Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила буксировки прицепа в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Водитель должен помнить, что прицепное устройство следует так же осматривать и обслуживать перед совершением поездки. Необходимо быть уверенным в исправности и его соответствия требованиям безопасности.
Фонарь «Автопоезд» при буксировке прицепа
8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:
«Автопоезд» — в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм — на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах;
Фонари автопоезд устанавливаются только на следующих типах транспортных средств:
- на грузовиках с прицепами (независимо от категории);
- на колесных тракторах тяжелее 1 400 кг с прицепами;
- на сочлененных автобусах;
- на сочлененных троллейбусах.
Категории водительских прав для перевозки прицепа
Рассмотрим категории водительского удостоверения, которые позволяют буксировать прицеп:
Категория | Прицеп который можно буксировать |
В | 1) разрешенная максимальная масса (РММ) до 750 кг или 2) РММ больше 750 кг, но не превышает массу машины без нагрузки и РММ состава не превышает 3500 кг. |
BE | любые прицепы |
С | РММ до 750 кг |
СE | любые прицепы |
D | РММ до 750 кг |
DE | любые прицепы |
Примечание. Таблица составлена на основе статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Таким образом, абсолютно к любому автомобилю можно присоединить прицеп с разрешенной массой 750 кг или меньше и это не потребует дополнительной категории.
Правила перевозки габаритных грузов
Помимо ПДД, инструкции по перевозке крупногабаритных предметов на легковых автомобилях содержатся в следующих нормативных актах:
- Постановление Правительства № 272 «О правилах перевозки грузов автомобильным транспортом»;
- Приказ Минтранса № 258 «О порядке выдачи разрешений на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов»;
- Приказ Минтранса № 7 «О правилах безопасности перевозки пассажиров и грузов».
Основные ограничения:
- Превышение допустимой скорости движения.
- Транспортировка в сложных погодных условиях: снегопад, гололед, плохой видимости.
- Движение по обочине дороги.
- Остановка за пределами стоянок и парковок.
- Продолжение движения при возникновении неисправностей и поломок транспортного средства.
Фонарь «Автопоезд» при буксировке прицепа
8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:
«Автопоезд» — в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм — на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах;
Фонари автопоезд устанавливаются только на следующих типах транспортных средств:
- на грузовиках с прицепами (независимо от категории);
- на колесных тракторах тяжелее 1 400 кг с прицепами;
- на сочлененных автобусах;
- на сочлененных троллейбусах.
Существующие способы и правила при эксплуатации
Автотранспорт с прицепом состоит из автомобильного тягача и прицепного устройства.
Прицепом считается транспортное средство, не имеющее собственного двигателя и используемое в комплексе с механическим автотранспортом.
Как определить прицеп и какая категория требуется водителю?
По разновидности конструкций и полной массе, прицепы подразделяются на несколько видов:
- прицепные устройства лёгкого типа до 750 килограмм;
- устройства прицепные тяжёлого типа весом более 750 килограмм и в комплекте с тормозной системой;
- устройство трейлер-тягач, применяемое для буксировки.
В соответствии с существующим ГОСТом выпускается несколько типов категорий прицепов применяемых для транспортировки:
- 01 – с массой до 750 кг.;
- 02 – с массой от 750кг до 3500кг.;
- 03 – с массой от 3500кг до 10000кг или 10 тонн;
- 04 – свыше 10 тонн.
Увеличьте дистанцию и избегайте рывков при вождении по заснеженным и обледенелым покрытиям. Лед снижает качество сцепления с дорогой, что может обернуться заносом.
Во избежание заноса не выжимайте сцепление. Замедляться лучше всегда посредством понижения передачи, в крайнем случае – прерывистым нажатием на педаль тормоза. При возникновении заноса следует повернуть рулевое колесо в сторону заноса, перестать давить на газ и затем, чтобы выровнять положение, немного надавить на газ.
Если при обгоне прицеп на скорости заедет на обочину, его сильно занесет. Старайтесь не опережать других участников движения зимой, особенно если дорога узкая.
По снегу двигайтесь на пониженной передаче с минимальной скоростью.
Регистрация легкового прицепа в МРЭО
Свежеприобретенный прицеп подлежит обязательной регистрации в МРЭО ГИБДД. Процедура осуществляется как при личном визите, так и через портал Госуслуги. На это у собственника есть 5 суток с даты покупки, указанной в договоре сделки.
Алгоритм действий следующий:
- сбор документов ;
- подача заявления;
- уплата госпошлины (пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК );
- представление прицепа для осмотра и сверки. После чего представитель ГИБДД ставит пометку о прохождении осмотра.
- оформление документов на прицеп;
- регистрация.
Чтобы разобраться в вопросе налогообложения, важно понимать суть такого вида транспорта. Прицеп — это ТС без мотора, предназначенное для применения в комплексе с другим автомобилем (должен оборудоваться двигателем). Главное назначение прицепа заключается в транспортировке дополнительного груза. Указанное определение также распространяется на полуприцепы и прицепы типа «роспуски».
По назначению такие конструкции бывают нескольких видов — грузовыми, специальными (для перевозки разной техники), а также прицепы в виде «дач». Еще одна классификация подразумевает деление на две категории по весу перевозимого груза:
- О1 — прицепные устройства, способные транспортировать груз весом до 0,75 тонн.
- О2 — прицепы с грузоподъемностью от 0,75 до 3,5 тонн.
Конструктивно прицеп состоит из кузовной и равной части, а также дышла и подвески. Один из основных элементов — дышло, имеющее I-образную или A-образную форму, зафиксированное на раме (в передней части). В состав этого элемента входят тросы для страховки, сцепной узел, а также специальная подставка (если она предусмотрена в конкретной модели).
В зависимости от конструкции прицепы бывают 1-но и 2-осными. Что касается подвески, она бывает:
- Пружинной или рессорной (зависимые).
- Торсионной, рычажно-пружинной или резино-жгутовой (независимые).
Некоторые модели прицепов имеют тормозную систему, в том числе ручник.
Чтобы управлять автомобилем с прикрепленным к нему прицепом, водитель должен иметь права категории B. Здесь имеется два условия:
- Вес нагруженного прицепного устройства должен быть до 750 кг.
- Масса машины и прицепа не превышает 3,5 тонн.
Что такое категория ВЕ
Сообщества Прицепы Блог Страхование авто с прицепом
Подкатегория ВЕ действительно необходима для вождения легковых автомашин с прицепом, но под её действие подпадают далеко не все случаи. Всё та же статья 25 предельно чётко описывает, в каких случаях необходимы права с открытой подкатегорией ВЕ. Это перевозка прицепа весом больше 750 килограммов в нагруженном состоянии машиной категории В, т.е. полный вес которой с максимальной нагрузкой не больше 3 500 килограммов. При этом максимальный вес загруженного прицепа может превышать массу ненагруженной автомашины, которая его перевозит.
Если так вышло, что вам необходимо периодически использовать тяжёлый прицеп, вес которого больше 750 килограммов, придётся озаботиться открытием водительских прав для категории ВЕ. Для этого необходимо пройти обучение в автошколе, т.е. выучить ПДД, относящиеся к езде с прицепом, и сдать экзамен на практическое вождение. Следует знать, что открыть категорию ВЕ могут лишь те, кто провёл за рулём больше одного года и не получил за это время взысканий от работников ДПС.
Бывалые водители могут дать новичкам несколько советов, касающихся движения по дороге легковой машины с прицепом.
- Тише едешь – устойчивей прицеп. Ехать на высокой скорости в сцепке с прицепом тяжело, так как при превышении определённого скоростного порога его начинает раскачивать в стороны, что снижает устойчивость вашего автопоезда. Поэтому лучше не спешить.
- Оптимальный автопоезд состоит из полноприводной, длиннобазной, тяжёлой машины с коротким задним свесом и двухосного длиннобазного прицепа, центр массы которого располагается как можно ниже, а колея максимально широка. Сцепка должна быть длинной.
- Неудачный автопоезд состоит из переднеприводной короткобазной машины с длинным задним свесом, маломощной и лёгкой, сцепленной коротким дышлом с одноосным, высоким и узкоколейным прицепом.
- Следует быть особенно внимательным, если задняя подвеска машины сильно изношена, а давление в шинах ниже, чем это необходимо по нормативу. Негативно сказывается на устойчивости поезда перегруз прицепа и неправильная загрузка, когда на шар приходится минимальный вес. Кроме того, ухудшение ходовых качеств прицепа неизбежно, если он «обут» в разные по качеству шины.
В документах водителя сегодня не найдешь категорию «Е». Она была распределена на несколько дополнительных в 2013 году, потому что были приняты поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Как теперь быть тем, кто желает водить автомобиль с прицепом и сталкивается с этим довольно часто? Не отказываться же от поездок на дачу и на природу. Главное — внимательно изучить законодательную базу.
Знак движение с прицепом запрещено
В правилах дорожного движения предусмотрен знак, который запрещает движение с прицепом:
3.7 «Движение с прицепом запрещено». Запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств.
Обратите внимание, в данном случае речь также идет о типе транспортного средства (грузовик или трактор), а не о категории транспортного средства.
То есть данный знак запрещает движение:
- Любых грузовиков (категорий B, C) с прицепами.
- Любых тракторов с прицепами.
- Буксировку механических транспортных средств.
Этапы постановки автоприцепа на учет в ГИБДД
Прицеп может быть зарегистрирован на физическое или юридическое лицо. В первом случае он будет оформлен по месту жительства или временного пребывания гражданина, а во втором – по юридическому адресу организации. Подать заявление можно в любом территориальном подразделении ГИБДД в субъекте Федерации.
Процедура состоит из следующих этапов:
- Подача заявления о постановке на учет прицепа к ТС (форма заявления является приложением к Регламенту оказания услуги). Бланк выдается в ГИБДД.
- К заявлению приложить необходимые документы:
- паспорт собственника;
- ПТС прицепа;
- подтверждающий документ возникновения права собственности (договор купли-продажи, счет на приобретение и т.д.);
- юридическое лицо дополнительно предоставляет полис ОСАГО на прицеп;
- нотариальная доверенность, если собственник действует через представителя.
После оплаты государственной пошлины за регистрационные действия, прикладывается чек.
- В итоге после постановки на учет автоприцепа, Вы получите:
- свидетельство о регистрации;
- регистрационный номер;
- ПТС с отметкой о постановке на учет.
Обязательно ли страховать прицеп к легковому автомобилю? Освобождены от страхования ОСАГО только физические лица (в соответствии с п. 3 ст. 4 гл. 2 Закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ).
Нужно ли проходить техосмотр для прицепа? Прицепы весом, не более 3,5 тонн не обязательно проходить технический осмотр (норма действует с 1 января 2012 года).
Общие правила буксировки прицепного устройства
Автомобилисты часто двигаются с трейлерами на скорости 140 км/ч. Что не допустимо, но к сожалению имеет место быть. Производители рекомендуют придерживаться скорости до 100 км/ч. Расшифровка ПДД выглядит так:
- Двигаясь по автомагистрали без буксируемого устройства, разрешено 110 км/ч. С прицепом максимальная скорость не выше 90.
- По другим дорогам вне населённых пунктов без прицепа – 90 км/ч., с прицепом – 70 км/ч.
- В населённых пунктах ограничение движение для всех транспортных средств – 60 км/ч.
Штраф за превышение скорости варьируется от 500 до 5000 рублей. А также лишение водительских прав от 4 до 6 месяцев при первом инциденте и до 1 года при повторном, если нарушение за превышение скорости составит 60-80 км/ч. Согласно ПДД запрещена перевозка пассажиров в прицепе, полуприцепе, прицепе-даче. Запрещено управлять автопоездом без подключения электроприборов прицепа к авто, ТСУ и страховочных тросов. Дорожный знак «движение с прицепом запрещено» запрещает движение только грузовикам выше 3,5 т, тракторам, самоходным машинам.
Нужно помнить при поездке с прицепом:
- Увеличивается тормозной путь автопоезда.
- Автомобиль медленно набирает скорость.
- Прицеп имеет инертность.
- Автопоезд увеличивается в длину.
- Прицеп склонен к заносам и может повредить машину.
- БТУ свободно паркуется и вручную.
Правила пользования легковыми прицепами
Безопасная всем участникам дороги эксплуатация транспортного состава с перемещением груза посредством прицепа должно соответствовать нескольким правилам.
Правила перемещения груза:
- Центр тяжести должен размещаться равномерно по всей поверхности, допустимая масса прописана в соответствующих документах на прицепное устройство.
- Единственным средством для надёжной фиксации груза является фаркоп. Стоит учесть, что для сложных трасс потребуется страховочный трос/цепь.
- Даже при отдельной парковке буксируемого агрегата должны всегда использоваться фиксаторы.
- Максимально допустимый уровень выступа за пределы устройства крупногабаритных грузов и специальные для этого обозначения днём и ночью определяются правилами дорожного движения.
- Транспортировка пассажиров, огне/взрывоопасных веществ посредством трейлера запрещена.
- Разрешённая скорость для перемещения по асфальту – 60, твёрдых покрытий – 40, по грунтовке – до 20 км/час
Секреты безопасного вождения
Одноосные автоприцепы легче и проще в управлении. Двухосные оптимальны для перевозки гидроциклов, мотоциклов и т.д. Эксплуатируя любой из них, при себе нужно иметь противооткатные клинья для остановки на уклонах. Также помните: прицепная техника увеличивает тормозной путь автомобиля, снижает динамику разгона даже при отсутствии грузов. Трогаться с прицепом нужно плавно, иначе шины будут изнашиваться быстрее. Расход топила при езде с прицепной техникой всегда увеличивается на 10 – 20 %.
При движении задним ходом разворачивайте прицеп в направлении водителя: в авто с правым рулем – вправо, с левым – влево. При поворотах тормозите плавно, чтобы снизить риск «складывания» автопоезда. Чтобы избежать заносов, совершайте поворот с дальнего радиуса и заблаговременно снижайте скорость. Размещайте грузы равномерно – над осью или между двумя осями, – иначе резко возрастет нагрузка на сцепное устройство.
Управление легковым автомобилем с прицепом требует соблюдения определенных правил, которые существенно облегчат езду с прицепом. Если вам предстоит отправиться в поезду с прицепом, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с данной статьей.
Не каждый груз можно перевезти в багажнике автомобиля. Дачники, сельские жители, любители активного отдыха и многие другие категории автовладельцев пользуются одноосными легковыми прицепами для того, чтобы расширить возможности своей машины. Кроме удобства, использование прицепа выгодно с экономической точки зрения. Удельная стоимость перевозки груза с прицепом уменьшается в среднем на одну треть, что немаловажно при высоких ценах на горючее.
Корректировка оказываемой на шар ТСУ нагрузки
От поверхности дорожного покрытия фаркоп машины находится на высоте 35-45 см. Прежде всего необходимо горизонтально выставить раму, но в некоторых случаях сделать это затруднительно, если авто — внедорожник большой высоты и небольшой лафет, имеющий жгутово-резиновую подвеску или же малолитражное авто в сцепке с «рессорником». В данном случае потребуется установка дистанционных проставок.
Далее можно приступать к регулировке возникающих на ТСУ нагрузок. В зарубежных странах стандарты разрешают вертикальное допустимое давление на шар ТСУ в 75 кг. Но отечественное законодательство устанавливает стандарт в 40 кг. Для того, чтобы получить подходящую развесовку, необходимо выполнить продольное сдвижение оси. Для работ нужны весы и подкладки около 40 см. На них будет опираться ТСУ, его замковое устройство.
Для осуществления регулировки потребуется расслабить фиксаторы стремянки и выдвинуть место крепления вперед. Благодаря этому снизится нагрузка, давящая на дышло. Если сдвинуть его назад, то нагрузка, напротив, увеличится. При неподвижной оси выполняется развесовка запаски (при порожнем прицепе). На прицепе груженом происходит правильное расположение груза.
Нагрузка, возникающая на шар, должна составлять от 10 до 35 кг. При этом недопустимо, чтобы появлялись отрицательные параметры, когда задняя часть устройства перевешивает переднюю. Обязательно проверяется расстояние от устройства до колес слева и справа. Имеющийся перекос оси может привести к тому, что покрышки относительно быстро придут в негодность. Когда работы будут завершены, то все расслабленные крепежи хорошо затягиваются.
Укладывая груз в прицепе, его нужно хорошо зафиксировать, чтобы исключить возможность ухода центра тяжести к задней части. Это приводит к повышению амплитуды раскачивания и дальнейшему опрокидыванию. Часто так происходит при перевозке досок. Следует помнить, что прицеп размеры имеет разные, как и грузоподъёмность, при этом,они должны соответствовать транспортируемому грузу.