Виды (формы) некоммерческих организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды (формы) некоммерческих организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Понятие и виды некоммерческих организаций (НКО) включает организации, которые обладают правами юридического лица. Они не имеют основной цели в виде извлечения прибыли, не ведут предпринимательскую деятельность для получения дохода. Тем не менее, такая деятельность допустима, если это приводит к достижению целей, ради которых они сформированы.

Автономная некоммерческая организация

1. Понятие автономной некоммерческой организации

Автономная некоммерческая организация — новая для нашего правопорядка организационно-правовая форма юридического лица, предусмотренная ст. 10 Закона о некоммерческих организациях. Она создается на основе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг некоммерческого характера: образовательных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных, медицинских, научно-исследовательских, консультационных и пр. В этой форме могут функционировать частные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта, адвокатские бюро (ст. 23 Закона об адвокатуре) и другие некоммерческие юридические лица, преследующие не только предпринимательские цели. Правоспособность автономной некоммерческой организации носит строго целевой характер.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства организация, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, в том числе некоммерческого характера, и являющаяся собственником своего имущества (п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

Наряду с фондами и учреждениями автономная некоммерческая организация не имеет членства. Однако, в отличие от учреждений, данная организация, как и фонд, обладает правом собственности на свое имущество, в том числе переданное ей в качестве вклада учредителями. При этом учредители автономной некоммерческой организации, как и учредители фонда, не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут ответственности по ее обязательствам. Однако в порядке, определенном учредительными документами, они обязаны осуществлять надзор за тем, чтобы деятельность организации соответствовала ее уставным задачам. Учредители вправе пользоваться услугами, предоставляемыми созданной ими организацией, только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

2. Создание и управление автономной некоммерческой организацией

Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как физические, так и юридические лица, производящие взносы в ее имущество. Не исключено создание автономной некоммерческой организации единственным учредителем. Учредительным документом данной организации является устав, а при наличии нескольких учредителей возможно также заключение между ними учредительного договора, который в этом случае выполняет роль второго учредительного документа (п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В уставе должны быть указаны предмет и цели деятельности организации, источники формирования и порядок использования ее имущества, состав и компетенция органов управления, направления использования остатка имущества после ее ликвидации.

В автономной некоммерческой организации создается высший коллегиальный (волеобразующий) орган (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях), имеющий исключительную компетенцию. В его состав входят как учредители (их представители), так и наемные работники этой организации, которые, впрочем, не могут составлять более одной трети от общего числа членов этого органа. Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом. Уставом организации также может быть предусмотрено образование коллегиального исполнительного органа. Порядок формирования и компетенция исполнительных органов определяется учредительными документами автономной некоммерческой организации.

Автономная некоммерческая организация реорганизуется и ликвидируется по общим правилам гражданского законодательства. По решению ее высшего органа она может преобразовываться в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд, но не в коммерческую организацию (п. 3 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Остаток имущества ликвидируемой организации используется в соответствии с указаниями ее устава или в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях. Законом не исключена возможность признания автономной некоммерческой организации несостоятельной (банкротом).

1. Понятие учреждения как юридического лица

Учреждением признается не имеющая членства организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций (п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

Подобно фондам, учреждения не относятся к числу корпораций, поскольку не имеют строго фиксированного участия. Это единственная разновидность некоммерческих организаций, которым имущество принадлежит не на праве собственности, а на праве оперативного управления (ст. 296 ГК). Они полностью или частично финансируются их учредителями-собственниками, имеют строго целевую правоспособность, в силу чего обладают весьма ограниченными возможностями самостоятельного участия в гражданских правоотношениях.

Как и унитарные предприятия, учреждения не свойственны развитому товарному обороту, а представляют собой остатки прежней социалистической системы. Однако опасность их участия в обороте для третьих лиц значительно смягчается правилом о неограниченной дополнительной ответственности собственника-учредителя по долгам созданного им учреждения. Поэтому закон сохранил данную конструкцию не только для публичных, но и для частных собственников.

Вместе с тем государство испытывает известные трудности в связи с необходимостью нести субсидиарную ответственность по долгам своих учреждений, тем более в условиях постоянного недостатка их бюджетного финансирования. В связи с этим имеются проекты определенного расширения возможностей госбюджетных учреждений по получению дополнительных доходов от собственной деятельности и установления их самостоятельной имущественной ответственности по собственным долгам (при исключении субсидиарной ответственности учредителя и одновременном запрете обращения взыскания кредиторов на находящееся у учреждений недвижимое и иное ценное имущество собственника).

Правоспособность учреждений носит узко специальный характер, в рамках которого законом или учредительными документами учреждению может быть разрешено осуществление некоторых видов приносящей доходы, т.е. предпринимательской деятельности. Как правило, речь идет о предоставлении платных услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения в сфере образования, воспитания, медицины, спорта, организации досуга, проведения научных исследований и пр. Учреждение не вправе самостоятельно создавать другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника, если только речь не идет о доходах от разрешенной учреждению предпринимательской деятельности и приобретенном за счет этого имуществе, получающем особый правовой режим (п. 2 ст. 298 ГК).

Учреждениями являются органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки и т.п.), особенности правового положения которых во многих случаях устанавливаются специальным законодательством.

В зависимости от состава учредителей можно выделить публичные (государственные и муниципальные) учреждения, учредителями и собственниками имущества которых являются соответствующие публично-правовые образования: Российская Федерация, субъекты РФ либо муниципальные образования. Иные виды учреждений являются частными, поскольку создаются одним или несколькими физическими и (или) юридическими лицами.

Строго говоря, частным является также общественное учреждение, которое Закон определяет как не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного рода услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения (ст. 11 Закона об общественных объединениях). Согласно ст. 6 данного Закона участниками общественного учреждения признаются физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного учреждения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без оформления условий своего участия. Очевидно, что такие участники ни при каких обстоятельствах не могут являться членами общественного учреждения, поскольку оно вообще не имеет членства.

2. Создание и управление учреждением

Учреждение создается по решению собственника либо уполномоченного им органа, а также нескольких собственников. Как правило, его учредительным документом является устав или положение, которое утверждается учредителями. Учреждение может действовать на основании общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида, например типового положения о вузе, примерного положения об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость. В учредительных документах собственник должен определить задачи и цели деятельности учреждения, поскольку оно имеет ограниченную, целевую правоспособность.

Решение собственника о создании учреждения не является его учредительным документом, как ошибочно указано в п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях, отождествившего учредительные документы с документами, представляемыми для регистрации некоммерческой организации. Не требуется также заключения никаких договоров учредителя с созданным им учреждением, о чем по недоразумению говорится в п. п. 6 и 12 ст. 39, п. 1 ст. 41 и п. 5 ст. 43 Закона об образовании, ибо собственник самостоятельно определяет условия использования своего имущества. Вместе с тем при создании учреждения несколькими собственниками они могут заключить между собой договор о совместной деятельности (простого товарищества), определяющий взаимоотношения учредителей в процессе создания и деятельности учреждения, в том числе по поводу его финансирования (ст. 1041 ГК). Данный договор также не относится к учредительным документам.

Обычно учреждение финансируется собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер сумм, выделяемых ему собственником. Поэтому права учреждения на закрепленное за ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются непосредственно законом (ст. 296 ГК), а отчуждение или иное распоряжение данным имуществом без согласия собственника невозможно (п. 1 ст. 298 ГК). Любые доходы учреждения, а также приобретенное за их счет имущество остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения (п. 2 ст. 298 ГК).

В отличие от других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная субсидиарная ответственность их учредителей-собственников (п. 2 ст. 120 ГК; п. 2 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). Поэтому учреждения не могут быть объявлены банкротами.

Учреждение в принципе не может стать собственником своего имущества, поскольку это противоречило бы существу данной юридической конструкции. Иной подход, закрепленный нормами п. 7 ст. 39 Закона об образовании, п. 2 ст. 27 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании, необоснованно расширяет рамки участия учреждений в обороте (ср. п. 2 ст. 47 Закона об образовании) и одновременно сужает условия ответственности их учредителей (п. 9 ст. 39 названного Закона), прямо превращая учреждения в подобие предприятий (ср. п. 4 ст. 47 названного Закона).

НКО унитарные и корпоративные

Предприятия, которые представлены НКО, формируются с помощью использования нескольких организационно-правовых форм:

  • ПК (потребительские кооперативы), включая дачные и огороднические, строительные и жилищные, садоводческие и гаражные, кооперативы, общество взаимного страхования, кредитный кооператив, фонд проката, сельскохозяйственный ПК;
  • общественная организация (политическая партия и профессиональный союз, созданный в качестве юридического лица, общественной движение, профсоюз, орган общественной самодеятельности, территориальное общественное самоуправление;
  • ассоциация (союз), включая некоммерческое партнерство, СРО (саморегулируемая организация), объединения работодателей или профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, палаты (торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские);
  • товарищества собственников недвижимости, включая товарищества собственников жилья;
  • казачьи общества, которые внесены в гос. реестр казачьих обществ нашей страны;
  • общины коренных малочисленных народов России.

Ст. 50 ГК содержит информацию о том, что НКО вправе вести деятельность, приносящую доход. Это должно быть предусмотрено их уставами. Такая деятельность должна служить достижению целей, ради которых организации работают. Помимо этого, НКО, устав которой предусматривает ведение коммерческой деятельности, должна обладать имуществом, которого было бы достаточно для ведения такой деятельности. Его рыночная стоимость должны составлять сумму, большую, чем сумма минимального размера уставного капитала ООО. Исключением из этого случая являются казенные и частные учреждения.

Положения Гражданского Кодекса не используются в отношении деятельности НКО, прочей деятельности, в которой они участвуют, которая не относится к предмету ГК.

Определение 1

НКО корпоративного типа представляют собой юридических лиц, которые не преследуют извлечение прибыли как основную цель своей работы. Такие организации не вправе распределять полученную прибыль между участниками. Их участники (учредители) способны приобретать право участвовать в них, формируя высший орган (65.3 статья ГК).

Корпоративные некоммерческие организации могут формироваться в соответствии с решением учредителей. Оно принимается с помощью общего (учредительного) собрания, конференций, съездов и др. Эти органы занимаются утверждением устава соответствующих организаций.

Корпоративные организации некоммерческого типа могут являться собственником имущества. Уставы таких организаций часто предусматривают, что решения о создании других юридических лиц и об участии в других юридических лицах, включая создание филиалов и открытие представительств, должны принимать коллегиальные органы корпорации.

Читайте также:  Кто может перейти на пенсию умершего супруга и как это сделать?

Некоммерческие организации и их виды, включая корпоративные организации, представлены, в первую очередь, потребительским кооперативом (ПК). Существует большое многообразие разновидностей потребительской кооперации, но ГК в 123.2 и 123.3 статье закрепляет только основные положения ПК.

Определение 2

ПК представляет собой добровольное объединение юридических или физических лиц, которое основано на членстве. Оно создается с целью удовлетворения материальных и других потребностей, что осуществляется через объединение имущественных паевых взносов его членами.

Устав ПК включает информацию о наименовании и местонахождении кооператива. В нем прописан предмет, цели работы, условия о сумме паевых взносов участников, состав и порядок их внесения, ответственность за нарушение обязательств, состав и компетенция органов, порядок принятия решений, включая вопросы, решения по которым могут быть приняты единогласно или квалифицированным большинством голосов. Также в Уставе должен быть прописан порядок покрытия участниками ПК убытков, понесенных ими.

В соответствии с решением своих членов ПК преобразуется в общественные организации, ассоциации (союзы), автономные НКО или фонд. Жилищно-строительный или жилищный кооператив при наличии решения своих участников преобразуется только в товарищество собственников недвижимости.

Участники ПК несут солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам в рамках невнесенной части дополнительного взноса каждого участника кооператива.

Определение 3

Общественные организации — это добровольные объединения граждан. Они объединяются на основании общих интересов с целью удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей в установленном законом порядке. Также общественная организация формируется для представления и защиты общих интересов и достижения других целей, которые не вступают в противоречие с законом.

Число учредителей общественных организаций должно быть более 3 человек. Она представляет собой собственника имущества, при этом участники (члены) не способны сохранять права на переданное ими в собственность имущество (включая членские взносы). Члены общественной организации не могут нести ответственность за ее обязательства, а она не должна отвечать по их обязательствам.

Распространенная форма НКО представлена ассоциацией (союзом). Она является объединением юридических (граждан), которое основано на добровольном или обязательном членстве. Такие объединения формируются с целью предоставления и защиты общих (например, профессиональных) интересов, достижения целей, полезных для общества, и прочих целей, которые не противоречат закону и имеют некоммерческий характер.

Такую организационно-правовую форму создают, в частности, объединения субъектов, которые имеют цель координировать предпринимательскую деятельность, представить и защитить общие имущественные интересы. Это могут быть профессиональные объединения граждан, которые не имеют целью защищать трудовые права и интересы своих участников, профессиональные объединения лиц, которые не связаны с их участием в трудовых отношениях. В их число входят нотариальные и адвокатские объединения, объединения оценщиков, лиц творческих профессий и др.

Замечание 1

Ассоциации (союзы) — собственники своего имущества. В соответствии с общим правилом они несут ответственность по своим обязательствам всем имуществом. Они не отвечают по обязательствам своих участников, как и последние не несут ответственности за ее обязательства.

Количество учредителей ассоциации (союза) должно быть более 2 человек.

В ее Уставе должна быть указана следующая информация:

  • наименование и местонахождение ассоциации;
  • предмет и цели работы;
  • условия о порядке вступления (принятия) участников;
  • состав и компетенция органов;
  • порядок принятия решений;
  • имущественные обязанности и права;
  • порядок распределения имущества, которое остается после закрытия ассоциации (союза).

В состав исключительной компетенции высшего органа включены вопросы, указанные в 65.3 статье ГК РФ. Также сюда можно отнести принятие решений, касающихся порядка формирования суммы и способа уплаты взносов, дополнительных имущественных взносов участников, размера субсидиарной ответственности по обязательствам, если ее предусматривает закон. В рамках ассоциации (союза) должен быть сформирован единоличный исполнительный орган (в лице председателя или президента). Такие органы могут создаваться в виде постоянно действующих коллегиальных исполнительных органов (совета, правления, президиума и др.).

В соответствии с решением высшего органа ассоциации (союза) может произойти досрочное прекращение полномочий при грубом нарушении органом собственных обязанностей. Это может быть обнаружившаяся неспособность надлежащим образом вести дела или другие серьезные основания.

Участник ассоциации (союза) наделен корпоративными правами, которые предусматривает ГК РФ. Также существуют права на равных началах с другими участниками ассоциации (союза) безвозмездно пользоваться оказываемыми услугами, если закон не предусматривает иное.

По своему желанию участник ассоциации может выйти из ее состава в любое время. Все участники должны производить уплату членсого взноса и по решению высшего органа внесение дополнительных имущественных взносов.

Участников исключают в законодательно установленных случаях и в определенном законом порядке. Членство в ассоциациях (союзах) нельзя считать отчуждаемым. Последствия его прекращения устанавливает законодатель или устав ассоциации.

Огромную роль в жилищно-коммунальной сфере играет форма ТСН (товарищество собственников недвижимости).

Определение 4

ТСН представляет собой добровольное объединение собственников жилья (недвижимости, помещений здания или многоквартирного дома, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных участков земли и др.) Оно формируется с целью совместного владения, пользования и распоряжения благами (имуществом, вещью), которые в силу закона находятся в их совместной собственности. Иногда данные сообщества могут преследовать и другие цели.

ТСН работает в соответствии с Уставом, который включает информацию о наименовании, месте нахождения, цели и предмете функционирования, составе и полномочиях органов, порядке принятия решений и др.

ТСН не должно отвечать по обязательствам участников, как и они не отвечают за обязательства товарищества. При наличии соответствующего решения существует возможность преобразования ТСН в ПК.

ТСН — это собственник собственного имущества.

Участниками принадлежит общее имущество многоквартирного дома, объекты общего пользования, находящиеся на территориях садоводческих, огороднических и дачных объединений. Для такого владения характерно право общей долевой собственности. Состав этого имущества, как и порядок формирования долей в праве общей собственности должен быть установлен законом.

В состав исключительной компетенции высшего органа рассматриваемого объединения можно отнести принятие решений о формировании суммы обязательных платежей и взносов со стороны участников. В товариществе может быть создан единоличный исполнительный орган (в лице председателя) и непрерывно работающий коллегиальный исполнительный орган (в лице правления).

В соответствии с решением главного органа полномочия постоянно работающих органов ТСН могут досрочно прекращаться, если они грубо нарушили свои обязанности или не способны надлежащим образом вести дела.

Новой формой, которую раньше не рассматривали в рамках гражданского законодательства, является организация, называемая казачьим обществом. Она вносится в государственный реестр РФ.

Определение 5

Казачье общество представляет собой объединение лиц, которые внесены в государственный реестр нашей страны. Формирование их происходит для того, чтобы сохранить традиционный образ жизни, хозяйства и культуры русского казачества и в прочих целях, которые соответствуют ФЗ № 154 «О государственной службе российского казачества». Граждане, которые включены в его состав, добровольно принимают на себя обязательства в области несения государственной и прочих видов службы.

Преобразование казачьего общества возможно в соответствии с решением участников. ПРи этом оно может быть изменено на ассоциацию (союз) или автономную НКО.

Статьи ГК РФ, которые относятся к НКО, могут быть использованы в отношении казачьих обществ, которые внесены в государственный реестр казачьих обществ нашей страны. Это предусмотрено для случаев, если другое не установлено ФЗ «О государственной службе российского казачества».

Еще один новый тип юридического лица, деятельность которого стало регулировать гражданское законодательство, представлен общиной коренных малочисленных народов нашей страны. В их качестве выступают добровольные объединения субъектов, которые включены в состав коренного малочисленного народа России. Их объединение производится в соответствии с кровному, родственному, территориальному или соседскому признаку. Целью работы таких общин является защита устоявшейся среды обитания. Община свои существованием сохраняет, развивает традиционный образ жизни, хозяйства, культурных обычаев и промысла.

Участники общин коренных малочисленных народов в процессе выхода из них (ликвидации) вправе получать часть имущества или компенсацию такой ее части.

Преобразование общины может происходить в ассоциацию (союз) или автономную НКО.

Все положения ГК РФ, которые можно отнести к НКО, наравне с этим могут использоваться и в отношении общин коренных малочисленных народов.

Вторая группа НКО представлена некоммерческими унитарными организациями. Их формы включают:

  • фонды (включая благотворительный и общественный);
  • учреждения (учреждения государства, включая государственные академии наук, муниципальные, частные и общественные учреждения);
  • автономные НКО;
  • религиозные объединения;
  • публично-правовые компании.
Определение 6

Фонд представляет собой унитарную НКО, которая не обладает членством. Ее учреждение производят граждане и (или) юридические лица, используя добровольные имущественные взносы. Фонд преследует цели, полезные для общества (например, в области благотворительности, культуры, образования и др.).

Уставом фонда должны предусматриваться следующие сведения:

  • название;
  • место, где находится фонд;
  • цель работы, предмет деятельности;
  • органы фонда, включая высший коллегиальный органе (попечительский совет), который контролирует его работу;
  • порядок назначения и освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества в случае, когда произойдет ликвидация фонда.

Гражданский Кодекс определяет правовое положение негосударственных пенсионных фондов. Также он содержит положения о порядке и случаях их возможной реорганизации.

Имущество, передачу которого учредители производят в адрес фонда, представляет собой его собственность. Они не вправе обладать имущественными правами на созданный ими фонд, как и не могут отвечать по его обязательствам. Фонд также не несет ответственности за обязательства своих участников.

Устав определяет цели, в соответствии с которыми используется имущество. Каждый год он публикует отчеты, которые отражают использование этого имущества.

Высший коллегиальный орган фонда:

  • определяет приоритетные направления его работы, формирует принципы создания и применения имущества;
  • образует другие органы фонда и досрочно прекращает полномочия этих органов;
  • утверждает ежегодные отчеты и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • принимает решения о формировании хозяйственных обществ, включая участие фонда в них;
  • принимает решения о создании филиалов (представительств) фонда.

Избрание высшего коллегиального органа производится единоличным исполнительным органом фонда (например, председателем, генеральным директором и др.). Он же назначает коллегиальный исполнительный орган фонда (например, правление). В состав полномочий таких органов можно включить решение вопросов, которые не входят в исключительную компетенцию высшего органа.

Попечительский совет рассматриваемой НКО работает на общественных началах. Он контролирует его работу, соблюдение законодательства, принятие прочими органами фонда решений, обеспечивает их исполнение и использование средств фонда.

Ликвидация фонда производится только при наличии судебного решения, которое принимается в соответствии с заявлением заинтересованных лиц. Это происходит тогда, когда имущества фонда недостаточно для достижения его целей, при этом вероятность получить требуемое имущество нереальна. Фонд подлежит ликвидации, если его цели нельзя достичь, а необходимое их изменение невозможно осуществить. Также причиной роспуска фонда является уклонение его от целей, которые указаны в уставе.

При ликвидации фонда его имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, должно быть направлено на цели, которые указываются в уставе. Исключению подлежат случаи, в которых законодатель предусмотрел возврат имущества учредителям.

Гражданское законодательство включает системный регламент учреждений, включая положения об их видах.

Определение 7

Учреждение представляет собой унитарную некоммерческую компанию, которую собственник формирует с целью осуществления функций некоммерческого характера (управление, культура, социум).

Собственник имущества представлен учредителем. На имущество, которое собственник закрепил за учреждением или которое было приобретено им по другим основаниям, налагается право оперативного управления.

Создание учреждения могут совершить гражданине или организации (частные учреждения), РФ или ее субъект, муниципальное образование (гос. учреждение, муниципальное учреждение). В процессе формирования учреждения недопустимо соучредительство нескольких субъектов (граждан).

Учреждение несет ответственность по своим обязательствам деньгами, которые находятся в его распоряжении. также это может быть и другое имущество. Если денежных средств недостаточно, то собственник должен нести субсидиарную ответственность.

Назначение руководителя, который становится органом, производит учредитель учреждения. Законодатель предусмотрел случаи, в соответствии с которыми руководитель учреждения государства (муниципалитета) может быть избран коллегиальным органом. Его утверждение производит учредитель. При наличии решения учредителя в нем формируются коллегиальные органы, которые относятся к подотчетности учредителя.

Учреждение государства или муниципалитета может быть автономным, казенным или бюджетным. Порядок финансирования работы таких учреждений определяет закон. Они не должны отвечать по обязательствам собственников имущества, принадлежащего учреждению.

Замечание 2

Казенное учреждение несет ответственность за средства, которыми распоряжается. Если их недостаточно, то собственник наделяется субсидиарной ответственностью по обязательствам.

Бюджетное учреждение несет ответственность за свои обязательствам, для чего может быть использовано все имущество, которое находится у него на праве оперативного управления (включая то, которое куплено за счет дохода, полученного от приносящей прибыль деятельности). Исключением является особо ценное движимое имущество, которое закреплено за ним собственником или куплено за счет средств, которые выделил собственник. Также нельзя использовать недвижимое имущество, вне зависимости от оснований, по которым оно поступило в оперативное управление и вне зависимости от средств, за которые его приобрели.

Читайте также:  Картаполов: В 2023 году в армию призовут мужчин от 18 до 30 лет

Субсидиарная ответственность наступает за обязательства бюджетного учреждения, которые связаны с причинением вреда лицам в случае недостаточного количества имущества. Ее несет собственник такого учреждения.

Замечание 3

Автономная некоммерческая организация должна отвечать по собственным обязательствам всем имуществом, которое есть у нее в соответствии с правом оперативного управления. Исключение представлено недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, которое закреплено за таким учреждением. Также это могут быть приобретенные учреждением блага за счет средств, которые выделил собственник.

Собственник отвечает по обязательствам (несет субсидиарную ответственность), которые относятся к причинению вреда лицам. Это может происходить по причине недостаточного количества имущества. Автономные учреждения должны каждый год давать на публикацию свои отчеты о работе и использовании имущества, которое за ними закреплено.

Работу частного учреждения полностью или частично финансирует собственник. Такое учреждение должно отвечать по своим обязательствам средствами, которые находятся в их распоряжении. В случае недостаточного количества средств собственник наделяется субсидиарной ответственностью по обязательствам частного учреждения.

Любое частное учреждение можно преобразовать в автономную НКО или фонд.

Определение 8

Автономная некоммерческая организация (АНО) представляет собой унитарную НКО, которая не наделена членством и сформирована через имущественные взносы предприятий или граждан. Они занимаются предоставлением образовательных услуг, услуг в области культуры, здравоохранения, науки и др.

АНО создает одно лицо (может быть единственный учредитель).

Устав рассматриваемой организации включает информацию о:

  • названии (включает сочетание слов «автономная некоммерческая организация»);
  • месте, где находится АНО;
  • цели и предмете работы;
  • порядке формирования;
  • компетенциях органов.

Имущество, которое передается АНО учредителями, — это ее собственность. Учредители не вправе сохранять права на имущество, которое передается ими в собственность. АНО не должно отвечать по обязательствам учредителей, которые вправе использовать услуги организации наравне с другими лицами.

Организация может вести коммерческую деятельность, которая требуется для достижения целей, ради которых произошло ее формирование. При этом работа должна полностью соответствовать целям. Для таких организаций предусмотрено право осуществлять в соответствии с законом предпринимательскую деятельность, создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Работой АНО управляют учредители. Этот порядок прописан в уставе, утверждение которого производят учредители. По их решению в составе АНО может формироваться постоянно работающий коллегиальный орган (несколько органов). Его компетенцию также регулируют положения устава.

Учредителями АНО производится назначение единоличного исполнительного органа. Таким органом может быть генеральный директор, председатель и др. В качестве единоличного исполнительного органа может выступать один из учредителей.

Определение 9

Религиозная организация представляет собой добровольное объединение граждан. Они должны постоянно и на законных основаниях проживать на территории нашей страны. Объединение формируется для совместного распространения веры и осуществления религиозных действий (например, исповедание, крещение).

Регистрация религиозной организации производится в качестве юр. лица в установленном законом порядке (местная религиозная организация). Также это может быть объединение подобных организаций в виде централизованной религиозной организации. Она создается указанным объединением и должна соответствовать ФЗ № 25 «О свободе совести и о религиозных объединениях». Объединение предназначено для совместного исповедания и распространения веры. В процессе создания должен быть сформирован руководящий или координирующий орган объединения.

Гражданским Кодексом определено только гражданско-правовое положение рассматриваемых объединений, также его определяет ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Они действуют по положениям устава и внутренних установлений, которые не должны вступать в противоречие с законодательными актами.

Порядок формирования органов таких объединений, включая их компетенцию, порядок принятия решений и отношения между ними и субъектами, включенными в состав их органов, определен вышеназванным ФЗ.

Важным аспектом работы подобной организации является то, что как юридическое лицо она не преобразуется в другое предприятие с иной организационной формой.

Создание местной религиозной организации осуществляется по ФЗ. Учредителей должно быть не менее 10 граждан. Централизованная религиозная организация формируется с помощью местных религиозных организаций (другой централизованной организацией), которых должно быть не менее трех.

Учредительный документ представлен здесь уставом. Его утверждением занимаются учредители или централизованная религиозная организация. Устав должен включать информацию о виде и названии организации, ее расположении, цели работы и предмете деятельности, компетенциях органов и их составе, порядке принятия решений, источниках образования имущества и направлениях использования, его распределении после ликвидации организации.

Они являются собственниками имущества, которое им принадлежит, включая имущество, которое было создано или приобретено с помощью своих средств, пожертвовано им, приобретено по иным основаниям.

Взыскание кредиторов не может быть наложено на имущество, которое принадлежит религиозным организациям и имеет богослужебное назначение. Список такого имущества устанавливает ФЗ.

Учредители не вправе сохранять имущественные права на то имущество, которое передали одной из религиозных организаций в собственность. Они не должны отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

В состав публично-правовых организаций входят:

  • РОСАТОМ (корпорация по атомной энергии государства);
  • РОСТЕХНОЛОГИИ (корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции государства);
  • Агентство в области страхования вкладов,
  • Фонд содействия реформированию ЖКХ;
  • Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк),
  • Российские автомобильные дороги и др.

В отношении данных государственных корпораций действуют специальные федеральные законы. К ним могут применяться положения ГК РФ только в тех случаях, если другое не предусмотрел специальный ФЗ об определенном юридическом лице.

Публичные компании, которые формируются как государственные корпорации или компании, стали появляться относительно недавно. Первые из них — это «Роснанотех», «Росатом», «Ростехнологии». Они, как и прочие НКО, могут вести предпринимательскую деятельность только в строго определенном порядке.

Пример 1

Например, во втором пункте 3 статьи ФЗ № 139 «О Российской корпорации нанотехнологий» содержится положение о том, что такая корпорация имеет право на осуществление предпринимательских видов деятельности только в той мере, в какой это будет помогать достижению установленных этим ФЗ целей ее работы, которая должна соответствовать данным целям.

ФЗ № 270 «О Государственной корпорации Ростехнологии» рассматривает эту организацию в качестве юридического лица, которое сформировано РФ. Ее форма представляет собой государственную корпорацию. Наряду с этим, государственная корпорация представлена организационно-правовой формой юридического лица. В состав ее функций включены полномочия в области нормативно-правового регулирования в установленной для нее области деятельности. В частности, это напрямую предусматривает 8 статья ФЗ № 317 «О Государственной корпорации по атомной энергии Росатом».

Юридические лица классифицируются на виды, которые связаны с корпоративными обязательственными или вещными правами. Данные права учредители (участники) могут направлять как на самих юридических лиц, так и на их имущество. В соответствии с данным критерием ГК РФ рассматривает юридические лица, в отношении которых:

  • их члены наделены корпоративными правами (корпоративные организации)
  • учредители обладают вещным правом (например, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения).

В этой классификации можно добавить и третий вид, который представлен юридическими лицами, в отношении которых их учредители или участники не наделяются имущественными правами (общественные и религиозные объединения и организации, благотворительные и прочие фонды, объединения организаций, включая ассоциации и союзы).

Еще один показатель для разделения юридических лиц представлен их нестандартными наименованиями, которые часто могут не совпадать с названием их организационно-правовой формы. Данные организации отличает порядок формирования, правовой режим имущества и состав участников (учредителей). Речь идет о казенных и малых предприятиях, включая микропредприятия и средние предприятия, коммерческие предприятия с зарубежными инвестициями и народные предприятия. Здесь говорится о предприятиях не в качестве имущественных комплексов, которые применяют в режиме недвижимости для ведения коммерческой деятельности и служат объектами прав по норме 132 статьи ГК РФ, а предприятия в качестве субъекта права (юридические лица).

Определение 10

Казенное предприятие представлено унитарным предприятием, которое формируется на основе имущества государства или муниципалитета. Для него характерно право оперативного управления (113 статья ГК РФ), осуществляемое в порядке Закона об унитарных предприятиях.

Казенные предприятия создаются в следующих ситуациях:

  • основная или существенная доля выпускаемых изделий (выполняемых работ, оказываемых услуг) необходима для федеральных нужд государства, субъектов или муниципальных образований;
  • необходимость использования имущества, которое запрещено приватизировать (включая имущество, которое требуется для обеспечения безопасности РФ, работы ж/д, воздушного и водного транспорта, реализации прочих интересов нашей страны, имеющих стратегический характер);
  • осуществление работы в области выпуска продукции, выполнения работ, оказания услуг, которые реализуются ценам, установленным государством (для решения задач социального характера);
  • разработка и выпуск отдельных видов изделий, которые обеспечивают безопасность нашего государства;
  • выпуск отдельной продукции, которая изъята из оборота или признана ограниченно обороноспособной;
  • ведение отдельных дотируемых видов деятельности, осуществление убыточных производств;
  • осуществление деятельности, которую предусматривает ФЗ для казенных предприятий.

Статья 115 ГК РФ рассматривает в качестве учредительного документа казенного предприятия его устав. Его утверждает орган государства, имеющий на это соответствующие полномочия. Права казенных предприятий на закрепленное имущество определяет ГК РФ (296 и 297 статьи) и Закон об унитарных предприятиях.

Собственники имущества казенных предприятий несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам в результате недостаточного количества имущества (113 статья ГК РФ). В казенном предприятии не происходит формирование уставного фонда (12 статья Закона об унитарных предприятиях). Наряду с этим, уставы должны содержать информацию о распределении и использовании доходов. Их порядок распределения установлен Правительством РФ, уполномоченными органами государства, субъектов России или органами местного самоуправления.

Вышеназванный закон, касающийся унитарных предприятий, предусматривает и несколько особенностей их правового статуса в сравнении с другими унитарными предприятиями. Так, собственники имущества казенного предприятия кроме других прав, которые перечислены в 20 статье Закона и относятся к подобным предприятиям, имеют право на:

  • изъятие у казенного предприятия лишнего, не используемое или используемое не по назначению имущества;
  • доведение до казенного предприятия обязательных к исполнению заказов на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для нужд государства или муниципальных нужд;
  • утверждение сметы доходов и расходов.

Помимо перечисленного, федеральные казенные предприятия имеют право на отчуждение или распоряжение имуществом при наличии согласия Правительства или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие, действующее в одном из субъектов нашей страны, имеет право на отчуждение и распоряжение имуществом, которое ему принадлежит. Для этого требуется согласие со стороны уполномоченного органа государственной власти субъекта. Казенные предприятия, работающие в муниципалитетах, имеют аналогичные права, для которых необходимо согласие уполномоченных органов местного самоуправления. Устав таких предприятий предусматривает виды и суммы сделок, которые запрещается осуществлять без согласия собственника имущества такой организации.

Казенное предприятие может самостоятельно реализовать выпущенные изделия, если иное не установил один из ФЗ или прочие НПА РФ.

Казенные предприятия распоряжаются принадлежащим им имуществом, для чего требуется согласие собственника. Предел такого пользования не должен лишать его возможности осуществлять действия, сформированные в уставе такого предприятия. Рассматриваемые организации работают по смете доходов и расходов, которую утверждает собственник имущества.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

В Российской Федерации правовые основы деятельности некоммерческих организаций начали формироваться только в 1990-е годы. До 1990-х годов основным аналогом международной концепции некоммерческой организации в России являлась общественная организация — добровольное самоуправляемое объединение граждан, созданное для реализации личных интеллектуальных, творческих, научных, профессиональных, спортивных, культурных и иных интересов, существующее как членская организация, не преследующая коммерческих и коммерческих целей.

Некоммерческие юридические лица имеют ряд признаков, не свойственных коммерческим организациям:

  1. в отличие от коммерческих организаций, некоммерческие организации могут создаваться во всех формах, предусмотренных не только Гражданским кодексом Российской Федерации, но и иными законами.
  2. Правовая дееспособность некоммерческих организаций носит особый характер, т.е. некоммерческие юридические лица имеют право осуществлять только те виды деятельности, которые непосредственно предусмотрены их учредительными документами и законом.
  3. Некоммерческие организации (за исключением потребительских кооперативов и благотворительных или иных фондов) не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) по решению суда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, используется для целей, для которых организация была создана. Потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства, члены которых имеют право на получение ликвидационной доли, освобождаются от уплаты налогов, если иное не предусмотрено законом или уставными документами этой организации.
  4. Некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью только до тех пор, пока она служит целям, ради которых она была создана. Например, прибыльное производство товаров и услуг, соответствующее целям, для которых была создана некоммерческая организация, а также приобретение и отчуждение ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в коммерческих компаниях, участие в партнерствах на доверительной основе в качестве вкладчика.
Читайте также:  Исполнительный лист по алиментам

Только в одном случае законодательный орган ограничивает участие некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности: Объединения коммерческих организаций сами по себе являются некоммерческими организациями, и если по решению участников объединения им поручается осуществление предпринимательской деятельности, то оно подлежит преобразованию в коммерческое общество или товарищество, т.е. становится коммерческой организацией в силу организационно-правовой формы; но при этом право на распределение прибыли между участниками уже приобретено. Требование о преобразовании не распространяется на объединения некоммерческих организаций, поэтому им не запрещается осуществлять коммерческую деятельность.

Некоммерческие организации могут быть не только благотворительными организациями, но и бенефициарами, то есть получать пожертвования от благотворителей, помощь от волонтеров. Благотворительные пожертвования могут принимать следующие формы:

  • альтруистическая (безвозмездная или на льготных условиях) передача собственности, включая деньги и (или) объекты интеллектуальной собственности;
  • альтруистические (безвозмездные или льготные) передачи прав владения, пользования или распоряжения объектами собственности
  • бескорыстное (безвозмездное или концессионное) выполнение юридическими лицами-филантропами работ, оказание услуг.

Некоммерческая организация считается юридическим лицом с момента ее государственной регистрации. Он устанавливается без ограничения срока его деятельности, если иное не указано в учредительных документах. Учредительными документами некоммерческой организации являются устав и учредительный договор. Регистрация некоммерческих организаций является одной из самых трудоемких и сложных процедур регистрации. В связи с большим количеством форм организационного права часто возникают трудности при подготовке учредительных документов и самом процессе регистрации.

Имеющая членство и не имеющая членства некоммерческая организация: различия

Согласно п. 1 ст. 65.1 ГК РФ организации бывают:

  • Корпоративными. Их участники (учредители) обладают правом членства в объединении и участия в его высшем органе.
  • Унитарными. Их учредители не становятся участниками объединения и не приобретают права членства в нем.

Таким образом, по признаку членства все НКО условно можно разделить:

  • на имеющие членство (ассоциации, потребительские кооперативы, общественные организации, казачьи общества и общины малочисленных народов, товарищества собственников недвижимости и пр.);
  • членство в которых не предусмотрено (ГУПы и МУПы, фонды, религиозные организации и пр.).

Благотворительный фонд

Благотворительным фондом называется некоммерческая организация, учрежденная путем объединения имущественных взносов с целью осуществления благотворительной деятельности.

Деятельность благотворительного фонда и порядок ее осуществления регламентируется уставными документами. Средства на свою деятельность благотворительные фонды изыскивают, как правило, двумя способами. Вариант первый: фонд находит спонсора или в качестве его учредителя выступает некий меценат, которым может быть как государство или компания, так и отдельное физическое лицо. Другой вариант: фонд может сам пытаться зарабатывать средства на ведение уставной деятельности.

Участие в благотворительных фондах запрещается органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям. Сами благотворительные фонды не имеют права участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими юридическими лицами.

Структура фонда не предусматривает членства, поэтому, учитывая, что благотворительная деятельность требует постоянных материальных затрат, которые невозможно обеспечивать при отсутствии членских взносов, закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

Согласно закону, в благотворительном фонде обязательно создание попечительского совета — контролирующего органа, осуществляющего надзор за деятельностью фонда, использованием его средств, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения.

Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом.

Для координации своей предпринимательской деятельности, а также для представления и защиты общих имущественных интересов, коммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов. В ассоциации и союзы также могут объединяться некоммерческие организации, однако, в соответствии с законодательством РФ, объединения юридических лиц могут создаваться только коммерческими либо только некоммерческими юридическими лицами.

Одновременное участие в объединении коммерческих и некоммерческих организаций не допускается.

Объединившись в ассоциацию или союз, юридические лица сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица. Независимо от организационно-правовой формы входящих в ассоциации и союзы юридических лиц, они являются некоммерческими организациями.

Ассоциация (союз) не несет ответственности по обязательствам своих членов, а они, напротив, отвечают по обязательствам ассоциации всем своим имуществом. Основания и пределы этой ответственности прописываются в учредительных документах.

Высшим органом управления является общее собрание членов организации. Если, по решению участников, на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество. Также для осуществления предпринимательской деятельности ассоциация (союз) может создать хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Имущество ассоциации (союза) формируется за счет регулярных и единовременных поступлений от участников или из иных, разрешенных законом, источников. При ликвидации объединения оставшееся после погашения задолженностей имущество не распределяется между участниками, а направляется на цели, аналогичные целям ликвидируемого объединения.

У некоммерческих организаций основной целью своей деятельности не является извлечение прибыли

Статьей 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, некоммерческая организация (далее НКО) это, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

НКО создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Формы НКО:
1. Общественные и религиозные (объединения)
2. Фонды
3. Некоммерческие партнерства
4. Частные учреждения
5. Автономная некоммерческая организация
6. Ассоциации (союзы)

Цель создания разных форм организации НКО

Фонды: формирование имущества за счет добровольных платежей и их внедрение в общественных целях. В них нет членов. Деятельность ведется для достижения задач.

Ассоциации: защита интересов участвующих на базе соглашения. Они создаются коммерческими структурами для организации управления предпринимательством.

Общественные организации: работают вместе для достижения задач. Организовываются группой из 10 человек, которые имеют общие интересы.

Религиозные ассоциации: признание и введение людей в веру, поклонение, ритуалы, обучение религии.

Потребительский кооператив: улучшение имущественного статуса членов, предоставление им услуг методом объединения взносов.

Учреждения: реализация культурных, социальных, управленческих и остальных задач некоммерческого плана. Средства вкладывает учредитель.

АНО: предоставление образовательных, медицинских, спортивных и прочих услуг.

НП: достижение общественного благополучия во всех сферах жизни: здоровье, культура, искусство, спорт. Такая форма создается для предоставления разных видов услуг.

Общины малочисленных народов создаются гражданами на добровольной базе. Они должны содержать более 3-х членов. Люди объединены на базе общих интересов, территории жительства, традиций, ремесел для того, чтобы сохранить свою жизнь, культуру, принципы управления. Эти НКО могут вести бизнес, чтобы выполнить свои задачи. При выходе из общества гражданин имеет права на имущество.

В таблице показаны различия в главных формах НКО.

Показатель

НП

АНО

Частное учреждение

Фонд

Общественная организация

Ассоциация

Учредители

физлица

физлица

Юрлицо или гражданин

Юрлицо или гражданин

3 физлица и более

Юрлицо

Членство

да

нет

нет

нет

да

да

Предпринимательство

разрешено

разрешено

разрешено

разрешено

разрешено

нет

Ответственность

нет

нет

да

нет

нет

да

Публикация СМИ

нет

нет

нет

да

нет

нет

Особенности правового положения некоммерческих организаций отличают их от коммерческих структур:

  1. Ограниченная правоспособность. Ассоциации могут работать лишь в тех областях, которые указаны в их учредительных документах и ​​соответствующих законах.
  2. Работа в общественных интересах. НКО не добиваются получения прибыли.
  3. Ведение предпринимательства. Коммерцией НКО может заниматься лишь в рамках достижения уставных задач. Члены доход не распределяют между собой.
  4. Большой выбор правовых форм (ОПФ). При разработке НКО пригодная ОПФ для определенных задач выбирается согласно законодательству.
  5. Не признаются банкротами (кроме фондов и кооперативов). Когда долг появляется перед кредиторами, суд не может объявить компанию банкротом. НКО может быть ликвидирована, и имущество использовано для покрытия долга.
  6. Выделение денежных средств. НКО получают активы от участников, а также пожертвования, добровольные платежи, дотации от государства и т. д.
  7. Для некоторых НКО муниципальная регистрация не требуется (социальные движения, любительские органы). Подобные ассоциации могут не владеть собственностью, правами в суде, счетами, печатями. При регистрации фонда должен существовать попечительский совет. Эта форма НКО быть может ликвидирована лишь по судебному постановлению.

Примеры некоммерческих организаций

К самым известным некоммерческим организациям, действующим на территории России, относятся:

  • Российский фонд культуры. Организационно-правовая форма — фонд; сфера деятельности согласно Уставу — просвещение граждан в научно-образовательной и культурной областях.
  • Московское архитектурное общество. Организационно-правовая форма — общественная организация; сфера деятельности согласно Уставу — популяризация идей и тенденций в области архитектуры.
  • Регбийная премьер-лига. Организационно-правовая форма — некоммерческое партнёрство; сфера деятельности согласно Уставу — регулирование проведения соревнований по регби.
  • Благотворительный фонд «Милосердие». Организационно-правовая форма — фонд; сфера деятельности согласно Уставу — помощь детям, инвалидам, людям старшего возраста и бездомным в пределах Московской области.

Что нужно, чтобы учредить НКО

Нужные документы и правильный выбор, который можно сделать, решив для себя несколько вопросов:

  • Выбрать область, в которой вы будете некоммерчески действовать, какие цели будут стоять перед компанией и какими способами они будут достигаться.
  • После решения первых вопросов, выбор формы для вашей НКО не станет проблемой, но его нужно будет сделать.
  • Сначала потребуется паспорт учредителя. А в некоторых случаях (в зависимости от выбранной ранее формы НКО) — до трёх учредителей.
  • Решить вопрос, касающийся управляющего состава. Выбрать должности и получить копии паспортов людей, которые эти должности будут занимать.
  • Выбрать название НКО. Как полное, так и, при необходимости, сокращённое.
  • Обеспечить возможность создания юридического адреса. Здесь два варианта. Можно предоставить гарантийное письмо от собственника помещения, в котором будет создаваться офис НКО. Либо же адресом может послужить квартира одного из учредителей. Но только в том опять же случае, если он является владельцем квартиры.
  • Потребуются также деньги на оплату государственной пошлины. На данные момент она составляет 4 тысячи рублей.
  • Средства на оплату услуг нотариуса (не более 4-х тысяч рублей).

Без перечисленных выше документов и определённостей ничего не получится. Это минимум. А теперь подробнее остановимся на каждом из пунктов, потому как по многим параметрам регистрация некоммерческой структуры имеет свои ограничения.

Благотворительные фонды

Некоммерческая организация благотворительного направления может называться фондом или учреждением. Деятельность подобной НКО жестко контролируется. К этому виду организации используют особенные требования. Зато благотворительный фонд имеет право рассчитывать на налоговые льготы от правительства.

Под благотворительностью подразумевается любая бескорыстная деятельность в отношении физических и юридических лиц. Коллегиальный высший орган, осуществляющий наблюдение за деятельностью организации, выполняет обязанности безвозмездно.

На имущество благотворительных организаций накладывается ряд ограничений:

  • пожертвования не должны быть затрачены на поддержку политических партий, движений
  • от каждой суммы должно быть потрачено более 80% на основную цель в срок не более одного года с момента перечисления средств от пожертвовавшего лица, но условия могут быть изменены при обоюдном согласии сторон
  • оплата административно-управленческих действий не должна превышать 20% от общей суммы затрат за год
  • на финансирование программ должно затрачиваться более 80% от общей суммы поступивших средств из любых источников
  • запрещается продажа и покупка товаров, услуг или работы, предоставляемой организацией, ее учредителями на более выгодных условиях, в сравнении со стоимостью для остальных лиц
  • все финансовые операции не попадают под понятие коммерческой тайны, открываются для общественности


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *