Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовное право, исполнение наказания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязательные работы являются новым для России видом уголовного наказания. Они начали применяться только с 1 января 2005 г. после введения в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч. 1 ст. 49 УК РФ).
Правовое регулирование исполнения (отбывания) обязательных работ
Перечень видов и объектов обязательных работ устанавливается органами местного самоуправления с учетом общественных потребностей данного населенного пункта в уборке и благоустройстве территории, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других аналогичных работах. Эта обязанность может возлагаться на администрации муниципальных образований.
Воспитательная работа согласно ст. 9 УИК РФ признается одним из основных средств исправления осужденных. В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной 20 апреля 2000 г., воспитательная работа – это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.
Основными направлениями воспитательной работы (рис. 9) выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ).
Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.
Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.
Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни – единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь.
Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы.
Ответственность за уклонение от отбывания
Примерно одна десятая часть от числа всех осужденных к данному виду наказания намеренно уклоняется от работ и даже скрывается от инспекции. Нарушением считается:
- игнорирование направления в организацию для трудоустройства – когда осужденный отказывается вообще приступить к отбыванию назначенного наказания (отказом считается ситуация, когда гражданин более 5 дней не являлся трудоустраиваться после получения направления);
- неявка в инспекцию – когда для постановки на учет осужденный вызывается в УИИ, но игнорирует вызов;
- прогул – уже единичная неявка расценивается как грубое нарушение порядка отбывания;
- появление на работе в состоянии опьянения (любого: как алкогольного, наркотического, так и токсического).
Если осужденный допустил одно из перечисленных нарушений впервые, то к нему применяются такие меры ответственности:
- письменное предупреждение. Осужденный под подпись официально предупреждается о том, что при повторном нарушении ему могут заменить исправительные работы на другое, более суровое наказание. Инспектор заполняет специально предусмотренный Инструкцией бланк, где указывает, какое нарушение порядка осужденный допустил и, соответственно, напоминание о возможной замене на другой вид наказания.Несмотря на простую письменную форму, такое предупреждение часто имеет достаточно сильное влияние на осужденного, которому ясно дали понять, что можно лишиться свободы.
- возложение дополнительной обязанности являться два раза в месяц к инспектору УИИ. Мера менее эффективная, чем предыдущая, но так контроль за поведением осужденного со стороны правоохранительных органов становится более эффективным, поскольку инспектор чаще видит осужденного, беседует с ним, отвечает на вопросы, связанные с исполнением приговора, следовательно, осуществляется профилактика.
Рассматривая правовые условия назначения наказания необходимо прежде всего сказать, что такой альтернативный вид наказания как исправительные работы назначаются только как основной вид наказания, это вызвано тем, что только таким способом будет достигнута цель назначения исправительных работ.
Законодатель предусмотрел назначение уголовного наказания в виде исправительных работа непосредственно только за преступления небольшой и средней тяжести, это вызвано тем что данное наказание по существу своему налагает минимум обязанностей на осужденного, а также карательный эффект назначения наказания очень мал. Именно по этой причине законодатель счет, что такие наказания не целесообразно назначать лицам которые осуждены за преступления тяжкие и особо тяжкие, так как цель наказания выполняться просто не будет.
При назначении наказания суд должен, и по существу учитывает прежде всего, общие начала назначения наказания опираясь на статью 60 Уголовного Кодекса Российской Федерации[1]. Наказание, которое назначается виновному лицу, должно назначаться в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации, а также с учетом положений Общей части. Также необходимо сказать, что более строгий вид наказания может быть назначен только в том случае, если менее строгое наказание не может обеспечить целей исправления наказания .
В статье 50 Уголовного Кодекса Российской Федерации закреплено, что суд имеет право назначать отбывание наказания только в районе места жительства осужденного, таким образом законодатель попытался не допустить потерю социальных связей, что по нашему мнению очень положительно сказывается непосредственно как на личности, так и на наказании в целом.
Рассматривая статистику тех преступлений, за которые люди были осуждены к исправительным работам, то можно сказать, что например в 2018 году 82 % лиц было осуждено за экологические преступления, 64 % против собственности, 57 % против семьи и несовершеннолетних[2]. Также большой процент имеют люди, которые не платят алименты по алиментным обязательствам. По этим людям можно сказать, что исправительные работы являются рычагом давления на этих людей, конечно не на всех, но на достаточно большой перечень людей.
Сущность исправительных работ состоит в том, что их отбывание ограничено местом работы осужденного. Исправительные работы не дают осужденному права на перемену места работы и могут быть препятствием в продвижении по службе.
Исправительные работы состоят в принудительном привлечении осужденного к труду на срок, определенный приговором суда с удержанием части заработка в доход государства (ст. 50 УК РФ).
В соответствии с ч.1. ст. 45 УК РФ исправительные работы применяются только в качестве основного вида наказания. Наказание в виде исправительных работ может быть назначено приговором суда первой инстанции либо в порядке изменения приговора определением или постановлением суда, рассматривавшего дело в кассационном или надзорном порядке.
Назначение судом исправительных работ основывается на двух вариантах правовых оснований. Первый вариант: в санкции статьи Особенной части УК РФ, по которой квалифицировано преступление, совершенное подсудимым, исправительные работы предусмотрены в качестве единственной меры наказания или альтернативно одной из двух или нескольких мер наказания. Второй вариант оснований содержит совокупность возможностей замены других видов наказаний исправительными работами: в порядке замены штрафа, от уплаты которого злостно уклоняется осужденный, исправительными работами как более строгим видом уголовного наказания (ч.5. ст. 46 УК РФ); когда суд в порядке ст. 64 УК РФ принимает решение назначить осужденному наказание более мягкое, чет то, которое предусмотрено за совершенное преступление; в случаях замены лишения свободы исправительными работами, предусмотренными ст. 80 УК РФ; при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, когда лишение свободы заменяется исправительными работами[3].
Категории лиц, которым не назначают исправительные работы: признанные в установленном порядке нетрудоспособными, так как отбывание исправительных работ невозможно без трудовой деятельности; несовершеннолетние – до 16 лет, так как Трудовым кодексом установлено, что лица моложе этого возраста, как правило, не принимаются на работу; военнослужащие – заменяются наказанием в виде ограничения по военной службе (ч.1. ст. 51 УК РФ); совершившие преступления, связанные с выполнением ими служебных или профессиональных обязанностей[4].
Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет, назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. В этот срок включается время, в течение которого осужденный: работал и из его заработка производились удержания; не работал по уважительным причинам (время болезни, отпуск по беременности и родам)[5].
Отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью, поэтому данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособным.
Наказания в виде исправительных работ применяются судами достаточно широко, и ранее являлись действенной альтернативой лишению свободы. В настоящее время ситуация меняется. С точки зрения А. Бриллиантова, эти изменения негативны. По ранее действовавшему законодательству исправительные работы назначались по месту работы осужденного и основную массу осужденных к этому виду наказания составляли лица, имеющие постоянное место работы, иные социально полезные связи. Исправительные работы назначались, правда, в меньшем объеме, и лицам, не имевшим постоянного места работы. В этих случаях они обязаны были трудоустроиться. При этом положительной стороной исправительных работ являлось то, что осужденный не отрывался от своей социальной микросреды, сохранял общественно полезные связи, в том числе и трудовые. Уголовный кодекс 1996 года в определенной мере меняет это положение. Исправительные работы назначаются только лицам, не имеющим основного места работы. Таким образом, круг лиц, которым назначались исправительные работы, ограничивается. Каким же образом применительно к наказанию перераспределится контингент осужденных, имевших основное место работы? Очевидно, что к определенной части этих осужденных будет применяться наказание в виде штрафа. Но к части указанной категории осужденных будет применяться и лишение свободы, поскольку в зависимости от обстоятельств дела суд может решить, что штраф в той или иной ситуации будет являться необоснованно мягким наказанием. Поэтому изменения, касающиеся исправительных работ, своим последствием могут иметь увеличение числа лиц, осуждаемых к лишению свободы. Конечно, окончательный ответ на поставленный вопрос даст судебная практика, но и сам законодательный подход к определению круга осужденных, которым могут назначаться исправительные работы, представляется спорным[6].
Как уже отмечалось ранее, назначение наказания в виде исправительных работ применяется довольно широко. Рассмотрим такой пример из судебной практики:
Кассационное Определение от 15 марта 2015 года по делу № 11-о05-21.
Основание назначения такого вида наказания – совершение преступлений, относящихся к небольшой и средней тяжести, если исправление виновного лица предполагается возможным без полной изоляции от общества.
Внимание! Исправительные работы не могут быть назначены осужденному в качестве дополнительной меры наказания.
Срок привлечения к исправительному труду составляет от 2-х месяцев до 2-х лет. Прохождение наказания осуществляется по официальному месту работы при ее наличии или в специально созданных исправительных центрах.
В государственную казну с начисляемой виновному лицу заработной платы ежемесячно удерживается сумма в размере 5-25% (определяется приговором суда и не может быть изменена впоследствии). Оставшуюся сумму заработка гражданин вправе расходовать по собственному усмотрению.
Проблема смертной казни как вида наказания обсуждается достаточно продолжительное время. Ее сторонники и противники опираются на известные всем аргументы. В пользу ее отмены свидетельствуют:
• низкая превентивная роль смертной казни, поскольку она не способствует предотвращению совершения новых преступлений;
• неправомерность лишения государством жизни преступника;
• не соответствие смертной казни нравственным, религиозным и духовным принципам общества;
• невозможность восстановления социальной справедливости в силу того, что невозможно возмещение вреда;
Необратимый характер смертной казни при неизбежности судебных ошибок.
Однако для сторонников смертной казни в России эти аргументы все же не достаточны. Вместе с тем Конституция России закрепила среди неотъемлемых и основных прав человека право на жизнь. Вступление России в Совет Европы и признание приоритета международных норм в российском уголовном законодательстве обусловили неприменение смертной казни.
Во всем мире наблюдается тенденция к сокращению ее применения. Так, в 2000 г. смертная казнь была полностью отменена в 35 странах мира, а уже в 2002 г. 111 стран отказались от высшей меры наказания. Из них: 74 страны – за все виды преступлений: 15 стран – оставили казнь для исключительных случаев, за преступления, совершенные в военное время; в 22 странах высшая мера имеет юридическую силу, но уже длительное время ее не назначают и не приводят в исполнение (как в России); 84 государства казнят своих преступников.
Правосознание граждан в России длительное время было адаптировано к лишению свободы на определенный срок и широкому применению смертной казни. В связи с этим в России имеются и сторонники применения смертной казни. Однако проблема смертной казни должна обсуждаться и решаться на основе всестороннего анализа и взвешенных оценок, свободных от устоявшихся мифов и иллюзий.
Протокол об отмене смертной казни пока не ратифицирован. Внесенный в Государственную Думу проект закона о моратории на исполнение исключительной меры наказания не рассмотрен, законных оснований для неисполнения приговоров в отношении осужденных к названному наказанию не имеется. Запрет на ее применение наложен Президентом РФ Требуется разъяснительная работа с населением, подготовка общественного сознания к восприятию такого решения, поскольку отмена смертной казни в России предрешена политически.
Осужденные к смертной казни содержатся в одиночной камере в условиях, обеспечивающих их усиленную охрану и изоляцию. В случае обращения осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом РФ. При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрация исправительного учреждения составляет акт в присутствии прокурора. Указанный акт удостоверяет прокурор и направляете Верховный Суд РФ, Генеральную прокуратуру РФ для проверки уголовного дела и составления заключения, представляемого Президенту РФ. Исполнение приговора в этом случае приостанавливается до принятия решения Президентом РФ.
Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента РФ об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или решение Президента РФ о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании.
Осужденный к смертной казни вправе: 1) оформить необходимые гражданско-правовые и брачно-семейные отношения; 2) получать необходимую медицинскую помощь; 3) получать юридическую помощь и иметь свидания без ограничения их продолжительности и количества с адвокатами и иными лицами, имеющими право оказывать юридическую помощь; 4) получать и отправлять письма без ограничения; 5) иметь ежемесячно одно краткосрочное свидание с близкими родственниками; 6) иметь свидания со священнослужителем; 7) пользоваться ежедневно прогулкой продолжительностью 30 минут: 8) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства в размере, установленном для осужденных, содержащихся в тюрьме на строгом режиме.
Осужденные к смертной казни, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу, но вопрос о помиловании не решен либо ходатайство которых о помиловании удовлетворено, до направления в исправительное учреждение для дальнейшего отбывания наказания содержатся в условиях, предусмотренных для отбывания пожизненного лишения свободы.
Осужденные к смертной казни, в отношении которых ходатайство о помиловании отклонено или принято решение о неприменении помилования, до направления в соответствующие учреждения для исполнения приговора содержатся в условиях, предусмотренных на строгом режиме в тюрьмах.
Смертная казнь исполняется путем расстрела непублично, присутствуют только прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач. Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденных производится отдельно в отношении каждого и в отсутствии остальных. Об исполнении приговора суда составляется протокол, который подписывается присутствующими лицами.
Администрация учреждения, в котором исполнена смертная казнь, обязана об исполнении наказания поставить в известность суд, вынесший приговор, а также одного из близких родственников осужденного. Тело для захоронения не выдается, и о месте его захоронения не сообщается.
Какие существуют виды принудительных работ?
Принудительные работы различают по следующим признакам:
- По территориальному расположению:
- Принудительные работы по месту жительства осужденного;
- Отбытие осужденного в другой регион для выполнения судебного приговора.
- По сроку приговора:
- Срок наказания от 2 месяцев до года будет носить более воспитательный и профилактический характер;
- А срок принудительных работ от года до 5 лет является суровой степенью наказания.
Так, на практике, в качестве принудительных работ могут назначить:
- Уборку улиц, придомовых территорий;
- Сбор мусора в общественных местах;
- Участие в благоустройстве города.
Итак, принудительные работы могут быть назначены абсолютно любых видов законной деятельности, а их виды выделяются только по территориальным и временным признакам.
Возможные места работы осужденных
Как указывалось выше, трудоустроенные осужденные отбывают исправительные работы по месту своего трудоустройства. То есть отбывание сводится для них к исполнению своих повседневных трудовых обязанностей с изъятиями, установленными законом, о которых речь пойдет ниже (удержание части зарплаты, сокращенная продолжительность ежегодного отпуска, невозможность уволиться самому без разрешения УИИ и так далее). При этом трудоустройство должно быть исключительно официальным.
- Если осужденный работает, но его занятость не оформлена в соответствии с требованиями трудового законодательства, он считается неработающим.
- Если привлекаемый к ответственности трудоустроился во время судебного процесса до вынесения приговора, ему следует предоставить в судебном заседании справку от работодателя об официальном трудоустройстве и ходатайствовать о ее приобщении к материалам дела. В этом случае местом отбывания наказания определяется место работы. Если этих сведений нет, даже при наличии официальной работы, суд не сможет этого сделать.
Порядок замены наказания следующий
- инспектор готовит представление, в котором отражает все нарушения со стороны осужденного, принятие к нему мер воздействия, прилагает табель отработки, где указаны пропуски по неуважительным причинам или документы, подтверждающие нахождение в состоянии опьянения и т.д.;
- осужденного знакомят с этим представлением, после чего оно направляется в суд, который вынес приговор;
- суд назначает дату рассмотрения судебного заседания, инспектор и осужденный извещаются о дне и времени рассмотрения представления;
- участие в судебном заседании как осужденного, так и инспектора, а также прокурора обязательно; гражданину по его желанию суд может назначить адвоката;
- при наличии достаточных оснований судом заменяются исправительные работы на лишение свободы, из расчета 1 день изоляции = 3 дням исправительных работ.
Пример №7. Курочкину Е.П. было назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 9 месяцев, из них он отбыл 3 месяца, после чего перестал приходить на отработку. Ему было дважды вынесено предупреждение о возможном изменении вида наказания, но Курочкин продолжил вести антиобщественный образ жизни, появлялся на работе в состоянии опьянения. Инспекция направила в суд представление, в котором указала на все эти факты, в этой связи судом было определено лишение свободы сроком на 2 месяца в исправительной колонии (оставшиеся 6 месяцев исправработ = 2 месяцам лишения свободы).
Кому назначаются исправительные работы
Раз исправительные работы являются одним из видов наказания за совершение преступления, логично предположить, что назначаются они лицам, признанным в ходе уголовного процесса виновными в совершении правонарушения.
По общим правилам уголовного производства к уголовной ответственности может быть привлечено только физическое лицо, достигшее 16 лет. При этом в ст. 20 УК РФ перечислен ряд преступлений, возраст привлечения к уголовной ответственности за совершение которых снижен до 14 лет. К примеру, к ним отнесены убийство, похищение человека, грабеж, кража, изнасилование и другие преступления, опасность которых очевидна в любом возрасте.
В законе есть также обстоятельство, которое продляет возраст, до которого привлечение к уголовной ответственности невозможно. Имеется в виду отставание в психическом развитии. Но это отставание не должно быть связано с психическим расстройством. Чтобы уголовной ответственности не подлежало лицо с психическим расстройством, выясняется, понимал ли больной, что совершает противоправное деяние. Лицо, признанное невменяемым, даже не имеющее психического расстройства, не подлежит уголовному преследованию.
Это были общие основания для невозможности назначения исправительных работ. Но есть и специальные основания, которые исключают привлечение преступника к исправительным работам. Так, их нельзя назначить:
- инвалидам 1-й группы;
- женщинам, которые беременны или уже имеют ребенка в возрасте до 3 лет;
- призывникам;
- контрактникам в звании рядового или сержанта, если они еще не отслужили срок по призыву.
Получается, что исправительные работы в силу своего характера не могут быть назначены лицам с ограниченной трудоспособностью, а также тем, кто не имеет права заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме основной.
Рассмотрим ситуацию, когда в компанию направляют сотрудника для отбывания исправительных работ.
По окончании первоначальной беседы уголовно-исполнительная инспекция выдает осужденному предписание о необходимости явки в организацию для отбывания исправительных работ (п. 70 Инструкции). Форма предписания приведена в приложении N 30 к Инструкции.
В принципе организация вправе отказаться от такого работника. Однако помните, что в случае необоснованного отказа в приеме осужденного на работу инспекция направит информацию в органы прокуратуры (п. 72 Инструкции).
К сведению. В соответствии с ч. 2 ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. При приеме на работу опираться следует исключительно на деловые качества работников. Ограничение возможно только по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Отрывной талон предписания следует заполнить и вручить УИИ. На практике чаще всего его отдают будущему работнику, поскольку это в его интересах, однако передать талон организация может самостоятельно.
Далее при трудоустройстве осужденного инспекция направляет в организацию извещение с копией приговора (определения, постановления) суда (п. 73 Инструкции). Форма указанного извещения приведена в приложении N 31 Инструкции.
Подтверждение извещения следует передать напрямую в УИИ, а не через работника.
Контроль за обращением осужденного в организацию по вопросу трудоустройства и его трудоустройством осуществляется инспекцией ежедневно с использованием средств связи (п. 71 Инструкции).
Фактически порядок трудоустройства осужденного выглядит следующим образом:
1) уголовно-исполнительная инспекция выдает осужденному предписание о необходимости явки в организацию для отбытия наказания в виде исправительных работ;
2) осужденный передает предписание в организацию;
3) компания принимает решение о приеме на работу осужденного либо отказе, заполняет отрывной талон предписания для передачи его в УИИ;
4) если организация согласна принять такого работника, то УИИ направляет в организацию извещение с копией приговора (определения, постановления) суда, в котором указаны сроки работ и вычеты из заработной платы;
5) организация оформляет осужденного на работу и в отрывном талоне извещения заполняет подтверждение для УИИ, где прописывает должность сотрудника и приказ, на основании которого он принят на работу.
Как видите, даже при наличии согласия организации процесс трудоустройства сотрудника может затянуться. Ведь только из извещения будет ясен срок отбывания наказания в виде исправительных работ и размер отчислений.
Другой комментарий к статье 39 УИК РФ
1. Исправительные работы как вид наказания предусмотрены в российском законодательстве с первых лет советской власти. Менялось их название (обязательные, общественные, принудительные, исправительно-трудовые, исправительные работы), менялись правоограничения, но в основе своей данное наказание оставалось неизменным: осужденный проживает дома, с семьей, работает в обычном трудовом коллективе.
Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ существенно изменил регламентацию наказания в виде исправительных работ. С введением его в действие это наказание может назначаться только осужденным, не имеющим основного места работы. Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.
В этом виде исправительные работы напоминают ранее применявшееся наказание в виде исправительных работ в местах, отбываемых по указанию органов, исполняющих наказание. Но в то же время действовал также другой вид наказания в виде исправительных работ — исправительные работы по месту работы, которые на практике применялись достаточно редко. Новая регламентация исправительных работ вызывает опасение дальнейшего сокращения применения этой меры, так как в большинстве своем исправительные работы применяются за преступления небольшой или средней тяжести, виновные в которых чаще всего работают и поэтому не могут быть подвергнуты этому наказанию. Между тем не следует забывать, что ныне исправительные работы — одна из немногих альтернатив лишению свободы.
Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания к лицам, которые могут быть исправлены без изоляции от общества. Они назначаются по приговору суда либо по постановлению судьи в связи с заменой штрафа за злостное уклонение от его уплаты (ч. 5 ст. 46 УК РФ); в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ч. 3 ст. 82 УК РФ). Закон разрешает применять это наказание к осужденным военнослужащим в порядке замены наказания более мягким в случае заболевания, делающего их не годными к несению военной службы (ч. 3 ст. 81 УК РФ).
Отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью осужденного. Поэтому данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособным. В соответствии с ч. 5 ст. 50 УК РФ исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Рассмотрение перечня категорий осужденных, которым не могут быть назначены исправительные работы, показывает, что он не может быть признан исчерпывающим. Например, законодатель не упоминает в ч. 5 ст. 50 УК РФ мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, которые считаются нетрудоспособными по возрасту.
Поскольку ст. 63 ТК РФ установила, что лица моложе 16 лет, как правило, не принимаются на работу, к исправительным работам могут быть приговорены несовершеннолетние только начиная с этого возраста.
Если санкция статьи, по которой осуждается военнослужащий, содержит наказание в виде исправительных работ, военнослужащему может быть вместо этого в соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ назначено наказание в виде ограничения по военной службе.
Рассматриваемое наказание назначается на срок от двух месяцев до двух лет. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством срок исправительных работ исчисляется годами, месяцами и днями.
Регламентируя вопрос о месте отбывания наказания, законодатель поставил очень важное для осужденных условие: место работы должно быть в районе места жительства осужденного.
Это понятие применялось в ИТК РСФСР при регламентации исправительных работ в иных местах. Статья 91 ИТК РСФСР указывала, что данный вид исправительных работ отбывается «в пределах населенного пункта, где проживает осужденный, или в местности, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства».
Применение рассматриваемой нормы в наше время выявило серьезные трудности по трудоустройству осужденных к исправительным работам, особенно в сельской местности и в небольших городах с ограниченными возможностями трудоустройства. Кое-где на практике в целях трудоустройства осужденных стали расширительно понимать понятие места жительства (как известно, в условиях местного железнодорожного сообщения за несколько часов можно приехать даже в соседнюю область).
Не вносит ясности и ориентация на административный район. В некоторых случаях в соседний район можно добраться за несколько десятков минут, но есть районы протяженностью в сотни километров (например, в Красноярском крае). Видимо, этот вопрос должен решаться индивидуально применительно к каждому случаю.
Известно, что трудности с трудоустройством явились одной из основных причин минимального применения данного вида исправительных работ, назначаемых по указанию органов, исполняющих наказание.
2 — 3. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией, которая находится в ведении ФСИН России и ее органов на местах. После вступления приговора в законную силу суд, вынесший приговор, направляет две копии приговора в уголовно-исполнительную инспекцию. Инспекция вызывает осужденного, проводит с ним ознакомительную беседу, ставит на учет и предлагает ему устроиться на работу в одно из мест, которое определено органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Одновременно осужденному разъясняется порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности. В процессе отбывания наказания инспекция проводит с осужденным воспитательную работу, с участием сотрудников милиции контролирует поведение осужденных. При необходимости осужденные приглашаются в инспекцию, а в случае неявки они могут быть подвергнуты приводу. Если осужденный скрылся и его местонахождение неизвестно, проводятся первоначальные мероприятия по розыску в течение одного месяца. Если установить местонахождение осужденного не удается, инспекция готовит и передает в аппарат криминальной милиции материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.
Осужденные ставятся уголовно-исполнительной инспекцией на один из следующих видов учета: оперативный, предварительный, контрольный, учет разыскиваемых.
На оперативном учете состоят работающие осужденные, из заработной платы которых производятся удержания в доход государства и наказание в отношении которых исполняется нормально.
На предварительном учете состоят осужденные:
— не приступившие к работе по истечении 30 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления);
— уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не поступившие на новую работу по истечении 30 дней со дня увольнения;
— не работающие без уважительных причин, в том числе в связи с болезнью, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним.
В чем заключается наказание в виде исправительных работ?
13 декабря 2017
В соответствии со ст. 45, 50 УК РФ, исправительные работы применяются только в качестве основного наказания и назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
При этом из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.
Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет, а в отношении несовершеннолетних — на срок до одного года. Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. Время, в течение которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 40 УИК РФ, осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения.
В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание более строгим видом наказания — принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.
Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Исправительные и обязательные работы: отличия
Согласно ст. 49 УК РФ, обязательные работы – это бесплатная общественно полезная трудовая деятельность, которая выполнятся осуждённым в свободное от основной работы или учёбы время.
Объекты и вид обязательных работ определяются органами местной власти по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Законодатель определяет количество часов трудовой деятельности (максимально — 480 ч.).
Обязательные работы применяются в качестве наказания за преступные деяния небольшой тяжести, не представляющие значимой социальной опасности. Исполняться они могут без отрыва от учёбы или основной работы.
Исполнительная трудовая деятельность, в отличие от обязательной, не является бесплатной: осуждённому начисляется зарплата в соответствие с установленными тарифами, принятыми в каждой отдельной организации.
Часть зарплаты выдаётся осуждённым, другая (от 5 до 20%, что указано в приговоре) идёт в доход государства.
Таким образом, при назначении данного вида наказания достигается сразу 2 цели:
- Осуждённый занят и применяет свои знания, умения и навыки на благо обществу.
- На счёт государства поступают денежные средства.