Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое в 2023 году: выплаты, льготы и федеральные программы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Программу запустили в мае 2022 года для мотивации высококвалифицированных IT-специалистов. Только за первые 2 месяца оформили 1,6 тысяч кредитов на сумму 14,4 млрд рублей. По прогнозам Минцифры, до конца года количество выданных кредитов вырастет до 10 тысяч. Кроме базовых условий, на рынке стоит поискать предложения от тандема застройщика и банка.
Размеры субсидии на улучшение жилищных условий
Субсидия по улучшению условий, что предлагает жилищный фонд – это целевая помощь, которую можно получить, если будете числиться в очереди. Если использовать полученные средства на другие нужды, будет считаться, что человек нарушил закон. Но помощь на улучшение жилья может быть выдана в нескольких форматах, зависимо от статуса получателя.
Например, военные получают субсидию в формате ЦЖЗ, а также эти средства на жилищный вопрос могут быть переданы в виде накоплений на НИС-счете. Если рассматривается молодая семья, то деньги будут получены в виде первого взноса по ипотеке и т.п. Для многодетных семей, где воспитывается от 7 детей, выдается фиксированная сумма, размер которой составляет около 2 млн. рублей.
Есть и другие формы льготы, чтобы улучшить свое жилье, которые контролируются не только федеральным, но и региональным законодательством. Но если жилищный вопрос уже решен, оформить помощь повторно не выйдет.
Получить юридическую помощь по вопросам cубсидий на улучшение жилищных условий можно на нашем сайте.
Размеры субсидии на улучшение жилищных условий
Субсидия по улучшению условий, что предлагает жилищный фонд – это целевая помощь, которую можно получить, если будете числиться в очереди. Если использовать полученные средства на другие нужды, будет считаться, что человек нарушил закон. Но помощь на улучшение жилья может быть выдана в нескольких форматах, зависимо от статуса получателя.
Например, военные получают субсидию в формате ЦЖЗ, а также эти средства на жилищный вопрос могут быть переданы в виде накоплений на НИС-счете. Если рассматривается молодая семья, то деньги будут получены в виде первого взноса по ипотеке и т.п. Для многодетных семей, где воспитывается от 7 детей, выдается фиксированная сумма, размер которой составляет около 2 млн. рублей.
Есть и другие формы льготы, чтобы улучшить свое жилье, которые контролируются не только федеральным, но и региональным законодательством. Но если жилищный вопрос уже решен, оформить помощь повторно не выйдет.
Получить юридическую помощь по вопросам cубсидий на улучшение жилищных условий можно на нашем сайте.
Где дают квартиры очередникам в 2022 году в Москве
Когда человек хочет улучшить жилищные условия и планирует заручиться поддержкой от государства, возможно развитие ситуации по двум направлениям. Если семья выбирает субсидию, купить квартиру можно в любом районе Москвы, так как размер суммы, предоставляемой из бюджета, будет рассчитываться по одной схеме. К примеру, если вы решите переехать в Центральный округ, из собственного кармана придется внести солидную сумму, так как бюджетных средств будет недостаточно.
Так же рекомендуется предварительно рассчитать, на какую сумму семья может рассчитывать, так как размер субсидии зависит от множества факторов. Выбор квартиры при натуральной компенсации осуществляется с использованием компьютерных средств – машина автоматически выбирают, кому какую жилплощадь предоставить.
Часто задаваемые вопросы по программе переселения из районов Крайнего Севера
Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со статьей 314 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. В настоящее время ни законодательного акта, ни нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, регулирующего указанные вопросы не принято.
По данному вопросу имеется Письмо Роструда от 13.09.2006 №1597-6-0, в котором отмечено, что порядок определения стажа работы в районах Крайнего Севера регулируется в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 №2. Согласно положениям пункта 5.1 данной Инструкции следует, что в стаж работы, дающий право на получение льгот, включаются календарные дни работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также фактические дни нахождения в пути от места нахождения предприятия к месту работы и обратно. При этом период работы вахтовым методом приравнивается к календарным дням работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Поселок, которого нет
Наталья Якимчук из поселка Транспортный ждет получения ГЖС 21 год.
— Стою в очереди, наверное, посмертно, — говорит она. — То закрывают наш поселок, то не закрывают, то признают неперспективным и обещают за счет местного бюджета расселить, то говорят: ждите федеральных субсидий. Сколько еще ждать? Зимой по пояс в снегу, весной по пояс в грязи. Вид у поселка ужасающий, всё разбито.
Она рассказывает, что лет семь назад дорожники поднимали полотно участка региональной автодороги, которая проходит через поселок. Местные жители попросили их пустить дорогу в объезд, чтобы не дышать круглый год пылью. Вместо ответа им показали карту, на которой их поселка вообще нет. Даже на почте одно время не принимали посылки в Транспортный — говорили, что нет такого населенного пункта.
— Сдается нам, что по документам мы все давно отсюда выселены, — говорит она. — Но мы-то здесь, и мы живые! Нас 50 человек. Неужели для того, чтобы нас расселить, прекратить наши мытарства, у государства нет денег? Если бы власть доплачивала нам за всё, чего мы, здесь находясь, не видим, то, уверена, уже давно бы деньги на расселение нашли. Мы не против севера, мы против таких условий выживания. Хочется выехать в тепло, в цивилизацию, пока при памяти и при относительном здоровье.
— Почему взят такой большой расчетный период для оценки доходов — 12 месяцев? Если мое материальное состояние ухудшилось сейчас, а год назад финансовое состояние было неплохим — это значит, что я сейчас не нуждаюсь в пособии? То есть почему нуждаемость смотрят по прошлом году, если проблемы с доходами возникли сейчас?
Ольга Баталина:
Раньше все документы для назначения детских пособий нужно было самому собирать по разным ведомствам, инстанциям, и приносить в орган социальной защиты. Конечно, было огромное количество ошибок (не там поставили печать, печать не поставили вовсе, не тот документ заверили, а нужно принести еще какой-то документ). Понятно, что родители тратили огромное количество времени, отпрашиваясь с работы, собирая эти документы, справки, пытаясь уложиться там в приемные часы, бухгалтерии не всегда работают, здесь, приходя в органы соцзащиты не в то время, когда они работают. В общем, все это было достаточно хлопотно и неудобно. И много раз […] семьи говорили: слушайте, нас так отпугивает необходимость этого сбора документов, что проще вообще уже ни за какой поддержкой к государству не обращаться.
Вот сейчас действуют все новые выплаты на принципах социального казначейства, и не нужно приносить никаких документов, справок о доходах. Вообще сейчас почти 95% заявлений не требуют вообще предъявления никаких бумажных документов. Только в исключительных случаях оставшиеся 5% приносят некоторые справки, как например справка из военкомата, которой нет в электронном виде, поэтому ее нужно будет принести. А откуда же берутся тогда эти сведения о доходах? Что же их, не проверяют? Проверяют, но только они теперь получаются из Федеральной налоговой службы. Поэтому [берется такой] период оценки доходов для того, чтобы семьям не приходилось на бумаге приносить каких-либо документов.
[…]
[Еще] дело в том, что у нас людей, которые ритмично, ежемесячно получают одну и ту же заработную плату, не так много. Вообще очень у многих есть еще дополнительные выплаты в течение года — у кого-то это премии, какие-то дополнительные бонусы, какие-то стимулирующие выплаты. Потом у нас много людей занято в сельском хозяйстве — у них сезонная занятость, они не получают ритмичный доход в течение всего года. Есть люди, которые занимаются предпринимательской деятельностью — тем более у них нет доходов каждый месяц, но зато в течение года у них может быть несколько периодов по результатам сделок или удачно проведенной работы с получением этого дохода. И если мы у семьи будем брать более короткий период — например, 3 месяца, как, положим, говорят об этом наши семьи, то не факт, что эти 3 месяца будут ровно того периода, когда этих доходов практически не было. Это могут быть как раз периоды высокого дохода. И понятно, что семья, зарабатывая эти деньги за эти 3 месяца, не живет на них только 3 месяца — она их равномерно распределяет в течение всего года.
И поэтому период 12 месяцев как раз наиболее выгоден для семьи, потому что он позволяет посмотреть, а каким доходом в среднем обладает семья, и не отказывать семье из-за вот этих вот месяцев каких-то крупных доходов — премий, выплат, каких-то поступлений, доходов от бизнеса и много многого другого. Поэтому поверьте, хоть и кажется, что вроде бы какое-то старое финансовое состояние семьи измеряется. Нет, только равномерное распределение расчетных доходов по году позволяет большему количеству семей претендовать на меры поддержки.
— Если у семьи отличается место регистрации и место фактического проживания (например, если семья проживает с детьми и временно зарегистрирована в Южно-Сахалинске, а постоянная прописка в Краснодарском крае), то по прожиточному минимуму какого региона будет начисляться универсальное пособие?
Ольга Баталина:
Если у семьи одновременно есть постоянная прописка и временная прописка, то семья сама принимает решение, какую из этих прописок указать в заявлении. Когда семья подает заявление на портале Госуслуг, она указывает в данном случае один регион — Краснодар или Южно-Сахалинск.
Конечно, я всем рекомендую указывать ту прописку того региона, где семья реально фактически живет. Почему?
- Вы не можете заранее знать, точно ли вы не в тех 5%, которым нужно будет принести какой-то бумажный документ. Если вы, проживая в Южно-Сахалинске, укажете прописку Краснодара, то приглашать вас будут в клиентскую службу Социального фонда Краснодара, что будет, наверно, вам не очень удобно. Это раз.
- Во-вторых, в Краснодаре и Южно-Сахалинске совсем разные величины прожиточного минимума. Поэтому оптимально подавать заявление опять в том же регионе, где вы реально проживаете (по временной или постоянной прописке), с тем чтобы прожиточный минимум, который вам будет назначен, отражал особенности региона, где вы живете.
А так главное, чтобы какая-то из прописок в дальнейшем была подтверждена органами МВД, что вы подали реальные, достоверные сведения.
Что еще учтут: «правило нулевого дохода»
Пособие не дадут, если у родителей так называемый «нулевой доход» без уважительной причины. Для оформления выплаты взрослый член семьи должен располагать официальными доходами: иметь зарплату, пенсию, получать алименты или стипендию и пр.
Если один из супругов в течение 12 месяцев не работает (работает неофициально) и при этом не состоит на бирже труда, то в детском пособии семье откажут. Законодатели предусмотрели и перечень уважительных причин, когда «нулевой доход» разрешен и не может служить основанием для отказа в выплатах:
- нахождение в декретном отпуске до 3 лет;
- официальный статус безработного (не более 6 месяцев);
- уход за детьми в многодетной семье, за инвалидом, за родственником старше 80 лет;
- прохождение срочной службы в армии и 3-месячный период после демобилизации;
- лишение свободы или нахождение под стражей;
- статус многодетной семьи;
- очное обучение без стипендии до 23 лет;
- беременность (более 6 месяцев в расчетном периоде);
- длительная болезнь.
Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Инициативная группа Общественного движения «Жилье военным» от имени военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, обращается к Вам, как к гаранту прав и свобод человека и гражданина, по вопросу обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Указанным Федеральным законом установлено право на постоянное жилье, однако из года в год усиливается недовольство военнослужащих крайне длительными сроками ожидания реализации данного права, что вызывает социальную напряженность данной категории граждан. Основными причинами проблемы является чрезвычайно недостаточное финансирование соответствующих статей расходов федерального бюджета, отсутствие законодательно утвержденных сроков обеспечения, вследствие чего формирование федерального бюджета производится в недостаточных объемах.
Согласно официальным ответам, полученным от Минобороны России, численность нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями составляет порядка 42000 семей, в том числе около 35000 семей нуждается в выплате жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Исходя из того, что в 2022 году Минобороны России планируется обеспечить всего 2950 семей, можно предположить, что при сохранении текущих объемов финансирования сроки ожидания в очереди составят более 10 лет. Аналогичная проблема с обеспечением постоянным жильем актуальна и для других силовых ведомств, в которых предусмотрена военная служба.
Начиная с 2016 года только по одной форме обеспечения, жилищной субсидии, ежегодный прирост количества нуждающихся, равно как и размер статьи расходов Минобороны России практически неизменны (в среднем 36 млрд. рублей ежегодно). При этом утвержденная средняя стоимость квадратного метра за указанный период возросла в 2,3 раза с 36008 рублей в I кв. 2016 года до 83420 рублей в III кв. 2022 года. Таким образом в 2016 году можно было приобрести порядка 1 млн. квадратных метров жилья, а в текущем году — всего 453 тыс. квадратных метров.
Инициативной группой Общественного движения «Жилье военным» получены ответы должностных лиц государственных органов, из которых следуют явные противоречия:
- Минобороны России сообщает, что «в целях сокращения очереди военнослужащих, избравших формой обеспечения жилищную субсидию, ежегодно направляет в Правительство Российской Федерации и Минфин России сведения о дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях на предоставление военнослужащим жилищной субсидии», «до настоящего времени предложения Минобороны России по увеличению объемов финансирования расходов на предоставление военнослужащим жилищной субсидии Минфином поддержаны не были»;
- Минфин России отвечает, что «Минобороны России самостоятельно осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, … вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, Минобороны России вправе осуществить внутреннее перераспределение расходов в случае возникновения потребности в выплате жилищных субсидий»;
- Комитет Государственной Думы по обороне в заключениях на законопроекты о федеральном бюджете неоднократно указывал на необходимость дополнительного выделения средств на реализацию социальных гарантий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, но наряду с этим «заинтересованные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, при рассмотрении федерального бюджета выражают свое согласие с предложенными Министерством финансов Российской Федерации объемами ассигнований на указанные цели»;
- Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности сообщает, что «для Минобороны России, а также для силовых структур предусмотрены бюджетные ассигнования на выплату субсидий в объеме меньшем, чем заявленная потребность»;
- Счетная палата сообщает, что «Порядком, а также иными документами не установлен максимальный (предельный) срок, в который должна быть выплачена жилищная субсидия, в связи с чем расчетный срок обеспечения жилищной субсидией не нормирован и фактически зависит от объемов, ежегодно выделяемых Минобороны России на указанные цели бюджетных ассигнований».
Что мешает – наша главная трудность
Случаются, конечно, ситуации, когда реализации какой-либо большой идеи мешает несогласованность работы государственных структур высшего звена. Но надо отдать должное и Правительству России, и Государственной Думе, и Президенту страны, и его аппарату, что на этом уровне Программа переселения встречает самую активную поддержку.
Таким образом, и получается, что все трудности в реализации, все несогласованности и огрехи лежат на совести федеральных органов власти в субъектах федерации.
Самое главное – в стране не хватает по-настоящему талантливых управленцев, губернаторов, мэров городов, способных правильно спланировать всю работу, вычленить в ней главное, правильно собрать ресурсы и направить их на выполнение единой задачи.
Учились бы, на старших глядя
Как говаривала Галина Вишневская, если хочешь по-настоящему полюбить оперу, слушай только выдающихся мастеров. Мы же скажем – если хочешь по-настоящему понять, как работает программа по переселению из ветхого и аварийного жилья не надо ехать за тридевять земель, в Тыву, просто ознакомься с положением в Московской области.
Здесь:
- финансирование программы до 2023 года будет увеличено на 1,9 млрд рублей;
- ещё в середине 2015 года были переселены все подлежащие сносу дома;
- в 2013-2015 годах на программу было затрачено 9,2 млрд рублей, что позволило расселить 250 тысяч кв.м;
- на начало 2017 года в ветхом фонде Московской области состояло 2255 домов;
- с 2017 по 2023 годы расселены больше 16 тысяч человек.
Единовременная материальная помощь при увольнении в запас
Согласно Приказу Министерства обороны № 727, когда контрактники и призывники заканчивают службу, им выплачивают пособие. Единовременная материальная помощь при увольнении в запас зависит от статуса военнослужащего. Расчет учитывает выплаты по должности и званию.
Размер пособия составляет:
Статус |
Количество окладов |
Контрактники: |
|
общая продолжительность службы менее 20 лет |
2 |
если срок больше |
7 |
Лица, удостоенные высоких государственных наград РФ и СССР |
+1 |
Граждане, уволенные в запас после срочной службы |
2, только по воинской должности |
Дети-сироты, лица, оставшиеся без родительского попечения |
5 |
Как рассчитать жилищную субсидию военнослужащему
Все финансовые операции осуществляются согласно определенному алгоритму. Чтобы подсчитать будущие выплаты, следует руководствоваться специальной формулой расчета субсидии на приобретение жилья военнослужащим.
Разберем каждую составляющую отдельно.
О – общая площадь выделяемой недвижимости, рассчитать ее можно по следующей формуле:
Н – это размер квадратных метров, назначенных военному согласно Положению по расчету субсидий. Нормативы применяются такие же, как и для признания гражданина нуждающимся в предоставлении дополнительной жилплощади (33м² на одного, 42м² для двоих, 18м² на каждого, если семья состоит из трех и более участников). Как видим, количество членов семьи напрямую влияет на размер будущих апартаментов.
Претендентам на жилищную субсидию нужно обратиться специализированный центр, где действует комиссия по вопросу предоставления господдержки. Сотруднику комиссии нужно отдать заявление, оригиналы и копии следующих документов:
• паспорт заявителя и личные документы всех членов семьи — паспорт или свидетельство о рождении;
• справку о составе семьи;
• свидетельство о браке (при наличии);
• документ о принадлежности к льготной категории для получения субсидии на покупку жилья;
• правоустанавливающие документы или договор найма на имеющуюся жилплощадь;
• документы о праве на дополнительные квадратные метры площади (при наличии);
• копию лицевого счета.
Срок рассмотрения заявления составляет месяц. Если заявление одобрено, то семью ставят в очередь на получение жилищной субсидии. В случае отказа документы возвращаются назад с указанием причины.
После получения сертификата у вас есть 6 месяцев на использование суммы, указанной в нем. Субсидия перечисляется на банковский счет получателя, а затем переводится продавцу.
Нужно также помнить о том, что государственная поддержка – большая ответственность. За каждый потраченный рубль нужно будет отчитаться. Надо хранить платежную документацию и все чеки, которые подтверждают, что деньги были потрачены по назначению.
Если кому-то помогла информацией, буду рада.
С 6 апреля 2020 года приостановлен прием заявителей по всем направлениям деятельности учреждения.
Также приостановлена работа сервиса предварительной записи на прием «Запись онлайн». Оформленная ранее запись на прием автоматически отменяется.
Изменения в работе учреждения связаны с введением всеобщего режима самоизоляции и будут действовать до особого распоряжения.
Об изменениях в организации работы СПб ГБУ «Горжилобмен» и возобновлении работы сервиса будет сообщено дополнительно.
С 6 апреля 2020 года приостановлен прием заявителей по всем направлениям деятельности учреждения.
Также приостановлена работа сервиса предварительной записи на прием «Запись онлайн». Оформленная ранее запись на прием автоматически отменяется.
Изменения в работе учреждения связаны с введением всеобщего режима самоизоляции и будут действовать до особого распоряжения.
Об изменениях в организации работы СПб ГБУ «Горжилобмен» и возобновлении работы сервиса будет сообщено дополнительно.
Речь, в частности, идет о повышении доступности ипотеки для граждан, прежде всего для молодых семей; формировании ликвидного рынка ипотечных ценных бумаг с привлечением средств граждан, негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций; развитии рынка арендного жилья. Также президентом подтверждена необходимость совершенствования экономических и нормативно-правовых механизмов для технологичной модернизации стройотрасли, вовлечения неэффективно используемых земельных ресурсов и для повышения качества городской среды.
«Например, 90% клиентов, приобретающих жилье по субсидии в ЖК «Кварталы 21/19» – семьи, имеющие жилье в собственности или соцнайме. При этом площадь на одного человека составляет менее 15 кв. м. Обычно речь идет о жителях коммунальных квартир», — рассказывает Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп».
«По данной программе не было построено ни одного дома в Москве. На самом деле, она предусматривает абсолютно иную планировку. Дома, которые предлагаются очередникам сейчас, возведены по старым проектам. Квартиры имеют большую площадь, чем предусматривается по программе реновации. Если выдавать гражданам жилье метр в метр — это приведет к провалу программы. На сегодняшний день берутся квартиры со старой планировкой, их приводят в порядок при помощи косметического ремонта и представляют их как “дома под реновацию”, тем самым показывая, что все делается на благо тех, кто стоит в очереди на жилье в 2021 году. Но все тайное станет явным уже во второй половине этого года. Тогда будут строить жилье по настоящим проектам», — заявил Кушаков.
По словам председателя общественной организации «Московские переселенцы» Павла Кушакова, смысл программы реновации станет понятным уже осенью этого года. Это станет неприятной новостью для многих очередников.
Как получить квартиру или жилищную субсидию в Петербурге
Льгота по предоставлению бесплатного объекта жилой недвижимости действует для многих категорий граждан:
- малообеспеченные семьи – усредненный доход на одного члена составляет величину меньше размера ПМ, установленного на территории региона;
- многодетные семьи;
- инвалиды;
- дети-сироты;
- военнообязанные лица.
Чтобы попасть в очередь недостаточно являться льготником. Претендовать не бесплатную недвижимость от государства могут граждане, которые:
- не имеют жилой недвижимости в собственности, включая объекты, являющиеся залоговым имуществом по ипотечным кредитам;
- проживают в помещении, расположенном в ветхом или в аварийном доме;
- проживают в помещении, площадь которого не соответствует минимальным нормам.
Минимальные показатели площади регламентированы на законодательном уровне. Они прописаны в первом пункте ст. 7 ФЗ-283 от 30 дек. 2012 г. с последними правками от 31 июля 2021 г. Они равны:
- 33 кв. м. – для одного человека;
- 42 кв. м. – для двух;
- 18 кв. м. на одного жильца – если в помещении проживают трое и более человек.
ВАЖНО: Для инвалидов в некоторых случаях норма увеличивается. Это происходит в тех ситуациях, когда гражданину с ограниченными возможностями в силу его диагноза требуется больше пространства для нормальной жизнедеятельности и реабилитации.
Для сирот квартиры предоставляются по факту достижения совершеннолетнего возраста, для военных – после накопления определенного стажа службы. А всем остальным необходимо ждать в очереди.
В среднем, срок ожидания составляет 15-20 лет в зависимости от населения города (чем оно меньше, тем меньше придется ждать). Например, в Москве квоты, выделенные на 2021 год, распределяются между гражданами, которые встали на очередь еще в 1995-1998 годах.
В среднем показатели по регионам выглядят следующим образом:
- города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) – 25-30 лет;
- крупные города (Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург и т.д.) – 20-25 лет;
- малые города (Рязань, Ярославль, Йошкар-Ола, Чебоксары) – 15-20 лет;
- поселки и другие населенные пункты с малым количеством жителей – 10-15 лет.
Точные сроки неизвестны даже для участников программ. Они зависят от таких факторов, как:
- размер ежегодного финансирования;
- количество объектов государственного жилищного фонда, выделенного для бесплатной выдачи населению;
- число человек в населенном пункте, которые обладают правом получения имущества во внеочередном порядке.
До 2005 г. существовало две очереди. Одна действовала для граждан, получивших право на бесплатную квартиру на плохой финансовой состоятельности, другая – для льготников. С 2005 г. льготная очередь была упразднена, что, естественно, сказалось на сроках для всех граждан.
Определяющий норматив – минимальный прожиточный минимум (МПМ). По действующим правилам этот показатель уточняют ежеквартально. Расчет выполняется по единой методике, но с учетом региональных особенностей. Отдельно делают вычисления с учетом особенностей потребления разных категорий граждан. Ниже приведены справочные данные по состоянию на последний квартал 2020 г. (общий МПМ/ трудоспособный человек/ пенсионер/ ребенок) в руб.:
- Алтай – 9 752/ 10 154/ 8 248/ 9 938;
- Бурятия – 10 395/ 10 815/ 8 263/ 10 799;
- Ленинградская обл. – 10 239/ 11 088/ 8 777/ 9 877;
- Московская обл. – 12 181/ 13 498/ 9 100/ 11 925.
Для получения соответствующего статуса необходимо доказать отсутствие доходов по причинам, которые не зависят от действий заявителя. Не получится получить жилье от государства, если кроме отсутствующего трудоустройства нет регистрации безработного. Для расчета берут суммарные доходы за отчетные 3 месяца и делят на количество членов семьи. Кроме официальной заработной платы учитывают следующие позиции:
- алименты на ребенка;
- разовые вознаграждения;
- авторские гонорары;
- арендные платежи;
- дивиденды;
- студенческие стипендии;
- социальную помощь (денежные выплаты).
Временно неработающая мать в декретном отпуске может быть признана малоимущей. Эта ситуация не является тунеядством по действующему законодательству.
К сведению! После элементарной проверки отказывают лицам, которые злоупотребляют спиртными напитками или ведут асоциальный образ жизни.
На этапе подготовки рекомендуется уточнить правила, установленные региональными законодателями. На официальном сайте крупного муниципального образования можно узнать, как встать в очередь на жилье малоимущим. Жители небольшого поселка обращаются для получения информации в местную администрацию.
В любом случае необходимо доказать отсутствие достаточного дохода. Пример расчета:
- семья (2 взрослых, 1 несовершеннолетний ребенок, Московская обл.) планирует встать в очередь на жилье малоимущим;
- суммарная заработная плата за три месяца по выписке из бухгалтерии составила 64 200 р. = 21200 + 23400 + 19600;
- доход на одного человека подтверждает возможность получения соответствующего статуса: 64 200/3/3 =7 133
Документы принимают с регистрацией в журнале учета. Как правило, для проверки реальных условий проживания администрация муниципалитета создает специальную комиссию. Не более чем через месяц – формируется решение, о чем заявителю сообщают в письменной форме.
Кроме помощи в приобретении жилья, малоимущим предлагают в пользование недвижимость по схеме социального найма. В этом случае учитывают действующие нормативы по площади. Ответственный квартиросъемщик вписывает в договор членов своей семьи. Всем жильцам предоставляется право постоянной прописки.
Малоимущей семье в рамках дополнительных программ предоставляют:
- целевые субсидии на оплату ЖКУ;
- освобождение или уменьшение налоговой нагрузки (на федеральном и региональном уровне);
- бесплатные консультации по юридическим вопросам;
- обеспечение продуктами питания, медицинской помощью, иные формы поддержки.
При обращении в подразделение местной администрации предоставляют гражданские паспорта (другие удостоверения личности) всех членов семьи. Представленный ниже перечень нуждающиеся в жилье малоимущие граждане корректируют с учетом реальных исходных условий:
- зарплату за три месяца подтверждают справками из бухгалтерии предприятия работодателя;
- документально показывают получение (отсутствие) иных доходов;
- для точного расчета размеров общей площади на человека передают план квартиры, который можно получить в БТИ либо в «Росреестре».
Важные нюансы:
- справку о прописанных жильцах может получить в МВД только владелец недвижимости или уполномоченное лицо;
- специальной выпиской из базы данных ЕГРН можно подтвердить отсутствие жилья в личной собственности;
- членами семьи являются супруги, дети, родители;
- аналогичный статус получают другие родственники (иждивенцы), с постоянной регистрацией по этому же адресу.
Исследование: «дети ГУЛАГа» вынуждены стоять в очереди на жилье больше 15 лет
Уже не первый год действует программа «Жилище», в рамках которой реализуется подпрограмма «Улучшение жилищных условий семей, имеющих семь и более детей».
Жилищная субсидия предоставляется многодетным семьям — лицам, состоящим в зарегистрированном браке, либо матерям (отцам), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим семь и более детей, из которых не менее трех в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных пасынков и падчериц), и состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органах местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее — органы местного самоуправления).
Жилищные субсидии используются:
1) для оплаты договора купли-продажи жилого помещения;
2) для оплаты договора на создание объекта индивидуального жилищного строительства, заключенного с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (одним или несколькими), на строительство индивидуального жилого дома (жилых домов) благоустроенного (благоустроенных) применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности;
3) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере в случае, если многодетная семья или один из супругов в многодетной семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность многодетной семьи.
Право на улучшение жилищных условий с использованием жилищной субсидии в 2020-2021 годах предоставляется многодетной семье только 1 раз. Участие в реализации Подпрограммы является добровольным.
Условием получения жилищной субсидии многодетной семьей является наличие следующих оснований в совокупности:
1) многодетная семья принята органом местного самоуправления, наделенным на основании муниципального правового акта полномочиями по признанию граждан нуждающимися в жилых помещениях (далее — орган, осуществляющий принятие на учет), по месту своего жительства на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и состоит на таком учете;
2) имеющая удостоверение, подтверждающее статус многодетной семьи;
3) имеющая место жительства в Московской области не менее 5 лет;
4) согласие совершеннолетних членов многодетной семьи на обработку органами местного самоуправления, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области персональных данных о членах многодетной семьи.
В составе многодетной семьи не учитываются дети:
1) находящиеся на полном государственном обеспечении;
2) в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;
3) в отношении которых отменено усыновление;
4) находящиеся под опекой и попечительством, в том числе дети, находящиеся в приемных семьях;
5) состоящие в браке.
Действие Правил не распространяется:
1) на многодетные семьи, дети из которых находятся на полном государственном обеспечении, за исключением случая временного пребывания ребенка-инвалида из многодетной семьи в социально-реабилитационном учреждении;
2) на многодетные семьи, ранее получавшие безвозмездные субсидии на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, бюджета Московской области, бюджета муниципального образования Московской области, а также получившие земельные участки.
Формирование списка многодетных семей, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, наделенным на основании муниципального правового акта соответствующего муниципального образования Московской области полномочиями по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Адресная помощь от государства отдельным категориям граждан осуществляется ежегодно, субсидии малоимущим семьям претерпели ряд изменений и дополнений. Для начала следует пояснить, что подразумевает закон под понятием «малоимущая семья». Основным критерием выступает доход семьи. Так, в текущем году к таким семьям принято относить те, в которых доход на каждого члена меньше регионального прожиточного минимума. Подтверждать статус необходимо ежеквартально. В текущем году прожиточный минимум в ряде регионов увеличился.
Немаловажен и тот момент, что статус малоимущей семьи должен подтверждаться и органами местного самоуправления. Так, если один из членов семьи не работает без уважительных на то причин, то данный статус могут и не подтвердить.
Так, перечень льгот в текущем году несколько расширился.
Законом субсидии малоимущим семьям в 2020-2021 годах предоставляются в следующих вариантах:
• Налоговые послабления и льготы;
• Льготы на ЖКХ для малоимущих семей;
• Ежемесячная материальная помощь;
• Экстренная помощь при несчастных случаях и потере ближайших родных, которую можно получить разово в течение года;
• Льготное зачисление в детские сады, ясли или школы;
• Снижение платы за детский сад на 20%;
• Льготная правовая помощь в виде бесплатного консультирования и представления интересов в органах суда и иных инстанциях.
Также малоимущим семьям в определенные периоды могут предоставляться следующие виды льгот:
• Скидки на оплату питания в школе или бесплатное питание в виде завтраков;
• Перед началом учебного сезона родителям предоставляется финансовая разовая компенсация приобретения обязательной школьной и спортивной формы, как правило, это фиксированная сумма на каждого ребенка;
• Бесплатный проезд для детей до 7 лет в общественном транспорте;
• Предоставление продуктовых наборов или льгот на продукты питания;
• Предоставление молочных смесей бесплатно для детей до 3-х лет, как правило, они выдаются в детских поликлиниках;
• Льготы при поступлении в средние и высшие образовательные учреждения.
Оформление льгот, включая субсидии на оплату ЖКХ малоимущим семьям, производится через органы социальной защиты населения и их региональные отделения. Заранее следует выяснить перечень требуемых документов для оформления льгот и уже со сформированным пакетом обращаться в данные органы за получением льгот. Ключевой особенностью большинства льгот является тот момент, что статус малоимущей семьи, и предоставлять в подтверждение документы необходимо ежеквартально, а для некоторых льгот – раз в 6 месяцев.
Льготы, если они имеют денежную форму, перечисляются исключительно на счет, открытый в Сбербанке России. Если его нет, необходимо открыть счет в банке и предоставить в службу его реквизиты.
С документами необходимо обратиться в региональный или близлежащий отдел соц. защиты, где заполнить заявление установленной формы.
Для получения льгот на бесплатный завтрак в школе или получения места в детском саде, а также скидки на его оплату, документы, подтверждающие статус малоимущей семьи подаются непосредственно в учебное или дошкольное заведение.
Что касается получения детского питания на молочной кухне и ряда льготных медикаментов, необходимых ребенку, то документы предоставляются в медицинское учреждение. Последнее касается детей-инвалидов или с отклонениями. Лечащий педиатр может выписать рецепт на получение лекарств. Учитывая, что введена монетизация льгот, то за данной выплатой также обращаются в органы социальной защиты.
Субсидирование услуг ЖКХ для малоимущих семей имеет ряд особенностей. В этом случае к категории малоимущих могут отнести неполные и многодетные семьи, а также семьи, утратившие кормильца и получающие соответствующую пенсию. Кроме того, к данной категории могут отнести семьи военнослужащих – контрактников и срочников.
Предоставляется субсидия на оплату ЖКХ малоимущим на основании следующих обязательных документов:
• Арендного договора или документа о собственности;
• Справки об объемах жилой площади квартиры;
• Справки 2-НДФЛ и органов местного управления о составе семьи;
• Удостоверения о получении пенсии при утрате кормильца.
При начислении данной субсидии размер жилого помещения имеет ключевое значение.