«Массированный удар»: с каким багажом ЛПК войдёт в 2023 год?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Массированный удар»: с каким багажом ЛПК войдёт в 2023 год?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Заявление по установленной форме подается в городское или сельское лесничество. Указываются стандартные данные, а также название и регистрационный номер лесничества, в котором вы хотели бы получить делянку.

Лес – это комплексный ресурс, являющийся источником древесины, пищи и других востребованных в обществе компонентов экосистем, образованных деревьями, растущими сомкнутым пологом. Редколесье, то есть экосистемы, сформированные деревьями, растущими на большом расстоянии друг от друга, могут считаться или не считаться лесом. Всё зависит от точки зрения.

Если редколесья образовались на землях лесного фонда, то такая экосистема с точки зрения закона можно считаться лесом. При формировании таких сообществ на землях муниципалитетов, госзапаса, или сельхозиспользования эти древесные сообщества могут не посчитать лесом.

Управление – это совокупность действий по поддержанию оптимального состояния объекта. Соответственно, управление лесами заключается в системе действий, осуществляемых уполномоченными органами для того, чтобы при сочетании эксплуатации, охраны и восстановлении обеспечить постоянство существования лесных экосистем на данной территории.

Какие разновидности пользования земель лесного фонда бывают?

Использовать лесные участки можно платно и бесплатно:

  1. Бесплатное использование земли возможно только после принятия положительного решения органом местного и субъектного самоуправления в пользу вас. Максимальный период заключения договора безвозмездного пользования составляет 10 лет.

Право на бесплатной основе получить в пользование лесные земли имеют:

  • Частные лица, которые осуществляют определенный вид деятельности, например, для пчеловодства государство предоставляет земли на бесплатное пользование на период до пяти лет.
  • Северные народы.
  • Люди, представляющие официальные религии.
  • Лица, трудящиеся в гособоронеи охране лесополос.

Земли леса, согласно предоставленному заявлению, могут получить заинтересованные люди на время, указанное в законодательстве. При отсутствии такого пункта в договоре, документ, после предварительного уведомления, может быть расторгнут одной из сторон.

Бумаги на получение земельного участка лесополосы необходимо оформить соответствующим образом. В них следует указать целевое назначение использования, разрешенное со стороны законодательства. Оно должно совпадать с планами развития лесополосы в конкретном регионе страны. Решение принимается в течение одного месяца.

Важно учитывать, что лесополосы не могут быть переданы в безвозмездное пользование некоммерческим учреждениям, созданным частными лицами для развития и строительства дач, домов.

  1. Бессрочное использование земель лесного хозяйства возможно в случае выделения их местными органами самоуправления для бюджетных учреждений или частным лицам.

Федеральное лесоустройство в вопросах и ответах

С 1 января вступит в силу закон о федеральном лесоустройстве, но не все работы будут проходить по новым правилам. Рослесинфорг отвечает на вопросы о правилах применения нового документа.

1 января 2022 года вступит в силу новый закон о лесоустройстве, призванный ввести прогрессивную систему планирования лесоучетных работ, повысить качество лесоустройства при справедливой стоимости, а главное снизить среднюю давность лесоустройства (Федеральный закон от 02.07.2021 №304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Закон №304-ФЗ разработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.

Активизация работ по лесоустройству позволит при поддержке федерального центра вовлечь в экономический оборот новые участки, повысить инвестиционную активность бизнеса, создать в отрасли новые рабочие места.

На лесоустройство из федерального бюджета в 2022-2024 годах выделено по 2,5 млрд рублей. Объем финансирования и ежегодной площади лесоустройства будут увеличены через различные механизмы господдержки и выделение дополнительных средств. На данный момент финансирование с 2025 года и далее пока не определено.

Для применения Закона №304-ФЗ необходима хорошо разработанная подзаконная нормативная база, поэтому введение некоторых положений заморожено на разные сроки. Например, лесоустройство смогут проводить только организации, имеющие в штате таксаторов, прошедших аттестацию и включенных в специальный реестр. Эта норма начнет работать только с 1 марта 2023 года.

Как будет действовать закон о новых правилах лесоустройства – в разъяснениях Рослесинфорга.

Коротко

В этом году принято историческое решение – перераспределить полномочия по лесоустройству с регионального на федеральный уровень. Начата работа над одним из важнейших отраслевых документов – лесоустроительной инструкцией.

Со следующего года лесоустроительные работы на землях лесного фонда в соответствии с федеральным планом будет проводить исключительно подведомственная Рослесхозу лесоучётная организация Рослесинфорг.

Это значит, что с 1 января 2022 лесоустройство больше не входит в полномочия органов государственной власти субъектов, соответственно, средства субвенций на данные цели выделяться не будут.

В первую очередь лесоустройство пойдёт в Сибирь. Всё, что осталось за рамками плана, будет актуализироваться в рамках партнерства государства и бизнеса в финансировании лесоучётных работ.

Как будут выполняться работы в этом году?

До конца года изменений не планируется. Работы по лесоустройству выполняются по прежним правилам в соответствии с действующими положениями Лесного кодекса РФ. Положения Закона №304-ФЗ вступят в силу с 1 января 2022 года за исключением некоторых положений.

Читайте также:  Платежное поручение: скачать образец заполнения 2023

Порядка 85% контрактов на проведение лесоустройства в 2022 году уже заключены. Государственные и частные лесоустроители начали подготовительные работы. Что изменится при выполнении работ в следующем году?

Работы по лесоустройству будут выполняться в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов и договоров.

Законом предусмотрена специальная норма – к отношениям, связанным с исполнением заключенных до 1 января 2022 года государственных контрактов и договоров на выполнение работ по лесоустройству, до истечения срока их действия применяются положения Лесного кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №304-ФЗ (статья 4, часть 5).

Это значит, что предмет договора, сроки его исполнения и цена останутся неизменны вплоть до завершения срока его действия в 2022 или в 2023 году. Необходимо продолжать выполнять работы в соответствии с условиями договоров. Результаты лесоустройства будут легитимны.

Когда частные организации должны сдать результаты лесоустройства, выполненные по контрактам, заключенным до 1 января 2022 года? Будут ли легитимны результаты такого лесоустройства?

В отношении государственных контрактов и договоров, заключенных до 1 января 2022 года, применяются положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №304-ФЗ.

Лесоустроительная документация должна быть передана в органы государственной власти субъектов РФ, которые проведут процедуру введения в действие материалов лесоустройства и придадут им легитимный статус.

Срок передачи лесоустроительной документации зависит от срока сдачи работ, установленного условиями государственного контракта или договора. Как правило, сроки обязательств по договорам на лесоустройство не превышают трех лет.

До какого срока можно заключить договор на лесоустройство с частной организацией?

Заключать договоры можно вплоть до 31 декабря 2021 года. За заключение договоров на лесоустройство с частными организациями после этого срока наказание не предусмотрено. Однако результаты таких работ не будут легитимными, а деньги на лесоустройство будут потрачены впустую.

Для региональных госорганов это означает неэффективное расходование средств регионального бюджета или средств субвенций федерального бюджета, в зависимости от используемого источника финансирования.

При этом допустимо заключение коммерческих договоров с Рослесинфоргом и его филиалами в случае, когда лесные участки или лесничества целиком не попали в федеральный план лесоустройства.

Как формируется федеральный лесоустроительный план?

Порядок формирования плана проведения лесоустройства будет регулироваться Постановлением Правительства РФ, документ находится в высокой степени проработки. Он предполагает двухуровневую систему подготовки плана проведения лесоустройства.

На первом, региональном, уровне госорганы субъектов РФ подготавливают предложения в отношении объектов работ по лесоустройству. Они определяют зоны интенсивности освоения лесов на основании критериев их зонирования, установленных лесоустроительной инструкцией. Среди основных критериев для включения в план лесоустройства обсуждаются следующие:

  • – сроки давности таксации лесов;
  • – высокая доходность лесных участков;
  • – высокий уровень освоения расчетной лесосеки;
  • – предписания и решения судов и контролирующих органов о необходимости проведения лесоустройства;
  • – наличие приоритетных «лесных» инвестиционных проектов.
  • Обращаем внимание, что перечень критериев не является исчерпывающим и может быть скорректирован.
  • Данные сведения госорганы субъектов вносят в состав своих лесных планов, которые разрабатываются и утверждаются на 10 лет.

Заполнение декларации

Форма, порядок заполнения и порядок подачи лесной декларации установлен Приказом № 17 Минприроды РФ 16.01.2015 года с изменениями и дополнениями от 08.08.2020 года и Приложениями 1, 2 и 3 к нему.

В рамках данной статьи наши пользователи могут скачать форму декларации и ознакомиться с образцом ее заполнения. В процессе заполнения в форму потребуется внести следующие сведения:

  • данные лесопользователя (ФИО, паспортные и контактные данные или наименование и основные реквизиты);
  • сведения о праве на лесной участок (указываются сведения о договоре купли-продажи, аренды и т.д.)
  • сведения о проведенной экспертизе по проекту лесопользования;
  • дата выдачи разрешения на лесопользование;
  • сведения о лесных насаждениях, которые планируются к вырубке в ближайший год.

В приложении № 1 к форме декларации указываются:

  1. планируемый вид деятельности;
  2. лесные ресурсы, которые планируется использовать;
  3. способ вырубки, виды вырубаемого леса (хвойный, березовый и т.д.);
  4. количество кубов древесины, планируемой к вырубке, или количество тонн до десятых планируемой к добыче живицы;
  5. площадь участка, на котором планируется вырубка.

В приложении № 2 к форме декларации указываются:

  • планируемое применение недревесных лесных ресурсов (ягоды, грибы, целебные травы, дичь и т.д.);
  • конкретный вид сырья.

В приложение № 3 к форме декларации включается общий план лесного участка. На общем плане потребуется отразить расположение участка, на котором планируются работы.

Приложение №4 включает в себя сведения об участке с дифференциацией по лесосекам.

Общие положения лесных отношений

В гл. 1 приведены основные принципы лесных отношений, даны некоторые понятия, связанные с лесопользованием, определены права собственности на лесные участки и права пользования ими.

Так, ст. 1 установлены основные принципы лесного законодательства, к числу которых, в частности, относятся:

  • устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
  • сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
  • использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
  • обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
  • воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
  • обеспечение охраны и защиты лесов;
  • участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством РФ порядке и формах;
  • платность использования лесов.
Читайте также:  Когда разрешено увольнение во время больничного

Установлено, что лесное законодательство состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Исходя из этого лесные отношения могут регулироваться:

  • указами Президента РФ, которые не должны противоречить Лесному кодексу, другим федеральным законам;
  • нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, издаваемых в пределах своих полномочий;
  • нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ, издаваемых в пределах своих полномочий;
  • муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, издаваемыми в пределах их полномочий.

Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица (ст. 4).

Говоря о понятийном аппарате, следует отметить, что в новом Лесном кодексе, как и в прежнем, отсутствует специальная статья, устанавливающая основные термины и определения. Это в определенной степени затруднит его дальнейшее правоприменение. Что касается отдельных понятий, приводимых в разных статьях, то дальше приводится сравнение некоторых из них, установленных новым и прежним кодексами.

Договор купли-продажи

В соответствии с гл. 7 Лесного кодекса по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К договору купли-продажи применяются положения ГК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом. В договоре должны указываться местоположение лесных насаждений и объем подлежащей заготовке древесины. Статьей 75 установлено, что срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать одного года.

Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. Ставки платы утверждаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. А плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ.

Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением отдельных случаев, к которым, в частности, относится заготовка гражданами древесины для собственных нужд (см. ст. 30). Изменение условий аукциона на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

Ответственность за нарушение лесного законодательства

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 99 Лесного кодекса). Это обычная отсылочная норма, используемая в аналогичных случаях и в других областях законодательства.

В прежнем Кодексе (ст. 110) содержалась аналогичная норма. Этой же статьей было предусмотрено, что штрафы за административные правонарушения налагались должностными лицами федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальных органов в пределах установленных законодательством РФ полномочий указанных должностных лиц. Такой нормы в Лесном кодексе не содержится.

Статьей 100 Лесного кодекса установлено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ.

Прежним Кодексом предусматривалось, что убытки, причиненные лесопользователям в связи с нарушением их прав, подлежат возмещению, а споры о возмещении убытков разрешаются в судебном порядке (ст. 84). Кроме того, ст. 111 Кодекса было установлено, что граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 101 Лесного кодекса споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.

В заключение целесообразно отметить следующее. По мнению президента Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России, для того, чтобы отечественный лесопромышленный комплекс вышел из затяжного структурного и экономического кризиса, необходимо проводить его трансформацию с учетом положения на мировых рынках лесобумажной продукции. В настоящее время ситуация на них представляет собой арену все усиливающейся конкуренции между крупнейшими промышленными корпорациями. При этом российский лесопромышленный комплекс обладает значительным потенциалом развития прежде всего за счет объективно складывающихся конкурентных преимуществ, а именно:

  • наличием значительных запасов древесного сырья;
  • низкой стоимостью леса на корню;
  • наличием достаточно квалифицированного персонала и невысокими затратами на оплату его труда;
  • удобным географическим расположением относительно активно развивающихся рынков Западной Европы и Юго-Восточной Азии;
  • динамично развивающимся спросом на высококачественную лесобумажную продукцию, в том числе под реализацию приоритетных национальных проектов.

В целом для обеспечения устойчивого и эффективного развития лесного хозяйства страны необходимо разработать и принять на государственном уровне национальную лесную политику. Такой документ должен содержать систему взаимосвязанных мер, которые должны, в частности, обеспечить:

  • стимулирование структурных преобразований в лесном хозяйстве и лесопромышленном комплексе на основе создания крупных интегрированных структур;
  • создание благоприятных условий для инвестирования в лесоперерабатывающую промышленность;
  • стимулирование внутреннего спроса на продукцию отечественной деревообрабатывающей промышленности.

Представление сведений оператору ЕГАИС учета древесины

Изменения в лесном законодательстве с 2021 года устанавливают обязанность представлять определенные данные оператору Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета древесины. Представить информацию обязаны лица:

  • владеющие местами (пунктами) складирования лесоматериалов;
  • владеющие объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Они должны направить следующие данные о себе:

  • юрлица: наименование, организационно-правовая форма, адрес, информация о госрегистрации, ИНН;
  • ИП: данные о госрегистрации в качестве ИП, фамилия, имя и отчество, данные паспорта, ИНН.

Когда и кому можно передавать ЗЛФ

Как упоминалось выше, ЗЛФ не могут находиться в частной собственности – их владельцем в подавляющем большинстве случаев является либо государство, либо регион или муниципалитет, если это право передано им нормативным актом или иным законным основанием.

Единственная возможность получить такие земельные участки в собственность – изменить их целевое назначение и, соответственно, перевести их в другую категорию.

О том, как оформить в собственность земли лесного фонда путем их перевода, мы расскажем ниже.

Читайте также:  Льготы на транспортный налог — 2023. Кто и почему может не платить

Кроме того, ст. 9 ЛК позволяет передавать лесные земли в постоянную эксплуатацию гражданам и организациям, которые намереваются использовать лес, например, для коммерческой деятельности. Это возможно на основании:

  • права постоянного пользования;
  • аренды земельных участков;
  • сервитута, в том числе публичного;
  • права безвозмездного пользования;
  • концессионного соглашения.

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Ограничения на выделение леса

Лесоматериалы, выделенные бесплатно или по государственной цене можно использовать:

  • для личных целей;
  • для строительства дома или надворных помещений;
  • для ремонта или реконструкции дома;
  • для отопления дома или бани.

Список личных целей не закреплен законодательно, и субъекты федерации определяют его самостоятельно. Обычно личные цели — это нужды, не несущие коммерческую выгоду.

Рубка елок к Новому году не относится к личным целям, так как попадает под закон о заготовке недревесных лесных ресурсов.

Имейте в виду, что весь лес, выделенный на строительство не получится пустить в дело. Объем деловой древесины рассчитывается так:

  • по стандарту каждому жителю РФ полагается жилая площадь размером 18 м²;
  • стандартная семья состоит из трех человек, значит площадь жилой зоны будет 54 м², а площадь всего дома — 76 м²;
  • на строительство дома такого размера уходит 56,5 м³ материала;
  • такой объем получается при обработке 90 м³ делового леса;
  • 90 кубов делового леса — это 125 м³ леса на корню.

Каждый регион накладывает свои условия на выделение леса в зависимости от климата и величины лесных массивов.

Например, в Иркутской области жители могут рассчитывать на:

  • 125 м³ леса для строительства дома раз в жизни;
  • 25 м³ леса для ремонта раз в 5 лет;
  • 25 кубов леса для строительства или ремонта надворных строений раз в 5 лет;
  • 25 м³ леса для отопления дома и бани на каждый год в южных районах;
  • 36,6 м³ леса для отопления дома и бани на каждый год в северных районах.

Жители Краснодарского края при обращении в лесничество получат:

  • 50 м³ леса для строительства дома раз в жизни на семью
  • 25 м³ леса для ремонта раз в 10 лет
  • 20 м³ леса для строительства или ремонта надворных помещений раз в 10 лет.

Делянки под вырубку выделяют в хвойных лесах. Кубометры древесины вычисляют тоже хвойными деревьями, но заявитель обязан вырубить все деревья, растущие на выделенной территории.

Регионы России, богатые лесными ресурсами

К регионам, наиболее богатыми лесными ресурсами можно отнести Иркутскую область, Красноярский край, центральную часть Хабаровского края, Костромскую и Новгородскую области.

К северу и югу страны от центральной части наблюдается значительное снижение лесных ресурсов. Помимо этого, наиболее развитая центральная часть России из-за хозяйственного вмешательства человека значительно сократила свои лесные ресурсы.

К наиболее лесодефицитным регионам страны относятся степная зона и тундра. Наименьший лесной потенциал по России имеет Калмыкия. На юге России локальный очаг лесных ресурсов находится в горных лесах Кавказа.

Заготовка валежника: что об этом известно

Сухостой валежником не считается, как и бесхозная древесина, бревна, порубочные и распилочные материалы, которые были оставлены в лесу, на территории лесных участков. Также нельзя использовать как валежник упавшие деревья, если на них есть зеленая листва: иногда поваленные ветром деревья живут еще много лет.

Несмотря на то, что уголовная/административная ответственность и штрафы, а еще остальные наказания на спиливание дерева описаны в УК РФ и КоАП, часто появляются ситуации, когда требуется обратить к остальным актам по нормативам. Это сопряжено и с местоположением деревьев на всевозможных территориях.

В Госдуму предлагают отнести к недревесным лесным ресурсам сухостой, с расшифровкой этого понятия. Кроме того, предлагается разрешить россиянам при заготовке этих ресурсов использовать топоры, ручные пилы и легкие бензопилы. После получения отзыва правительства, депутаты внесут законопроект на рассмотрение Госдумы, каким бы отзывы не был.

Что такое лесная амнистия


Земля, правовой статус которой определен положениями ЛК РФ, может быть оформлена (согласно закону № 280 от 29.07.2017) в собственность по лесной амнистии. В таком случае будут разрешены противоречия о принадлежности участка, существующие между лесным реестром и ЕГРН.

Действие этого закона распространяется на участки, данные о которых были закреплены в ЕГРН до 2016, в результате чего они числились сразу в двух реестрах. Теперь такие территории можно оформить как земли поселений со всеми идущими отсюда последствиями. Прежде всего этой возможностью могут воспользоваться дачники, огородники и садоводы, чьи владения оказались по каким-либо причинам наложены на участки лесов, что явилось препятствием для их регистрации как собственности.

Чтобы воспользоваться амнистией, заинтересованный гражданин должен обратиться в межведомственную рабочую группу при региональном комитете лесхоза, предоставив следующие бумаги:

  • заявление;
  • документы, подтверждающие его права на участок;
  • выписку из ЕГРН;
  • другую документацию в зависимости от конкретной ситуации.

Амнистия имеет ограниченный период действия. Оформить землевладение в собственность необходимо до 2023 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *