Объединение земельных участков: все, что нужно знать о процедуре

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объединение земельных участков: все, что нужно знать о процедуре». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Далеко не каждый владелец собственного участка знает, что имеет полное право на законных основаниях присоединить некоторую часть прилегающих территорий. По крайней мере, новый закон под № 150, вступивший в силу 17.06.2019 г., позволяет сделать это в более легкой форме, нежели до него.

Способы и их особенности

Для легального расширения границ собственного участка есть несколько способов:

  • Перераспределение.

Это формирование нового участка посредством присоединения смежных земель. При этом должны выполняться следующие требования:

  1. Территория находится только в собственности или государства, или муниципалитета.
  2. Размер образуемого надела не превышает установленного лимита. Узнать о том, сколько можно прирезать земли к своему участку, можно в Правилах земельного пользования, существующих в каждом муниципальном образовании.
  3. Территория не имеет застроек и свободна в доступе.
  4. Земля не зарегистрирована в торгах.
  5. Установлены точные пределы границ с координатами, занесенными в реестр.

Как оформить перераспределение земельного участка с муниципальными землями

Прирезка земельного участка осуществляется через выкуп в собственность, т.е. вы выкупаете часть соседнего участка и за счет этой части увеличиваете свой участок («Перераспределение земельного участка ст.ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ). Размер платы за земельный участок, который вы хотите добавить к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ). Для расчета итоговой цены прирезаемого земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за прирезку, который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости.

В результате перераспределения земельного участка образуется новый, увеличенный земельный участок. Предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. Если у вас ПЗЗ района утверждено, применяются положения указанные в данном ПЗЗ. Думаю если в ПЗЗ есть такой пункт, то максимальный размер прирезки будет не более 100 кв.м (1 сотки).

Соглашение составляют между собственником земли (муниципалы, субъекты) и собственником участка, который увеличивается. Последний подает в районную администрацию заявление о перераспределении земельного участка. Срок рассмотрения и принятия решения 30 дней.

Основания для отказа в перераспределении земель

Основаниями для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков несоответствие поданного завления случаям перераспределения земельных участков, которые предусмотрены законодательством:

  1. отсутствие согласия третьих лиц, изложенное в письменной форме, если прирезаемый участок обременён их правами, например, ипотека в банке, требующая согласования с ним; на прирезаемом участке находится здание или сооружение, объект незавершённого строительства, находящиеся в собственности муниципалитета или государства, или собственности граждан или юридических лиц;
  2. прирезаемый участок относится к изъятым из оборота или ограниченным в обороте муниципальным или государственным землям; прирезаемый участок относится к землям, зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
  3. по прирезаемому участку подготовлено решение о проведении аукциона с публикацией извещения о проведении и выполнено предварительное согласование о его предоставлении и срок действия решения ещё не истёк; на прирезаемый участок уже подано иное завление о предварительном согласовании по его предоставлению, но ещё не приняты решения ни в согласовании и утверждения схемы расположения, ни в от отказе (как многим нравится говорить, “кто первый встал, того и тапки”);
  4. площадь прирезаемого участка увеличит площадь образуемого при его слиянии с основным с превышением более чем на 10% установленных размеров предельных площадей земельных участков; прирезаемый участок не может рассматриваться в качестве “добавки” и подлежит формированию в качестве самостоятельного;
  5. границы основного участка, к которому планируется прирезка, требуют уточнения, то есть, если основной участок не отмежёван; несоответствие схемы расположения земельного участка.

Принятие решения по заявлению о перераспределении земель.

В течение 30 дней с момента получения заявления администрация выполняет одно из следующих действий.

  • Принимает решение об утверждении Схемы и направляет решение заявителю вместе со схемой.

Данное решение может оформляться в виде постановления (распоряжения) главы администрации.

Обратите внимание. Администрация должна предоставить вам оригинал решения и утвержденную Схему.

Не доверяйте ничьим устным заверениям, что принято положительное решение. Чиновники за слова не отвечают.

Если получили положительное решение и утвержденную схему, то переходите к следующему 5-му этапу.

  • Направляет письменное согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с проектом межевания.

Указанное согласие администрация направляет в случае, если заявляли о перераспределении участка по 3-му основанию. То есть на территории, где утвержден проект межевания.

Мы рассматриваем процедуру прирезки земли по 4-му основанию. То есть для участков ЛПХ, ИЖС, огородничество и садоводство, где нет утвержденного проекта межевания. Поэтому не будем акцентировать внимание на этом пункте.

  • Принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ перечислено 13 оснований, когда отказывают в перераспределении земельных участков.

Далее рассмотрим эти основания, а также способы, как минимизировать риск получения отказа.

5-ый этап.

Резервирование земель может осуществляться по решению федеральных, региональных и местных властей.

По законодательству (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд») решения властей о резервировании земель должны регистрироваться в Рорсеестре.

Отсюда можно сделать вывод, что информация о резервировании земель должна отображаться на Публичной кадастровой карте.

Однако, учитывая, как исполняются законы, опрометчиво полагаться исключительно на Росреестр и ПКК.

Для выяснения вопроса о зарезервированных землях целесообразно посмотреть на сайте администрации постановления на эту тему. Либо направить официальный запрос в администрацию.

Правовые споры, возникающие при объединении земель

Наиболее распространенной проблемой при объединении ЗУ является отрицательный ответ в государственной регистрации права на созданный участок. В этом случае необходимо затребовать у регионального отделения Росреестра письменный отказ. Далее необходимо изучить его причины. Если они действительно обоснованы и ошибка в проведении объединения есть, необходимо устранить недостатки и вновь подать заявление. Однако случается так, что Росреестр необоснованно отказывает в регистрации. В данном случае имеется два пути решения:

  • обжаловать действие в вышестоящий орган (на решение управления Росреестра по регионам жалоба подается в федеральный орган государственной регистрации, кадастра и картографии);
  • обжаловать решение в судебном порядке путем подачи иска в рамках административного производства.

Зачастую проблемы возникают при заключении соглашения с собственниками земли об объединении. Законодательно не установлено нотариальное удостоверение такого соглашения. Однако многие государственные органы, в которые приходится обращаться, требуют именно удостоверенного соглашения. В данном случае их отказы придется обжаловать, потратив при этом денежные средства и время. Поэтому многие юристы рекомендуют нотариально удостоверять соглашение.

Земельным Кодексом РФ разрешается увеличение площади земли за счет прирезки земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности. Решение об отведении земли принимается на уровне органов местного самоуправления.

С заявлением обращается собственник участка или его доверенное лицо. При этом получившийся размер не должен превышать установленных границ. Для Москвы и МО предельные параметры участка под ИЖС находятся в границах 6-15 соток. Узнать точное размеры можно в ПЗЗ (правила землепользования) вашего муниципального района.

Внимание! Увеличивать земельные участки за счет дорог, коммуникационных сооружений, иных сооружений, необходимых для нормального функционирования района не разрешается. Запрет касается также лесных и прибрежных зон.

Присоединяемая площадь не должна превышать 10% площади основного участка. Если присоединяемой земли больше, или ее общая площадь превышает установленные границы, то тогда формируют новый участок и выкупают по заявленной кадастровой стоимости.

Перераспределение земли происходит на основании соглашения между гражданином и уполномоченным органом, например администрацией. Для этого владельцу участка нужно обратиться в уполномоченный орган (администрацию, земельный департамент и др.) с заявлением о перераспределении земли. Сделать это можно в том числе через МФЦ. К заявлению нужно приложить:

— правоустанавливающие документы на земельный участок (представление не требуется, если право зарегистрировано в ЕГРН);

Читайте также:  Проверка машины по гос. или VIN номеру.

— если отсутствует утвержденный проект межевания территории — схема расположения;

— если с заявлением обращается представитель собственника земельного участка — документ, подтверждающий полномочия представителя.

Заявление рассматривается в среднем около 30 дней, затем заявителю направляется согласие на заключение соглашения о перераспределении. Потом собственник обращается к кадастровому инженеру, тот определяет новые границы участка — и документы отдаются в Росреестр.

Как присоединить землю, принадлежащую СНТ

Я впервые сталкиваюсь с такой ситуацией, какие документы необходимо собрать? что нам нужно от СНТ? какая практика таких случаев? насколько возхможно бесплатное оформление? ведь участок равен почти 6 соткам…
Алена

Статья 21. Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)
1. К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы:
18) распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории;
Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.

Прирезка земли ЗОП в СНТ к существующему земельному участку

  • Общее собрание уполномоченных представителей садового некоммерческого товарищества, огороднического, дачного некоммерческого объединения может решать вопросы относительно формирования и применения имущества указанного СНТ;
  • Собрание уполномоченных имеет право формировать размер резервных фондов товарищества для осуществления основных целей товарищества, которые прописаны в уставе СНТ, назначать уплату взносов с каждого члена товарищества;
  • Планировать, осуществлять и контролировать проведение межевания в пределах территории СНТ, принимать проект развития и планирования расширения территории садового товарищества;
  • Выносить на повестку собрания все возможные вопросы, касающиеся деятельности СНТ для принятия коллективного решения в рамках проводимых собраний собственников участков земли в пределах СНТ.

Что такое земли общего пользования в СНТ

Гражданский кодекс указывает на то, что статус земли общего пользования получают участки, которые находятся в государственной/муниципальной собственности и на которых граждане могут находиться без необходимости оформления разрешений.

К таким землям относятся на территории СНТ могут быть отнесены переулки, проходы, дороги, площадки, проезды, санитарно-защитные зоны и водоемы (в т.ч. пожарные).

На них могут быть размещены объекты, направленные на удовлетворение потребностей жителей (например, ЛЭП, трубо-, газопроводы, сторожки, помещения правления СНТ, водокачки, подсобные помещения).

Площадь земель общего пользования рассчитывается так: из общей площади, выделенной под образование СНТ, вычитается площадь земель, которые находятся в собственности граждан.

Такие участки являются коллективной собственностью товариществ, либо закреплены за ними на правах бессрочного пользования.

Для беспрепятственного пользования землей у правления СНТ должны быть на руках правоустанавливающие документы: акт о передаче земель в собственность или закрепляющий право на постоянное бессрочное пользование.

Порядок проведения прирезки земельного участка

Её направление вместе с заявлением в местный муниципалитет. Бумаги могут отправляться на электронном или бумажном носителе.

Рассмотрение обращения и принятие решения по нему.

При отсутствии нарушений требований, установленных земельным законодательством, может быть вынесено постановление об утверждении схемы расположения угодий. При этом заявителю направляется согласование оформления договора о присоединении дополнительной земли на основании проекта межевания. Муниципальные власти могут отказать в перераспределении земли по причинам, установленным в п.

9 ст. 39.29 ЗК РФ. После получения одобрения, лицо обеспечивает осуществление необходимых работ для учета земельных объектов, образовавшихся в результате увеличения. Для этого необходимо обратиться в кадастровую палату с соответствующим заявлением.

Самым частым вариантом перераспределения земельных участков является перераспределение границ внутри границ землепользования, находящегося в частной собственности. При переоформлении земельных участков, которые находятся в частной собственности, у их владельцев образуется право собственности на соответственные новообразовавшиеся участки в соответствии с соглашениями между этими собственниками об новых земельных участках.

Требования к площадкам:

  • участки должны стоить на гос.учете;
  • участки должны располагаться по соседству;
  • участки должны принадлежать к одному административному округу;
  • участки должны находиться в одной категории и использоваться по оному назначению.

Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ переоформлении земельных площадок, которые находятся в государственном или муниципальном владении, между их владельцами и (или) между владельцам земельных участков — физ. или юр. лицами не допускается, за исключением случаев:

  • переоформление таких земельных площадок в границах занятой территории, по отношению к которым, согласно градостроительному кодексу РФ принято решение о ее развитии и оформлен договор развития для застроенной площади;
  • образования земельных площадок для размещения объектов капитального назначения, которые предусмотрены п. 1 ст. 49 ЗК РФ.

В вышеназванных случаях перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками земельных участков, органами исполнительной власти и органами территориального автономного самоуправления, описанных в ст. 29 ЗК РФ.

Перераспределение возможно при наличии письменного соглашения владельцев исходных земельных участков. Этот документ не нужен, если перераспределение происходит с решения суда.

  1. При перераспределении двух или более соседних земельных площадок образуются несколько других соседних площадок, и существование таких участков прекращается.
  2. При переоформлении земельных участков из частной собственности, у владельцев возникает права собственности на соответственные земельные участки по соглашению между собственниками.

Присоединение земель общего пользования

Прежде всего вам необходимо обратиться по этому вопросу в общее собрание СНТ, так как согласно закону предоставление земельных участков членам СНТ находится в компетенции общего собрания. При этом зхемельные участки предоставляются членам СНТ в собственность или в аренду без провдения торгов. Если решение будет положительным, необходимо будет выяснить, предоставляется ли право собственности на земельный участок за плату либо бесплатно. Данный вопрос регулируется федеральным и региональным законодательством. В чьей собственности находится участок СНТ в муниципальной или же принадлежит самому СНТ? Если в муниципальной то вы должны согласовывать вопрос с местной администрацией.

Еще почитать: Что нужно чтобы взять ребенка из детского дома на воспитание

Статья 14. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) 1. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. 3. Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Новые законы с 1 января 2022 года в России

Еще один законопроект, находящийся на рассмотрении, касается восстановления лесов на территории страны. Суть закона – расширить понятие лесного фонда, что позволит сохранить природу. На арендаторов участков и лесозаготовителей возложат обязанность по восстановлению (разведению) в пределах территории, равной площади вырубленных зеленых насаждений. Кроме того, они будут обязаны создать охранные зоны. Данные нововведения не касаются лиц, которые занимаются геологическим изучением недр, а также тех, кто эксплуатирует линейные объекты.

Изменят ли жизнь населения новые законы с 1 января 2022 года в России и на кого они рассчитаны? Госдума рассматривает ряд законопроектов, вступление в силу которых ожидается в следующем году – пенсионная реформа, защита инвалидов и права многодетных семей.

Перераспределение земельных участков с 1 января 2022 года

  • происходит смена границ, ранее установленных, между соседними участками, последнее затрагивает минимум два участка;
  • происходит формирование новых угодий, которые оформляются соответствующими документами и вносятся в кадастр;
  • земля повторно межуется, устанавливается разграничение, при необходимости производится изменение эксплуатационного назначения участка.
  • прийти с собственником смежной земли к устному соглашению;
  • в территориальный компетентный орган направить заявление о своем желании произвести передел земли;
  • обратитесь за помощью к кадастровому инженеру с вопросом об изменении границ участков;
  • далее необходимо составить письменное соглашение об установлении новых границ с владельцем участка, от которого добавлен отрез к вашему, а данный документ представляется в муниципальный орган ;
  • если муниципалитет примет положительное решение, утверждается план нового землевладения;
  • изменение границ участков влечет за собой обязанность владельцев поставить их на кадастровый учет;
  • после постановки на учет необходимо получить новый кадастровый паспорт.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *