Ремонт по страховке-2022: что нужно знать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт по страховке-2022: что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для начала нужно разобраться с понятиями. ОСАГО — это страхование, за которым обязан обращаться в страховую компанию каждый водитель. При этом страхуют не автомобиль, а гражданскую ответственность того лица, которое сидит за рулем ТС (транспортного средства). Если у вас есть полис, и случилось ДТП, то компания, в которой была приобретена страховка, выплатит за вас деньги пострадавшему.

Комментарий к ст. 11 Закона об ОСАГО

1. О действиях страхователей и потерпевших при ДТП.

1.1. Анализируемая статья, хотя и не является самой большой по объему в настоящем Законе, но, по нашему убеждению, является одной из самых сложных. Сложной она будет считаться потому, что все жизненные ситуации при ДТП (именуемые в страховом деле как страховой случай), не «втиснешь» ни в рамки статьи, ни в рамки Закона. Имеется в виду множественное столкновение ТС в результате ДТП. В этих вариантах усложняются правоотношения между страхователями и страховщиками, между последними и ГИБДД. Однако мы постараемся в наиболее доступном виде рассмотреть отдельный вариант столкновения нескольких ТС, в смысле правоотношений как между страхователями, так и между страхователями и страховщиками, и между последними и потерпевшими.

1.2. Самая простая схема правоотношений между страхователями при ДТП описана в п. 1 комментируемой статьи. Здесь один участник ДТП обязан сообщить другим соучастникам по их требованию (?) сведения о ДОС, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этих ТС. Такая же обязанность возлагается при ДТП и на водителя, управляющего ТС в отсутствие страхователя.

Рассмотрим указанные правоотношения в несколько упрощенной форме. Участники ДТП: N 1 и N 2, N 3 (условно) совершили ДТП (абстрагируемся от вины). По смыслу исследуемой правовой нормы любой из этих участников не только должен, но и обязан сообщить другому:

а) сведения (видимо, о своем ДОС);

б) показать (по нашему мнению) другому участнику ДТП страховой полис (см. коммент. к п. 3 ст. 15 Закона);

в) все участники ДТП (N 1, N 2, N 3) должны записать (либо запомнить) государственные номера ТС (иначе теряется смысл страхования, ибо истинный виновник может остаться неизвестным).

Но на этом, на наш взгляд, не исчерпываются обязанности страхователей еще и как участников дорожного движения, и как стороны ДОС. Это сказано к тому, что в Законе фигурирует словосочетание: «по их требованию». Получается, что участник ДТП, как страхователь, может требовать от другого участника, скажем, подтверждения наличия страхового полиса, а может и не требовать его (!). Надо полагать, что в Законе должно быть использовано слово «обязаны», вместо словосочетания «по их требованию». Такая замена фраз усилила бы значение обязанности страхователя при ДТП.

2. О пунктах 2, 3 и 4 ст. 11 Закона.

2.1. Основная объединяющая идея комментируемых пунктов ст. 11 Закона сводится к правоотношениям в результате ДТП между страхователем и страховщиком. Так страхователь обязан:

а) в случае причинения вреда своим ТС (владелец) сообщить страховщику о ДТП, причем в тот срок, который указан в ДОС;

б) сообщить страховщику тем способом о ДТП, который также обозначен в ДОС.

Умолчание о ДТП может привести к полной и (или) частичной потере страхового возмещения.

2.2. Страхователь при ДТП также обязан сообщить страховщику:

а) до удовлетворения требований потерпевших о возмещении вреда предупредить его о возможном иске и действовать согласно указания самого страховщика;

б) если все-таки потерпевшему заявили иск, то последний привлекает к участию в деле страховщика.

2.3. Невыполнение страхователем вышеупомянутых требований может привести его к невыгодным последствиям: страховщик вправе «выдвинуть в отношении требования о страховой выплате возражения, которые он имел в отношении требований о возмещении причиненного вреда». Такова «закрученная» формулировка второго предложения абз. 2 п. 2 ст. 11 Закона. Говоря проще, в том варианте, если страхователь не предупредил страховщика о причинении вреда при ДТП, не привлек его к участию в деле при заявленном иске, то страховщик все возражения, которые он имеет (имел бы) в отношении потерпевшего, вправе заявить против самого страхователя.

2.4. В вышеприведенном примере об участниках ДТП под N 1, 2 и 3, исходя из последовательности норм п. 2 комментируемой статьи, мы опустили общее правило о вине. Скажем так, участник ДТП N 1 может быть виновником происшествия (одновременно и потерпевшим по своей вине), а участники N 2 и N 3 — потерпевшими (вариант столкновения нескольких ТС). Потерпевшие, желая получить страховую выплату, обязаны при первой возможности уведомить об этом страховщика.

2.5. Пункт 4 ст. 11 Закона как бы трактует понятие потерпевшего. К ним относятся лица, понесшие ущерб (вред) в результате смерти кормильца, наследников потерпевших. В Законе используется терминология «и других лиц». Это самое широкое понятие потерпевших, которым согласно гражданскому законодательству возмещается вред в результате ДТП (пешеход, пассажир либо любой иной участник дорожного движения), но под воздействием именно ТС.

Нужно ли сообщать, если оформили аварийные комиссары?

Да. В этом случае обязанность уже не снимается.

Читайте также:  Иностранные работники 2023: какие изменения учесть работодателям

Аварийные комиссары (они же аваркомы) – это помощники при оформлении дорожно-транспортных происшествий, но они не наделены полномочиями инспекторов ГИБДД и не являются ими. Поэтому оформление ДТП с их помощью – это формально оформление без сотрудников ГИБДД, с помощью европротокола.

Зачастую аваркомы сотрудничают со страховыми фирмами, а, значит, представляют их интересы в спорах с автовладельцами. Они могут помочь с фото- и видеофиксацией инцидента, заполнением бланка европротокола и другими хлопотами на месте аварии. Обычно за деньги, но услуга аваркома может входить в перечень КАСКО.

Комиссар часто предлагает водителям забрать уведомления о ДТП и отвезти их в страховую компанию. Есть ли риски? Да, есть. Извещение может затеряться, комиссар может не уложиться в 5-дневный срок на доставку европротокола в страховую компанию.

Если в ДТП нет пострадавших

Актуальным вопросом является, что делать при дтп когда авария никому не навредила. Тогда все стороны, которым пришлось попасть в аварию, должны сообщить ГИБДД, чтобы оформить ДТП. Сотрудники могут выехать на место, попросить пойти к посту ДПС, находящемуся поблизости. Если отделение полиции ближе, можно обратиться туда.

Также можно заняться оформлением ДТП самостоятельно. Составленный документ нужно зарегистрировать на посту ДПС или в полиции. Но подобный шаг будет уместным, если между людьми, которые попали в ДТП, нет разногласий. Например, они сошлись в вопросе оформления обстоятельств дела, причин и т.п. Кроме того, имеются причины, мешающие оформить дело с использованием европротокола. Например, у одного или нескольких участников отсутствует ОСАГО или нет бланка извещения об аварии.

Также можно заняться оформлением ДТП согласно европротоколу. Этот путь используется, если столкновение произошло только с одной машиной и другие участники дорожного движения не пострадали. Также важно чтобы все участники имели ОСАГО.

ДТП можно вообще не оформлять. Участники дела попросту разъезжаются, решив конфликт между собой. Если решаете вопрос компенсации вреда на месте, стороны должны оставить расписки.

Страховой случай по ОСАГО

Страховой случай по ОСАГО может произойти в ходе движения ТС на дороге и сопровождается наличием повреждений и пострадавших лиц (пассажиров, пешеходов, водителей).

Чтобы страховщик признал ДТП страховым случаем, обязательно наличие действующего полиса у виновника ДТП в момент аварии. Советуем обращать внимание на срок действия страховки, перед тем как садиться за руль.

Сотрудники АО «АльфаСтрахование» проявляют заботу о своих клиентах и предупреждают заблаговременно о необходимости продлить страховой полис, срок действия которого подходит к концу.

Не все случаи, произошедшие на дороге, причисляются к страховым. Оформить ДТП можно Европротоколом или вызвать сотрудников ГИБДД, но сделать это нужно обязательно сразу после ДТП, не покидая места аварии.

Случай не признаётся страховым, а ущерб по нему не возмещается, если нанесенный в аварии урон автомобилям и телесные повреждения, причиненные участникам ДТП, стали следствием определённых событий:

  • действия непреодолимой силы, преднамеренного замысла потерпевшего;
  • природной стихии, военных действий, гражданской войны, ядерного взрыва и радиации;
  • народных волнений, забастовок, массовых беспорядков;
  • иных обстоятельств, снимающих со страховщика ответственность по выплате страхового возмещения по договору ОСАГО на основании Федерального закона об ОСАГО или Правил страхования.

Случаи, которые не определяются как страховые, согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона об ОСАГО № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. (с учетом изменений):

  1. Ущерб нанесён при эксплуатации автомобиля, который не указан в договоре.
  2. Управление ТС лицом, не прописанным в полисе.
  3. Требуется возмещение упущенной выгоды или причинен моральный ущерб пострадавшему.
  4. Транспортное средство пострадало в результате обучения вождению автомобиля, участия в мероприятиях соревновательного плана, пробных заездов (тест-драйв) на специально оборудованных для этого площадках.
  5. Загрязнение окружающей среды.
  6. Транспортное средство вышло из строя под воздействием перевозимого груза. С условием, что риск ответственности за его транспортировку подпадает под действие закона о надлежащем виде обязательного страхования.
  7. Пострадало здоровье или возникла опасность для жизни наёмного персонала во время работы. В случае, когда возмещение ущерба полагается согласно соответствующим законам.
  8. Возмещение убытков работодателю в результате нанесения ущерба наемным рабочим.
  9. Транспорт и прицеп выведены из строя водителем ТС, также деформирован груз, который в них находится, пострадали установленное на них оборудование и остальное имущество.
  10. Транспорт повреждён при загрузке/разгрузке ТС.
  11. Порча, разрушение старинных вещей, имеющих уникальное происхождение, а также строительных объектов, которые имеют культурную и историческую ценность. Повреждение произведений из драгоценных и полудрагоценных материалов, уничтожение ценных бумаг, наличности, предметов веры и религии, различных объектов авторского художественного и интеллектуального права.
  12. Пострадали лица, которые пользуются услугами перевозчиков. При условии, что возмещение полагается, согласно закону РФ об обязательном страховании ответственности водителяперевозчика, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
  13. Случаи, по которым сумма причиненного ущерба больше максимального покрытия по договору ОСАГО. Взыскание с виновника ДТП производится в судебном порядке.

Происшествие в зависимости от степени сложности и наличия пострадавших оформляется одним из двух способов.

Случай оформляется по системе Европротокола при выполнении одновременно нескольких пунктов:

  • в столкновении на дороге участвовали только два ТС, и у каждого водителя на момент аварии есть действующий полис ОСАГО;
  • повреждения в ходе ДТП нанесены транспорту;
  • у водителей-участников аварии отсутствуют разногласия об обстоятельствах ДТП и ущербе, нанесенном транспорту, а также по характеру и совокупности всех повреждений (исключение — оформление аварий с выплатой страхового возмещения в пределах 100 тыс. руб.). Обстоятельства столкновения на дороге отражены в извещении о ДТП, которое совместно заполнили водители по Правилам ОСАГО;
  • если водители не пришли к единому мнению относительно обстановки на дороге и вреда, который связан с повреждением ТС, а также не достигли соглашения относительно суммы возмещения за причиненный ущерб, им необходимо совместно заполнить извещение о ДТП. В нем нужно указать разногласия по сути произошедшего события. В таком случае надо зафиксировать обстоятельства ДТП через специальное приложение или при помощи технических средств контроля, которые оптимизируют информацию в форме, не подлежащей исправлению, и передают напрямую в базу АИС ОСАГО.
Читайте также:  Пособие на третьего ребенка в 2023 году

Согласно этой упрощенной схеме оформления водители заполняют вместе извещение о ДТП. Кроме того, можно воспользоваться специальным мобильным приложением.

При помощи опций приложения можно сфотографировать повреждения машин, зафиксировать координаты места аварии или проверить действие полисов ОСАГО. При этом обязательно нужно заполнить вместе с другим участником бумажный вариант извещения о ДТП.

После аварии у водителей есть 5 рабочих дней для передачи своего бланка извещения о ДТП страховщику, у которого был оформлен страховой полис ОСАГО.

Выплата ОСАГО если страховая одна и та же

Эксперты утверждают, что принципиальной разницы между получением выплат по ОСАГО в одной компании или в разных — нет. Вся процедура регламентирована законодательной базой РФ, поэтому совершенно идентична.

С 2014 г владельцы ТС получили возможность прямого возмещения. Для этого следует обратиться не в СК виновника, а в ту страховую компанию, где застрахован ваш автомобиль. Но ДТП должно отвечать нескольким условиям:

  • Только 2 ТС (авто и прицеп рассматриваются как 2 разных ТС).
  • Нет пострадавших.
  • Не причинен ущерб иному имуществу (ограждениям, столбам и т.д.).
  • Наличие полисов ОСАГО у обоих участников аварии.

Если происшествие не отвечает хотя бы одному из условий, то прямое возмещение невозможно. В этом случае следует обращаться за получением компенсации в СК виновника.

Проведение осмотра или независимой технической экспертизы

Для определения размера страховой выплаты страховая компания должна провести осмотр, независимую техническую экспертизу или независимую оценку в течение 5 рабочих дней с момента подачи документов.

При этом страховщих согласовывает с водителем время и место проведения осмотра или экспертизы. Водитель должен предоставить автомобиль в указанное место к указанному времени. Если водитель не приедет на экспертизу, она будет отложена, а вместе с ней будут отложены и страховые выплаты.

Если автомобиль не может участвовать в дорожном движении, то его осмотр проводится по месту нахождения.

Если страховщик не провел осмотр транспортного средства или его экспертизу в течение 5 дней, потерпевший может провести экспертизу за свой счет. Впоследствии стоимость экспертизы будет возмещена, т.е. включена в выплату по ОСАГО.

Когда следует обратиться в суд

Если размер страховой выплаты вас не устраивает и вы уверены в том, что можете получить значительно меньшую компенсацию, лучший способ добиться справедливости – обратиться в суд. Только в этом случае вы сможете добиться своего и обязать страховую компанию компенсировать настоящий размер ущерба. Несмотря на то, что судебное разбирательство потребует определенных денежных издержек, в случае вашего выигрыша СК обязана будет не только возместить понесенные в результате ДТП убытки, но и покрыть остальные затраты. Речь идет в том числе и оплате услуг адвоката, независимой экспертизы, чья оценка не совпала с результатами специалистов самой страховой компании. Главное в этой ситуации – чтобы суд принял справедливое решение, учитывающее интересы потерпевшей стороны.

В случае задержки с выплатой компенсации со страховщика вы можете взыскать неустойку – ее размер равен 1% от величины покрытия за каждые сутки просрочки. В результате автомобилист может получить сумму со значительной переплатой.

Нужно ли уведомлять страховую компанию, если ты виновник ДТП?

Обязанность уведомить страховую компанию о дорожно-транспортном происшествии возложена на виновника федеральным законом «Об ОСАГО». Срок для уведомления установлен в договоре, и, как правило, после ДТП виновник должен уведомить СК по телефону незамедлительно, как только появляется возможность это сделать.

Во время звонка желательно уточнить ФИО сотрудника СК, для того, чтобы избежать случая, когда ваше уведомление останется незафиксированным. Информация об уведомлении должна содержать точную дату и время ДТП, место ДТП, обстоятельства случившегося, количество автомобилей, принявших участие в аварии, а также указать марки и госномера транспортных средств.

Также виновник обязан сообщить, если в ДТП есть погибшие или раненные лица, поскольку это также очень важно для страховой компании.

В большинстве случае СК отправляет на место ДТП своего агента, он также может участвовать в процессе составления документов. Дальше необходимо будет направить в СК извещение о дорожно-транспортном происшествии и ждать дальнейших указаний. Не исключено, что сотрудники СК могут запросить дополнительные документы или настаивать на проведении независимой экспертизы.

Сроки для уведомления СК

Очень важно направить документы в страховую компанию в установленный законом срок. Такой срок составляет 5 рабочих дней. Если срок будет нарушен, вероятнее всего со стороны страховой компании последует отказ в выплате, и потерпевшей стороне придется доказывать право на получение компенсации в судебном порядке, а это очень непростой и длительный процесс.

Также, важно понимать, что пропущенный срок можно восстановить, но для этого необходимо предоставить документы, подтверждающие тот факт, что вы пропустили срок для уведомления страховой компании по уважительной причине.

Помимо этого, существует вариант самостоятельного оформления дорожно-транспортного происшествия, который называется «Европротокол». Благодаря такому способу участники ДТП могут оставить место ДТП, в случае, если у них нет споров и разногласий относительно виновной стороны в дорожно-транспортном происшествии и всех обстоятельств ДТП.

Европротокол может быть использован, в том случае, когда:

  • есть только 2 участника ДТП;
  • ущерб, причиненный ТС, не превышает суммы 100 тысяч рублей;
  • обе стороны ДТП имеет действующие полисы ОСАГО.

Изменение с 1.05.2019 года

До 1 мая 2020 года страховая имела право за нарушение срока представления бланка извещения виновником в свою страховую выставить тому регресс – истребование всей выплаченной потерепевшему суммы.

Читайте также:  Арест имущества должника судебными приставами в 2023 году

Но с указанной даты такое право страховщика отменено соответствующим ФЗ-88. Таким образом, если ДТП случилось и европротокол оформлен до 1 мая, то регресс будет вполне законен, и избежать его очень сложно. Если же позже, то требования страховщика на действующем законодательстве не основаны.

Как мы указали выше, до 1 мая 2020 года мог быть регресс от страховой компании. То есть требование возместить всю сумму, выплаченную потерпевшему, но выплатить не самому потерпевшему, а страховой компании. Как видим, если самостоятельно со второй стороной аварии договориться и удалось бы, то тут выгодоприобретателем выступает уже страховщик, и занизить сумму регресса вряд ли удастся.

Регрессное требование ожидало во всех случаях:

  • если не отправить извещение европротокола в страховую вообще,
  • если направить уведомление о ДТП позднее 5 дней,
  • если приступить к ремонту ранее 15 дней или не предоставить автомобиль для осмотра/экспертизы в страховую.

На сегодняшний день актуальным остался только последний пункт. Право такого требования регулировал подпункт «ж» части 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО, который, соответственно, утратил свою законную силу.

Нужно ли звонить в страховую компанию после ДТП по ОСАГО

В правилах обязательного страхования гражданской ответственности период, на протяжении которого заявление должно быть передано в страховую фирму, отдельно никаким образом не обозначается. Однако имеется привязка подачи документов ко времени предоставления извещения о ДТП. Сделать это нужно в кратчайший срок, не позже пяти рабочих суток с момента случившейся аварии.

Через сколько дней клиенту нужно обратиться в СК для получения выплат? По правилам ОСАГО, клиент должен сообщать страховой компании по телефону о происшествии в течение первого дня. Отлично будет, если пострадавший сделает это тут же на месте ДТП.

Неважно, каким образом оформлялась авария – с вызовом ДПС или самостоятельно. Сроки для обращения строго ограничены и составляют 5 дней.

При нарушении срока обращения (например, при обращении в фирму больше, чем через 5 дней) СК способна законно отказать в выплате. Отказ в компенсации средств после происшествия будет предоставлен письменно. Если не получается обратиться в обозначенный срок после происшествия, то можно написать уведомление в виде письма с объяснениями причин задержки.

  • справок из больницы (когда в ДТП человек пострадал серьезно);
  • командировочного листа;
  • билетов или удостоверенного бронирования на отель в отпуске;
  • справки о ведении расследования в отношении происшествия.

Передать уведомление и копии бумаг можно почтой или курьерской доставкой. На основе представленных в страховую компанию пояснений, можно значимо увеличить период обращения после ДТП по ОСАГО от 5 суток до нескольких месяцев. Если таких документов не имеется, решить вопрос со сроком получится только в суде.

В договоре обязательного страхования отдельным пунктом прописано, что участники аварии всегда должны сообщать своему страховщику о дорожном происшествии. Это является одним из главных условий, которое должен выполнить владелец полиса. Нормы срочного оповещения указаны в Законе об ОСАГО. В нем есть специальная статья под номером 11, посвященная правилам поведения страховых фирм и водителей, ставших потерпевшими в результате ДТП.

Предлагаем ознакомиться Риелтор или риэлтор как правильно?

Часто задаваемые вопросы

  • Заполните Извещение с водителем (участником ДТП), который был перед вами, и ещё одно с водителем (участником ДТП), который был за вами.
  • Если ваше транспортное средство было «подтолкнуто» на ТС, находящееся впереди, укажите это в п.15 Извещения; уточните в каждом из заполненных Извещений, кто именно вас толкнул.
  • Не забудьте заполнить обратную сторону Извещения. В п.4 следует изложить всю необходимую информацию (марку, модель ТС; государственный регистрационный номер; ФИО. или наименование юридического лица–собственника ТС, его адрес и телефон; ФИО. водителя ТС, его адрес и телефон, наименование страховой компании, застраховавшей ответственность, серию, номер страхового полиса и иную информацию, аналогичную п.п. 1—18 лицевой стороны Извещения).

Федеральным законом № 49-ФЗ от 28.03.17г. были внесены поправки в закон об ОСАГО, согласно которым приоритетным способом возмещение ущерба является направление транспортного средства на ремонт.

Однако по соглашению со страховой компанией можно получить компенсацию в денежном выражении.

Для этого в заявлении приоритетным способом возмещения убытков укажите денежную компенсацию, но конечный выбор остаётся за страховщиком

Если же водитель выбрал восстановление ТС, СК обязана надлежащим образом организовать его проведение.

Внимание! Станция технического обслуживания должна находиться не далее, чем в 50 км от места жительства владельца или места нахождения автомобиля. Данный критерий доступности закреплён в п. 15.2 ст. 12 ФЗ-40. Исключением считаются ситуации, когда транспортировку авто на расстояние более 50 км, оплатил сам страховщик.

Сроки ремонта автомобиля по ОСАГО

Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.

Ремонт занял больше времени? Тогда можно направить соответствующую жалобу в СТО, а также в страховую компанию. В этих инстанциях обращение обязаны оперативно рассмотреть.

Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 5 дней/

Конкретный срок, необходимый для качественного ремонта транспортного средства, определяется в каждом случае индивидуально. Это делается в сервисном центре после проведения осмотра и диагностики автомобиля. В направлении на ремонт обозначают точные сроки ремонта, но есть возможность и изменить их.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *