Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уточненные декларации: кто может не сдавать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.
Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?
Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:
- проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;
- начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;
- налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;
- даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).
Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».
Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.
Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.
Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:
- проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);
- назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;
- проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.
Когда налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию
Период, за который можно подавать уточненку, законодательством не ограничен. Даже если с момента подачи ошибочной декларации прошло больше трех лет (глубина проведения выездной проверки), налогоплательщик обязан подать уточненную декларацию, если обнаружил недоимку по налогу.
Обратите внимание, что ошибки или недостоверные сведения в первичной декларации налогоплательщик должен обнаружить самостоятельно. Если их находит налоговая инспекция в результате проверки или сверки расчетов, то суммы недоимки или переплаты по налогу фиксируются в результатах проверки.
Что касается переплаты налога в бюджет, то перед подачей уточненной налоговой декларации стоит оценить целесообразность этого шага. Дело в том, что при занижении налоговой базы (то есть налог был переплачен в результате завышения доходов или занижения расходов) налоговая инспекция может провести выездную проверку по периоду, за который была подана уточненная налоговая декларация.
Кроме того, для подтверждения факта переплаты налога необходимо будет представить в ФНС документы, на базе которых подготовлена уточненная декларация (договоры с контрагентами, первичные и платежные документов, счета-фактуры). Если вы уверены в своей правоте, можете подтвердить ее документально, а сумма переплаты значительна, то подавать уточненку действительно стоит.
Если формируете платежку вместо уведомления
Напомним, что с 2023 года организации и ИП должны сдавать в ИФНС уведомления об исчисленных налогах и взносах.
Уведомление об исчисленных суммах представляется по тем налогам и взносам, по которым по сроку уплаты еще не подается налоговая отчетность (п. 9 ст. 58 НК). Это ежемесячные платежи по НДФЛ и страховым взносам, авансовые платежи по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, по ЕСХН и налогу по УСН.
Однако в 2023 году – переходный период. Пока организации и ИП вправе вместо уведомлений направлять в ИФНС «старые» платежки по каждому налогу или взносам. Но заполнять их нужно по-особенному.
С 11 февраля 2023 года стало ясно, какие данные нужно внести в платежку-уведомление:
Поле | Что вносим в платежку |
Поле 104 | КБК конкретного налога или взносов из 20 знаков, как в уведомлении. |
КПП плательщика | Значение КПП плательщика, за кого платим. |
Поле 105 | Код ОКТМО из 8 цифр. |
Поля «106», «108» и «109» | «0» (ноль). Если показать другое значение, в ИФНС сами решат принадлежность платежа. |
Поле 107 | Налоговый период из 10 знаков, 2 из которых – разделительные, их заполняем точкой («.») |
«ИНН» и «КПП» получателя | ИНН и КПП уполномоченного территориального налогового органа – администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. |
Поле «Получатель» | Сокращенное наименование органа Казначейства и в скобках – наименование уполномоченного налогового органа, который администрирует источники финансирования дефицита федерального бюджета. |
«Назначение платежа» | Дополнительные данные для идентификации назначения платежа. |
Поле «101» | 02 |
Нужны ли промежуточные «уточненки»
Есть еще один актуальный вопрос, касающийся выявленных ошибок: можно ли ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год или необходимо уточнять соответствующие отчетные периоды внутри года?
Этот вопрос актуален в отношении «нарастающих» налогов, то есть тех налогов, которые рассчитываются нарастающим итогом с начала года и по которым внутри налогового периода есть отчетные периоды. Это, например, налог на прибыль, ЕСХН, налог на имущество (в отношении объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости).
Среди некоторых специалистов есть мнение, что поскольку такие налоги все равно рассчитываются в целом по году, то можно ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год. Мы считаем, что при совершении ошибки за прошлый год необходимо все же подавать и промежуточные уточненные декларации (расчеты) за отчетные периоды внутри года.
Из каких положений это следует? Из пункта 1 статьи 54 НК РФ. Там сказано, что «при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)».
Как видим, в данном пункте сказано и про отчетные периоды. При этом не оговорено специально, что уточнять отчетные периоды нужно, только если ошибка допущена в текущем году, т. е. когда год еще не завершен. К тому же за неуплату авансовых платежей, подлежащих к уплате за отчетные периоды, полагаются пени. И очевидно, что, уточнив свои налоговые обязательства только в целом по году, организация исказит данные, а это приведет к начислению неверной суммы пеней.
