Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько существует способов разгосударствления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом — Госкомимущество России, призванный проводить единную государственную политику в области приватизации. На местах — в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных областях и др. — эта работа проводится создаваемыми Госкомимуществом совместно с соответствующими Советами народных депутатов территориальными агентствами. Госкомимущество России определяет полномочия агенств, издает в пределах своей компетенции нормативные акты. Госкомимущество России финансируется за счет средств республиканского бюджета.
Определение приватизации в нормативных правовых актах
Приватизация — это передача государственной или муниципальной собственности в частную собственность за плату или бесплатно.
Закон Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3/71991 г. гласит следующее: Приватизация — это «приобретение гражданами, акционерными обществами (партнерствами) от государственных и местных Советов народных депутатов в частную собственность долей (паев, долей) государственных и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (партнерств)» предприятий, предприятий, производственных мощностей, земельных участков, других объектов, входящих в состав самостоятельных предприятий, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидируемых предприятий и их подразделений. акций (паев, долей) приватизированных предприятий в капитале других акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, групп, профсоюзов и других хозяйственных обществ.
Также в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается продажа на рассмотрение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, находящихся в собственности физических и (или) юридических лиц.
Даже в российской экономической науке нет однозначного определения термина «приватизация». В целом под приватизацией понимается снижение или замедление темпов расширения государственного сектора. В более узком смысле под приватизацией понимается полная или частичная передача прав собственности на государственные и муниципальные факторы, средства производства, материальные активы, капитал акционерным обществам или частным лицам.
Приватизация и разгосударствление
На последнем этапе продолжали совершенствоваться правовые основы распоряжения имуществом. Длился он 4 года — с 1999 по 2003 год.
С 2003 года начался отсчет нового этапа приватизации в современной России. Его целями являются:
- кардинальное увеличение степени эффективности управления госимуществом;
- ликвидация негативных тенденций, которые сложились в течение 3 предыдущих периодов приватизации.
Проверил
кандидат экономических наук доцент Судаков В.А.
Усть-Каменогорск 1999 год
- Отличие государственных предприятий от частных
- Понятие разгосударствления
- Способы разгосударствления
- и методы приватизации
- Особенности приватизации в Казахстане
- Формы и методы приватизации в РК
Выводы
- Отличие государственных предприятий от частных
- Государственные предприятия в отличие от частных обладают меньшей конкурентоспособностью.
Хотя они работают на принципах самоокупаемости и рентабельности, но через государственное управление вносят в рынок элементы организованности (работа на государственный заказ, сбыт продукции по твердым ценам).
- Государственные предприятия пользуются финансовыми льготами (в налогообложении, получении льготных кредитов и т. д.).
Следовательно, навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантирование правительством финансовой поддержки предприятия делают зачастую государственные предприятия менее эффективными в технико-экономическом и финансовом плане, чем частные предприятия. Это выражается в низкой производительности труда, высокой капиталоемкости, малой прибыльности, раздутом управленческом аппарате и бюрократизме.
Сама рыночная экономика ограничивает деятельность государства, ибо некоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий (директивное планирование, административный контроль над ценами) в условиях функционирования рыночного механизма. Поэтому к государству предъявляются претензии, а при высокой доле государственного сектора в экономике ставится вопрос о разгосударствлении. Эти причины и обуславливают массовый процесс приватизации.
- Понятие разгосударстствления
Развернувшийся в восьмидесятых годах в развитых странах процесс разгосударствления экономики имеет особенности. Прежде всего разгосударствение не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике.
Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики стремясь наилучшим образом приспособится к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности.
Современный процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, это не изменение собственности государственных предприятий; и она не сводится к одной лишь приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования оставшихся в государственном секторе предприятий.
Наконец, современный процесс разгосудаствления характеризуется деидеологизацией, когда все более редкой становится ситуация, при которой демократические партии выступают за расширение государственного сектора.
Мировой опыт в сфере национализации представляет несколько путей проведения данного процесса. Он может иметь следующие варианты:
- принудительное безвозмездное отчуждение в качестве наказания за что-либо (после второй мировой войны во Франции национализировались предприятия, чьи хозяева сотрудничали с фашистскими оккупантами);
- принудительное безвозмездное отчуждение предприятий в связи с изменением политической системы в обществе (национализация предприятий в России после Октябрьской революции);
- принудительное отчуждение имущества с частичным или полным возмещением стоимости объектов и убытков в соответствии с принятыми законами (национализация в Индии в средине $ХХ$ века);
- добровольный отказ собственников имущества в пользу государства (добровольная передача права собственности государству).
Чтобы понять, что такое денационализация, необходимо определить роль, которую играет в этом процессе государство. Если утрировать, то разгосударствление предполагает освобождение государства от управления большей части собственности.
Вентили власти передаются в частные руки. Но не всецело. Как и прежде, государство играет важную роль в рыночной экономике. Государственных предприятий становится меньше, но они не денационализируются полностью.
Деятельность оставшихся организаций способствуют повышению работоспособности и эффективности. Это происходит за счет того, что уменьшается количество объектов управления. Поэтому каждой структурной единице уделяется гораздо больше внимания и времени.
Национализация и приватизация
Современная экономика характеризуется многообразием форм собственности и механизмов регуляции хозяйственной жизни общества. Причина заключается в разнообразных условиях и путях экономического и политического развития стран и народов. Смешанная экономическая система начала свое формирование в результате появления на рынке предприятий различных форм собственности и расширения влияния государственного сектора в экономике. Это позволяет государству принимать более активное участие в процессах регулирования хозяйственной деятельности.
Роль государства в современной экономике не ограничивается только созданием законодательной базы. Государство формирует свою внутреннюю и внешнюю экономическую политику, расширяет сеть государственных предприятий и предприятий смешанной формы собственности. Важным инструментом развития и регулирования экономики являются такие процессы, как национализация и приватизация.
Понятие и функции приватизации
О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.
Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.
Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.
Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.
План курсовой работы:
Введение
4
1. Понятие разгосударствления и приватизации
6
1.1. Разгосударствление
7
1.2. Приватизация
10
2. Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации
14
2.1. Подходы к рассмотрению приватизации
14
2.2. Принципы приватизации
17
2.3. Модели приватизации
19
2.4. Сроки приватизации
21
3. Приватизация в странах Западной Европы
22
3.1. Приватизация во Франции
22
3.2. Приватизация в Германии
25
3.3. Приватизация в Испании
28
Заключение
32
Список использованной литературы
35
Тема моей курсовой работы «Приватизация: западный опыт».
Я выбрал данную тему, потому считаю, что она в настоящее время очень актуальна, т.к. приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла положительный опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому Россия должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизации в других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.
Поэтому в работе я хочу раскрыть ряд вопросов:
1. Понятие приватизации
2. Подходы к рассмотрению приватизации, принципы, модели и сроки приватизации
3. Приватизация в странах Западной Европы — во Франции, в Германии, в Испании.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе я решил рассмотреть понятие разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление — это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства, а государство остается структурным элементом смешанной экономики.
Также необходимо сказать, что в настоящее время в экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.
Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Во второй главе говориться о подходах к рассмотрению приватизации, принципах, моделях и сроках приватизации.
Возможны несколько подходов к рассмотрению приватизации: традиционный, «трудовой», «субъектный», «западный».
Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ — «не навреди!». Но также существует еще 6 принципов приватизации.
Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная.
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации — это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий.
В третьей главе я изучил приватизацию в странах Западной Европы.
Для примера я взял Францию, Германию и Испанию.
Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — «ваучерами».
Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долю каждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образом оценить всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы они предлагают другую модель — платную приватизацию.
Приватизация в России как притворная «политическая» сделка. Можно ли вернуть ее стороны (государство и народ) в первоначальное положение?
Коллеги на этом ресурсе все чаще затрагивают политические темы, которые имеют правовой контекст. Вот и я хотел бы поделиться своими соображениями насчет одного из ключевых событий в истории новой России – приватизации государственного имущества.
Важность этого вопроса объясняется тем, что приватизация 90-х сформировала основы нынешней социальной структуры общества и политической системы государства, то есть фундамент той реальности, в которой мы существуем сейчас.
На мой взгляд, будет весьма любопытно оценить приватизационные процессы с позиций выявления их реальных целей и действительного смысла, применив тем самым распространенные сейчас методики оценки фактических обстоятельств.
Публично смысл приватизации сводился к справедливому распределению государственной собственности между гражданами страны и созданию класса «эффективных и ответственных» собственников, по факту же целью была передача собственности небольшой группе «инициативных» граждан, причем заведомо без какого-либо возмещения с их стороны и выгоды абсолютного большинства граждан.
Процесс приватизации в России состоял из нескольких связанных между собой последовательных мероприятий, направленных на достижение обозначенной выше цели, тем самым здесь была реализована популярная и ныне схема цепочки технических действий (сделок), которые маскирую конечную цель.
Действительный смысл: изъятие у населения значительных личных накоплений за счет их обесценивания и ограничение возможности широкого участия граждан в приватизационных процессах.
Формальная цель: пропорциональное распределение национального достояния между гражданами страны.
Действительный смысл: создание механизма, который позволил с минимальными затратами сконцентрировать приватизационные права (ваучеры) и направить их на льготное приобретение акций ограниченной группой «соискателей» (при формальном соблюдении права каждого на долю в национальном достоянии). Задача была решены путем свободного обращения ваучеров и создания чековых инвестиционных фондов, которые собирали ваучеры якобы для целей инвестирования в промышленные активы, фактически же – для скупки акций в пользу заинтересованных лиц.
Приватизация промышленности (или большая приватизация)
Формальная цель: создание эффективной экономики, основанной на частной собственности.
Действительный смысл: формирование условий для концентрации собственности в руках ограниченной группы. Технология здесь была не хитрой: предприятия выкупались «советским» менеджментом (красные директора) с последующей уступкой контроля предпринимательскому сообществу. При этом ни директора, ни предприниматели не несли реальных расходов на приобретение акций – средства были получены за счет трансфертного ценообразования при реализации продукции самих предприятий.
Формальная цель: привлечение государством частного финансирования для покрытия бюджетных расходов под залог акций крупных промышленных предприятий.
Действительный смысл: передача государственных активов в руки заинтересованных лиц. Как и в случае с «большой» приватизацией, покупатели не понесли реальных расходов – цена акций была значительно ниже рыночного уровня, а оплата производилась за счет государственных средств, размещенных на счетах банков, связанных с покупателями.
На мой взгляд, власть не имела злонамеренной и корыстной цели в реализации фактического плана приватизации, она всего лишь использовала ясный ей сценарий, когда активы передаются под контроль ограниченной и персонально понятной группы лиц, а не абстрактной массе миноритарных собственников-акционеров.
Но, как быто ни было, абсолютное большинство граждан страны было введено в заблуждение в отношении реальных целей приватизации, а сам процесс передачи государственных активов в частные руки носил притворный характер: формальный смысл приватизационных мероприятий не совпадал с действительным.
Проводя аналогии с гражданским законодательством, можно утверждать, что политическая сделка приватизации государственного имущества, которая была реализована в период с 1992 по 1997 году, ничтожна как притворная (ст. 170 ГК РФ).
Можно ли в этой ситуации добиваться если не реституции, то хотя бы компенсации в пользу «населения» со стороны государства и/или бенефициаров приватизационных процессов?
Вопрос, конечно, риторический. В оценке приватизации, как ни странно, между разными политическими силами сформирован относительный консенсус.
Президент еще в 2003 году (на фоне истории с ЮКОСОМ) заявил, что результаты приватизации священны и пересматриваться не будут. Надо сказать, что слово свое он сдержал – тренда на оспаривание приватизационных сделок не возникло ни в государственной политике, ни в судебной практике.
Со своей стороны «ключевой» оппонент власти (борец с коррупцией, берлинский пациент и просто Блогер), по поводу ревизии итогов приватизации высказался довольно туманно, предложив выборочно обложить некоторых владельцев бизнеса разовым налогом, компенсируя, таким образом, потери бюджета при передаче соответствующих производственных активов.
Все это означает, что российский бизнес, который владеет приватизированными в 90-е годы предприятиями (или их правопреемниками), будет продолжать нести соответствующие риски, пока не этот «первородный грех» не будет искуплен тем или иным способом.
В 2001 г. завершился конечный этап приватизации угольной промышленности.
К 2006 г. 119 951 муниципальное, а также государственное предприятие приватизировано. Среди них – «Россгосстрах», частично «Сбербанк», «Роснефть», «Банк ВТБ» под лозунгом «народного IPO». Позже «Сбербанк» полностью переформатирован юридически в частную собственность. Свыше 50% акций принадлежит центральному банку России. Он не является государственной структурой. Однако, в 2020 г. произошел выкуп государством 51% акции «Сбербанка».
К 2009 г. госсектор сохранился в размере 35%. По оценке ФАС, остальные 65% государственного имущества перешли в частное управление. Однако, к 2015 году доля госсектора составила 70%. Осуществлен обратный процесс приватизации – реприватизация.
В 2015 г. как частная форма оформлено 133,4 млн Га земли. Это 7,8 % от общего числа земли в фонде России.
Утверждена правительством обновленная программа приватизации госимущества 2017 – 2019 гг. На основе нее сформированы доходы в счет государства в размере около 5,6 млрд российских рублей. Такая доходность в пользу государства, по расчетам, должна сохраняться ежегодно.
Что входит в это понятие?
Термином «приватизация» обозначается процесс, в результате которого имущество, прежде находившееся в государственной или муниципальной собственности, передаётся частным лицам или организациям. Обычно этим словом обозначают лишь бесплатное оформление жилья, однако на самом деле приватизированы могут быть любые объекты – от предприятий до природных ресурсов.
В России приватизация началась вместе с экономическими реформами 90-х годов после распада СССР. Хотя интенсивность процесса и резко снизилась, до сих пор разгосударствление во многих сферах продолжается. В значительной части предприятий государство планирует сохранить за собой лишь минимальный контроль («золотую акцию»), передав большую часть акций частным владельцам.
Порядок проведения в отношении жилого помещения
Отдельно рассматривается такой вид приватизации, как передача жилья в собственность. В том случае, если «покупателем» выступает простой гражданин, такая передача осуществляется практически бесплатно (платится лишь пошлина за оформление документов и проведение процедуры). Если же жильё передаётся организации, то это происходит по приведённым выше правилам продажи объектов.
Чтобы состоялась приватизация жилого помещения, необходимо, согласно ст. 4 Закона РФ №1541-1, следующее:
- дом не должен относиться к категории аварийных;
- помещение не является общежитием;
- оно не находится на территории городка при воинской части;
- оно не относится к спецфонду (например, к категории служебного жилья).
ВАЖНО: Служебные квартиры могут приватизироваться только после того, как собственник (государство или муниципалитет) переоформит их в другую категорию.
Было первоначально запланировано, чтобы приватизация была выполнена с уважением к следующим принципам: постепенность, добровольность, множество форм. Приоритетная возможность форм, направлений и условий приватизации будет предоставлена трудовым коллективам. Экономическая эффективность была выбрана основной критерий выполнения приватизации. В практике приватизация была выполнена на ставках, весах и условиях самым радикальным методом. Это было выполнено на двух этапах:
1-я стадия – ваучер, обмен ваучерами для акций;
2-я стадия – наличные деньги, покупка акций за деньги.
В первой стадии за 22 месяца проверка приватизации – ваучер был выпущен каждому жителю страны. Посредством этих проверок была бесплатная передача гражданам государственных предприятий, собственности, акций и акций в акционерных обществах. На 1993 от государственного сектора 42,9 тысячи предприятий были переданы. От них продажей – 29,4 тысяч предприятий и соединяющийся – 13,5 тысяч. Всего согласно официальным данным до 1 июля 1994 были приватизированы 70% промышленных предприятий. Доля принадлежащей государству собственности в общей сумме стоимости недвижимости составила 35%.
На второй стадии с 1 июля 1994 собственность государственных и муниципальных образований начала быть в продаже за деньги. В этом отношении продажа предприятий или акций произошла на аукционах и любых тендерах, и также выкупом арендованной собственности и других методов. Главная цель наличного этапа – создание новых эффективных владельцев. Цель приватизации ни на первом (ваучер), ни на вторых (наличных) стадиях не была достигнута.
Последствия первой стадии. В 1992 инфляция и ваучерная приватизация почти в то же время начались. В результате этих двух взаимоисключающих процессов был получен противоположный результат. Предполагалось, что ваучеры позволят заполнять отсутствие в населении законных сбережений. Но начатый механизм либерализации цен, которая сопровождалась гиперинфляцией, разрушенной не только возможность квитанции дохода за счет ваучеров (вычислил, что на каждом ваучере будет возможно купить до двух Волжских автомобилей), но также и те маленькие сбережения, которые были спасены населением в течение многих лет. В результате выполненной “операции”, во-первых, было недовольство населения, которое потеряло сбережения; во-вторых, акция на создании законных источников для выкупа принадлежащей государству собственности не произошла; в-третьих, отношение не только к ваучерам и законности приватизации, но также и к новой системе прав собственности в целом подорвали.
Разгосударствление и приватизация. Мировая практика и проблемы приватизации в россии
Переход к рыночной экономике требует коренного преобразования отношений собственности ибо на рынки должны действовать хоз. объекты, присваивающие эффект от своих усилий. и в то же время несущих полную материальную ответственность за не использование ресурсов. Каждый собственник избирает те сферы хоз. деятельности, где можно получить наивысшую эффективность .
Разгосударствление экономики – это многогранный процесс отстранения государства от прямого хоз. управления и усиления на этой основе самостоятельности предприятий. С целью создания условий саморегулирования экономики.
Сущ 2 направления развития экономики: 1). Путем ограничения вмешательства государства в хоз-ную деятельность предприятий; 2).путем разгосударствления собственности.
Разг. собственности может осуществляться как путем организации новых предприятий основанных на негосударственных формах собственности, так и путем приватизации гос-ных приватизаций. Цель разг. собственности состоит в том, чтобы уменьшить долю гос-ой собственности и тем самым ликвидировать обезличность собственности.
Важнейшим направлением разгос-ия собственности явл. приватизация – процесс приобретения у государства предприятий и имущественных комплексов трудовыми коллективами и гражданами и теми юр-ми лицами, деятельность кот. основана на негосударственных формах собсобственности. В результате приватизации гос-во утрачивает права владения, распоряжения и пользования объектами гос-собственности, а гос-ые органы — право непосредственного управления ими.
Финансовые источники приватизации: 1). средства предприятий (часть прибыли, отчисления, фонд накопления); 2). заемные и привлечённые средства (кредиты банков, кредиты предприятий, средства от продажи ценных бумаг); 3). личные средства;
Объекты приватизации: 1). Жилье, предприятия, цехи, производства, участки, иные подразделения этих предприятий. Оборудования, здания, сооружения и т. д.; 2). Доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в капитале акционерных обществ.
Субъекты приватизации: 1). граждане России; 2). юридические лица России, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности; 3). Трудовые коллективы государственных предприятий; 4). Иностранные инвесторы; 5). Лица без гражданства
Формы приватизации (способы и условия приобретения новым собственником прав на государственное имущество): 1). Прямой выкуп государственного предприятия (предполагает одноразовость платежа в бюджет за выкупаемое имущество; может осуществляться и в рассрочку; здесь предприятия преобразуются в народные или коллективные, могут образовываться и др. хозяйственно-правовые формы); 2). Преобразование государственных и арендных предприятий в открытые акционерные общества (все предприятия, кот подлежат приватизации, включаются в перечень объектов приватизации; утверждается советом министров; инициатором приватизации могут быть: трудовой коллектив и любое лицо не гос-ой формы собственности); 3). Продажа государственного предприятия на аукционе; 4). Продажа государственного предприятия на конкурсе; 5). Выкуп арендного предприятия; 6). Безвозмездная передача имущества.
Выделяют: малая – предприятия коммунальной собственности, и большая – крупные предприятия. Основным способом приватизации для крупных предприятий явл. акционирование. А для малых объектов продажа их по конкурсу или на аукционе. Главная Цель приватизации – повышение эффективности работы предприятия после приватизации..
Переход России к рыночной системе хозяйствования невозможен без развития и поддержки предпринимательской деятельности. В то же время создание предпосылок для предпринимательства в России связано с периодом перестройки экономики на рыночные отношения. В условиях экономики централизованного планирования к предпринимательству было негативное отношение.
С 1988 г. официально начинается разгосударствление экономики, отменяется государственная монополия внешней торговли, создаются негосударственные экономические структуры через кооперацию, индивидуальную трудовую деятельность, аренду. Первые проблески частнопредпринимательской деятельности связаны с развитием совместного (с иностранным капиталом) предпринимательства, внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий, развитием фермерских хозяйств. Активизации частнопредпринимательской деятельности в большей степени способствовало широкое кооперативное движение, в меньшей — развитие индивидуальной трудовой деятельности и аренды.
Сегодня с предпринимательством в России связано около 50 млн. человек, что составляет более трети всех занятых в народном хозяйстве. Основная часть отечественной предпринимательской деятельности приходится на торговлю и сферу услуг.