Если же в процессе своей деятельности некоммерческая организация получила прибыль, она остается в уставном фонде, а не подлежит перераспределению между учредителями.
Учет уставного фонда некоммерческой организации осуществляется в соответствии с российским бухгалтерским законодательством, а потому к нему применяются те же принципы и методы, как при учете уставного капитала коммерческой организации. Для учета используются сч.80 «Уставный фонд» и сч.75 «Расчеты с дебиторами и кредиторами». Оценка передаваемого неденежного имущества осуществляется в соответствии с методикой денежной оценки материальных активов. Если средства поступают в качестве целевого финансирования, то для их учета используется специальный сч.86 «Целевое финансирование».
Уставный фонд общественной организации формируется за счет различных источников финансирования, в том числе вкладов учредителей, членских взносов, пожертвований, государственного финансирования и др. Кроме того, доходы могут быть получены от коммерческой деятельности, к примеру, при проведении развлекательных и познавательных мероприятий, лекций, лотерей.
Порядок формирования уставного фонда регламентируется учредительными документами, в которых также содержится информация о том, куда эти средства могут быть израсходованы. К затратным направлениям относятся, к примеру, заработная плата привлекаемых сотрудников, оплата сторонних услуг или товаров при оказании благотворительной помощи, коммунальные или административные расходы.
Уставный фонд такой
Некоммерческие организации нередко выбирают форму АНО. Этот правовой статус рассчитан на определенные сферы деятельности.
Какими нюансами по ГК РФ отличается автономная некоммерческая организация в 2019 году? За последние несколько лет увеличилось количество некоммерческих организаций с формой АНО.
Эта правовая форма обеспечивает льготы при налогообложении. Но в чем выражены особенности автономной НКО в 2019 году?
Уставный капитал некоммерческой организации
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Корпоративная ответственность в гражданском праве: монография»
(Гутников О.В.)
(«ИЗиСП», «КОНТРАКТ», 2019)2) «формальный», основанный на последовательном делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, полностью исключающий для некоммерческих организаций возможность ведения основных видов «активной» предпринимательской деятельности. При этом отпадает необходимость формирования уставного капитала некоммерческой организации, а ответственность по ее «непредпринимательским» обязательствам в какой-то мере вполне может быть возложена на ее учредителей. Если некоммерческой организации недостает средств, она может взять их у учредителей (членов), которые и должны финансировать эту организацию для осуществления целей деятельности. При таком подходе не нужно ограничивать ответственность некоммерческой организации по ее обязательствам только имуществом самой организации: учредители вполне могут и должны отвечать по долгам некоммерческой организации, не связанной с предпринимательской деятельностью (например, отвечая за деликты, причиненные некоммерческой организацией участникам гражданского оборота) . Также некоммерческая организация должна иметь право учреждать коммерческие организации, отдавать часть своего имущества в доверительное управление с целью получения дохода, получать доходы от «пассивной» предпринимательской деятельности (дивиденды по акциям, доходы от сдачи имущества в аренду и т.п.). Однако это не ее дело — восполнять недостатки имущественной базы посредством собственной активной предпринимательской деятельности.
Комментарий к статье 50 ГК РФ
1. В зависимости от основной цели своей деятельности все юридические лица делятся на две группы: коммерческие и некоммерческие организации.
Основной целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли и возможность ее распределения между участниками.
Основной целью деятельности некоммерческих организаций является выполнение функций, не связанных с получением прибыли. При этом источники финансирования деятельности некоммерческой организации не имеют значения. Некоммерческая организация может находиться и на самофинансировании за счет получаемых ею доходов от своей деятельности. Более того, закон не запрещает ей получать прибыль от вспомогательной предпринимательской деятельности, которую она, однако, не вправе распределять между своими участниками.
2. В п. 2 комментируемой статьи приводится исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Это хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Приведенный в п. 2 данной статьи перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций не означает, что федеральным законом не могут быть в случае необходимости предусмотрены и иные формы данных организаций. Это допустимо при условии одновременного внесения дополнений в ГК.
3. Содержащийся в п. 3 комментируемой статьи перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим. В дополнение к потребительским кооперативам, общественным и религиозным организациям (объединениям), финансируемым собственником учреждениям, благотворительным и иным фондам федеральным законом могут быть предусмотрены и иные формы. Так, Законом о некоммерческих организациях были предусмотрены некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации. При этом законодатель не связан обязанностью внесения изменений в ГК.
В абз. 2 п. 3 комментируемой статьи раскрывается понятие вспомогательного характера предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Такая деятельность должна, во-первых, служить достижению основной цели соответствующей некоммерческой организации и, во-вторых, по своему характеру быть с ней связанной.
4. В п. 4 комментируемой статьи говорится об организационно-правовых формах объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций как юридических лицах, выступающих в гражданском обороте в качестве некоммерческих организаций. Предусматриваются две такие формы: ассоциации и союзы (см. коммент. к ст. 121).
Есть ли уставный капитал у некоммерческих организаций
В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ некоммерческими организациями признаются хозяйствующие субъекты, основной целью которых является не получение материальной выгоды (прибыли), а достижение иных результатов. К ним относятся различные направления деятельности, которые имеют некоммерческий характер, то есть осуществляются с целью благотворительной помощи нуждающимся или достижения совместных интересов.
Поскольку уставный капитал — это средства, необходимые для обеспечения деятельности в целях получения прибыли, то некоммерческая организация не может им обладать. Но на основании чего тогда осуществляется деятельность некоммерческой организации, ведь она должна иметь какие-то ресурсы для оказания помощи?
Для этого у нее имеются источники финансирования от спонсоров, которые вкладывают средства или имущество, но не получают от этого какого-либо материального дохода. Такие доходы являются уставным фондом или имущественной базой, к которому относятся средства, переданные с целью оказания благотворительной помощи.
Отметим важный момент: в некоторых случаях некоммерческая организация может осуществлять деятельность, приносящую доход, и, как следствие, иметь зарегистрированный уставный капитал. Однако эта деятельность должна осуществляться только для того, чтобы достигать главную цель создания некоммерческой организации — оказание благотворительной помощи.
Об этом указано в ст. 50 Гражданского кодекса РФ, в которой также говорится и о том, что такой организации должен быть не ниже величины, указанной для обществ с ограниченной ответственностью — и конкретно 10 тыс. руб. Но этот пункт не касается государственных организаций — они не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью.
Возможные негативные последствия
Давайте посмотрим, с какими трудностями можно столкнуться.
Описание возможной проблемы | Комментарий |
Налоги | |
Налоговики могут отказать в возмещении НДС на том основании, что в госреестре отсутствует код по ОКВЭД, соответствующий деятельности, в рамках которой заявлены вычеты | Конечно, суды этот довод отметаю тПостановления ФАС ДВО от 05.03.2008 № Ф03-А59/07-2/6134 ; ФАС СКО от 04.05.2008 № Ф08-2228/2008 . В частности, они говорят, что присвоение налогоплательщику какого-либо кода по ОКВЭД не лишает его права вести иные виды деятельности. А налоговая выгода, полученная в результате их ведения (в данном случае — НДС, подлежащий возмещению), является обоснованно йПостановление ФАС ПО от 26.04.2012 № А49-1563/2011 |
Если в госреестре фигурирует код ОКВЭД, соответствующий «вмененному» виду деятельности (например, розничной торговли), при этом фактически она никогда не велась и на учет в качестве плательщика ЕНВД фирма или ИП не вставали, налоговики, тем не менее, могут придраться, что не сдавались декларации по ЕНВД И как следствие, могут оштрафовать по ст. 119 НК РФ и заблокировать сче тп. 3 ст. 76 НК РФ ; Письмо Минфина от 15.04.2010 № 03-02-07/1-167 . О таких случаях нам сообщали наши читатели |
Безусловно, подобное поведение инспекторов не соответствует требованиям Налогового кодекса и выходит за рамки разумного При этом ФНС самолично разъясняла: указание «вмененного» кода ОКВЭД не влечет за собой автоматическую обязанность применять ЕНВД и сдавать декларации по этому налог у |
Налогоплательщика, который ведет только «вмененную» деятельность, но у которого в ЕГРЮЛ / ЕГРИП фигурируют виды деятельности, не подпадающие под ЕНВД, могут оштрафовать за несдачу нулевых деклараций по общим налогам (налог на прибыль/НДФЛ и НДС) | О том, что такие декларации нужно сдавать, говорила ФНСПисьмо ФНС от 26.04.2011 № АС-4-3/6753 . Но недавно Минфин высказался в противоположном ключе: если никакой иной деятельности, кроме «вмененной», не ведется, значит, и сдавать декларации по другим налогам не нужн оПисьмо Минфина от 18.05.2012 № 03-11-06/3/34 |
Если предприниматель ведет деятельность, не указанную в ЕГРИП, то налоговые органы могут:
|
Касательно профессионального вычета по НДФЛ есть решение ВАС о том, что ИП вправе уменьшить на профвычеты всю сумму полученных доходов, а не только предпринимательски хПостановление Президиума ВАС от 13.10.2011 № 6603/11 . То есть уж тем более вычет можно применить ко всей сумме предпринимательских доходов. И налоговики должны на этот вывод ориентироваться (см. , 2012, № 12, с. 82 ) Что касается применения УСНО, то Минфин упорно считает: если предприниматель не внес в ЕГРИП код ОКВЭД по новой для себя деятельности, то доходы по ней не считаются полученными в рамках предпринимательства и должны облагаться НДФЛ в общем порядк еПисьма Минфина от 06.03.2012 № 03-04-05/3-260 , от 19.05.2011 № 03-11-11/131 . Хорошо хоть у судов иное мнение. Они говорят, что:
|
Страховые взносы, в том числе на «несчастное» страхование | |
Можно лишиться права применять пониженные тарифы страховых взносо вп. 8 ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ | Допустим, вы давно и прочно занимаетесь пошивом верхней одежды (код ОКВЭД 18.22), применяете УСНО и вроде бы имеете полное право на пониженные взнос ыподп. «в» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ . Но если в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) этот код не значится, не видать вам льготы. Ведь, по разъяснениям специалистов Минтруда и соцзащиты, вид деятельности с «льготным» кодом ОКВЭД обязательно должен быть отражен в госреестре. Причем не обязательно в качестве основного (подробнее см. , 2012, № 11, с. 8 ) |
Если вы вовремя не подтвердили в ФСС основной вид вашей экономической деятельности для установления страхового тарифа по взносам «на травматизм», в соцстрахе запросто могут установить тариф, соответствующий самому «рискованному» виду деятельности из внесенных вами в ЕГРЮЛ / ЕГРИП, даже если вы его никогда не вели | В прошлом году ВАС РФ указал, что ФСС не вправе установить организации тариф взносов «на травматизм», руководствуясь лишь данными о ее видах деятельности по ОКВЭД, содержащимися в ЕГРЮЛ. Поскольку в реестре содержатся сведения о заявленных, а не о фактических видах деятельности организаци иПостановление Президиума ВАС от 05.07.2011 № 14943/10 Но совсем не факт, что после выхода этого Постановления ВАС в ФСС резко перестали так делать |
Предпринимателю за наемных работников однозначно придется платить завышенные взносы «на травматизм», если в ЕГРИП в качестве основного вида деятельности фигурирует деятельность с более высоким классом риска, чем та, которую он ведет на самом деле | Дело в том, что ИП не должны ежегодно подтверждать свою основную деятельность. Органы ФСС каждый год присваивают предпринимателям-страхователям класс профессионального риска, исходя из их основного вида деятельности, указанного в ЕГРИПп. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства от 01.12.2005 № 713 Допустим, ИП на деле занимается оптовой торговлей цветами (код ОКВЭД 51.22), что соответствует 1-му классу профессионального риск аКлассификация, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 18.12.2006 № 857 (страховой тариф 0,2ст. 1 Закона от 30.11.2011 № 356-ФЗ ; ст. 1 Закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ ). А в ЕГРИП как основной вид деятельности у него заявлено декоративное садоводство (код ОКВЭД 01.12), относящееся уже к 6-му классу риска (страховой тариф 0,7). Значит, «несчастные» взносы весь текущий год он будет платить по тарифу 0,7, даже если оперативно внесет изменения в ЕГРИП |
Контрагенты | |
Можно лишиться выгодного контракта или потерять хорошего клиента | Сейчас все более-менее солидные фирмы в целях проявления должной осмотрительности перед сделкой запрашивают у своих новых контрагентов пакет различных документов, в том числе и выписку из госреестра И если там не будет кода ОКВЭД, соответствующего будущей сделке, есть риск, что с вами не захотят иметь дело, опасаясь последующего отказа в вычете НДС. Хотя в суде подобный отказ можно легко оспорит ьсм., например, Постановления ФАС ЦО от 15.01.2010 № А68-1567/09 , от 14.01.2010 № А09-1697/2009 ; ФАС СКО от 26.10.2009 № А53-27009/2008-С5-34 |
И вот скажите: чтобы избежать перечисленных проблем, не легче ли внести изменения в госреестр, добавив необходимые или исключив ненужные коды ОКВЭД? По нашему мнению, ответ очевиден.
Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации
1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
2.1) общественных движений;
3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
7) общественно полезных фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды, и личных фондов;
8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
9) автономных некоммерческих организаций;
10) религиозных организаций;
11) публично-правовых компаний;
12) адвокатских палат;
13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);
14) государственных корпораций;
15) нотариальных палат.
4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).
6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.
Некоммерческая организация это юрлицо, целевым предназначением которого не является получение прибыли. Основная задача НКО это оказание общественных и социальных услуг.
НКО признаются профсоюзы, общественные и молодежные объединения, социальные и культурные фонды, религиозные общества, правозащитные общественные организации и подобные объединения.
Регулируются НКО гражданским законодательством РФ. В частности можно отметить деление на разнообразные партнерства и автономные организации некоммерческого типа.
И если в партнерствах имеются участники или учредители, то в АНО таковые отсутствуют.
Имущественные активы изначально принадлежат автономной организации. Финансируются такие общества за счет добровольных пожертвований и благотворительных взносов.
Регистрация АНО сопряжена с некоторыми сложностями, обусловленными особенностями правовой формы.
Для официального оформления потребуется соблюсти определенный ряд действий и соответствовать установленным требованиям.
Есть ли уставный капитал в общественной организации
Закона № 275-ФЗ целевой капитал НКО — часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, внесенных в порядке и в целях, которые предусмотрены названным законом, и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом, и передана некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой НКО или иных некоммерческих организаций, в установленном порядке.
Под доходом от целевого капитала понимается доход от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, а также часть имущества, составляющего целевой капитал, которые передаются получателям дохода от целевого капитала.
Пунктом ст.
Автономная некоммерческая организация
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (п. 1 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях).
Автономные некоммерческие организации (далее — АНО) могут учреждаться как физическими, так и юридическими лицами. Их учредителями могут быть даже публичные образования (п. 1 ст. 63 ФЗ об общих принципах местного самоуправления), в том числе Российская Федерация. Число учредителей законом не определено, так что автономная некоммерческая организация может быть иметь и единственного учредителя. Нет ограничений на число учредителей даже для публичных образований. Одна автономная некоммерческая организация может быть учреждена несколькими публичными образованиями с соблюдением установленного порядка межбюджетных отношений, что обычно считается недопустимым ни для унитарных предприятий, ни для публичных учреждений. Там действует принцип: одна организация (предприятий или учреждение) — один публичный учредитель. Таким образом, форма автономной некоммерческой организации кажется удобной для реализации некоторых социальных проектов на коммерческой основе путем объединения средств бюджетов разного уровня и оказания платных услуг, доходы от которых компенсируют затраты. Удобна она и для частных учредителей тем, что, с одной стороны, выводит их изпод ответственности по обязательствам автономной некоммерческой организации, а с другой — позволяет контролировать действия автономной некоммерческой организации так же, как действия учреждения, за исключением права изъятия и перераспределения имущества.
Участие в учреждении автономной некоммерческой организации не порождает прав членства. Этим автономная некоммерческая организация отличается от некоммерческого партнерства, хотя так же, как и НП, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью.
Конечно, предпринимательская деятельность автономной некоммерческой организации по смыслу закона не может быть основной. Она создается для оказания различных услуг «нехозяйственного характера»: образовательных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных, медицинских, научно-исследовательских, консультационных и других. В форме автономной некоммерческой организации действуют некоторые СМИ («Парламентская газета», журнал «Российская Федерация сегодня», «ТВ-Новости» и др.), Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, образовательные и культурно-просветительные организации.
Исходя из сказанного правоспособность автономной некоммерческой организации может быть только специальной: она вправе приобретать права и создавать обязанности, соответствующие предмету и целям своей деятельности. Тем не менее закон, как и в случае с некоммерческим партнерством, дает общее разрешение любой организации в форме автономной некоммерческой организации на занятие предпринимательской деятельностью: автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация (п. 2 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях).
Поскольку учредителям, несмотря на отсутствие у них прав членства, закон предоставляет право надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном ее учредительными документами (п. 3 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях), данная форма кажется похожей на организационно-правовую форму учреждения, деятельность которого также контролируется учредителем, не имеющим прав членства. Вот только учреждение, по общему правилу, заниматься предпринимательской деятельностью не должно и собственником имущества не является. Здесь же собственник в своих действиях оказывается юридически подконтролен лицам, собственниками не являющимся, вследствие чего право собственности его не является полным, зависящим исключительно от его воли и осуществляемом в его интересе.
Формы учредительского надзора законом нерегламентированы, и, следовательно, их выбор оставлен на полное усмотрение учредителей. Это может быть и создание специального контрольного органа по типу попечительского совета в фонде или наблюдательного совета, ревизионной комиссии, установление форм отчетности, в том числе и публичной, а также путем непосредственного участия в управлении автономной некоммерческой организацией. Порядок осуществления контроля также должен быть определен учредителями в учредительных документах организации.
Учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав, но учредители могут по желанию заключить между собой учредительный договор, также считающийся в этом случае учредительным документом (п. 1 ст. 14 ФЗ о некоммерческих организациях).
В автономной некоммерческой организации создается высший коллегиальный (волеобразующий) орган (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях), имеющий исключительную компетенцию. В состав этого органа входят как учредители (их представители), так и наемные работники этой организации, которые, однако, не должны составлять более одной трети общего числа членов этого органа. Закон не уточняет наименование такого органа, но обычно его именуют либо попечительским, либо наблюдательным советом.
Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом (президентом, управляющим, директором). Уставом организации также может быть предусмотрено образование коллегиального исполнительного органа. Порядок формирования и компетенция исполнительных органов определяются учредительными документами автономной некоммерческой организации.
Автономная некоммерческая организация несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам, так как здесь вообще нельзя ставить вопрос об ответственности каких-то участников (учредителей). Однако поскольку учредители автономной некоммерческой организации должны относиться к лицам, определяющим решения юридического лица, постольку допустимо ставить вопрос об их дополнительной ответственности в случае доведения автономной некоммерческой организации до банкротства. В остальном учредители не отвечают по обязательствам автономной некоммерческой организации.
По решению высшего органа автономной некоммерческой организации может преобразовываться в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд, но только не в коммерческую организацию (п. 3 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Остаток имущества ликвидируемой организации используется в соответствии с указаниями ее устава или в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях. Закон допускает возможность признания автономной некоммерческой организации несостоятельной (банкротом).
Иные виды некоммерческих юридических лиц
Федеральное законодательство предусматривает множество юридических лиц, которые им отнесены к некоммерческим организациям, но не названы в ГК РФ и не подпадают ни под один из вышеназванных видов юридических лиц. В их числе общины коренных малочисленных народов России, казачьи общества, территориальное общественное самоуправление, объединение работодателей, негосударственный пенсионный фонд, товарная биржа, государственные академии наук.
Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры (ст. 1 ФЗ об общинах коренных малочисленных народов России, ст. 6.1 ФЗ о некоммерческих организациях). Фактически правовое положение их как юридических лиц позволяет ставить их в один ряд с потребительскими кооперативами.
Казачьи общества на самом деле не являются юридическими лицами, поскольку сведения о казачьих обществах подлежат занесению не в Единый государственный реестр юридических лиц, а в государственный реестр казачьих обществ.
Территориальное общественное самоуправление рассматривается в качестве юридического лица, только когда оно зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке. В соответствии с законом вопрос о виде некоммерческой организации, избираемой для территориального общественного самоуправления, решается учредителями. Закон лишь определяет, что территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (п. 5 ст. 27 ФЗ об общих принципах местного самоуправления).
Объединения работодателей — вид некоммерческой организации, который отчасти схож с объединениями работников, профсоюзами, потому что как те, так и другие объединяют участников трудовых правоотношений. Однако в отличие от профсоюзов объединения работодателей могут объединять как коллективных, так и индивидуальных субъектов. Так что, с другой стороны, объединение работодателей имеет элементы сходства с ассоциацией. И хотя по своему действительному правовому положению объединение работодателей наиболее схоже с саморегулируемой организацией, однако на законодательном уровне оно продолжает рассматриваться как самостоятельная обычная некоммерческая организация — форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц — п. 1 ст. 3 ФЗ об объединениях работодателей).
Негосударственный пенсионный фонд — особая форма некоммерческой организации, осуществляющая деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения, деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 2 ФЗ о негосударственных пенсионных фондах).
Данный вид некоммерческой организации не предусмотрен ни нормами ГК РФ, ни нормами ФЗ «О некоммерческих организациях».
То же самое можно сказать и о товарных биржах, правовой статус которых урегулирован Законом о товарных биржах. Они не подпадают ни под одну из рассмотренных выше организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. Хотя фондовая биржа, например, может создаваться в форме некоммерческого партнерства, товарная биржа относится законом к самостоятельному виду некоммерческих организаций. Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (п. 1 ст. 2 Закона о товарных биржах).
Она не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, если указанные организации не ставят целью осуществление деятельности по организации и регулированию биржевой торговли. Организации, не отвечающие указанным требованиям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов «биржа» или «товарная биржа».
Государственная академия наук представляет собой некоммерческую организацию, которая наделена правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым ей имуществом, находящимся в федеральной собственности, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (ст. 6 ФЗ о науке). В настоящее время в этой форме некоммерческой организации действуют Российская академия наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств. Как видно из определения государственной академии наук, эта форма юридического лица обладает признаками, не присущими другим юридическим лицам. К примеру, Российская академия медицинских наук имеет счет главного распорядителя бюджетных средств, так же как и государственные органы и органы местного самоуправления.
Государственные академии наук обладают признаками государственных учреждений. Однако в действительности они являются самостоятельным видом некоммерческой организации, а их правовое положение двойственно — это юридические лица, имеющие отдельные признаки органа государственной исполнительной власти.
Особенности формирования уставного фонда
Уставный (паевой) фонд некоммерческой организации представляет собой имущественный фонд, который по законодательству не обязателен к формированию и оплате, однако может быть создан при возникновении необходимости. Данный фонд имеет строго целенаправленное назначение, то есть входящее в него имущество должно использоваться только по тому назначению, для чего оно передано.
Согласно ст. 26 Закона №7-ФЗ источниками финансирования НКО могут быть разовые или регулярные поступления от физических и юридических лиц (учредителей), государственные поступления, добровольные взносы, пожертвования, членские взносы, доходы от пользования собственностью. Порядок формирования уставного фонда некоммерческой организации обязательно закрепляется в учредительной документации. Если же в процессе своей деятельности некоммерческая организация получила прибыль, она остается в уставном фонде, а не подлежит перераспределению между учредителями.
Учет уставного фонда некоммерческой организации осуществляется в соответствии с российским бухгалтерским законодательством, а потому к нему применяются те же принципы и методы, как при учете уставного капитала коммерческой организации. Для учета используются сч.80 «Уставный фонд» и сч.75 «Расчеты с дебиторами и кредиторами». Оценка передаваемого неденежного имущества осуществляется в соответствии с методикой денежной оценки материальных активов. Если средства поступают в качестве целевого финансирования, то для их учета используется специальный сч.86 «Целевое финансирование».
Основные виды и формы НКО
В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:
- Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности. Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
- Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
- Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
- Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др. Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
- Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
- Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
- Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
- Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
- Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
- Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
- Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.
Особенности перерегистрации некоммерческой организации
Данная процедура необходима для того, чтобы легализовать внесенные изменения путем их регистрации в налоговой. После этого они признаются действительными. НКО необходимо перерегистрировать при смене срока полномочий руководства, названия, адреса, организационно-правовой формы, изменениях в учредительных бумагах, открытии филиалов. Процедура заключается во внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Для ее совершения нужно оплатить госпошлину в размере 20% от первоначальной. Порядок и сроки внесения изменений такие же, как при первичной регистрации объединения.
Регистрация изменений, которые не затрагивают Устав и учредительные бумаги госпошлиной не облагается. Например, переизбрание руководителя, изменения в составе участников или их паспортных данных.
КОРПОРАТИВНЫЕ |
||
Хозяйственные товарищества |
||
полное товарищество |
товарищество на вере |
|
Хозяйственные общества |
||
общество с ограниченной ответственностью |
непубличное акционерное общество |
публичное акционерное общество |
Производственные кооперативы (артели) |
||
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
||
Хозяйственные партнерства |
||
УНИТАРНЫЕ |
||
Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения
|
||
ГУП (федеральное) |
ГУП (субъекта РФ) |
МУП (муниципальное) |
Унитарные предприятия на праве оперативного управления |
||
Казенное предприятие (федеральное) |
Казенное предприятие (субъекта РФ) |
Казенное предприятие (муниципальное) |
Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных имеющих некоммерческий характер целей (п. 1 ст. 123.8 ГК).
Союзы как вид юридического лица — одна из классических форм.
Некоммерческие организации в организационно-правовой форме ассоциаций или союзов создаются на добровольной, договорной основе объединяющихся лиц либо в установленных законом случаях основываются на обязательном членстве объединяющихся лиц (как юридических лиц, так и граждан).
ГК приводит примерный (неисчерпывающий) перечень разновидностей различных некоммерческих объединений, которые относятся к ассоциациям или союзам. В форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов; профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях и защитой трудовых прав (объединения нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и др.); саморегулируемые организации и их объединения.
Прямо отнесены к ассоциациям (союзам) некоммерческие партнерства, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные и нотариальные палаты (п. 3 ст. 50 ГК).
Перечисленные виды некоммерческих организаций не признаются самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц, а являются лишь разновидностями в рамках одной организационно-правовой формы — ассоциаций (союзов). На сегодняшний день ассоциациями (союзами) является достаточно широкий круг некоммерческих корпораций с самыми разными целями некоммерческого характера, участвовать в которых могут одновременно как граждане, так и юридические лица, причем в любых сочетаниях.
В зависимости от целей деятельности ассоциации (союзы) могут быть классифицированы на несколько групп: во-первых, созданные для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов участников таких объединений (членов корпорации); во-вторых, для достижения общественно полезных целей (т.е. цели ставятся не «узко корпоративные», а направленные на благо неопределенного круга лиц, всего общества или его отдельных групп); в-третьих, создаваемые для иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
Имущество ассоциации или союза первоначально формируется за счет вступительных взносов учредителей, но и в дальнейшем одними из основных поступлений в имущество ассоциации (союза) должны все-таки быть регулярные поступления от участников (членов) корпорации, порядок внесения которых должен быть определен уставом организации.
Права и обязанности членов ассоциаций и союзов, независимо от вида самой ассоциации (союза) и правового положения ее участников, являются корпоративными (п. 1 ст. 65.2 ГК). В том числе у них есть право участвовать в управлении делами объединения и обязанность нести субсидиарную ответственность по долгам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена уставом (п. 3 ст. 123.8 ГК).
Помимо этого, член ассоциации и союза имеет право безвозмездно пользоваться их услугами (в том числе по защите общих имущественных интересов). Услуга, оказываемая члену ассоциации (союза), должна носить некоммерческий характер, осуществляться в процессе основной целевой деятельности объединения и соответствовать предмету и целям его деятельности.
Наряду с общекорпоративными обязанностями члены ассоциации (союза) обязаны уплачивать предусмотренные уставом членские взносы и вносить дополнительные имущественные взносы в имущество ассоциации (союза) при наличии соответствующего легитимного решения органа ассоциации (союза).
Прекращение членства в ассоциации и союзе возможно либо добровольное (выход), либо принудительное (исключение).
Особенности управления в ассоциациях и союзах вытекают из корпоративной природы и некоммерческого характера их деятельности.
Высшим органом управления ассоциации (союза) является общее собрание ее членов. Если число членов ассоциации (союза) достаточно велико (более 100), высшим органом могут являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый уставом в соответствии с законами об отдельных видах ассоциаций (союзов). Компетенция такого органа и порядок принятия им решений также определяются в соответствии с ГК законом и уставом корпорации (п. 1 ст. 65.3 ГК).
Как в любой корпорации (кроме хозяйственных товариществ), от имени ассоциации (союза) права и обязанности юридического лица осуществляет исполнительный орган (ст. 53 ГК).
Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов установлены законами об этих видах некоммерческих организаций.
Есть ли уставный капитал у некоммерческих организаций
В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ некоммерческими организациями признаются хозяйствующие субъекты, основной целью которых является не получение материальной выгоды (прибыли), а достижение иных результатов. К ним относятся различные направления деятельности, которые имеют некоммерческий характер, то есть осуществляются с целью благотворительной помощи нуждающимся или достижения совместных интересов.
Поскольку уставный капитал — это средства, необходимые для обеспечения деятельности в целях получения прибыли, то некоммерческая организация не может им обладать. Но на основании чего тогда осуществляется деятельность некоммерческой организации, ведь она должна иметь какие-то ресурсы для оказания помощи?
Для этого у нее имеются источники финансирования от спонсоров, которые вкладывают средства или имущество, но не получают от этого какого-либо материального дохода. Такие доходы являются уставным фондом или имущественной базой, к которому относятся средства, переданные с целью оказания благотворительной помощи.
Отметим важный момент: в некоторых случаях некоммерческая организация может осуществлять деятельность, приносящую доход, и, как следствие, иметь зарегистрированный уставный капитал. Однако эта деятельность должна осуществляться только для того, чтобы достигать главную цель создания некоммерческой организации — оказание благотворительной помощи.
Об этом указано в ст. 50 Гражданского кодекса РФ, в которой также говорится и о том, что минимальный размер уставного капитала такой организации должен быть не ниже величины, указанной для обществ с ограниченной ответственностью — и конкретно 10 тыс. руб. Но этот пункт не касается государственных организаций — они не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью.