Гражданско-правовая защита авторских и смежных прав: общие положения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданско-правовая защита авторских и смежных прав: общие положения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это удивительно, но даже среди юристов можно часто встретить употребление терминов «защита» и «охрана» как тождественных друг другу. Некоторые юридические фирмы, не стесняясь, так и указывают в перечне услуг: «защита и охрана авторских прав» или «защита и охрана интеллектуальной собственности», используя эти слова в разном порядке в качестве взаимных слов-субститутов. И хотя среди учёных нет однозначного мнения о значении этих терминов, считать их равнозначными вряд ли правильно.

Соотношение терминов «защита» и «охрана»

Анализируя положения части 4 ГК РФ, а именно ст. 1225 и ст. 1250 ГК РФ, можно заметить, что законодатель разграничивает понятия правовой охраны и защиты.

Так, согласно ст. 1225 ГК РФ, правовая охрана предоставляется результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации. Далее указано, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

При этом норма ст. 1250 ГК РФ гласит, что интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Кодексом.

Даже исходя из этих скупых формулировок, очевидно, что понятие охраны включает в себя определённый правовой режим, в то время как под защитой понимаются конкретные предусмотренные законом действия в случае, если такое право нарушено.

По мнению Э. П. Гаврилова и И. А. Близнеца, под охраной права следует понимать установление правового режима, направленного на наиболее благоприятное осуществление авторских прав. В то время, как под защитой следует понимать меры, которые применяются в том случае, когда такое право нарушено или оспорено[1].

Аналогичное толкование даёт А. П. Сергеев, употребляя категории «охрана в широком смысле» и «охрана в узком смысле». По мнению учёного, к охране в широком смысле относятся помимо правовых, в том числе и меры политического, экономического и иного характера, направленные на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. При этом «охраной в узком смысле» по мнению А. П. Сергеева являются предусмотренные законом меры, направленные на восстановление или признание прав и на защиту в случае их нарушения и оспаривания. То есть под «охраной в узком смысле» в этом случае предполагается именно защита[2].

И хотя мнение учёных — юристов, пусть и крайне авторитетных не является истиной в последней инстанции, представляется, что в совокупности с положениями действующей редакции ч. 4 ГК РФ, именно такое толкование терминов «охрана» и «защита» наиболее полно отражает действительность.

Что подразумевается под авторским правом?

Каждый человек, создавший произведения культуры, науки или искусства, обладает интеллектуальными правомочиями на них. Важно: авторские права не распространяются на законодательные акты, государственную символику, фольклорные произведения, решения суда и прочие официальные документы.

Человек, создавший произведение, вправе признаваться его автором. Автор дает разрешение на использование произведения под собственным или вымышленным именем, а также анонимно. В произведение нельзя вносить дополнения, уточнения, сокращения, использовать иллюстрации без согласия его создателя. Эти три авторских права находятся под защитой закона на бессрочной основе. Исключительно автор решает, должно ли его произведение быть обнародовано.

Также ему принадлежат следующие права:

  • на получение вознаграждения за служебное произведение (например, за статью, написанную по заказу редакции журнала);
  • на отзыв — отказ от публикации или публичного обнародования произведения иным способом, несмотря на ранее принятое положительное решение;
  • следования — получение части стоимости оригинала произведения при его публичной продаже;
  • доступа (актуально для произведений изобразительного искусства) — художник должен иметь доступ к оригиналу для создания копии.

Также автору принадлежит исключительное право на свое произведение — это возможность его использования по своему усмотрению, но исключительно в рамках закона. Данное авторское право действительно в течение всей жизни создателя и 70 лет после его смерти. По окончании данного срока произведение становится достоянием общественности и свободно используется.

Своевременный совет опытного юриста поможет защитить интересы автора, а также восстановить их при случившемся правонарушении. В случае обращения в судебные органы адвокат полностью возьмет на себя подготовку документов, которые будут представлены в качестве доказательств, а также изучение всех обстоятельств дела, чтобы одержать победу.

Ответственность за нарушения и защита авторских и смежных прав

Нарушение авторских прав можно разделить на два вида:

  • Плагиат. Нарушение неимущественных прав автора, в том числе права на имя.
  • Пиратство (контрафакция). Нарушение имущественных прав автора, которое осуществляется с целью получения коммерческой выгоды без получения на это согласия правообладателя. В отличие от плагиата, при производстве и распространении контрафакта имя автора чаще всего не изменяется. Больше всего пиратству подвержены произведения, получившие известность и являющиеся популярными.

Так, пиратством (контрафакцией) будет считаться ввоз, продажа или сдача в прокат, а также любое другое незаконное использование произведений, которые еще не перешли в народное достояние. Плагиатом же будет считаться «присвоение» авторства на чужие произведения.

Существует несколько способов защиты прав на произведение. В зависимости от специфики нарушения, а также размера ущерба, нарушитель может быть привлечен к административной, гражданской или уголовной ответственности.

Гражданско-правовая защита авторских прав предусматривает возможность требовать от нарушителей:

  • восстановления прежнего положения, характерного для периода до нарушения
  • признания прав автора или иного правообладателя
  • прекращения действий лиц, которые нарушают права автора или создают угрозу такого нарушения
  • публикации решения суда о допущенном нарушении

Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав

1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, —наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, —наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены:

  • группой лиц по предварительному сговору или организованной группой
  • в особо крупном размере
  • лицом с использованием своего служебного положения

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей, а в особо крупном размере — один миллион рублей.

Охрана авторских прав, защита авторских прав: терминология

Термин «охрана авторских прав» можно определить, как создание и реализацию комплекса превентивных мер, нормативно закрепленных и направленных на соблюдение прав авторов.

Цель охраны права состоит в сохранении текущего статуса, пресечении нарушений.

В то же время термин «защита авторских прав» — это понятие, связанное с активизацией механизмы восстановления или подтверждения интеллектуальных прав в ситуации их нарушения или иного противоправного посягательства. Защита – есть ответная мера правообладателя.

Таким образом, понятия «охрана» и «защита» авторских прав взаимосвязаны, взаимозависимы, но являются отдельными правовыми институтами, имеющими самостоятельное нормативное закрепление, субъектный состав и механизмы реализации.

Проблема рассмотрения авторского права как одного из конституционных прав человека и гражданина на сегодняшний день является весьма актуальной. Это связано не только с недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса, но и его практической значимостью. Так, авторские права все чаще становятся объектом различных правонарушений и нуждаются в особом, эффективном механизме защиты. Для разработки данного механизма необходимо учитывать особенность и важность прав авторов. Поэтому рассмотрение авторского права в рамках Конституции РФ повысит его авторитет и будет способствовать выработке нового подхода к регулированию и охране отношений в области авторского права.

Читайте также:  Вопросы добросовестного приобретения. Виндикационные иски.

Охрана авторских прав выражается как сумма мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении. Актуальность проблемы охраны авторских прав заключается в том, что все чаще авторы нуждаются в охране своих произведений.

Целью данной работы является исследование основных положений авторского права в системе гражданско-правового регулирования.

Задачи:

— изучить дефиниции понятия авторского права и его признаки;

— рассмотреть роль авторских прав в системе прав человека и гражданина РФ;

— рассмотреть объекты и субъекты авторского права;

— проанализировать изменения законодательства, регулирующего авторское право;

-выявить проблемы нормативно-правового регулирования отношений в сфере авторского права;

— определить направления по совершенствованию системы ограничений и исключений в сфере авторского права.

Объектом исследования в работе выступает система гражданско-правового регулирования.

Предметом исследования в работе является авторское право.

В данной работе были использованы следующие работы в области исследования авторского права в системе гражданско-правового регулирования: Близнец И.А., Бородина К.В., Ваховского А.М., Гаврилова Э., Денисова С.А., Молчанова А.А., Зенина И.А., Зимина В., Каминской Е.И., Липцика Д., Свечниковой И. В., Шакировой М.Л. и др.

Теоретической и методологической основой данной работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие закономерность развития нормативно-правовой базы авторского права.

В работе использовались федеральные законы, нормативно-правовые акты Российской Федерации, касающиеся института авторского права, материалы научных конференций и семинаров по изучаемой тематике, материалы периодических изданий.

При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный, метод описания и изложения.

Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.

Первая глава посвящена раскрытию теоретических аспектов авторского права в системе гражданско-правового регулирования. Вторая глава представлена исследованием правовой природы авторского права в системе гражданско-правового регулирования.

Понятие защиты, субъекты права на защиту, формы и способы защиты интеллектуальных авторских прав

Статья 1259 ГК РФ содержит довольно обширный, но не исчерпывающий перечень объектов авторских прав, поскольку подобный перечень предусмотреть и даже спрогнозировать попросту невозможно. Это объясняется тем, что с развитием науки, техники, информационных и иных технологий могут создаваться новые объекты авторских прав. Применительно к этому еще в советское время А.И. Ваксберг утверждал, что «ввиду появления новых форм авторского творчества было бы желательно не давать подробного перечня объектов авторского права… Наличие исчерпывающего перечня означало бы, что авторы произведений, не вошедших в этот перечень, лишены правовой охраны»59. Внешне иной, но в конечном счете аналогичной по сути точки зрения придерживался профессор О.С. Иоффе, полагавший, что «если бы закон закреплял исчерпывающий перечень охраняемых им авторских произведений, создание произведений новых видов осталось бы вне юридической охраны»60. Разделяя в целом подобные мнения, следует отметить, что конкретизированный перечень охраняемых объектов авторского права, определенный статьей 1259 ГК РФ, бесполезен с точки зрения правовой охраны. И в этой связи не случайно, что, например, в соответствии с пунктом «a» 102 Закона об авторском праве США авторско-правовой охране подлежат авторские произведения, зафиксированные не только в любой уже известной осязаемой форме, но и в той форме, которая будет открыта впоследствии.

Перечень охраняемых объектов авторских прав, аналогичный содержащемуся в статье 1259 ГК РФ, предусмотрен не только в пункте «a» статьи 102 Закона США об авторском праве, но и в пункте viii статьи 2. Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности61, а также в законодательстве Великобритании, Германии, Италии, Франции, Швейцарии, в том числе в статье 3 французского Закона № 57-298 от 11.03.1957 об охране литературной и художественной собственности, вошедшего в 1993 г. в Кодекс интеллектуальной собственности, в статье10 (1) Закона Японии № 48 от 06.05.1970, и в британском Законе об авторском праве, промышленных образцах и патентах (CDPA), вступившем в действие с 01.08.198962.

Таким образом, по действующему законодательству как России, так и зарубежных стран к объектам авторских прав относится весьма широкий круг произведений науки, литературы и искусства. Тем более, если учитывать, что, к примеру, только к литературным произведениям можно отнести романы, детективы, фантастику, повести, стихи, статьи, научные рецензии, тексты песен к музыкальным произведениям, опубликованные и неопубликованные речи.

В этой связи представляет интерес вопрос о юридической природе авторских прав на частные письма, дневники, заметки. Можно ли отнести их к объектам авторских прав и защищать права на них традиционными гражданско-правовыми способами? Профессор М.В. Гордон, отвечая на этот вопрос, писал, что закон «не упоминает в качестве объектов авторского права частные письма и дневники. Думается, что для исключения их из числа объектов авторских прав нет оснований».

Внешне иной, но в конечном счете сходной по сути точки зрения придерживались и профессора Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц. По их мнению, «вопрос об опубликовании писем не является вопросом авторского права в собственном смысле слова, но тесно связан с проблемами авторского права. Это не вопрос авторского права, так как письмо не всегда является результатом творческого труда, произведением в том смысле, какой придают этому слову законы об авторском праве. Очень часто письма ученого, писателя, художника являются лишь сообщениями о событиях личной жизни, мыслями и суждениями, предназначенными к доведению их до сознания только адресата писем и ему доверительно сообщаемыми. Опубликование таких писем есть всегда вторжение в «интимную сферу» их автора, а часто и адресата письма. В то же время во многих письмах личные моменты перемежаются с изложением мыслей, представляющих большой общественный интерес. Кроме того, общество заинтересовано и в ознакомлении со многими чертами личной жизни общественных деятелей, в частности, деятелей науки, литературы, искусства. Иногда такое ознакомление далеко не безразлично для правильной оценки личности политического деятеля, иногда оно полезно для правильного понимания отдельных литературных произведений. Ввиду сказанного вопрос о правовых основах опубликования писем представляется сложным. Понятно, что при жизни автора письма адресат не вправе опубликовать его без согласия автора, а автор без согласия адресата. После же смерти автора право на опубликование писем должно осуществляться его наследниками не иначе, как с согласия адресата или наследников последнего, и притом под контролем тех же государственных учреждений, которые призваны контролировать осуществление авторского права наследниками автора»64. На наш взгляд, наиболее убедительной является позиция профессора Л.О. Красавчиковой, полагающей, что «отдельные письма (дневники, заметки и т.п.) тех или иных отправителей (лиц, ведущих дневники, делающих заметки) могут достигнуть уровня требований, предъявляемых к произведениям литературы и, соответственно, стать объектом авторского права»65. К сказанному следует добавить, что если частные письма, дневники и заметки являются результатом творческого труда в том смысле, какой придает этому труду часть четвертая ГК РФ, то они, на наш взгляд, вполне могут достигнуть уровня требований, предъявляемых к произведениям науки, литературы и искусства, и права на них должны защищаться гражданско-правовыми способами, традиционно используемыми для защиты авторских прав.

К объектам авторских прав могут относиться фотографические, аудиовизуальные и составные произведения, а к произведениям искусства — не только традиционные картины или рисунки, но даже макияж как лицевой грим, запечатленный в образе на фотографии, если этот макияж создан в результате творческой деятельности. Признание макияжа одним из объектов авторских прав обусловлено тем, что он является результатом самостоятельного творческого труда (пункт 1 статьи 1228 и статья 1257 ГК РФ). Эта трактовка нашла подтверждение в материалах судебной практики66. Указанный объект охраняется авторским правом, а права его создателя защищаются гражданско-правовыми способами.

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика гражданско-правовых способов защиты авторских прав 8
1.1. Понятие и правовая природа гражданско-правовых способов защиты авторских прав 8
1.2. Система гражданско-правовых способов защиты авторских прав 20
Глава 2. Особенности защиты личных неимущественных и исключительных прав 33
2.1. Гражданско-правовые способы защиты личных неимущественных прав автора 33
2.2. Гражданско-правовые способы защиты исключительных прав автора 52
Глава 3. Гражданско-правовая защита авторских прав в условиях развития информационного общества 74
3.1. Проблемы гражданско-правовой защиты авторских прав в условиях развития цифровых технологий (международный опыт) 74
3.2. Гражданско-правовая защита авторских прав в Российской Федерации на современном этапе развитии информационных технологий 84
Заключение 97
Список литературы 104

Читайте также:  Как получить исполнительный лист в суде?

Кто из юристов может помочь?

Вопрос по поводу защиты авторских прав, с точки зрения судебного рассмотрения, находится в ведении судов общей юрисдикции. Однако в таком срезе будут рассматриваться только те дела, где представлен конфликт интересов между физическими лицами. Если в споре участвуют юридические лица (или хотя бы одной из сторон является юридическое лицо), то рассмотрение будет происходить в арбитражном суде.

При этом для составления искового заявления и иного рода документов, направленных на отстаивание интересов автора или правообладателя того или иного произведения, следует привлекать специалиста по гражданским делам, так как защита авторских прав находится в ведении Гражданского Кодекса, а судебное рассмотрение производится в соответствии с положениями Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации.

Если автор, чьи интересы и права были ущемлены, состоит в Российском авторском обществе, то ему могут порекомендовать обратиться к одному из тех юристов, с которым у РАО заключен договор оказания услуг.

Если автор не является участником РАО, то он может воспользоваться услугами любого юриста по гражданско-правовому профилю.

В зависимости от того, какой объем работ требуется от того или иного юриста, а также от сложности дела стоимость услуг может серьезно колебаться. На стоимость также влияет и успешность того или иного юриста в рамках разрешения вопросов по спорам, связанным с авторскими правами, по этой причине однозначного ответа на вопрос о стоимости такого спора дать достаточно сложно. Нижний предел может начинаться от пяти тысяч рублей за подготовку одного документа или консультацию, верхний – доходить до нескольких сотен тысяч рублей.

Интеллектуальная деятельность человека проявлялась и в глубокой древности. Однако ее правовое регулирование не вызывало какой либо нужды. Только тогда, когда возникли определенные столкновения интересов по поводу результатов интеллектуальной деятельности, встал вопрос о закреплении права человека на результаты такой деятельности. Право интеллектуальной собственности формируется вследствие развития интеллектуальной деятельности и необходимости правовой ее регламентации.

Возникновение первых и до сих пор сохраняющих важное значение институтов права интеллектуальной собственности, таких как авторское и патентное право, обусловлено развитием массового «товарного производства» в духовной сфере.

Наиболее древним институтом права интеллектуальной собственности является авторское право. Первые идеи об авторском праве возникли уже тогда, когда оформилось в самостоятельную деятельность само духовное творчество. Например, заимствование чужого произведения, а также его искажение осуждались еще во времена Античности. В Древней Греции существовало положение, по которому рукописи получивших признание трагедий должны были храниться в официальном архиве, чтобы можно было проконтролировать неприкосновенность текста при постановке пьес.

Первым в истории законом об авторском праве стал принятый в 1710 г. в Англии «Статут королевы Анны», закрепивший личное право на охрану опубликованного произведения. Прообразом современных патентных законов стал также принятый в Англии «Статут Якова I» (или Статут о монополиях) 1624 г. Данным статутом было установлено важное правило: королевская власть не может выдавать никаких патентов, кроме патентов на изобретения.

Международное право интеллектуальной собственности начинает складываться с конца ХIХ в. Были приняты акты, регулирующие право интеллектуальной собственности в отношениях между разными государствами (Парижская, Бернская, Женевская конвенции).

В России право интеллектуальной собственности складывается несколько позже, чем в других странах. В 1911 г. было принято «Положение об авторском праве», регламентировавшее права авторов произведений на основе лучших образцов западноевропейских законодательств того времени. В 1917 г. был принят Декрет ЦИК «О государственном издательстве», которым вводилось разрешение объявлять государственную монополию сроком не более чем на 5 лет на сочинения, подлежащие изданию. После присоединения СССР (России) к международным актам (1965 г., 1973 г., 1995 г.) право интеллектуальной собственности стало соответствовать нормам международного права.

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это значит, что правовая система РФ включает в себя не только внутреннее законодательство, но и международное право, которое применяется наряду с российским. Кроме того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Отсюда следует, что при конкуренции норм международного и российского права применяется международное право. Для того чтобы применять на территории РФ нормы международных актов, необходимо произвести процедуру ратификации международного акта или присоединиться к международному договору.

Систему международных актов, входящих в правовую систему РФ, составляют:

1) Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (для СССР и затем для России Конвенция вступила в силу с 1июля 1965 г.);

2) Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (вступила в силу в 1968 г.);

3) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (действует на территории РФ с 1995 г.);

4) Договор о патентной кооперации 1970 г. (вступил в силу для СССР в 1978 г.);

5) Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г. (Россия совместно с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной; вступило в силу в том же году);

6) Евразийская патентная конвенция 1994 г. (страны бывшего СССР, вступил в силу в 1995 г.);

7) Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г. (вступил в силу для СССР в 1973 г.);

8) Конвенция об охране интересов производителей фонограмм 1971 г. (действует на территории РФ с 1995 г.);

9) Международная конвенция по охране новых сортов растений 1961 г. (Россия присоединилась в 1997 г.);

10) Международная (Римская) конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (вступила в силу в 2003 г.).

Гражданско-правовая защита авторских прав

Правообладатель — это субъект гражданского права, который имеет исключительное право распоряжения на полученное творчество.

Может ли быть автор правообладателем и наоборот? Авторское право – это совокупностью норм, которые регулируют право пользования творческой деятельностью, способы владения и распоряжения ею.

Это могут быть литературные, музыкальные и аудио произведения, перевод текстов, хореографические постановки, художественное творчество, фотография, изобретения, компьютерные программы, секреты производства, селекционные достижения и даже архитектурные объекты.

Автор — это обязательно физическое лицо, трудом которого получен предмет творческой деятельности, он может быть и правообладателем, если нет никаких особых условий передачи его труда.

А правообладателем может быть как сам автор, так и юридическое лицо, которое получило возможность пользоваться плодами творений на основе договора отчуждения.

Организация может быть правообладателем при условии исполнения служебного задания на основе договора.

  • неимущественные права;
  • исключительное право.

К первой категории относится право на имя и авторство (указывать на объекте творчества), на неприкосновенность произведения (не изменять его) , на обнародование (доведение до общества). Ко второй категории относится само пользование и распоряжение. Этот вид права может быть передан другому лицу.

Следуя из вышесказанного, правообладатель может быть как автором произведения, так и лицом, получившим исключительные права на распоряжение этим творчеством. Возможно постоянное и временное пользование на основе лицензионного соглашения, которое может оговаривать полную или частичную передачу прав правообладателю на установленных договором пределах.

Правообладатель может распоряжаться приобретенным творчеством по своему усмотрению, если это не ограничено законом. А также разрешать или запрещать пользоваться предметом интеллектуальной деятельности. Разрешение может нести в себе финансовые условия, на базе которых передается ряд возможностей для пользователя за вознаграждение.

Правообладатель при этом должен соблюдать условия и нести обязательства в течение всего срока договора. Оплата может быть как фиксированной, так и иметь некоторую периодичность.

Далее о приказе на уменьшение рабочего времени в связи с жаркой погодай.

Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав. Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком.

Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

Читайте также:  Досрочная пенсия для преподавателей вузов

В таком случае граждане признаются соавторами.

Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор.

Но исключительное право может переходить к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем.

Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо.

Субъекты авторского права — лица, которые обладают субъективным правом автора на результат труда. Это авторы произведений и их правопреемники. Автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Обладателями авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники (независимо от состояния здоровья, возраста, а также гражданской правоспособности). Субъективные авторские права возникают у автора в результате факта создания произведения. Его права в юридической литературе называются первоначальными.

  • Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений — лица, творческим трудом которых создано произведение.
  • Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособности.
  • В соответствии с современным российским законодательством авторами произведений признаются только физические лица.

Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми. То есть, фактически, с момента создания произведения в каком-либо виде.

Авторское право на произведение, созданное творческим трудом двух и более лиц, принадлежит им совместно, независимо от того, образует произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение (ст. 10 Закона об авторском праве). Такие авторы называются соавторами.

Закон выделяет два вида коллективных произведений и соответственно два вида соавторства — нераздельное и раздельное.

Право интеллектуальной собственности

Являясь важнейшим институтом интеллектуального права, авторское право выполняет ряд значимых функций:

  1. Содействие в формировании культурного уровня общества. Произведения оказывает огромное влияние на культурное сознание населения, а авторское право – главный регулятор общественных отношений в этой сфере. Отдельные произведения выводят культуру на новый уровень («Преступление и наказание», «Бесы» Ф.М. Достоевского).
  2. Возможность получения авторами доходов с результатов их творческой деятельности. В связи с наличием исключительного права, они в течение своей жизни могут любым образом извлекать прибыль из своих произведений: например, предоставлять возможность другим лицам возмездно использовать их, публиковать и т.д. Это в свою очередь стимулирует авторов к дальнейшей интеллектуальной деятельности.
  3. Осуществление баланса между интересами авторов (правообладателей) и обществом. Хотя на объекты авторского права действует режим исключительных прав, однако в ряде случаев (см. статьи 1273-1278 ГК РФ) допускается использование их без разрешения автора и без выплаты ему вознаграждения.

Исключительные имущественные права

Автор обладает и исключительными имущественными правами.

Кроме гражданина, создателя творческого произведения, такими правами может обладать фирма, в которой работает гражданин или государство.

В основе имущественных прав лежат права на воспроизведение и распространение произведений с целью извлечения прибыли, а также запрет иным лицам пользоваться данными произведениями. Так, к их числу относятся следующие права:

  • распространение объекта авторского права с помощью продажи или отчуждения иным способом его копий или оригиналов;

  • воспроизведение объекта авторского права, под которым понимают изготовление одного и более экземпляров объекта или его части в любой форме, в том числе звуко- или видеозаписи. Стоит учитывать, что запись на электронный носитель, например, запись в память компьютера, также считается воспроизведением. Под воспроизведение не подпадает краткосрочная запись, носящая временный, случайный характер и составляющая неотъемлемую и часть технического процесса для правомерного использования произведения либо посредничества между третьими лицами при передаче произведения в информационно-телекоммуникационной сети, если результат такой записи не носит экономического значения;

  • передача в прокат оригинала либо копий творческого произведения;

  • импортирование оригинала или копий объекта авторского права с целью дальнейшего распространения;

  • показ произведения публичным способом, то есть такая демонстрация оригинала или копии, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми;

  • исполнение произведения публично, а именно таким образом, чтобы произведение было представлено в живом виде или при помощи техники (радио, телевидения и др.), а также аудиовизуальная демонстрация произведения в открытом для свободного посещения месте, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми.

С развитием в России рыночной экономики возникла необходимость реформирования правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной прав на результаты интеллектуальной, творческой деятельности, поскольку прежнее законодательство характеризовалось низким уровнем охраны прав, как непосредственных создателей таких результатов, так и лиц, их использующих. Новые законодательные акты, ориентированные на современные социально-экономические потребности, приняты. В последнее время происходил процесс активного совершенствования соответствующего законодательства. Однако этот процесс нельзя считать завершенным.

Система защиты авторских и смежных прав, созданная в России, в целом обычно характеризуется как отвечающая мировым стандартам, требованиям международно-правовых актов. Вместе с тем Российская Федерация по-прежнему остается среди государств с одним из самых высоких уровней оборота контрафактной продукции. Не последнюю роль в этом играют отдельные недостатки правового регулирования защиты авторских и смежных прав [10, с. 32].

Актуальность темы. Существует ряд вопросов, которые не нашли до настоящего времени однозначного решения на теоретическом уровне, в отношении некоторых в законодательстве нет достаточной определенности, что вызывает проблемы практического характера. В частности, отсутствует единый подход к определению круга рассматриваемых способов защиты, к пониманию отраслевой принадлежности, места в системе этих способов некоторых специфических способов защиты, закрепленных гражданским законодательством. Детально такие вопросы в теоретических работах не исследовались. В области охраны интеллектуальной собственности можно отметить тенденцию усиления защиты интересов коммерческих обладателей исключительных прав. В сфере защиты авторских и смежных прав возникающие в связи с отмеченной тенденцией проблемы встают наиболее остро, поскольку здесь в наибольшей степени затрагиваются интересы правообладателей — физических лиц, таких как авторы и исполнители. Использование охраняемых объектов в Интернете породило специфические проблемы, связанные с защитой результатов творческой деятельности. Например, поиск эффективной правовой охраны использования технических средств защиты авторских и смежных прав поставил под угрозу поддерживаемый авторским правом баланс интересов правообладателей и пользователей.

Законодателем установлена единая общая система гражданско-правовых способов защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, закрепленная в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Совершенствование гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав имеет значение не только для авторско-правовой сферы, но и для механизма защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в целом [12, с. 43].

Масштабность незаконного использования результатов творческой деятельности, наличие объективной потребности устранения недостатков правового регулирования гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав, нерешенность ряда связанных с такой защитой проблем на теоретическом уровне определяют актуальность темы курсовой работы.

Степень разработанности темы в правовой науке составляют работы российских цивилистов в области авторского права и прежде всего Б.С. Антимонова, А.И. Ваксберга, Э.П. Гаврилова, М.В. Гордона, И.А. Грингольца, В.А. Дозорцева, В.Г. Камышева, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, В.И. Серебровского, А.П. Сергеева, Д.Н. Сутулова, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой, А.К. Юрченко, а также специалистов в области международного частного права — М.М. Богуславского, Г.К. Дмитриевой, СБ. Крылова, М.Н. Кузнецова, Л.А. Лунца, Ю.Г. Матвеева, В.П. Шатрова.

Целью работы является раскрытие сущности гражданско-правовых способов охраны авторских прав.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

• изучить сущность охраны авторских прав в историческом и современном аспекте;

  • дать общую характеристику гражданско-правовых способов охраны и защиты авторских прав;

• рассмотреть правовой механизм реализации законодательства об авторско-правовой охране.

Предметом исследования являются правовое регулирование и практическая реализация гражданско-правовых способов охраны авторских и смежных прав.

Объектом исследования выступают общественные отношения в области охраны авторских прав.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *