Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расстояние между кладбищем и частным жилым домом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сейчас трудно себе представить, но много веков христианская Европа (включая Россию) жила бок-о-бок со смертью. Однако именно так и была устроена жизнь человека, которую контролировала церковь — под ее стенами начиналась человеческая жизнь с церемонией крещения, здесь же проходили и важные события, такие как причастие, брак и исповедь. И здесь же, в Церкви, все заканчивалось — покойных хоронили в освященной земле рядом с церковью, иногда в отдельных фамильных склепах или криптах, но чаще в общих могилах. По прошествии времени кости оттуда перемещались в оссуарии: специальные сосуды или даже отдельные помещения для хранения костей.
Вводные понятия об установлении санитарно-защитной зоны
В том же СанПин и разъясняющих его письмах раскрываются особенности надобности установления сан.-защитной зоны. Кратко рассмотрим их.
Во-первых, в СанПине предприятия и объекты делятся на V классов и делятся по степени негативного воздействия. Неизбежно устанавливают СЗЗ те, кто принадлежит к I, II и III классам опасности. Во-вторых, те объекты/сооружения, которые не перечислены во внушительном списке 7‐го раздела СанПин. В-третьих, действующие объекты с уже согласованной СЗЗ обязаны вновь разрабатывать проект, когда у них происходит реконструкция, меняется технология работы, наращивается производство. Наконец, в-четвертых, установление СЗЗ понадобится, если на объект поступила жалоба от живущих поблизости жителей домов; после чего Роспотребнадзор замерил, к примеру, шум или выбросы, и результаты показали превышение нормативов.
В свою очередь, установление СЗЗ не требуется в следующих случаях:
- Предприятия с численностью в штате до 15 человек. При доказательстве натурными исследованиями соблюдения нормативных значений влияния выбросов и измерений уровней физических влияний на воздух в пределах надзорных мероприятий. Или в рамках производственного контроля.
- Предприятия, которые относятся к IV и V классам, входящих в классификацию СанПиНа. Для них в СанПиНе установлена ориентировочная граница, которую необходимо подтвердить натурными исследованиями без разработки проекта. В случае подтверждения непревышения ПДК и ПДУ в рамках натурных исследований, проект не разрабатывается.
Почему вокруг кладбища выделяют специальную зону?
Закон выделяет три способа вредоносного влияния на окружающую среду:
- химическое — воздействие различных выбросов. Его источниками обычно становятся катафальный и строительный транспорт, парковка, ремонтная территория, труба крематория, склад песка, различные мастерские и т.п.
- биологическое — процессы разложения человеческого тела являются совершенно естественными, но выделяемые в результате вещества и с гниением бактерии могут представлять опасность для человека, особенно при попадании большого количества продуктов разложения в воду и почву. Также определенную опасность могут представлять и продукты горения тела: они есть на тех территориях, где работают крематории. Санитарно-защитная зона кладбища существует в первую очередь для того, чтобы все эти вредные элементы не могли попасть в землю и питьевую воду, а вместо этого рассеивались в воздухе.
- физическое — сюда относится шумы и вибрации, электромагнитные и ионизирующие поля и излучения. Чаще всего источником шума становится работы в ремонтных зонах, в мастерских по изготовлению надгробий, звуки приезжающих и уезжающих автомобилей.
Какие работы нужно провести для выделения СЗЗ кладбища
Правила установления границ санитарно-защитных зон для кладбищ во многом совпадают с правилами и для других объектов:
- Проведение инвентаризации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- Проектирование обоснования размеров зоны с созданием проекта;
- Разработанный проект санитарно-защитной зоны кладбища подается на экспертизу и проходит экспертную оценку ФБУЗ. Результатом является экспертное заключение ведомства;
- Документы, включая экспертное заключение ФБУЗ, передаются в Роспотребнадзор. Результат на этом этапе — санитарно-эпидемиологическое заключения;
- Параллельно с последними 2-мя этапами на местность выезжает кадастровый инженер, который составляет карту-план санитарно-защитной зоны с координатами поворотных угловых точек. Эта работа будет необходима при включении зоны в единый государственный реестр недвижимости;
- Проведение измерений по химическим, физическим и др. параметрам с помощью лаборатории для подтверждения рассчитанных размеров СЗЗ. Оцениваются парковки, стоянки, склады песка, помещения по изготовлению надгробий и обработки камня, дымовая труба крематория и др);
- Результатом всей работы станет заключение о величине санитарной зоны. Итоговый документ — решение об установлении СЗЗ кладбища, получаемое от главного санитарного врача. Начиная с 2022 года, проект для 1 класса опасности направляется в центральный Роспотребнадзор, а начиная со 2 класса опасности это компетенция региональных отделений Роспотребнадзора;
- Нанесение границ СЗЗ на кадастровую карту населенного пункта.
Сокращение СЗЗ для кладбищ
Иногда возникают ситуации, когда требуется сократить границы санитарно-защитной зоны места захоронения. Если ограничительная линия СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащей застройки жилыми и общественными зданиями, то необходимо выполнить расчеты. Это дает практическое обоснование, что на вновь очерченной границе санитарно-защитной зоны выдерживаются санитарные нормы согласно требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96 по следующим показателям:
- качеству атмосферного воздуха;
- показателям звукового давления и уровня шума.
Также сократить СЗЗ представляется возможным, если площадь кладбища уменьшилась, то есть изменился класс опасности. Бывают случаи изменения профильной деятельности объекта.
Стоимость сокращения санитарно-защитной зоны мест погребения у разных компаний может варьироваться в широком диапазоне. Обычно в прайс-листе представлена базовая цена на комплексную услугу, с учетом того, что исходные данные представлены заказчиком. Исполнитель включает в стоимость осуществление следующих мероприятий:
- разработка проекта;
- согласование документации и получение экспертного заключения;
- составление отчета;
- получение требуемого Постановления.
Ст.53 «сз-8» Зона «Санитарно-защитная аэропорта, аэродрома»
Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.
Проектирование, строительство и развитие поселения, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Размещение линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, и размещение радиоизлучающих объектов должны согласовываться с уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью юридических лиц, осуществляющих права владения или пользования системами посадки, объектами радиолокации и радионавигации.
Для защиты обслуживающего персонала, пассажиров и местного населения от воздействия электромагнитных излучений необходимо вокруг устанавливаемого радиотехнического средства устраивать санитарно-защитные зоны (СЗЗ) и зоны ограничения застройки (ЗОЗ). Размеры этих зон должны определяться расчетами в соответствии с ведомственными нормативными документами.
В пределах СЗЗ и ЗОЗ новое жилое строительство не допускается, но существующая жилая застройка может быть сохранена при условии проведения обоснованного расчетом комплекса мероприятий по защите населения, предусматривающего: выделение секторов с пониженной до безопасного уровня мощностью излучения; применение специальных экранов из радиозащитных материалов; использование защитных лесопосадок; систематический контроль уровней излучения в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.006 и другие мероприятия.
Концентрация загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу при производстве строительных работ, а также из двигателей воздушных судов и наземного транспорта при эксплуатации аэродрома (фоновое загрязнение), не должна превышать предельно допустимых значений, устанавливаемых санитарными нормами.
Про кладбище и дома.Нужны юристы.Девоньки,помогайте!
Итак, из детального рассмотрения требований СанПин по поводу необходимости разработки СЗЗ, получаем, что таким объектам общественного пользования, как кладбища, не нужна сан. зона, если тип кладбища относится к IV или V классу опасности. Если же места погребения относятся, согласно классификации СанПин, к I-III классам опасности; или же от жителей домов поблизости поступают жалобы на работу кладбища по поводу загрязнения воздуха, воды или осуществления шума, значит, требуется разработка и установление санитарно-защитной зоны.
Обратите внимание, что одних жалоб населения недостаточно для начала процесса разработки СЗЗ. Данную процедуру предписывает Роспотребнадзор, куда недовольные жители и обращаются.
Рассмотрим типы кладбищ и крематориев, встречающиеся в СанПине:
Класс I — ориентировочный размер СЗЗ 1000 метров.
Крематории, при количестве печей более одной.
Класс II — ориентировочный размер СЗЗ 500 метров.
1) Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га. Причем, размещать кладбища площадью более 40 га запрещено в принципе.
2) Крематории без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью.
Обратим внимание, что данные типы кладбищ и крематориев по классу опасности находятся в одном перечне с полигонами твердых бытовых отходов и полигонами токсичных отходов.
Класс III — ориентировочный размер СЗЗ 300 метров.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га.
Класс IV — ориентировочный размер СЗЗ 100 метров.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га.
Класс V — ориентировочный размер СЗЗ 50 метров.
Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища.
В проекте ориентировочной СЗЗ для кладбищ определяются следующее виды НВОС (при их наличии):
- химическое воздействие (Определяются источники выбросов на территории объектов; объем выбросов и их рассеивание в атмосферном воздухе; фоновое загрязнение территории объекта с учетом и без учета его вклада в загрязнение атмосферы. Рассчитывается объем образования отходов; выявляется их способ утилизации и размещения. Определяется расчет объемов сточных вод в канализацию и водные объекты (реки, озера).
- биологическое воздействие (Определяется наличие и степень пагубного влияния патогенных микроорганизмов, растений и животных на воздух).
- физическое воздействие (Рассчитывается уровень шума и уровень вибрации, электромагнитных полей и ионизирующих излучений, электромагнитное излучение; их распространение по площади жилой застройки; психо-эмоциональное влияние на людей, проживающих вблизи местности кладбища и другие физические факторы).
В практике нашей компании мы встречались только с кладбищами, которые оказывают химические и физические влияния.
К источникам выбросов на территории кладбища могут относиться:
- работа специального автотранспорта на контейнерной площадке для сбора ТБО;
- парковка;
- котельная в административном здании на территории кладбища;
- стоянка специальной техники;
- ремонтная зона;
- склад песка;
- помещение по изготовлению надгробий (пересыпка цемента, песка, щебня);
- помещение по механической обработки камня;
- дымовая труба крематория (если есть крематорий);
- другие источники.
Возможные источники шума на территории кладбища:
- работа специального автотранспорта на площадке;
- работа двигателей автомобилей на автостоянке;
- мусороуборочные работы на контейнерной площадке;
- работа в помещении по изготовлению надгробий;
- осуществление ремонтных, строительных работ;
- другие источники.
В случае, когда ориентировочная граница СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащих жилых домов или другие селитебные территории, возможно ее сократить до размера меньшего чем тот, что определен в СанПин. Для этого в рамках проекта расчетной СЗЗ проводятся расчеты, которые показывают, что санитарные нормы качества атмосферного воздуха на границе расчетной СЗЗ и территории ближайшей жилой застройки выдержаны; параметры звука и звукового давления на границе расчетной СЗЗ и территориях ближайших жилых домов не превышают нормативных требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Полученные расчеты подтверждаются измерениями аккредитованной лаборатории согласно плану, предложенным в проекте. Далее предлагаемый размер СЗЗ согласовывается с главным санитарным врачом.
Еще сократить СЗЗ для кладбища возможно, когда изменился класс опасности (к примеру, сократилась площадь кладбища); сменился профиль деятельности объекта.
Статья 78. «СЗ-3». Санитарно-защитная зона кладбищ
Есть три случая, когда проведение работы по определению размеров и формы защитной зоны должны проводиться:
- При планировании и создании новых мест организованного погребения. Если план не обязателен, натурными измерениями проводится подтверждение этого факта.
- Расширение или модернизация объекта. Например, установка печи крематория на ранее действовавшем месте захоронений автоматически переводит его в высшие первый или второй классы опасности.
- В ответ на требования Роспотребнадзора. Они могут быть инициированы жалобами жильцов, проживающих рядом с объектом. В Роспотребнадзоре эти обращения проверяются, при необходимости делается запрос администрации места захоронения.
Вводные понятия об установлении санитарно-защитной зоны
В том же СанПин и разъясняющих его письмах раскрываются особенности надобности установления сан.-защитной зоны. Кратко рассмотрим их.
Во-первых, в СанПине предприятия и объекты делятся на V классов и делятся по степени негативного воздействия. Неизбежно устанавливают СЗЗ те, кто принадлежит к I, II и III классам опасности. Во-вторых, те объекты/сооружения, которые не перечислены во внушительном списке 7‐го раздела СанПин. В-третьих, действующие объекты с уже согласованной СЗЗ обязаны вновь разрабатывать проект, когда у них происходит реконструкция, меняется технология работы, наращивается производство. Наконец, в-четвертых, установление СЗЗ понадобится, если на объект поступила жалоба от живущих поблизости жителей домов; после чего Роспотребнадзор замерил, к примеру, шум или выбросы, и результаты показали превышение нормативов.
Когда санитарно-защитная зона считается установленной
Когда санитарно-защитная зона считается установленной
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 N
52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее -санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух
(химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Поскольку ранее механизм постановки на кадастровый учет СЗЗ был недостаточно урегулирован, ПостановлениемПравительства РФот 3 марта 2018 г. N 222 Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» предусмотрены переходные положения.
Так, в соответствии с п.2 Постановления Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
В соответствии с п.3. Постановления в случае если до дня вступления в силу настоящего постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны,допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
О размерах санитарно-защитной зоны кладбища Ревды
Аркадий Юрков, житель улицы Первомайской
Игорь Никонов — 100 метров. Андрей Семенов — 200 метров. В статье Юлии Бабушкиной (газета «Информационная неделя» №35 от 9 сентября) — 130 метров. Это санитарно-защитные зоны, которые, по версиям руководителей нашего города, должны отделять действующее кладбище от жилой застройки…
Никакого уважения ни к себе, ни к жителям города, ни к закону. Куда хочу, туда и ворочу. Хотя бы договорились между собой. И только один разумный человек — главный государственный санитарный врач по Ревде и Дегтярску Александр Ульянов — заявил, что санитарно-защитная зона должна быть не менее 500 метров. И это закон.
Весной 2010 года негде будет хоронить умерших ревдинцев? Доработались чиновники! Где же вы были 5-10 лет назад, зная, что эта проблема всплывет? Соколовы, Каблиновы уже ушли от власти в городе, и ничего хорошего от их пребывания у руля не приходит на ум. Но есть и нынешние руководители. Это и Владимир Южанин, и Василий Белоусов, и ряд других. О чем думали они, идя во власть на вторые сроки? Им надо четыре-пять лет для того, чтобы оформить новое кладбище. Почему не два года? Они говорят, что нет денег. Где же вы были, когда деньги лились как из рога изобилия. Неужели так далеко от власти?
Для нового малого кладбища администрации нужно 5,8 гектара земли. Почему не 2-3 гектара? Это надо здорово поработать и не пенять на других. Как, например, Игорь Никонов, который заявил, что он потерял четыре года зря, когда у власти была Анна Каблинова. Но Соколова и Каблиновой у власти в городе уже нет, а Вы, Игорь Геннадьевич, все тут — и будьте добры ответить перед законом, который Вы нарушаете.
Самое простое дело — сделать новое малое кладбище и, как они пишут, забыть об этой проблеме на четыре-пять лет. Правильно — именно забыть. Менялись администрации, мэры, и все об этой проблеме исправно забывали.
Жители улицы Первомайской требуют установить сплошное ограждение, посадить зеленые насаждения, сделать водоотводную канаву не для того, чтобы проводить работы вне поля зрения жителей, а для того, чтобы оградить существующее захоронения и не проводить никаких работ! Без проекта не обойтись, говорите вы, чиновники. Но как же вы без проекта нарушили санитарную зону? Не знали? Изменились требования законодательства? Однако незнание закона не освобождает от ответственности.
1. Тепловые электростанции (ТЭС) эквивалентной электрической мощностью 600 мВт и выше, использующие в качестве топлива уголь и мазут, относятся к предприятиям первого класса и должны иметь СЗЗ не менее 1 000 м, работающие на газовом и газомазутном топливе, относятся к предприятиям второго класса и должны иметь СЗЗ не менее 500 м.
2. ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью 200 Гкал и выше, работающие на угольном и мазутном топливе, относятся ко второму классу с СЗЗ не менее 500 м, работающие на газовом и газомазутном топливе (последний — как резервный), относятся к предприятиям третьего класса с СЗЗ не менее 300 м.
3. Минимальная СЗЗ от золоотвала ТЭС должна составлять не менее 300 м (третий класс) с осуществлением древесно-кустарниковых посадок по его периметру.
4. При установлении минимальной величины санитарно-защитной зоны от всех типов котельных тепловой мощностью менее 200 кГал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, необходимо определение расчетной концентрации в приземном слое и по вертикали с учетом высоты жилых зданий в зоне максимального загрязнения атмосферного воздуха от котельной (10-40 высот трубы котельной), а также акустических расчетов. СЗЗ при расчетных значениях ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха в пределах ПДК в приземном слое и на различных высотах прилегающей жилой застройки не должна быть менее 50 м, если по акустическому расчету не требуется корректировки в сторону ее увеличения.
При наличии в зоне максимального загрязнения от котельных жилых домов повышенной этажности высота дымовой трубы должна быть как минимум 1,5 м выше конька крыши самого высокого жилого дома.
Кладбища с I по III классами опасности обязательно попадают под категорию, для которой необходимо разрабатывать проект санитарно-защитной зоны. Для мест захоронения с IV и V классами опасности санитарно-защитная зона не нужна. Необходимо отметить, что если от жителей домов, расположенных неподалеку от кладбища поступают жалобы по поводу загрязнения воздуха, воды или шума, вызванных работой объекта, то СЗЗ проектировать необходимо независимо от того, под какую классификацию попадает место захоронения.
Если возникают сомнения, требуется ли разработка проекта санитарно-защитной зоны конкретного кладбища, то лучше обратиться в компанию подобную ООО «ГЕОЭксперт», которые профессионально занимаются экологическим проектированием по доступной цене. Только специалисты дадут правильную оценку объекту, выполнят необходимые расчеты и подскажут, нужно ли выполнять проект СЗЗ.
Вводные понятия об установлении санитарно-защитной зоны
В том же СанПин и разъясняющих его письмах раскрываются особенности надобности установления сан.-защитной зоны. Кратко рассмотрим их.
Во-первых, в СанПине предприятия и объекты делятся на V классов и делятся по степени негативного воздействия. Неизбежно устанавливают СЗЗ те, кто принадлежит к I, II и III классам опасности. Во-вторых, те объекты/сооружения, которые не перечислены во внушительном списке 7‐го раздела СанПин. В-третьих, действующие объекты с уже согласованной СЗЗ обязаны вновь разрабатывать проект, когда у них происходит реконструкция, меняется технология работы, наращивается производство. Наконец, в-четвертых, установление СЗЗ понадобится, если на объект поступила жалоба от живущих поблизости жителей домов; после чего Роспотребнадзор замерил, к примеру, шум или выбросы, и результаты показали превышение нормативов.
Санитарная зона кладбища сколько метров
Есть три случая, когда проведение работы по определению размеров и формы защитной зоны должны проводиться:
- При планировании и создании новых мест организованного погребения. Если план не обязателен, натурными измерениями проводится подтверждение этого факта.
- Расширение или модернизация объекта. Например, установка печи крематория на ранее действовавшем месте захоронений автоматически переводит его в высшие первый или второй классы опасности.
- В ответ на требования Роспотребнадзора. Они могут быть инициированы жалобами жильцов, проживающих рядом с объектом. В Роспотребнадзоре эти обращения проверяются, при необходимости делается запрос администрации места захоронения.
Санитарно защитная зона кладбища
Основные виды разрешенного использования:
1) проведение работ по озеленению и благоустройству территории;
2) размещение объектов, связанных с ритуальным услугами;
3) размещение предприятий по производству похоронных принадлежностей;
4) размещение линейных объектов (трубопроводов, ЛЭП, автодорог, железной дороги), кроме водоводов хозяйственного и питьевого назначения.
2. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных в зоне СЗ-3, не подлежат установлению.
3. Особенности использования земельных участков и объектов капитального строительства:
Запрещается:
1) отвод земельных участков под проектирование и строительство жилых зданий, объектов общественно-делового и рекреационного назначения, водозаборных сооружений складов продовольственных товаров, предприятий пищевой промышленности;
2) предоставление земель для садоводства и огородничества.
Требования к кладбищам
Кладбища располагаются в пригородной зоне с учетом требований санитарной и экологической безопасности. В санитарно-защитной зоне нельзя располагать дачи, коттеджи, скважины для забора воды, площадки для детских игр и спортивных состязаний, а в уже построенных для обслуживания кладбищ служебных помещениях работники должны работать строго ограниченное время.
Использование территорий, на которых располагались захоронения, разрешено не ранее чем через 20 лет после их переноса и только в целях озеленения. Если в ходе строительных работ были обнаружены могилы, грунт с этой территории не должен использоваться. Участок необходимо рекультивировать. На нем нельзя строить дороги, жилые и производственные здания.
Глубина залегания водоносного слоя должна быть больше 2,5 метров, а воду для питьевых нужд нужно брать из более высокого водоносного слоя или с верхней точки по отношению к кладбищу. До водозабора от границ традиционного кладбища должно быть не меньше километра. Отходы работы организаций, занимающихся хранением и омовением тел, считаются токсичными. Стоки должны обеззараживаться и разбавляться перед попаданием в канализацию.
Ветер со стороны крематория и даже традиционного кладбища должен преимущественно дуть в противоположную сторону от заселенных территорий. Защитная зона кладбищ не должна совпадать с жилой застройкой, а также с территориями санаториев, курортов и прочих зон, используемых населением для отдыха и рекреации.
При эксплуатации объекта в штатном режиме санитарная зона должна обеспечивать его безопасность для проживающей на близлежащей территории населения. Предусматриваемые ограничения в использовании земель возле кладбищ и крематориев снижают физическое, химическое и биологическое воздействие на среду обитания до нормативных показателей.