Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Назначение и проведение таможенной экспертизы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Назначение дорожной экспертизы целесообразно во всех случаях, когда причинами ДТП является загрязнение дорожного покрытия, несоответствие сцепных качеств дороги требованиям безопасности, при авариях в местах проведения ремонтных, строительных и иных дорожных работ, открытых (неисправных) крышек технологических колодцев, при наличии дефектов дорожного покрытия.
Цель проведения экспертизы
Как понятно из названия, автотехническая экспертиза при ДТП – это исследование автомобиля, иных объектов, участвующих непосредственно в аварии, а также причины произошедшего и его последствий, которое проводится либо частным специалистом, либо специализирующейся организацией. Иногда именно это мероприятие помогает понять и нарисовать истинную картину аварии, и вынести соответствующее наказание виновнику ситуации.
Чаще всего человека побуждают обратиться за автотехнической экспертизой суд, которому нужно объективное мнение произошедшего, а также страховая компания, требующая доказательств нюансов ДТП для выплаты денежной компенсации.
Самая главная и основная цель дорожно-транспортного исследования – это установить виновника и пострадавшую сторону, раскрыть все обстоятельства события для честного назначения наказания и компенсации за причинённый ущерб соответствующим лицам.
Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы эксперту и правильно поставленные ему задачи – это залог плодотворного осмотра. Конечно же, все вопросы будут различны в зависимости от индивидуальной ситуации. Но практика позволяет выделить наиболее частые и важные уточнения:
1. Какая была видимость на дороге?
2. Какая была траектория движения всех лиц, участвующих в аварии?
3. Находилось ли одно или несколько ТС в неподвижном состоянии, а какое авто было в движении?
4. Какие пункты ПДД могли бы помочь избежать столкновения?
5. Скорость движения всех машин и максимально допустимый и безопасный предел этого фактора?
6. В какой момент автоводители начали торможение: до удара, во время него или после?
7. Угол столкновения?
8. Какие указанные повреждения автомобиля возникли как следствие ситуации?
9. Соответствует ли принятым правилам и законам место установки дорожных указателей, а также дорожное покрытие?
10. Что стало причиной удара?
11. Кто из участников ДТП имел преимущество в движении?
12. Можно ли было избежать происшествия с помощью правильных действий водителей или ДТП случилось по неосторожности или неправомерности поведения?
13. Длина тормозного маршрута?
14. (Если причиной аварии или участником её стал пешеход.) Мог ли человек безопасно пройти дорогу, если бы авто вовремя затормозило?
15. Мог ли водитель предотвратить наезд на пешехода в силу физиологических или технических особенностей (например, человек резко прыгнул на дорогу или выбежал из-за стоячего автобуса, в такой ситуации водитель мог вовремя не среагировать либо длина необходимого тормозного пути не позволила остановиться раньше).
Получив ответы на данные вопросы, вы сможете выстроить истинную картину произошедшего события и доказать заинтересованным лицам настоящие причины аварии.
Другие виды возможных транспортных экспертиз в России
Под транспортной экспертизой могут также подразумеваться мероприятия санитарно-гигиенического характера, направленные на установление уровня безопасности ввозимого на территорию РФ или иных государств Таможенного Союза автомобиля. При этом нарушение установленных нормативов может служить причиной отказа для ввоза такового транспортного средства. Однако само по себе обязательное прохождение таковых экспертиз предусматривается исключительно для экспортёров новых транспортных средств, до этого не проходивших таковую проверку.
Также, под транспортной экспертизой могут подразумеваться и иные следственно-оперативные мероприятия, выступающие в виде криминалистической или инженерно-технической экспертизы. В частности, при подозрении на наличие изменения номеров кузова или двигательного аппарата транспортного средства может проводиться инженерная или иная экспертиза по решению суда с целью установления присутствия или отсутствия факта внесения таковых изменений в конструкцию транспортных средств.
Кроме этого, под экспертизой часто может подразумеваться технический осмотр транспортных средств перед рейсами в случае осуществления перевозок на постоянной основе. Однако, так как по результатам такового осмотра не выдаётся экспертного заключения, к проводящему осмотр лицу не предъявляется строгих требований по аттестации, а результатам осмотра является смотровой листок, данные процессуальные мероприятия нельзя называть экспертизой транспорта.
Когда проводится дорожно-транспортная экспертиза
Еще одной распространенной причиной автопроисшествий, о которой не принято говорить публично, является ненадлежащее обеспечение безопасности дорожного движения сотрудниками подразделений ГИБДД на местах дорожно-транспортных происшествий.
Низкий уровень профессионализма и организации службы в некоторых подразделениях дорожной полиции проявляется в том, что прибыв к месту ДТП, сотрудник ГАИ занимается только документированием аварии.
При отсутствии безопасных условий для других участников дорожного движения, по вине полиции на месте одного дорожно-транспортного происшествия происходит еще несколько.
Если кому-либо из лиц, читающих эти строки, не посчастливилось оказаться участником такой аварии, то для поиска и установления виновного должностного лица советую добиваться назначения независимой дорожно-транспортной экспертизы.
Вопросы, ставящиеся перед экспертами-автотехниками
Исходя из целей исследования, можно привести ориентировочный перечень решаемых вопросов судебной автотехнической экспертизы:
- Какова была скорость движения ТС к моменту начала торможения? (13.1)
- Какова безопасная скорость движения ТС по условиям видимости на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
- Какова безопасная скорость движения ТС по условиям заноса (опрокидывания) на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
- На каком расстоянии от места столкновения (наезда) располагалось ТС в момент возникновения опасности для движения? (13.1)
- Какой остановочный путь имеет ТС, в условиях места ДТП с учетом скорости движения, полученной расчетным путем, либо заданной в исходных данных? (13.1)
- За какое время автомобиль (пешеход) преодолеет заданное расстояние с момента возникновения опасности для движения? (13.1)
- Имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение (наезд на пешехода) путем торможения в условиях места ДТП? (13.1)
- Какими требованиями ПДД РФ в условиях данной дорожной обстановки должен был руководствоваться водитель с целью обеспечения безопасности дорожного движения? (13.1)
- Соответствовали ли, в условиях данной дорожной обстановки, действия водителя требованиям ПДД РФ? (13.1)
- В чем причина ДТП с технической точки зрения? (13.1)
- В какой момент (до, в момент ДТП или после) на ТС возникла техническая неисправность узлов тормозной системы (рулевого механизма), способная повлиять на безопасность дорожного движения? (13.2)
- В какой момент (до, в момент ДТП или после) произошла разгерметизация колеса ТС, способная повлиять на безопасность дорожного движения? (специальность 13.2)
- Какова причина неисправности узла (агрегата) автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер)? (13.2)
- Соответствует ли техническим требованиям произведенный ремонт автомобиля, его узла или агрегата (указывают наименование узла (агрегата) марку, модель и государственный регистрационный номер автомобиля)? (13.2)
- Где относительно элементов проезжей части дороги расположено место столкновения (наезда на пешехода) с учетом признаков зафиксированных на месте ДТП? (13.3)
- Как располагались ТС относительно друг друга в момент столкновения с учетом механических повреждений и следов, зафиксированных на месте ДТП? (13.3).
- Какова стоимость восстановительного ремонта ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)
- Какова рыночная стоимость автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают да-ту, на которую определяется стоимость)? (13.4)
- Какова стоимость годных остатков ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный или идентификационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется его стоимость)? (13.4)
- Каков размер величины утраты товарной стоимости ТС на определенную дату (указывают дату, на которую определяется утрата товарной стоимости)? (13.4)
- Каков размер реального ущерба (вреда), причиненного владельцу ТС (указывают фамилию, имя и отчество владельца, марку, модель ТС, его государственный регистрационный номер) вследствие (указывают событие, которое при-вело к материальному ущербу (вреду)) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)
Производство судебной автотехнической экспертизы
▸ Эксперт государственного судебно-экспертного учреждения (далее — СЭУ) приступает к производству экспертизы после получения письменного указания руководителя экспертного учреждения (его структурного подразделения) вместе с определением (постановлением) о назначении экспертизы и всеми поступившими на экспертизу материалами.
▸ Если представленных на экспертизу материалов недостаточно для решения поставленных вопросов, или имеется необходимость в организации осмотра ТС, эксперт заявляет ходатайство правоприменителю о предоставлении дополнительных материалов и организации осмотра ТС, поскольку эксперт не вправе самостоятельно собирать требующиеся ему для производства экспертизы дополнительные документы и объекты. Предоставление дополнительных материалов и организация осмотра являются процессуальным действием, связанным с удовлетворением ходатайства эксперта, и является прерогативой правоприменителя.
▸ Эксперт проводит исследование представленных ему материалов, руководствуясь специальными знаниями и рекомендованными методиками, в строгом соответствии с требованиями закона и своей компетенцией. В распоряжение эксперта должны быть предоставлены полные сведения о транспортном средстве, о его повреждениях, а также хорошо различимые изображения поврежденного ТС, размещенные на бумажных или электронных носителях.
Объекты исследования и материалы дела, поступившие в экспертное учреждение, подлежат возврату органу, назначившему экспертизу, одновременно с представлением заключения эксперта.
➥ Заключение эксперта с приложениями к нему или сообщение о невозможности дачи заключения составляются в двух экземплярах, подписываются экспертом (экспертами) и постранично визируются. Один экземпляр документа передается органу, назначившему экспертизу, а другой хранится в делах учреждения. Подписи эксперта удостоверяются печатью СЭУ.
Оценка водного транспорта
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, водный транспорт квалифицируется как недвижимое имущество и в обязательном порядке подлежит государственной регистрации. Под водным транспортом понимают средства передвижения и перевозки грузов, перемещающиеся по водоемам внутренней и внешней акватории. Суда внутренней акватории называются речным транспортом и используются для перевозки людей и грузов на реках и озерах. Суда внешней акватории называются морским транспортом и отличаются более крупными размерами (как правило), большей грузоподъемностью, а также способностью переносить сильный шторм. Оценка транспорта осуществляется в отношении следующих водоплавающих средств передвижения:
- Пароходы
- Корабли
- Лодки
- Яхты
- Катера
- Гидроциклы
Для оценки объекта, относящегося к группе водного транспорта, необходимо предоставить копии правоустанавливающих документов, а также следующие данные и параметры оцениваемого судна:
- Дату и место создания оцениваемого объекта.
- Его функциональное назначение.
- Класс регистра, к которому относится данное транспортное средство и его регистровый номер.
- Данные владельца представленного на экспертизу транспортного средства.
- Юридические лица предоставляют полную стоимость судна, а также его остаточную балансовую стоимость.
- Размеры оцениваемого судна – длина и ширина транспортного средства, высота борта и так далее.
- Вместительность транспортного средства.
- Грузоподъемность транспортного средства.
- Количество палуб и водонепроницаемых перегородок.
- Количество запасов, размещаемых на судне – твердый груз, балласт, топливо, питьевая вода и пр.
- Информацию об основном двигателе судна – его тип, марку, мощность и производителя.
- Марку и тип главного редуктора транспортного средства (элемента передачи мощности на судне).
- Количество котлов, их производительность и показатели давления.
- Описание судовых устройств с указанием их кратких характеристик.
- Данные о спасательных средствах.
- Источники энергии электрической сети на транспортном средстве.
- Описание уровня автоматизации оцениваемого транспортного средства.
- Перечень и описание промыслового оборудования (если таковое имеется).
Проведение экспертизы по уголовному делу
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.
Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.
Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.
Как определяется размер выплаты
Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.
Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.
Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.
Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:
ОСрр = ССрр + ДП + НЗ
Как проводится дорожно-транспортная экспертиза
Частная независимая экспертиза может осуществляться через несколько часов после ДТП, за счет одного из участников аварии. Проводить экспертизу разрешается до судебного разбирательства для выяснения обстоятельства аварии, однако, как уже было сказано данная процедура не бесплатна.
Судебную дорожно-транспортную экспертизу могут назначить исключительно в суде по ходатайству одного из участников аварии либо с целью дополнительного расследования для определения виновника. Проводить экспертизу имеет право исключительно эксперт-автотехник (1, 2, 3 разряда). Эксперт-автотехник является специалистом, имеющим специальность «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство» и опыт работы по направлению подготовки не менее 1 года.
Для проведения экспертизы требуется предъявить:
- схему ДТП;
- задокументированные письменно опросы свидетелей и участников ДТП;
- видеозаписи, фотоснимки с места происшествия;
- акт осмотра ТС;
- справка о ДТП;
- постановление об административном правонарушении;
- протокол административного правонарушения (копия);
- заключение о наличии неисправностей ТС и стоимости восстановительного ремонта.
Акты осмотра ТС и заключения предоставляет страховая компания, которая выплачивает компенсацию ущерба.
Сроки проведения экспертизы могут колебаться от 2 до 7 дней в зависимости от обстоятельств. В основном на проведение судебной экспертизы отводится не более 10 дней.
Какие данные требуются эксперту для предварительного анализа:
- Комплект документов об обстоятельствах дорожно-транспортного-происшествия – тут необходимы письменные объяснения всех участников ДТП, пояснения сотрудника ГИБДД, протоколы об административных правонарушениях (при их наличии), постановление о привлечении к ответственности по административному правонарушению, протоколы осмотра места ДТП и т.д.;
- Фотографии и записи с видеорегистраторов с места ДТП (если есть);
- Поврежденное транспортное средство (можно обойтись фотографиями, если они раскрывают достаточно информации о повреждениях);
- Фотографии окружающей обстановки на месте ДТП (дорожное полотно, знаки, разметка и другие обстоятельства, которые могли оказать влияние на инцидент).
Порядок проведения судебных экспертиз в гражданском процессе
Судебные экспертизы могут проводиться в государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждениях, сотрудниками неэкспертных учреждений, частными экспертами.
Экспертиза может проводиться в судебном заседании или вне заседания. В законе (ч. 2 ст. 84 ГПК РФ) говорится о том, что экспертиза вне судебного заседания проводится, если это необходимо по характеру исследований либо при невозможности или затруднении доставить материалы или документы для исследования в заседании, т.е. в исключительных случаях. Хотя практика свидетельствует об обратном – производство экспертиз вне судебного заседания является скорее правилом, чем исключением.
Заключение эксперта для суда необязательно и должно оцениваться судом в совокупности с другими доказательствами по делу. При этом несогласие суда с заключением эксперта должно быть мотивировано в решении или определении суда. На время проведения экспертизы производство по делу может быть приостановлено. В гражданском судопроизводстве экспертные методики могут быть использованы и вне экспертных исследований. Речь в частности может идти о судебно-медицинских исследованиях живых лиц и трупов.
О классификации судебно-трасологических экспертиз
УДК 343.98
Четвергов Андрей Владимирович – начальник Забайкальского линейного управления МВД России на транспорте.
Абрамов Александр Юрьевич – заместитель начальника Забайкальского линейного управления МВД России на транспорте.
Лиценберг Ирина Ивановна – кандидат экономических наук, доцент Забайкальского института предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации.
Аннотация: Судебно-трасологические экспертизы являются наиболее востребованными на практике при расследовании преступлений. Однако, вопросы их классификации, как показал анализ источников нормативной, учебной и специальной литературы, не являются разработанными исчерпывающе. В статье систематизирована и дополнена существующая классификация судебно-трасологических экспертиз.
Ключевые слова: трасология, судебно-трасологическая экспертиза, классификация, исследование следов, идентификация объектов по следам, ОВД, расследование преступлений.
Первые упоминания об использовании следов при расследовании преступлений обнаружены еще в древних документах, датирующихся II в. до н.э. В последующем, на протяжении истории, разрабатывались теоретические основы и практические аспекты трасологии.
Значительный научный вклад в развитие данной области знаний в XX в. внесли Г.Л. Грановский, Е.И. Зуев, Ю.Г. Корухов, Б.И. Шевченко, И.Н. Якимов.
Признание трасологии в 30-40-х гг. прошлого века самостоятельным разделом криминалистики стимулировало ее дальнейшую разработку. Из современных отечественных ученых, специализирующихся в данной сфере научных интересов, следует отметить работы Т. В. Аверьяновой, Н.П. Майлис, А.Г. Сухарева и др. Практическое же применение трасологии, прежде всего, реализуется посредством судебно-трасологических экспертиз.
Под судебно-трасологической экспертизой подразумевают процессуальное действие, в ходе которого специалист, обладающий всей полнотой необходимых познаний в научно-технической или культурной сфере и соответствующим уровнем квалификации, производит изучение следов какого-либо объекта в целях получения доказательств для суда [8].
Целью судебно-трасологической экспертизы является установление объекта по обнаруженным следам, а также и определение механизма и условий их образования.
Статистические сведения свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес от общего количества экспертиз, проведенных в подразделениях ОВД, приходится именно на трасологические (75%) [5].
В Забайкальском линейном управлении МВД России на транспорте в 2019 г. проведено 407 криминалистических экспертиз, из них наибольшая доля (40,3%) – трасологические.
Как показал проведенный анализ, в настоящее время, научные труды, преимущественно посвящены методике судебно-трасологических экспертиз, закономерность чего очевидна. Однако, приведенные в изученной литературе классификации судебно-трасологических экспертиз требуют систематизации и дополнения:
- во-первых, по причине разнообразия и сложности объектов и предметов исследования;
- во-вторых, развитие науки и техники способствует расширению возможностей и совершенствованию методов исследования, и соответственно, появлению новых и детализации существующих видов трасологических экспертиз.
Общая система классификации судебных экспертиз включает четыре уровня:
- Классы (типы) составляют экспертизы, объединённые общностью теоретических и методических основ и объектов, исследуемых на базе определенных знаний. Классами судебных экспертиз являются, например, криминалистические, судебно-медицинские и др.
- Роды экспертиз дифференцируют в зависимости от предмета, объектов и методов исследования. Например, родами криминалистических экспертиз являются трасологические, баллистические и др.
- Виды – составляющие части рода, которые различаются между собой спецификой предмета при общих объектах и методиках.
- Разновидности (подвиды) – элементы вида, отличающиеся конкретными задачами и методиками исследования отдельных групп объектов [9, 16].
ГОСТ Р 57428-2017 «Судебно-трасологическая экспертиза. Термины и определения» классифицирует судебные трасологические экспертизы по предмету исследования на следующие виды: гомоскопическая, механоскопическая, экспертиза следов животных и транспортная [3].
1. Гомоскопическая – занимается исследованием следов человека, с целью идентификации личности (прежде всего, правонарушителя), а также установления произошедших событий и связанных с ними обстоятельств. Развернутую классификацию экспертизы данного вида можно представить следующим образом:
- экспертиза следов пальцев рук и ладоней. Дактилоскопия основана на уникальности рисунка кожи (папиллярных узоров);
- экспертиза следов человеческих зубов основана на индивидуальности их строения, что дает возможность использовать их для идентификации преступника, а также неопознанного трупа или без вести пропавшего. Следы зубов, обнаруженные на каких-либо предметах, являются объектом исследования судебно-трасологической экспертизы. Следы зубов на теле или трупе исследуются судмедэкспертами.
- экспертиза следов человеческих ног исследует, соответственно, следы обуви или босых ног, изъятые с места происшествия, зафиксированные в виде слепков, фотоснимков и пр. Исторически именно этот вид следов был одним из первых и, соответственно, хорошо изученных объектов трасологической экспертизы [7].
- экспертиза следов различных частей человеческого тела (губ, лба, ушных раковин, носа, коленей и т.д.). С.И. Ненашев и Ш.И. Хазиев применяют термин «трасологическая экспертиза нетрадиционных следов человека» в разработанных ими одноименных методических рекомендациях [11];
- экспертиза следов крови человека согласно информации, размещенной на сайте Российского Федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации [14] также может быть относена к гомоскопической судебно-трасологической экспертизе;
- экспертиза прочих следов биологического происхождения (пота, слюны и пр.).
Что касается трасологической экспертизы следов крови и других следов биологического происхождения, то предметом ее исследований является механизм их образования, а не состав веществ. Последний устанавливается в ходе судебно-медицинской, а также является объектом исследования комплексной (медико-криминалистической) экспертизы [4, 17];
- экспертиза следов элементов одежды, обнаруженных на местах происшествий (верхней одежды, перчаток, чулочно-носочных изделий и прочих предметов одежды и туалета (носовых платков, ремней и пр.). При этом в качестве следообразующего объекта выступает как материал изготовления, так и анатомические признаки тела обладателя одежды, а также признаки ношения (складки, потертости и т.п.).
Согласно классификации следов человека по Г.Л. Грановскому [12], гомоскопическую экспертизу целесообразно классифицировать на:
- собственно гомоскопическую – исследование следов, оставленных непосредственно какой-либо частью тела человека (зубов, рук, босых ног и т.д.);
- мехагомоскопическую – исследование следов, оставленных человеком через обувь, перчатки, одежду, протезы и пр.
2. Механоскопическая экспертиза исследует следы орудий и механизмов:
- экспертиза следов орудий и инструментов (например, ломов, ножей и др.). Данная разновидность трасологической экспертизы решает три группы вопросов:
- определение механизма образования следов;
- установление групповой принадлежности объектов, оставивших следы;
- индивидуальная идентификация объектов по их следам.
- экспертиза различных запирающих устройств (замков и т.д.);
- экспертиза предохранительных и сигнальных устройств (пломб, инструментов, применяемых для вскрытия и навешивания пломб и т.д.). Запирающие и предохранительные устройства являются объектами экспертиз, в основном, при расследовании преступлений, связанных с хищением каких-либо материальных ценностей;
3. Экспертиза следов животных – изучает следы зубов, когтей, лап, подков животных, а также клейма, например, на шерсти животного. Решает задачи, связанные с установлением животного, оставившего следы и механизма их образования.
Какие задачи решают транспортно-технические экспертизы
Теоретики судебной экспертизы и эксперты-практики выделяют 5 видов диагностических задач, которые решают транспортно-технические экспертизы:
- исследования технического состояния транспортных средств:
- элементов конструкции ТС,
- технического состояния,
- неисправностей ТС, их причин, времени появления и влияния на развитие ДТП,
- качества ремонта, обслуживания и ТО.
- определение траектории и характеристик движения:
- механизма взаимодействия ТС с различными объектами в момент ДТП,
- механизма ДТП,
- особенностей повреждений и неисправностей после ДТП.
- установление состояния транспортных путей:
- характеристик дорожного покрытия и состояния дополнительных элементов,
- дефектов, причин и времени их возникновения,
- причинной связи между обнаруженными дефектами дефектами на дороге и ДТП.
- установление особенностей ДТП:
- возможных причин,
- скорости движения транспортного средства, его тормозного и остановочного пути,
- момента возникновения опасности для движения,
- действий водителя и технической возможности предотвратить ДТП.
- оценка действий специалистов по ТО и ремонту, обслуживавших транспортное средство до происшествия.
Для чего необходима экспертиза
Если экспертиза исследует техсостояние автомобиля после ДТП, то она решает следующие задачи:
- выявление дефектов и поломок транспортного средства, его агрегатов, механизмов, деталей и узлов;
- определение времени и факторов образования неисправностей;
- установление потенциальных возможностей влияния поломок на возникновение аварии;
- контроль соответствия фактического технического состояния авто (отдельных механизмов, агрегатов, узлов и деталей) предусмотренным регламентом техническим требованиям, обеспечивающим безопасность дорожного движения;
- обнаружение причин отказа подушек безопасности;
- констатация возможности заблаговременного выявления дефектов и неисправностей до учинения ДТП.
Когда экспертиза привлекается чтобы защитить потребительские права, то исходя из конкретных целей, перед ней предстоят задачи:
- определить отсутствие/наличие неисправностей (дефектов поломок) в обследуемом автомобиле;
- установить причины происхождения неисправности (вследствие нарушений эксплуатационных требований или технологического процесса на заводе);
- диагностировать этап производственного цикла, на котором потенциально возможны упущения, приведшие к возникновению дефекта;
- установить конкретные факторы неправильной эксплуатации, которые привели к неисправностям.
Порядок проведения автотехнической экспертизы
В первую очередь при возникновении необходимости в проведении автотехнической экспертизы, инициатор исследования направляется для получения предварительной консультации с экспертом. Консультация проводится с целью определения конкретного вида автотехнической экспертизы, ее стоимости и сроков проведения, постановки цели и задач исследования, а также формулирования списка вопросов эксперту. На предварительной консультации также определяется, будет ли экспертиза проведена одним специалистом или комиссией экспертов.
При принятии положительного решения о производстве автотехнической экспертизы, инициатор исследования заключает с экспертным центром договор на проведение данного анализа. В договор в обязательном порядке включается информация о стоимости и сроках осуществления предстоящей экспертизы, цели и задачи, поставленные перед экспертом, перечень вопросов, на которые он должен будет ответить. После заключения договора, заказчик представляет эксперту все имеющиеся у него материалы. В каждом конкретном случае проведения исследования, список материалов оговаривается отдельно. В большинстве случаев для производства автотехнической экспертизы необходимо передать эксперту следующие документы:
- Технический паспорт, содержащий сведения о типе, марке автомобиля и других его характеристиках.
- Документы, подтверждающие личность владельца и его право на обладание данным транспортным средством.
- Сведения о произошедшем инциденте – количество пассажиров, скорость передвижения транспортного средства, состояние дороги, наличие дорожной разметки и дорожных знаков и так далее.
- Показания свидетелей, справку о дорожно-транспортном происшествии (если имеются и если необходимы).
- Другие документы – по требованию эксперта, проводящего исследование.
Назначение транспортно-трасологической экспертизы
Независимая транспортно-трасологическая экспертиза автодорожного происшествия может назначаться в том случае, если невозможно точно определить виновное лицо. Нередко к услугам специалистов прибегает один из участников ДТП, несогласный с выводами компетентных органов. Также транспортная трасология может быть проведена для идентификационного сравнения представленных образцов с иными следами происшествия.
Квалифицированная транспортно-трасологическая экспертиза, проведенная профессионалами с использованием передовых методов, современных технологий и высокоточного оборудования, позволяет максимально точно определить механизм, в соответствии с которым развивалась нештатная ситуация на дороге и само ДТП.