Какой же позиции придерживаются чиновники? К сожалению, свежих разъяснений на данный счет нет. Но если руководствоваться старыми письмами, то можно убедиться, что чиновники также за то, чтобы налогоплательщики представляли и промежуточные «уточненки» (письма Минфина от 11.04.2006 № 03-06-01-04/83 (по налогу на имущество), УФНС по Москве от 04.03.2005 № 20-12/14626 (по налогу на прибыль)).
По НДФЛ не будет иметь значение, с какой выплаты удержан налог: больничный, отпускные и т.д. Важно — в каком периоде он удержан.
За период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца.
Перечисление налоговыми агентами сумм исчисленного и удержанного налога за период с 1 по 22 января, осуществляется не позднее 28 января; за период с 23 по 31 декабря -не позднее последнего рабочего дня календарного года.
Уведомление сдается 25 числа, налог уплачивается 28 числа.
Фактически получается 13 периодов в году: 28 числа каждого месяца, затем в декабре за период с 23 по 31 декабря, не позднее последнего рабочего дня календарного года.
За период с 01 по 22 января — 28 января.
Если у организации несколько обособленных подразделений, можно подать уведомление по каждому подразделению отдельно. Также можно подать единое уведомление и по головной, и по обособленным подразделениям с указаниями КПП и ОКТМО каждого подразделения. Уплата будет единым платежом за все подразделения.
Особенности переходного периода. Суммы авансов, уплаченных в 2022 году, будут переведены на ЕНС и распределены после того, как будет сдана годовая отчетность. Подавать уведомление на эти суммы не надо.
На авансовые платежи по налогу на прибыль, отраженные в декларации за 3 квартал 2022 года, уведомления подавать не надо.
Переплата по налогу на прибыль в региональный бюджет сейчас зарезервирована под годовую декларацию и в данный момент, в переходный период, ее учет ведется отдельно. Впоследствии она будет учитываться в составе ЕНП.
Если после сдачи декларации по налогу на прибыль останется переплата в региональный бюджет, эта сумма будет учтена на ЕНС и увеличит его положительное сальдо.
Если по налогам платили авансовые платежи в 2022 г., продолжаете их платить в 2023 г. и параллельно сдавать уведомление ежеквартально о сумме, которая подлежит уплате по результатам истекшего квартала.
Переплата по налогам и сборам, имеющаяся на 31.12.2022, будет распределена по правилам для ЕНС, исходя из сроков уплаты налогов. Если сроки одинаковые, то будет распределяться пропорционально исчисленной обязанности.
Если на конец декабря по одному из налогов есть переплата, а по другому — долг, заявление на зачет можно не подавать, так как переплата будет переведена на ЕНС и за счет нее будет погашен долг.
Отложенные налоговые обязательства 2022 г. для некоторых организаций на УСН в 2023 году платятся на ЕНС, в том числе и годовой расчет по УСН.
Если организация имела право на перенос срока уплаты страховых взносов за 2 и 3 квартал 2022 года, но продолжала их уплачивать, то подавать уведомление не надо. На ЕНП буду лежать уплаченные суммы страховых взносов, ими налогоплательщик может распоряжаться по своему усмотрению.
На ЕНС можно положить авансом денежные средства. Они будут там храниться, их можно будет вернуть по заявлению. Решение о возврате будет принято в течение одного рабочего дня.
Денежные средства с ЕНП будут автоматически списываться в обязательства налогоплательщика при предоставлении уведомления или итогового расчета.
Если в текущем месяце налоги не исчислены, уведомление подавать не надо.
За 3 квартал 2022 г. НДС к возмещению, срок принятия решения — январь 2023 г. Заявление к возврату передано с декларацией.
Исходя из статьи 4 263-ФЗ надо будет писать заявление, так как заявления на возврат /зачет, поданные до 01.01.2023, не рассмотренные на эту дату, рассмотрению налоговым органом не подлежат.
Относительно возврата НДС к возмещению. После того, как сумма НДС будет подтверждена, она будет отправлена в ЕНП. Заявление на возврат надо будет писать с положительного сальдо ЕНС, не с НДС.
Страховые взносы за декабрь 2022г., уплаченные в январе 2023 г., будут начислены 2023 годом.
Правила блокировки. Правила блокировки счетов в 2023 году в целом не меняются. Изменение в том, что счет будет блокироваться только на сумму отрицательного сальдо ЕНС.
Единый налоговый счет
С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:
-
для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;
-
для выполнения обязательств организации перед бюджетом.
На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:
-
положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);
-
отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;
-
нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).
Налоговые декларации по имущественным налогам
По новым правилам налоговые декларации по налогу на имущество организаций по итогам налогового периода будут представляться компаниями не позднее 25 марта (сейчас – 30 марта) года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При этом обязанность по представлению в ИФНС налоговых деклараций по налогу на имущество для компаний, которые уплачивают налог за объекты, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, с начала 2023 года отменяется.
С 1 января 2023 года в налоговую декларацию не включаются сведения об объектах налогообложения, база по которым определяется как кадастровая стоимость. Соответственно, если у организации в 2022 году имелись только такие объекты налогообложения, то налоговую декларацию в 2023 году она не представляет (п. 6 ст. 386 НК РФ).
Что касается деклараций по транспортному и земельному налогам, то их в 2023 году и в последующих периодах компании сдавать не будут. Напомним, на бездекларационную уплату данных налогов организации перешли еще с 1 января 2021 года (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговые декларации по этим налогам требуется представлять лишь в следующих случаях:
- при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;
- при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года (п. 3 ст. 55 НК РФ).
Списанные с баланса организации ТС
Если машины не сняты с учета в регистрирующем государственном органе, но списаны с баланса предприятия (например, в связи с тем, что они не пригодны к дальнейшей эксплуатации по причине полного износа, не подлежат восстановлению в случае аварии или пожара, утилизированы), это обстоятельство не освобождает компанию от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, подчеркнул Президиум ВАС в Постановлении от 15.12.2011 N 12223/10. Только в случае, когда ТС снято с регистрационного учета, налогоплательщик имеет право прекратить исчисление транспортного налога с месяца, следующего за месяцем снятия с учета. На том же настаивает Минфин в Письме от 24.03.2011 N 03-05-06-04/123.
Это касается и зарегистрированных ТС, переведенных на консервацию или находящихся на длительном ремонте. Так, хотя первая и апелляционная инстанции при рассмотрении спора поддержали компанию в том, что поскольку ТС в период его капитального ремонта находилось в неисправном состоянии и объективно не могло эксплуатироваться, в связи с чем не подлежало налогообложению, кассационный суд, руководствуясь позицией Президиума ВАС (Постановление от 15.12.2011 N 12223/10), признал правоту контролирующего органа, доначислившего налог (Постановление ФАС ЗСО от 07.11.2012 N А75-9581/2011).
Исправление ошибок в сданной декларации
Итак, если в поданной в инспекцию декларации по транспортному налогу все-таки допущены ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, или обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений (например, объектов налогообложения), то налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ должен в обязательном порядке представить уточненную декларацию с внесенными изменениями. При этом, поскольку сроки подачи декларации и сроки уплаты налога истекли, в случае, если проверка по этому налогу еще не назначена и налоговый орган не успел выявить ошибки и искажения в первичной декларации, организации во избежание штрафных санкций за неполную уплату налога по ст. 122 НК РФ следует до представления уточненной налоговой декларации уплатить недостающую сумму налога и пени (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).
Если же нашлись ошибки или искажения в сторону завышения налога (например, не заявлена положенная льгота), организация вправе представить уточненную налоговую декларацию и исчислить налог к уменьшению.
Как заполнить уточненную декларацию по транспортному налогу в 2021 году
Начнем с того, что эту декларацию необходимо заполнять только организациям, но не индивидуальным предпринимателям (ИП) и физическим лицам. Представление ее обязательно.
Стандартно все декларации начинаются с титульного листа. В нем нужно указать:
- данные организации, ее реквизиты;
- информацию о самой декларации.
Перепрыгиваем на второй раздел, в котором указываются данные обо всех автомобилях, которые стоят на балансе организации. Количество страниц равно количеству авто на балансе компании. Нужно указать:
- марку и модель автомобиля;
- VIN-номер;
- номер регистрации.
Для заполнения налоговой базы нужно указать лошадиные силы двигателя (пример есть в любом ПТС), экологический класс и сроки использования автомобиля. Затем заполните раздел 1:
- 010: пишем КБК для уплаты транспортного налога;
- 020: ОКТМО налоговой, в которую вы будете отправлять налог;
- 021: исчисленный налог на транспорт за 2021 год;
- 023, 025, 027: информация по авансовым платежам;
- 030: суммарный годовой транспортный налог минус авансовые платежи.
КБК по транспортному налогу для юрлиц:
- Платеж: 182 1 0600 110.
- Штраф к уплате: 182 1 0600 110.
КБК по транспортному налогу для физлиц:
- Платеж: 182 1 0600 110.
- Штраф к уплате: 182 1 0600 110
До 20 февраля 2023 года предоставляется:
Налоговая декларация (расчетов) по транспортному налогу с организаций
Нужно ли вам сдавать отчет?
Налоговая декларация предоставляется организациями за транспортные средства, зарегистрированные в ГАИ вне зависимости от участия их в дорожном движении. За отдельные транспортные средства налог не взимается. К ним относятся, в частности:
- электромобили (категории M1, M1G) — они не облагаются налогом до 31 декабря 2025 года;
- транспортные средства, выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска, которых отсутствуют;
- транспортные средства, используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
- транспортные средства, выбывшие у собственника (владельца) в результате противоправных действий третьих лиц.
Ставка транспортного налога для юридических лиц
Налоговая ставка — один из основных параметров расчета дорожного налога. Налог для юр. лиц и для физ. лиц рассчитывается по одним и тем же ставкам. А значит, сумма автоналога для организаций и граждан отличаться не будет.
Размеры ставок варьируются по регионам, так как согласно Налоговому кодексу, субъекты РФ имеют право самостоятельно их устанавливать в зависимости от:
- Типа ТС (легковой/ грузовой автомобиль, автобус, мотоцикл и пр.);
- Мощности двигателя в лошадиных силах;
- Года выпуска;
- Экологического класса.
Посмотреть ставки транспортного налога для юридических лиц по регионам за 2021 год можно с помощью этой таблицы.
Выберите свой регион | ||
77, 99, 97, 177, 199, 197, 777Москва | 78, 98, 178Санкт-Петербург | |
01Республика Адыгея | 30Астраханская область | 57Орловская область |
02, 102Республика Башкортостан | 31Белгородская область | 58Пензенская область |
03Республика Бурятия | 32Брянская область | 59, 81, 159Пермский край |
04Республика Алтай | 33Владимирская область | 60Псковская область |
05Республика Дагестан | 34, 134Волгоградская область | 61, 161Ростовская область |
06Республика Ингушетия | 35Вологодская область | 62Рязанская область |
07Кабардино-Балкария | 36, 136Воронежская область | 63, 163Самарская область |
08Республика Калмыкия | 37Ивановская область | 64, 164Саратовская область |
09Карачаево-Черкессия | 38, 85, 138Иркутская область | 65Сахалинская область |
10Республика Карелия | 39, 91Калининградская область | 66, 96, 196Свердловская область |
11Республика Коми | 40Калужская область | 67Смоленская область |
12Республика Марий Эл | 41, 82Камчатский край | 68Тамбовская область |
13, 113Республика Мордовия | 42, 142Кемеровская область | 69Тверская область |
14Республика Саха (Якутия) | 43Кировская область | 70Томская область |
15Республика Северная Осетия | 44Костромская область | 71Тульская область |
16, 116Республика Татарстан | 45Курганская область | 72Тюменская область |
17Республика Тыва | 46Курская область | 73, 173Ульяновская область |
19Республика Хакасия | 47Ленинградская область | 74, 174Челябинская область |
21, 121Чувашская Республика | 48Липецкая область | 75, 80Забайкальский край |
22Алтайский край | 49Магаданская область | 76Ярославская область |
23, 93, 123Краснодарский край | 50, 90, 150, 190, 750Московская область | 79Еврейская АО |
24, 84, 88, 124Красноярский край | 51Мурманская область | 83Ненецкий АО |
25, 125Приморский край | 52, 152Нижегородская область | 86, 186Ханты-Мансийский АО |
26, 126Ставропольский край | 53Новгородская область | 87Чукотский АО |
27Хабаровский край | 54, 154Новосибирская область | 89Ямало-Ненецкий АО |
28Амурская область | 55Омская область | 95Чеченская Республика |
29Архангельская область | 56Оренбургская область |
Обратите внимание: Те области России, в которых закона о транспортном налоге нет, пользуются общими ставками, указанными в ст. 361 НК РФ.