25 законных способов снизить налоги: шпаргалка для ООО и ИП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «25 законных способов снизить налоги: шпаргалка для ООО и ИП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обязанность платить имущественный сбор организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, была вменена Федеральным законом № 52-ФЗ от 02.04.2014. Он внес поправки в абзац первый п. 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ, по которым налог на имущество организаций при УСН введен в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

При этом кадастровая стоимость определяется по состоянию на 1 января текущего года (если на 1 января таких данных не было, то и сбор платить не нужно). Таким образом, базой налогообложения являются все виды недвижимости, имеющие кадастровую стоимость на начало налогового периода и принадлежащие организации.

Налог на имущество у ИП на УСН

В силу статьи 346.11 НК РФ, применение индивидуальными предпринимателями УСН предусматривает их освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности. Существует исключение. Как узнать, надо ли платить налог на имущество по кадастровой стоимости ИП — выяснить, включена ли принадлежащая ему недвижимость в перечень административно-деловых и торговых центров, утвержденный субъектом РФ в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ. Если да, то платить налог придется.

Особенности исчисления и уплаты для ИП регулирует глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса РФ, введенная Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ. В статье 400 НК РФ сказано, что плательщиками налога на имущество физических лиц признаются все граждане, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Это в равной степени относится к индивидуальным предпринимателям.

Основные правила, которых ИП должны придерживаться при исчислении суммы к уплате, выглядят так:

  1. В силу статьи 405 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
  2. По нормам статьи 408 НК РФ, сумму к уплате исчисляет ИФНС по истечении налогового периода. Такая сумма определяется налоговиками отдельно по каждому объекту налогообложения.
  3. Заплатить налог на имущество индивидуальных предпринимателей при УСН необходимо не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, об этом сказано в статье 409 НК РФ.
  4. Исчислить сумму и заплатить нужно по месту нахождения собственности. Например, если ИП зарегистрирован в одном регионе, а недвижимость в другом, оплата осуществляется по ее месту нахождения.

Теперь мы знаем, что ИП сами не рассчитывают сумму к уплате и не отчитываются перед ИФНС. Налоговое уведомление ему пришлет сам орган ФНС по месту нахождения объекта недвижимости. Также ИП не осуществляет никаких авансовых платежей. Но у ИП, как и у юрлица, возникают вопросы, связанные с кадастровой стоимостью.

Ваш комментарий (вопрос) Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Автор статьи Клавдия Трескова

Консультант, автор Попович Анна

Финансовый автор Пихоцкая Ольга

  1. Людмила
    25.03.2021 в 14:05 При заполнении заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество за 2021 ИП лист 2 . по договору аренды нежилого имущества склада , основным документом является договор аренды Срок договора с 01.01.2020 по 25.12.2020 Вопрос буду ли я платить налог на имущество за срок 26.12 по 31.12.2020г
    Ответить ↓ Анна Попович
    26.03.2021 в 20:01

    Уважаемая Людмила, при расчете налога учитывается период аренды. Порядок исчисления необходимо уточнить в территориальном подразделении ФНС.

    Ответить ↓

Оптимизация налога на имущество: 5 основных способов

Размер налога на имущество зависит от балансовой стоимости основных средств и способен повышаться при каждой покупке дополнительных активов либо при их модернизации. Из-за этого немалому количеству фирм трудно уплачивать большой налог на имущество в срок, создавая бреши в бизнесе. Оптимизация налога на имущество представляет собой сложность, так как данная выплата является «прямой». Иными словами, этот налог не может быть снижет на суммы определенных вычетов. Также подчеркнем, что список льготников по нему сильно ограничен.

В данном случае налоговые ставки фиксируются законами субъектов РФ, при этом не могут быть свыше 2,2 %. Таким образом, если у компании есть имущество, учитываемое на балансе в виде объектов основных средств (согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета), то соотношение размера налога и стоимости имущества (с учетом амортизации) будет таким:

  • стоимость объекта составляет 100 тысяч рублей – сумма налога на имущество равна 2,2 тыс. рублей в год;
  • стоимость объекта составляет 100 млн рублей – сумма налога на имущество равна 2,2 млн. рублей в год.

Когда в качестве объекта налогообложения рассматриваются транспортные средства, то, помимо налога на имущество, организация должна вносить транспортный налог. А значит, происходит несоблюдение прав налогоплательщиков, связанное с двойным налогообложением одних объектов.

Способ второй: когда Перечень выгоден

Мы уже говорили о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости, находящихся в собственности у юрлиц, чаще всего оказывается выше, чем кадастровая. Но бывает и наоборот. В таких случаях попадание в Перечень становится желанной целью.

Физлица могли поменять систему расчёта налога на имущество, если налог, начисленный по балансовой стоимости, существенно выше налога, рассчитанного по стоимости кадастровой — если, в соответствии с определением Конституционного Суда РФ, речь идёт о территориях, где единая дата применения кадастровой стоимости для расчета налога на имущество физлиц не была установлена. Нюансы были подробно разъяснены в письме ФНС России от 19 февраля 2019 г. № БС-4-21/2825.

Но в соответствии с законодательными новеллами этот механизм утратил свою актуальность: теперь физлица платят налоги на имущество, исходя из его кадастровой стоимости. Юридические лица тоже не могут самостоятельно становиться на учёт в Перечень и выбирать способ расчёта, по которому они будут платить имущественный налог. То есть это принципиально иная налоговая позиция, и здесь, соответственно, работают другие принципы налогообложения.

Если балансовая стоимость имущества предприятия превышает кадастровую, и в то же время у вас есть причины считать отсутствие вашего объекта в Перечне незаконным, обращайтесь с заявлением об этом в соответствующие структуры и требуйте проведения внепланового обследования объекта. То есть доказывайте, что вы имеет законное право на включение вашей собственности в Перечень.

Организации, платящие налог на имущество организаций

Российские и иностранные предприятия, владеющие имуществом, подлежащим налогообложению согласно ст. 374 НК РФ, являются плательщиками данного налога.

Для отечественных компаний объектом налогообложение станут движимые объекты и недвижимость:

  • в собственности;
  • во временном пользовании;
  • используемая по распоряжению;
  • находящаяся в доверительном управлении;
  • внесенная в совместную деятельность;
  • полученная по соглашению концессии.

Относительно этого имущества должны быть одновременно верны следующие положения:

  • приобретено до начала 2013 года;
  • учитывается на балансе как основные средства.

Для иностранных предприятий, работающих по постоянному представительству, разницы в объектах налогообложения практически нет. А если деятельность по постоянному представительству не ведется, то налог на недвижимость будет относиться к собственности иностранной компании, находящейся на территории РФ, и к недвижимости, полученной по концессии.

Налог на имущество организаций: пять вариантов экономии

Мы уже говорили о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости, находящихся в собственности у юрлиц, чаще всего оказывается выше, чем кадастровая. Но бывает и наоборот. В таких случаях попадание в Перечень становится желанной целью.

Физлица могли поменять систему расчёта налога на имущество, если налог, начисленный по балансовой стоимости, существенно выше налога, рассчитанного по стоимости кадастровой — если, в соответствии с определением Конституционного Суда РФ, речь идёт о территориях, где единая дата применения кадастровой стоимости для расчета налога на имущество физлиц не была установлена. Нюансы были подробно разъяснены в письме ФНС России от 19 февраля 2019 г. № БС-4-21/2825.

Но в соответствии с законодательными новеллами этот механизм утратил свою актуальность: теперь физлица платят налоги на имущество, исходя из его кадастровой стоимости. Юридические лица тоже не могут самостоятельно становиться на учёт в Перечень и выбирать способ расчёта, по которому они будут платить имущественный налог. То есть это принципиально иная налоговая позиция, и здесь, соответственно, работают другие принципы налогообложения.

Если балансовая стоимость имущества предприятия превышает кадастровую, и в то же время у вас есть причины считать отсутствие вашего объекта в Перечне незаконным, обращайтесь с заявлением об этом в соответствующие структуры и требуйте проведения внепланового обследования объекта. То есть доказывайте, что вы имеет законное право на включение вашей собственности в Перечень.

Одним из вариантов снижения имущественного налога является разделение одного крупного объекта недвижимости на несколько. В частности, в Санкт-Петербурге внесённые в Перечень объекты облагаются налогом, который рассчитывается на основе кадастровой стоимости — но лишь в тех случаях, когда их площадь превышает 1 тыс. кв. м. Кстати, совсем недавно, вплоть до 2019 года, лимит метража был гораздо выше — 3 тыс. кв. м. В такой ситуации собственникам крупных объектов приходилось применять лайфхак по «дроблению» помещений, чтобы не оказаться в Перечне.

Уже к 2022 году, в соответствии с новеллами Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на территории РФ должен быть завершён процесс оценки земельных участков (недвижимости — к 2023 году). И не исключено, что уже в 2024 году предприятия-собственники будут платить имущественные налоги, рассчитанные в соответствии с кадастровой стоимостью. А значит, такой вариант сокращения расходов просто потеряет свою актуальность.

Самые дорогие основные средства — это объекты недвижимости. Среди уже приведенных способов экономии на налоге на имущество к недвижимости подходит только аренда: ведь здания и сооружения невозможно причислить к материально-производственным запасам или поставить на учет не там, где они расположены. Однако существует особый способ экономии на налоге на имущество с недвижимости. Речь идет о дате регистрации права собственности.

Сначала ответим на вопрос: с какого момента начинать платить налог на имущество с недвижимости? Право собственности на недвижимость возникает с момента его государственной регистрации (ст. 219, п. 2 ст. 223 ГК РФ). Между тем в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» не указано, что для включения недвижимости в состав основных средств необходимо зарегистрировать на него право собственности.

Однако данное Положение не применяется в отношении капитальных вложений (п. 3 ПБУ 6/01). А к капитальным вложениям относятся, помимо всего прочего, затраты на приобретение или создание недвижимости, не оформленные документами о госрегистрации (п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Можно сделать вывод, что до госрегистрации права собственности на объекты недвижимости они не учитываются на балансе в качестве основных средств, а находятся на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Регистрация — процесс долгий и может стать еще дольше из-за бюрократических проволочек. А недвижимость в это время находится в пригодном состоянии и вовсю эксплуатируется. Получается, что, пока не получено свидетельство о госрегистрации права собственности, налог на имущество платить не надо?

Минфин России не согласен с такой позицией. Например, в письме от 24 июня 2008 г. № 03-05-05-01/40 финансисты указывают, что недвижимость зачисляется в состав основных средств на основании акта приемки-передачи основных средств. Более того, даже Высший Арбитражный Суд РФ поддерживает позицию, что налог на имущество следует платить сразу после подписания акта приемки-передачи (определение от 28 апреля 2008 г. № 16599/07).

Читайте также:  Какие пособия по беременности и родам будут начисляться в 2023 году?

Важно

Если объект фактически эксплуатируется, то он в любом случае облагается налогом на имущество. Если объект используется в предпринимательской деятельности, но не введен в состав основных средств, то эксплуатируется он неправомерно.

Так что доводы о том, что налог на имущество следует платить только с зарегистрированной недвижимости, инспекторы не поддержат. А затягивать подписание акта приемки-передачи основных средств невыгодно. Ведь без данного документа недвижимость запрещено эксплуатировать.

Итог подведем такой: на налоге на имущество много не сэкономишь. Тем не менее стоит постараться платить поменьше. Особое внимание следует уделить недорогим объектам, которые рассмотренными способами можно «преобразовать» в МПЗ. Кроме того, нелишним будет сравнить цену приобретения имущества (вместе с предстоящими налоговыми платежами) и сумму арендных платежей за аналогичные объекты.

Е. Сатаев, редактор-эксперт

Налоговая оптимизация представляет собой систему приемов и мероприятий, позволяющих сократить размер налоговых обязательств. Она предполагает использование законных методов снижения налогового бремени за счет льгот, предусмотренных налоговым законодательством.

Законодательство всячески пытается вывести бизнес из тени, однако многие компании уклоняются от уплаты налогов и других обязательных платежей, скрывая свои истинные доходы от налоговых органов. Это позволяет им значительно сэкономить.

Правда, такая экономия чревата ответственностью со стороны налогового и уголовного законодательства. Так, ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов» Уголовного кодекса РФ предполагает наказания за налоговые правонарушения. Наказанием может быть не только штраф, но и реальный срок лишения свободы.

Оптимальным и законным способом налоговой оптимизации является:

  • качественная и правильная настройка бухгалтерского и налогового учета;
  • своевременное изучение изменений в законодательстве;
  • правильное применение налоговых льгот и освобождений.

Чтобы максимально правильно применять налоговое законодательство, недостаточно следить за нововведениями и поправками. Необходимо обращаться к актуальным письмам налоговых органов, публикуемым в открытых источниках, и к судебной практике.

Нужно помнить, что ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) предписано следующее: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента)».

Согласно ст. 247 гл. 25 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль налогоплательщиков, то есть полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Из определения понятно, что для оптимизации размера этого налога существует два основных подхода:

1) снизить доходы компании;

2) увеличить расходы компании.

Рассмотрим распространенные способы оптимизации налога на прибыль, связанные с расходами и доходами.

За счет создания резервов увеличиваются размеры расходов:

  • в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, можно отнести расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ). Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом;
  • расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ). Налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ), вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Отчисления на формирование таких резервов принимаются для целей налогообложения;
  • расходы на формирование резерва под предстоящие ремонты основных средств (ст. 260, 324 НК РФ). Налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения;
  • расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ). Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов;

ПРИМЕР

Рассчитаем размеры отчислений в резерв на оплату отпусков по месяцам для компании ООО «Альфа». Известно, что компания приняла решение осуществлять отчисления для формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.

Планируемый размер расходов на оплату труда работников на год — 36 млн руб., планируемая сумма расходов на оплату отпусков — 3,6 млн руб. (с учетом страховых взносов).

Установлена предельная сумма отчислений в резерв на оплату отпусков на соответствующий год — 3,7 млн руб.

В таблице 1 представлены данные о фактических расходах на оплату труда (включая страховые взносы) за отчетный год с детализацией по месяцам.

1. В состав расходов на оплату труда можно относить расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях (ст. 255 НК РФ):

  • услуги по перевозке туриста по территории Российской Федерации воздушным, водным, автомобильным и (или) железнодорожным транспортом до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту;
  • услуги проживания туриста в гостинице (гостиницах) или ином (иных) средстве (средствах) размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, включая услуги питания туриста, если услуги питания предоставляются в комплексе с услугами проживания в гостинице или ином средстве размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха;
  • услуги по санаторно-курортному обслуживанию;
  • экскурсионные услуги.

2. Доходы в виде денежных средств, полученных организацией безвозмездно от хозяйственного общества или товарищества, акционером (участником) которых такая организация является, в пределах суммы ее вклада (вкладов) в имущество в виде денежных средств, ранее полученных хозяйственным обществом или товариществом от такой организации, не учитываются при определении налоговой базы (ст. 251 НК РФ).

3. Не включаются в налогооблагаемые доходы налогоплательщика доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 251 НК РФ).

4. С 01.01.2020 внесены изменения в ст. 250 НК РФ в части отнесения доходов к внереализационным: к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемых в виде дивидендов, также относится доход в виде имущества (имущественных прав), который получен акционером (участником) организации при выходе (выбытии) из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками) в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) соответствующим акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) такой организации.

Налог на прибыль можно оптимизировать за счет правильного применения норм законодательства и корректного написания учетной политики:

  • использование специальных налоговых режимов: единый сельскохозяйственный налог (гл. 26.1 НК РФ), упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ), единый налог на вмененный доход (гл. 26.3 НК РФ) и т. д.;
  • разделение одного юридического лица на несколько, один из которых будет использовать специальный налоговый режим, чтобы избежать уплаты налога на прибыль. Важный момент: метод является условно законным, но в случае проявления интереса со стороны налоговых органов в отношении компаний на предмет их взаимосвязи могут возникнуть лишние вопросы и разбирательства;
  • четкое распределение прямых и косвенных расходов, правильное определение доходов компании в соответствии с действующим законодательством. Своевременный мониторинг вносимых в законодательство изменений в части признания доходов и расходов;
  • возможность использования права на отсрочку или рассрочку по уплате налога (ст. 64 НК РФ);
  • возможность зачета излишне уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов в счет оплаты налога на прибыль (ст. 78 НК РФ);
  • применение повышающих коэффициентов к норме амортизации, указание такой возможности в учетной политике компании (ст. 259.3 НК РФ);
  • использование нелинейного способа амортизации вместо линейного (ст. 259.2 НК РФ);
  • применение в качестве помощи премии по результатам работы (премия относится к расходам производственного характера, поэтому уменьшает налогооблагаемую базу).

Представим варианты оптимизации налога на имущество.

1. Создание второй компании, через которую осуществляется закупка имущества, при условии, что она не будет являться плательщиком налога на имущества. В дальнейшем у этой компании можно брать недвижимость в аренду.

НА ЗАМЕТКУ

В статье 381 «Налоговые льготы» НК РФ приведен список организаций, которые освобождаются от уплаты налога на имущество.

2. Пересмотр кадастровой стоимости объектов недвижимости. Ввиду того что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, до сих пор есть неясности в особенностях определения данной величины. Для этой цели создаются комиссии досудебного оспаривания результатов оценки. Если результаты работы комиссии не удовлетворительны, можно обратиться в суд.

3. Искусственное занижение стоимости приобретения имущества, указанной в договоре купли-продажи. Данный метод несет ряд рисков для покупателя и продавца, а в случае чрезмерного занижения цены могут возникнуть вопросы со стороны налоговых органов.

Такой вариант подходит, если и покупатель, и продавец согласны на документальное занижение реальной стоимости недвижимости.

4. Переоценка имущества. При переоценке стоимости имущества можно сэкономить на налоговых отчислениях. Согласно действующему законодательству компании вправе переоценивать имущество не чаще одного раза в год.

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2020.

  • Объект налогообложения при УСНО: менять или не менять
  • НДС: как законно сократить налоговую нагрузку?

Очень важно учитывать налоговый период, который для всех без исключения составляет календарный год (это указано в п. 1 ст. 379 НК РФ). Узнав какой налог на имущество организаций в онлайн калькуляторе, но не успев вовремя его заплатить, начинается начисление пени. Это не страшно, если сразу же исправить ситуацию и вернуть деньги. Чем дольше с этим тянуть, тем больше придется в итоге заплатить помимо основного долга.

Как аптеке можно сэкономить на налоге на имущество?

Для начала рассмотрим, как аптечным организациям рассчитать налог на имущество.

Налогом на имущество облагаются учтенные на балансе в составе основных средств (на счете 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности»):

  • недвижимое имущество (может облагаться налогом по кадастровой или по балансовой стоимости);
  • движимое имущество (облагается налогом только по балансовой стоимости).

Согласно пп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ не облагаются налогом ОС, относящиеся к движимому имуществу и включенные в соответствии с Классификацией ОС[1]:

  • в 1 или 2-ю амортизационные группы;
  • с 3-й по 10-ю амортизационные группы, если эти ОС приняты к учету начиная с 01.01.2013 (за исключением движимого имущества, полученного в результате реорганизации или ликвидации организаций, а также от взаимозависимого лица).

Далее мы будем говорить только о налоге на имуществе в отношении объектов недвижимости, который рассчитывается исходя из балансовой стоимости.

Читайте также:  Умер человек. Как получить его накопительную пенсию – инструкция

Налоговая база в этом случае определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ).

При определении среднегодовой стоимости имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (п. 3 ст. 375 НК РФ).

В силу ст. 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год (п. 1), отчетными периодами – I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2). Законодательный орган субъекта РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3).

Средняя стоимость имущества (СС) (определяется за отчетный период) равна частному от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (ОсСт) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ):

СС I квартал = (ОсСт01.01 + ОсСт01.02 + ОсСт01.03 + ОсСт01.04) / 4;

СС полугодие = (ОсСт01.01 + … + ОсСт01.06 + ОсСт01.07) / 7;

СС девять месяцев = (ОсСт01.01 + … + ОсСт01.09 + ОсСт01.10) / 10.

Среднегодовая стоимость имущества (СГС) (определяется за налоговый период) равна частному от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ):

СГС = (ОсСт01.01 + … + ОсСт01.12 + ОсСт31.12) / 13.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу установлен в ст. 382 НК РФ.

Согласно п. 1 сумма налога исчисляется по итогам налогового периода (НИначисл.) как произведение соответствующей налоговой ставки (С) и налоговой базы, определенной за налоговый период (СГС).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (НИк упл.), определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей (АП), исчисленных в течение налогового периода (п. 2).

НИначисл. = СГС х С,

НИк упл. = НИначисл — АП.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период (п. 4).

АП = СС х С / 4.

Как было отмечено выше, при определении среднегодовой стоимости имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, нормативными документами, на основании которых можно рассчитать налог на имущество, являются ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Методические указания[2].

Согласно п. 17 ПБУ 6/01 и п. 49 Методических указаний стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

То есть остаточная стоимость, используемая для расчета налога на имущество, равна первоначальной стоимости ОС за вычетом амортизации, начисленной с начала эксплуатации ОС (см. письма Минфина России от 18.11.2016 № 03-03-06/1/67863, от 26.10.2016 № 07-01-09/62334).

В пункте 18 ПБУ 6/01 и п. 53 Методических указаний перечислены способы начисления амортизации объектов ОС:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Обратите внимание.

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов ОС производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Из этого вытекает, что организации могут применять к разным группам объектов ОС разные способы начисления амортизации.

Начисление амортизации по объекту ОС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия названного объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости объекта либо списания объекта с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01).

Согласно п. 20 ПБУ 6/01 СПИ определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя:

  • из ожидаемого срока использования ОС в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • из ожидаемого физического износа;
  • из нормативно-правовых и других ограничений использования указанного объекта.

На первый взгляд кажется, что можно сэкономить на налоге на имущество, уменьшив СПИ, ведь налогоплательщик вправе самостоятельно определять этот срок. Однако, произвольно устанавливая СПИ (без обоснования его размера), организация увеличивает налоговые риски.

Поэтому аптечным организациям хотелось бы предложить иной способ экономии. Заключается он в следующем. Обычно организации используют для начисления амортизации линейный способ: он самый простой из четырех, кроме того, аналогичен линейному методу в налоговом учете, а значит, не возникает разниц между двумя видами учета.

Однако при использовании других способов амортизации (способа уменьшаемого остатка или способа списания стоимости по сумме чисел лет СПИ[3]) происходит более быстрое начисление амортизации (соответственно, остаточная стоимость на отчетные даты становится меньше), чем при линейном за тот же СПИ.

Порядок определения годовой суммы амортизации тем или иным способом изложен в п. 19 ПБУ 6/01 и п. 54 Методических указаний.

Далее на практических примерах покажем расчет амортизации для одного и того же ОС (объекта недвижимости) различными способами и выясним, какой из способов выгоднее использовать для того, чтобы сэкономить на налоге на имущество.

Недвижимое имущество, отраженное на балансе как основное средство, если налоговая база по ней определяется как среднегодовая стоимость. Среди прочего (неочевидные случаи) обложения налогом:

  • недвижимость передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
  • передана в доверительное управление (кроме ПИФ);
  • внесена в совместную деятельность;
  • получена по концессионному соглашению;
  • получена вами как управляющей компанией ПИФ.

Также налогом облагается недвижимость, которая находится в России и принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения, получена по концессионному соглашению, если налоговая база в её отношении определяется как кадастровая стоимость.

Декларацию сдавайте в следующем составе:

  • Титульный лист и раздел 1 — всегда, когда подаем декларацию;
  • Разделы 2 и 2.1 — если есть имущество, облагаемое налогом по среднегодовой стоимости;
  • Раздел 3 — если есть имущество, облагаемое налогом по кадастровой стоимости.
  • Раздел 4 — если на балансе головной организации или обособленных подразделений есть движимые основные средства с остаточной стоимостью больше нуля.

Мы рекомендуем заполнять декларацию в последовательности: Титульный лист → Раздел 3 → Раздел 2 → Раздел 2.1 → Раздел 1 → Раздел 4.

Если у вас есть объекты налогообложения, но итоговая сумма налога равна нулю, декларацию нужно сдать. В этом случае вы являетесь плательщиком налога и должны отчитаться, несмотря на то, что налог нулевой.

Такое бывает в двух случаях:

  1. Ваша недвижимость полностью самортизирована, её остаточная стоимость равна нулю. При этом она облагается налогом по среднегодовой стоимости.
  2. Вся ваша недвижимость освобождена от налога по федеральным или региональным льготам.

Когда у организации совсем нет недвижимости, признаваемой объектом налогообложения, она не является налогоплательщиком и не должна сдавать декларацию.

Выбор способа начисления амортизации

В данной статье подробно рассматривается такой вариант налогового планирования налога на имущество организации, как выбор способа начисления амортизации. В ст. 375 НК РФ записано, что «при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации».

В соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″ амортизация объекта основных средств начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету в составе основных средств, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

По принятым на баланс с 1 января 2004 г. основным средствам применяется один из четырех установленных п. 18 ПБУ 6/01 способов начисления амортизации, которые выбираются для групп однородных объектов: линейный, уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Способ начисления амортизации выбирается при вводе объекта в эксплуатацию и впоследствии не меняется.

Срок полезного использования объекта определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Пункт 4 ПБУ 6/01 устанавливает, что «сроком полезного использования организации является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации». Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования объекта.

При выборе срока эксплуатации имущества организация может использовать сроки, установленные в Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, что позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет.

Линейный способ начисления амортизации при СПИ 5 лет

 Дата 
 Норма 
амортизационных
отчислений
 Ежемесячные 
амортизационные
отчисления,
руб.
Остаточная
стоимость,
руб.
 Налог на имущество 
 сумма 
налога
нарастающим
итогом
 взнос
в
бюджет
 сумма к
уплате
за год
 1 
 2 
 3 
 4 
 5 
 6 
 7 
01.01.2011
 1,7% 
 1 666,67 
100 000,00
01.02.2011
 1,7% 
 1 666,67 
 98 333,33
01.03.2011
 1,7% 
 1 666,67 
 96 666,67
 536,25 
536,25
01.04.2011
 1,7% 
 1 666,67 
 95 000,00
01.05.2011
 1,7% 
 1 666,67 
 93 333,33
01.06.2011
 1,7% 
 1 666,67 
 91 666,67
 1 045,00 
508,75
01.07.2011
 1,7% 
 1 666,67 
 90 000,00
01.08.2011
 1,7% 
 1 666,67 
 88 333,33
01.09.2011
 1,7% 
 1 666,67 
 86 666,67
01.10.2011
 1,7% 
 1 666,67 
 85 000,00
 1 526,25 
481,25
01.11.2011
 1,7% 
 1 666,67 
 83 333,33
01.12.2011
 1,7% 
 1 666,67 
 81 666,67
01.01.2012
 1,7% 
 1 666,67 
 80 000,00
 1 980,00 
453,75
1 980,00
01.02.2012
 1,7% 
 1 666,67 
 78 333,33
01.03.2012
 1,7% 
 1 666,67 
 76 666,67
 426,25 
426,25
01.04.2012
 1,7% 
 1 666,67 
 75 000,00
01.05.2012
 1,7% 
 1 666,67 
 73 333,33
01.06.2012
 1,7% 
 1 666,67 
 71 666,67
 825,00 
398,75
01.07.2012
 1,7% 
 1 666,67 
 70 000,00
01.08.2012
 1,7% 
 1 666,67 
 68 333,33
01.09.2012
 1,7% 
 1 666,67 
 66 666,67
01.10.2012
 1,7% 
 1 666,67 
 65 000,00
 1 196,25 
371,25
01.11.2012
 1,7% 
 1 666,67 
 63 333,33
01.12.2012
 1,7% 
 1 666,67 
 61 666,67
01.01.2013
 1,7% 
 1 666,67 
 60 000,00
 1 540,00 
343,75
1 540,00
01.02.2013
 1,7% 
 1 666,67 
 58 333,33
01.03.2013
 1,7% 
 1 666,67 
 56 666,67
 316,25 
316,25
01.04.2013
 1,7% 
 1 666,67 
 55 000,00
01.05.2013
 1,7% 
 1 666,67 
 53 333,33
01.06.2013
 1,7% 
 1 666,67 
 51 666,67
 605,00 
288,75
01.07.2013
 1,7% 
 1 666,67 
 50 000,00
01.08.2013
 1,7% 
 1 666,67 
 48 333,33
01.09.2013
 1,7% 
 1 666,67 
 46 666,67
01.10.2013
 1,7% 
 1 666,67 
 45 000,00
 866,25 
261,25
01.11.2013
 1,7% 
 1 666,67 
 43 333,33
01.12.2013
 1,7% 
 1 666,67 
 41 666,67
01.01.2014
 1,7% 
 1 666,67 
 40 000,00
 1 100,00 
233,75
1 100,00
01.02.2014
 1,7% 
 1 666,67 
 38 333,33
01.03.2014
 1,7% 
 1 666,67 
 36 666,67
 206,25 
206,25
01.04.2014
 1,7% 
 1 666,67 
 35 000,00
01.05.2014
 1,7% 
 1 666,67 
 33 333,33
01.06.2014
 1,7% 
 1 666,67 
 31 666,67
 385,00 
178,75
01.07.2014
 1,7% 
 1 666,67 
 30 000,00
01.08.2014
 1,7% 
 1 666,67 
 28 333,33
01.09.2014
 1,7% 
 1 666,67 
 26 666,67
01.10.2014
 1,7% 
 1 666,67 
 25 000,00
 536,25 
151,25
01.11.2014
 1,7% 
 1 666,67 
 23 333,33
01.12.2014
 1,7% 
 1 666,67 
 21 666,67
01.01.2015
 1,7% 
 1 666,67 
 20 000,00
 660,00 
123,75
 660,00
01.02.2015
 1,7% 
 1 666,67 
 18 333,33
01.03.2015
 1,7% 
 1 666,67 
 16 666,67
 96,25 
 96,25
01.04.2015
 1,7% 
 1 666,67 
 15 000,00
01.05.2015
 1,7% 
 1 666,67 
 13 333,33
01.06.2015
 1,7% 
 1 666,67 
 11 666,67
 165,00 
 68,75
01.07.2015
 1,7% 
 1 666,67 
 10 000,00
01.08.2015
 1,7% 
 1 666,67 
 8 333,33
01.09.2015
 1,7% 
 1 666,67 
 6 666,67
01.10.2015
 1,7% 
 1 666,67 
 5 000,00
 206,25 
 41,25
01.11.2015
 1,7% 
 1 666,67 
 3 333,33
01.12.2015
 1,7% 
 1 666,67 
 1 666,67
31.12.2015
 1,7% 
 1 666,67 
 0,00
 220,00 
 13,75
 220,00
Итого 
 100 000,00 
5 500,00

Если «Альфа» укажет в учетной политике, что амортизация будет начисляться линейным способом, то итоговая сумма по налогу на имущество за весь срок полезного использования составит 5500,00 руб. (см. табл. 4).

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования при СПИ 5 лет

 Дата 
 Остаточная 
стоимость,руб.
 Ежемесячная 
амортизация,
руб.
 Налог на имущество 
 сумма 
налога
нарастающим
итогом
 взнос
в
бюджет
 сумма к
уплате
за год
 1 
 2 
 3 
 4 
 5 
 6 
01.01.2011 
 100 000,00 
 2 777,78 
01.02.2011 
 97 222,22 
 2 777,78 
01.03.2011 
 94 444,44 
 2 777,78 
 527,08 
527,08
01.04.2011 
 91 666,67 
 2 777,78 
01.05.2011 
 88 888,89 
 2 777,78 
01.06.2011 
 86 111,11 
 2 777,78 
 1 008,33 
481,25
01.07.2011 
 83 333,33 
 2 777,78 
01.08.2011 
 80 555,56 
 2 777,78 
01.09.2011 
 77 777,78 
 2 777,78 
01.10.2011 
 75 000,00 
 2 777,78 
 1 443,75 
435,42
01.11.2011 
 72 222,22 
 2 777,78 
01.12.2011 
 69 444,44 
 2 777,78 
01.01.2012 
 66 666,67 
 2 222,22 
 1 833,33 
389,58
1 833,33
01.02.2012 
 64 444,44 
 2 222,22 
01.03.2012 
 62 222,22 
 2 222,22 
 348,33 
348,33
01.04.2012 
 60 000,00 
 2 222,22 
01.05.2012 
 57 777,78 
 2 222,22 
01.06.2012 
 55 555,56 
 2 222,22 
 660,00 
311,67
01.07.2012 
 53 333,33 
 2 222,22 
01.08.2012 
 51 111,11 
 2 222,22 
01.09.2012 
 48 888,89 
 2 222,22 
01.10.2012 
 46 666,67 
 2 222,22 
 935,00 
275,00
01.11.2012 
 44 444,44 
 2 222,22 
01.12.2012 
 42 222,22 
 2 222,22 
01.01.2013 
 40 000,00 
 1 666,67 
 1 173,33 
238,33
1 173,33
01.02.2013 
 38 333,33 
 1 666,67 
01.03.2013 
 36 666,67 
 1 666,67 
 206,25 
206,25
01.04.2013 
 35 000,00 
 1 666,67 
01.05.2013 
 33 333,33 
 1 666,67 
01.06.2013 
 31 666,67 
 1 666,67 
 385,00 
178,75
01.07.2013 
 30 000,00 
 1 666,67 
01.08.2013 
 28 333,33 
 1 666,67 
01.09.2013 
 26 666,67 
 1 666,67 
01.10.2013 
 25 000,00 
 1 666,67 
 536,25 
151,25
01.11.2013 
 23 333,33 
 1 666,67 
01.12.2013 
 21 666,67 
 1 666,67 
01.01.2014 
 20 000,00 
 1 111,11 
 660,00 
123,75
 660,00
01.02.2014 
 18 888,89 
 1 111,11 
01.03.2014 
 17 777,78 
 1 111,11 
 100,83 
100,83
01.04.2014 
 16 666,67 
 1 111,11 
01.05.2014 
 15 555,56 
 1 111,11 
01.06.2014 
 14 444,44 
 1 111,11 
 183,33 
 82,50
01.07.2014 
 13 333,33 
 1 111,11 
01.08.2014 
 12 222,22 
 1 111,11 
01.09.2014 
 11 111,11 
 1 111,11 
01.10.2014 
 10 000,00 
 1 111,11 
 247,50 
 64,17
01.11.2014 
 8 888,89 
 1 111,11 
01.12.2014 
 7 777,78 
 1 111,11 
01.01.2015 
 6 666,67 
 555,56 
 293,33 
 45,83
 293,33
01.02.2015 
 6 111,11 
 555,56 
01.03.2015 
 5 555,56 
 555,56 
 32,08 
 32,08
01.04.2015 
 5 000,00 
 555,56 
01.05.2015 
 4 444,44 
 555,56 
01.06.2015 
 3 888,89 
 555,56 
 55,00 
 22,92
01.07.2015 
 3 333,33 
 555,56 
01.08.2015 
 2 777,78 
 555,56 
01.09.2015 
 2 222,22 
 555,56 
01.10.2015 
 1 666,67 
 555,56 
 68,75 
 13,75
01.11.2015 
 1 111,11 
 555,56 
01.12.2015 
 555,56 
 555,56 
31.12.2015 
 0,00 
 73,33 
 4,58
 73,33
Итого 
 100 000,00 
4 033,33

Итоговая сумма по налогу на имущество за все пять лет использования основного средства составит 4033,33 руб. (см. табл. 4).

Читайте также:  Среднесписочная численность в ФСС-4 (расчет в 2023 году)

Отмена налоговых деклараций

С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
  • при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

«Льготное» творчество

Список льготников по налогу на имущество среди коммерческих организаций весьма ограничен. К таковым относятся компании, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов Общероссийских общественных организаций инвалидов (далее – ОООИ). При этом сама ОООИ должна иметь среди своих членов инвалидов и их законных представителей не менее 80 процентов. Кроме того, в самой компании среднесписочная численность инвалидов должна составлять не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов. От налога на имущество освобождается только часть имущества, находящегося на балансе такой организации. А именно – имущество, используемое для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг. Исключение составляют подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Не льготируется также имущество, используемое для оказания брокерских и иных посреднических услуг.
Особой любовью законодателей пользуются организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции. Но и здесь имеются ограничения – льгота распространяется только на имущество, используемое для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.
Использование в качестве офиса старинного особнячка в центре города также позволит сэкономить наналоге на имущество (но правило это распространяется лишь на объекты, признаваемые памятниками истории и культуры федерального значения). «Обласканы» государством и компании, делающие долгосрочные вложения (иные в этом бизнесе, на наш взгляд, невозможны) в инфраструктурные объекты. Это ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилища радиоактивных отходов.
Льготы по налогу на имущество распространяются также на ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологическогообслуживания (или любые суда, если они внесены в Российский международный реестр судов). Не остались в стороне и железнодорожные пути, автомобильные дороги, магистральные трубопроводы,линии энергопередачи, а также космические объекты. Последние подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации (ст. 17 Закона РФ № 5663-1 «О космической деятельности»). Иначе говоря, космические объекты должны быть отечественные.
Не нужно платить налог с имущества специализированных протезно-ортопедических предприятий, а также коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций. Кроме того, освобождение касается государственных научных центров и резидентов особой экономической зоны. О видах льгот по налогу на имущество см. схему № 1.
Нередко встает вопрос о целесообразности оптимизации налогового бремени. По нашему мнению, в случае с налогом на имущество организаций игра стоит свеч. Конечно, налог является региональным и размер его ставки в разных субъектах РФ может варьироваться. Но размер этого элемента налога не может превышать 2,2 процента (ст. 380 НК РФ). В нынешней сложной экономической ситуации естественной реакцией властей на местах стало увеличение ставки до максимального предела. Ведь расходные обязательства бюджетов в кризис только растут – финансирование безработных и т. п. Цифра кажется небольшой, если не сопоставить ее со стоимостью имущества по балансовой стоимости. Например, организация, располагающая основными средствами на сумму 200 миллионов рублей, обязана (без учета амортизации) уплачивать по большинству субъектов РФ порядка 5 миллионов рублей в год в виде налога на имущество.

«Бесцельные» льготники

Перечисленные выше основания для неначисления данного налога при творческом подходе позволят сэкономить значительные средства. Как правило, льгота связана с целевым использованием имущества. Но не всегда. К таким «бесцельным» льготникам относятся:
– специализированные протезно-ортопедические предприятия;
– коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
– государственные научные центры.
Посмотрим, может ли компания получить перечисленные статусы без особых проблем для себя. Протезно-ортопедические предприятия в значительной степени существуют в виде федеральных государственных унитарных предприятий. То есть частным компаниям в этом секторе закрепиться «ради льготы» вряд ли имеет смысл. Кроме того, пристальный контроль со стороны регуляторов «от медицины» с прокуратурой гарантирован. К тому же в этой области действует «Отраслевое соглашение по федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на 2009–2011 годы» (регистрационный номер в Роструде – 134/09-11 от 5 октября 2009 г.).
Другое дело – коллегии адвокатов или адвокатские бюро. Здесь все значительно проще. Но при одном условии – если отыщутся учредители-адвокаты. Так, для создания указанных некоммерческих организаций достаточно волеизъявления двух и более адвокатов об учреждении адвокатского бюро (ст. 22 и 23 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). При этом статьи 22 и 23 закона об адвокатуре не обязывают членов такой организации непременно оказывать адвокатские услуги. Необходимо отметить наличие ограничений, связанных со статусом адвоката. Это запрет на вступление в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также госслужбы.
Однако все эти ограничения не имеют значения, если адвокаты-учредители не принимают участия в управлении вашей компанией. Дело в том, что юридическое лицо приобретает права и принимает обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом и учредительными документами.
Таким органом будет считаться генеральный директор или совет директоров компании. Следующий шанс «подпасть под льготу» – это получение статуса государственного научного центра (далее – ГНЦ). Указанный статус и порядок его присвоения определены Указом Президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации». Статус ГНЦ может присваиваться предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание.
Отнесение предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным центрам РФ осуществляется Правительством РФ по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике.
Разберемся подробнее с витиеватыми формулировками президентского указа. Во-первых, решение вопроса о присвоении статуса находится в компетенции Правительства РФ. То есть стоимость имущества, налог с которого подлежит оптимизации, должна быть весьма и весьма приличной. Во-вторых, вышеуказанная межведомственная комиссия раз в два года производит оценку деятельности ГНЦ, принимает решение о целесообразности сохранения за ним этого статуса. То есть издержки, связанные с получением статуса ГНЦ, должны быть меньше суммы налога, которую нужно уплачивать со стоимости имущества в течение двух лет.
Перечисленные выше способы добиться «имущественной» льготы, на наш взгляд, наиболее надежные. Ведь компания фактически получает тот или иной статус или начинает осуществлять «нужный» вид деятельности. В этом случае вероятность претензий со стороны налоговых органов минимальна.

Как ИП посчитать стоимость патента

Будучи индивидуальным предпринимателем на патентной системе налогообложения (ПСН), нужно считать не налог в чистом виде, а стоимость патента, который оплачивается в форме аванса. ПСН похожа на ЕНВД: в расчет суммы патента закладывается потенциально возможный годовой доход, устанавливаемый на региональном уровне в отношении определенного вида деятельности.

Общая стоимость налога считается как совокупность оплат патента за целый месяц, так как он выдается на срок от месяца до двенадцати, но в пределах одного календарного года. При этом должна соблюдаться формула: один патент — один вид деятельности — одна территориально-административная единица. Патент нужно оплачивать, не дожидаясь, пока окончится налоговый период — срок его действия.

Чтобы посчитать месячную стоимость такого налога, нужно потенциально возможный доход за год умножить на ставку в 6% и разделить на 12 месяцев. Потенциально возможный доход на 2021 год ограничивается на федеральном уровне 1 519 000 рублей. Однако на местах эта сумма может возрастать в 10 раз.

Несмотря на то, что большая часть налогов считается налоговой инспекцией, знать формулы расчета необходимо. Во-первых, это нужно, чтобы понимать, из чего складывается ваша налоговая нагрузка. Во-вторых, так у вас будет возможность проверять правильность произведенных налоговиками расчетов.

Источники:

Расчет суммы транспортного налога

Объекты налогообложения имущественного налога

Вычеты из кадастровой стоимости

Ставки имущественного налога

Определение налоговой базы на ЕНВД

Как рассчитать налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости

Разъяснение по расчету налога на имущество с физических лиц

Пример правильного расчета налога на имущество физлиц

Чтобы вам было точно понятно, как нужно проверять правильность расчета налога на ваше имущество, приведем простой пример.

Имеем квартиру площадью 70 квадратных метров в Москве. Владельцу (один человек) жилая площадь принадлежит с 10 марта 2013 года. Кадастровая стоимость недвижимости, которая была установлена 1 января 2021 года, составляет 10 миллионов рублей.

За 2014 год владельцу налог насчитали по инвентаризационной стоимости, он составил 5,5 тысячи рублей, такая сумма была указана в уведомлении.

Теперь, чтобы перейти к дальнейшим расчетам, нам нужно определить налоговый вычет:

10 миллионов рублей : 70 квадратных метров * 20 квадратных метров = 2,857 миллиона рублей

В Москве налоговая ставка на жилые помещения установлена на уровне 0,15% (для своего региона данный показатель уточняйте). Поэтому владельцу, исходя из кадастровой стоимости недвижимости, нужно будет заплатить:

(10 миллионов рублей – 2,857 миллиона рублей) * 0,15% = 10714,5 рубля

Но, получается, что по кадастровой стоимости, которая была установлена для данной квартиры только в 2021 году, налог оказался заметно выше рассчитанного за 2014 год по инвентаризационной стоимости.

Поэтому мы будем использовать правила переходного периода:

Сумма налога = (10714,5 рубля – 5500 рублей) * 0,4 + 5500 рублей = 7585,8 рубля. Именно столько нужно будет заплатить за год владельцу данной квартиры в Москве.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *