Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли состоять в официальном браке, чтобы обвенчаться?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Хотя современная церковь признает религиозную законность государственного брака, для получения всей полноты благодати будущей семье необходимо проведение таинства венчания. Полноценным союз мужчины и женщины становится после заключения брака на двух уровнях: государственном (светском) и религиозном (церковном). Венчание без предшествующей официальной регистрации практически невозможно и проводится в исключительных случаях.
Прежде всего стоит сказать, что в Русской православной церкви не существует канонов, препятствующих совершению таинства венчания, если супруги не расписаны в ЗАГСе. Однако при этом одного желания обвенчаться будет недостаточно. Будущая пара должна быть духовно готовой к созданию христианской семьи.
Если говорить об особенностях обряда, то венчание относится к одному из семи таинств православной церкви и является необходимым условием для каждого верующего христианина, желающего создать семью. Право на проведение обряда имеют лишь священники, не находящиеся в монашеском чине, то есть те, кто сами могут быть обвенчаны и иметь семью. Также существует несколько канонических запретов, лишающих людей права на венчание:
- кровное родство до четвертого колена;
- если будущие супруги приходятся кумовьями друг другу;
- те, кто уже состоит в браке, не могут быть допущены к венчанию в православной церкви;
- лица, которые уже состояли в трех браках (учитываются как светские, так и церковные);
- монахи и монахини так же не имеют права на вступление в брак и венчание;
- лица моложе брачного возраста по законам государства;
- лица, прошедшие операцию по смене пола;
- люди с психическими расстройствами, официально признанные недееспособными.
Сначала в ЗАГС, потом под венец?
Первый вопрос, которым, как правило, задаются желающие венчаться, предварительно не расписавшись: если Церковь отделена от государства, то с чего мне идти в ЗАГС, чтобы повенчаться? Действительно, Церковь от государства отделена и на первый взгляд нам должно бы быть абсолютно всё равно зарегистрирован ли брак у пары, желающей венчаться в Церкви или нет. В конце концов, нет ведь никаких правил, запрещающих венчание без свидетельства о браке. Но тогда логичным будет и встречный вопрос: если уж у вас всё так серьёзно, что вы хотите венчаться, то что мешает оформить брак официально? Увы, ответом на этот вопрос, бывают, как правило, сбивчивые фразы, изрядно сдобренные междометиями. Свидетельствуют они, как правило, либо о несерьёзном отношении к браку как таковому, либо о нежелании брать на себя ответственность.
Исключение, подтверждающее правило
А вот со второй категорией всё несколько сложнее. Не скажу, что каждый, но многие священники сталкивались со случаями, когда государственной регистрации брака препятствуют вполне объективные факторы. Чаще всего такое случается во вторых браках меду немолодыми людьми, имеющими взрослых детей. Вопросы наследства, финансовых обязательств, юридические казусы, кредиты, разное гражданство… Данный перечень может быть весьма внушительным, но главное здесь в том, что пара ничуть не против зарегистрировать брак, нередко люди этого хотят и оформили бы отношения, как только появилась бы возможность, но те или иные обстоятельства препятствуют этому. Думается, в подобном случае можно было бы говорить о том, что, в порядке исключения, венчание без брака возможно. Конечно, при условии того, что конкретный священник знает пару в течение определённого времени, эти люди (или кто-то один из них) являются его постоянными прихожанами и, как их взаимные чувства, так и понимание взаимной ответственности, искренни и крепки. Конечно, принимать подобные решения священнику не следует самому и логичным бы виделось обращение за разрешением проблемы к правящему архиерею. Тем более, что, как я уже говорил, подавляющее большинство таких случаев имеет место у пар, являющихся второбрачными, а благословение второго брака – исключительно в архиерейской компетенции.
Да, это, безусловно, исключение. Однако оно, как ни странно, подтверждает правило, поскольку в данном случае мы говорим не о нежелании расписываться, а как раз наоборот, о желании, которому препятствуют, в той или иной мере, объективные факторы. То есть не желание уклониться от ответственности и не принципиальное пренебрежение ею, а полная готовность взять её на себя, реализовать которую можно только в венчании.
Дополнительные особенности и нюансы
Если молодые люди – прихожане церкви, и настоятель храма уже долгое время видел их вместе, знает, как они относятся друг к другу, то он может взять ответственность за их супружеский союз на себя и благословить на совершение обряда без посещения ЗАГСа. Однако такие случаи сегодня редкость.
Также молодых людей могут обвенчать, если кто-либо из пары попал в опасные для жизни обстоятельства.
Многолетнее сожительство для церкви – грех, поэтому в просьбе обвенчаться без регистрации брака в ЗАГСе по причине совместного проживания паре будет однозначно отказано. Даже если у пары есть много совместных детей, обвенчаться сожители не смогут.
Допускается обвенчаться и в пожилом возрасте. Многие пары приходят в церковь, прожив в официальном браке 20-30 лет.
Признает ли Церковь государственный брак?
Следует сразу разделить такие понятия как “гражданский брак” и “блудное сожительство”. Гражданским браком ошибочно принято считать сожительство без росписи в ЗАГСе. Это в корне неверно. Гражданский брак, он же государственный брак – это нормальный супружеский союз между мужчиной и женщиной. Он зафиксирован государством в ЗАГСе. Такой брак признается Церковью законным. Блудное же сожительство является грехом, считается недопустимым и не признается Церковью.
Также не признается Церковью зарегистрированный союз людей одного пола, заключенный в других странах. Невенчанный брак не считается блудом
“Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку” (журнал заседания Священного Синода от 28-29 декабря 1998 года).
Кому молиться о счастье в семье
Чаще всего новобрачные обращаются за молитвенной помощью к святым, чьи семейные отношения являли собой пример праведной жизни, мудрости и христианской любви между супругами. Покровителями семьи считаются святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония. Их любовь смогла пережить тяжелые жизненные испытания. Петра и Февронию пытались разлучить приближенные, считая что княжеская жена не может происходить из простого народа. Но князь Петр не оставил свою супругу и был готов ради нее отказаться от власти и богатства.
Молятся о семейном благополучии и царственным страстотерпцам царю Николаю и царице Александре – истинному примеру чистой, жертвенной любви между супругами. Они в самые тяжелые времена поддерживали друг друга, ободряли. Их письма являются настоящим кладезем для новобрачных. Здесь можно почерпнуть множество практических советов и избежать ошибок на пути к семейному счастью.
Что нужно для венчания?
Церемония венчания требует прохождение определенной процедуры, которая начинается с откровенного и максимально честного общения с церковным служителем. Благодаря этому, будут решены некоторые бытовые и духовные вопросы. Ведь обращаясь к церкви, нужно понимать, что духовная жизнь будет не менее важной, чем плотская.
Как упоминалось выше, для обряда необходимо предъявить действующую регистрацию в ЗАГСе, для выяснения наличия законного брака.
Логично будет и то, что принимать участие в церемонии, могут лишь крещеные пары. Однако, если крещеный супруг идет на венчание ради своей второй половинки, то подобный жест будет расцениваться, как принуждение и священнослужитель может отказать паре в проведении обряда. Таким образом, венчание возможно лишь при условии взаимного согласия.
Священник нередко интересуется:
- отношением молодоженов к разводу, блуду;
- есть ли в планах ребенок;
- будет ли дитя обучен Божьим принципам;
- прошлыми отношениями, причина развода.
Как можно выяснить, вопросы будут касаться не только будущих отношений, но и прошлых, эта информация поможет священнику оценить серьезность намерений. Священнослужитель также ответит на все интересующие вопросы и проведет небольшое учение, где будет затрагивать моменты главенства, послушания и прочего.
Узнать стоит и о видео-сопровождении, возможно ли оно, сколько длится церемония венчания и как именно он пройдет. Все это потребуется в будущем, чтобы не произошло неловких моментов.
По происшествие данной процедуры, необходимо собрать соответствующие документы и утварь:
- свечи;
- иконы Христа и Марии;
- кольца;
- свидетельство о заключении брака;
- рушник.
Перед скреплением брачных уз церковным обрядом, молодая пара должна соблюсти пост, после чего принять причастие.
Порядок венчания:
- помолвка;
- обручение;
- венчание.
Исключение, подтверждающее правило
А вот со второй категорией всё несколько сложнее. Не скажу, что каждый, но многие священники сталкивались со случаями, когда государственной регистрации брака препятствуют вполне объективные факторы. Чаще всего такое случается во вторых браках меду немолодыми людьми, имеющими взрослых детей. Вопросы наследства, финансовых обязательств, юридические казусы, кредиты, разное гражданство… Данный перечень может быть весьма внушительным, но главное здесь в том, что пара ничуть не против зарегистрировать брак, нередко люди этого хотят и оформили бы отношения, как только появилась бы возможность, но те или иные обстоятельства препятствуют этому. Думается, в подобном случае можно было бы говорить о том, что, в порядке исключения, венчание без брака возможно. Конечно, при условии того, что конкретный священник знает пару в течение определённого времени, эти люди (или кто-то один из них) являются его постоянными прихожанами и, как их взаимные чувства, так и понимание взаимной ответственности, искренни и крепки. Конечно, принимать подобные решения священнику не следует самому и логичным бы виделось обращение за разрешением проблемы к правящему архиерею. Тем более, что, как я уже говорил, подавляющее большинство таких случаев имеет место у пар, являющихся второбрачными, а благословение второго брака – исключительно в архиерейской компетенции.
Да, это, безусловно, исключение. Однако оно, как ни странно, подтверждает правило, поскольку в данном случае мы говорим не о нежелании расписываться, а как раз наоборот, о желании, которому препятствуют, в той или иной мере, объективные факторы. То есть не желание уклониться от ответственности и не принципиальное пренебрежение ею, а полная готовность взять её на себя, реализовать которую можно только в венчании.
Можно ли обвенчаться без регистрации брака в ЗАГСе?
Православная религия не запрещает венчание в церкви без регистрации отношений в органах ЗАГСа.
Однако, согласно современным правилам Русской Православной Церкви (РПЦ), обряд венчания должен проводиться только после заключения брака в органах ЗАГСа.
Именно поэтому первоначальным шагом в создании любой семьи считается союз, заключенный в ЗАГСе.
Известно немало случаев, когда женатые мужчины приходили в церковь венчаться с ненастоящими супругами.
Поскольку православие не допускает многожёнства, то подобный церковный союз невозможен. Священник же не может проверить людей на наличие другого брака, церковь такими сведениями просто не владеет.
Отношение церковнослужителей к гражданскому браку
Регистрируя свой союз в ЗАГСе, молодые люди показывают всю серьёзность отношений, чего нельзя сказать о парах, проживающих в гражданском браке без росписи в Книге актов гражданского состояния.
Церковь чтит законы государства и отрицает подобное сожительство, считая такой союз греховным. Гражданские пары, по церковным канонам, не могут быть крёстными родителями, так как они ведут распутную бездуховную жизнь и не способны привить крестнику правильного духовного воспитания.
Помимо того, такие пары не допускаются к причастию до тех пор, пока они не покаются и не прекратят «жить во грехе».
Итак, венчание в церкви и государственная регистрация в органах ЗАГСа идут рука об руку. И если вступление в законный брак вполне допускается без венчания, то обратная ситуация совершенно не типична для современного общества.
Венчание в стандартных ситуациях всегда следует после росписи в Книге актов гражданского состояния. Исключения делаются церковнослужителями только в редких случаях.
Слово «развенчание», которое часто мелькает в обиходе, вообще некорректно, замечает отец Александр.
«Церкви дана заповедь: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Церковь не может разрушить чей-то брак через обряд, она способна только признать, что брака больше нет с точки зрения церковных канонов. Но это не Церковь его разрушила, а люди — своими грехами», — объясняет священник.
Есть мнение, что «и таинство прекращает действие».
«По этой логике, супруги должны снова венчаться, если опять сошлись. Однако Церковь не венчает воссоединившиеся пары. Значит, таинство существует и после расставания», — парирует Валерий.
Для отца Александра развод — это клятвопреступление, нарушение клятвы, данной Богу.
«Но действие Духа Святого не уничтожает свободу выбора, и даже крещеный христианин может отречься от веры. Просто с точки зрения Церкви он тогда не христианин. Впрочем, если он принесет покаяние и будет восстановлен в единстве с Церковью, мы не станем его крестить второй раз», — уточняет священник.
Причины для признания брака недействительным указаны в Основах социальной концепции РПЦ и документе «О канонических аспектах церковного брака». Это, в частности, измена, неизлечимая болезнь, алкоголизм, наркомания, фактическое отсутствие одного из супругов. Причем даже это обязывает священников не «разводить», но лишь рассмотреть вопрос. Кроме того, нужно согласие архиерея, возглавляющего епархию. С момента официального светского развода до рассмотрения прошения о признании брака утратившим силу должен пройти по меньшей мере год.
«В этих сложностях я вижу большую пользу: нужно, чтобы люди не разводились скоропалительно, на эмоциях. Если развод «свежий», есть время проработать ситуацию и даже примириться, но это единичные случаи, — добавляет отец Александр. — Чаще всего люди уже несколько лет не живут вместе, у них есть новые семьи, а тут они вспомнили, что венчаны и приходят за справкой».
Считается, что это открывает путь ко второму венчанию. Хотя венчанием это, строго говоря, уже не является.
«Второе «венчание» — это фактически не брак, а благословение на сожительство. Церковь по милосердию позволяет человеку вступить в союз повторно. Молитвы, которые читаются во время второбрачного чина, — покаянные», — рассказывает протоиерей Михаил Потокин.
У мирян есть три попытки обрести семейное счастье (включая и венчанные, и «обычные» браки). У белого духовенства вовсе один шанс: овдовел, развод — живи один.
И все же отец Михаил призывает не отказываться от венчания, исходя из логики «мы еще не знаем, сможем ли быть вместе до старости».
Что такое церковный брак?
Венчание, или церковный брак – это обряд, который производится священнослужителем в храме.
Считается, что это священное Таинство объединяет души влюблённых, позволяет закрепить отношения мужа и жены на небесах и получить одобрение всевышнего на рождение детей.
Венчаться в церкви молодожёнов никто не обязывает. Совершать данный обряд или нет – решают будущие супруги, ведь с юридической точки зрения официальным, законным браком считается лишь процедура регистрация брака в органах ЗАГСа.
Более 2 столетий назад ситуация была иной. До 20 века в России именно церковный брак считался единственно законным, имел все юридические последствия.
Церковная практика брачного заключения была весьма строгой: помимо венчания, молодожёны проходили процедуру обручения, после чего иногда годами могли ждать священного Таинства. Сейчас эти 2 обряда соединены в одном чинопоследовании венчания.
Отношение церковнослужителей к гражданскому браку
Регистрируя свой союз в ЗАГСе, молодые люди показывают всю серьёзность отношений, чего нельзя сказать о парах, проживающих в гражданском браке без росписи в Книге актов гражданского состояния.
Церковь чтит законы государства и отрицает подобное сожительство, считая такой союз греховным. Гражданские пары, по церковным канонам, не могут быть крёстными родителями, так как они ведут распутную бездуховную жизнь и не способны привить крестнику правильного духовного воспитания.
Помимо того, такие пары не допускаются к причастию до тех пор, пока они не покаются и не прекратят «жить во грехе».
Итак, венчание в церкви и государственная регистрация в органах ЗАГСа идут рука об руку. И если вступление в законный брак вполне допускается без венчания, то обратная ситуация совершенно не типична для современного общества.
Венчание в стандартных ситуациях всегда следует после росписи в Книге актов гражданского состояния. Исключения делаются церковнослужителями только в редких случаях.
В каких случаях венчание возможно
В православной церкви существует строгий запрет на венчание между двумя людьми, у которых нет свидетельства о регистрации брака. Основная причина в том, что в церкви не ведется учет бракосочетаний, поэтому становится невозможным проверить информацию о семейном состоянии молодоженов.
Православной церкви известны случаи обращения пар с просьбой произвести обряд венчания без официальной росписи.
Это связано с невозможностью зарегистрировать брачный союз в государственных органах по причине кровного родства, однополой связи или когда один из супругов уже состоит в другом браке. Также в старину венчальный обряд не проводили без получения молодоженами родительского благословения. Поэтому пара обращается к служителям церкви для того, чтобы те узаконили такой нестандартный с точки зрения общественной морали союз влюбленных. Однако такие случаи исключены с точки зрения православной церкви и обсуждению не подлежат.