Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто Несет Ответственность за Повышение Квалификации Педагога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательство предусматривает плановое повышение квалификации педагогического работника каждые 3 года. В таком случае считается педагогический стаж. Если за это время преподаватель по каким-либо причинам не работал по специальности, время с последних курсов не учитывается.
Когда, кому нужно повышение квалификации
При перерыве в преподавательской деятельности или в самом ее начале преподаватель обязан пройти курсы повышения квалификации для восстановления и приобретения навыков. Такие курсы для работников государственных учреждений бесплатны.
При внедрении в процесс обучения новых методов, разработок, экспериментальных способов обучения, программ или предметов. Не позднее чем за 6 месяцев до начала обучения проводится повышение квалификации для участвующих преподавателей.
Выпускник ВУЗа с более высоким уровнем аккредитации может преподавать профильные предметы своей специализации в заведении на 1—2 уровня ниже. При этом для приобретения навыков преподавания такому работнику также потребуется повышение квалификации.
Аттестация работников
Аттестация работников – это проверка их соответствия занимаемой должности с точки зрения деловых качеств и итогов работы. В статье – пошаговая инструкция по проверке, образцы документов и бесплатные справочники.
Читайте в статье:
Проведение аттестации работников имеет целью проверить, соответствуют ли они той должности, которую занимают. В ходе проверочных мероприятий специальная комиссия по законодательно определенной процедуре оценивает деловые качества сотрудников и итоги их работы. Значимость аттестационной проверки такова, что по ее итогам, если они оказываются неудовлетворительными, человека можно даже уволить.
Тем не менее, пока что проведение аттестации работников не является повсеместно обязательным. На текущий момент под эти проверочные мероприятия подпадают преимущественно госслужащие или лица, работающие в условиях повышенной вредности или опасности. Но это не значит, что остальных работодателей не касается проблема оценки соответствия сотрудников их должностям. По действующим правилам, инициатором проверочного мероприятия, даже когда оно не обязательно, может быть любая из сторон трудового договора.
Оформить результаты аттестации работников 2019 года правильно вам помогут следующие справочники, их можно скачать:
Инициатором оценки должностного соответствия может быть и сотрудник, и работодатель.
Далее в статье – подробно про проведение аттестации работников, а также бланки и образцы необходимых документов, которые можно скачать.
Законодательство не обязывает всех работодателей проводить аттестацию персонала. С этой процедурой хорошо знакомы сотрудники бюджетных учреждений, а также некоторые работники энергетической, транспортной отраслей, сферы здравоохранения, образования и пр. Например, те, кто работает на опасных производственных объектах, на объектах по хранению/уничтожению химического оружия, те, чья работа связана с движением/маневрированием поездов и пр. Обязательную аттестацию проходят также руководители унитарных предприятий, государственные и муниципальные служащие РФ.
Не подлежат аттестации:
- беременные женщины;
- лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
- сотрудники, принятые на работу меньше года назад;
- совместители, чей трудовой договор заключен на срок 1–2 года, и др.
Большинство коммерческих компаний вправе самостоятельно решать, нужно ли оценивать квалификацию сотрудников, разрабатывать порядок проведения аттестации персонала и, главное, определять цели этой процедуры. Аттестация может выявить слабые места в подготовке работника, определить перспективы его развития, найти мотивацию к работе в должности и пр. Есть и практическая сторона вопроса: результаты оценки персонала могут стать основанием для увольнения сотрудника, перевода его на другую должность, пересмотра размеров оплаты труда и пр.
Повышение квалификации педагогов
Данный перечень носит исчерпывающий характер. Включение в специальный стаж таких периодов как учебные отпуска и нахождение на курсах повышения квалификации, Правилами не предусмотрено.
По данному поводу действует множество норм и требований, не знать которые как раз и представляется абсурдным для любого работника:
— времени, необходимого для выполнения работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.
▪ в соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профобразования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель;
— продолжительности рабочего времени или норм часов педагогической работы за ставку заработной платы, устанавливаемых согласно приказу Минобра от 22.12.2014 №1601;
Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.
После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.
Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.
Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.
Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.
Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.
Особенности проведения отдельных аттестационных процедур
- Профессиональный педагогический экзамен
Профессиональный экзамен проводится с использованием единой информационной системы. Помимо ЕФОМ он содержит механизм для проведения оценки, результаты прохождения аттестаций и иные сведения.
На портале также размещаются типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям.
Оценку ответов проводят аккредитованные эксперты, отбираемые из числа участников педагогических общественных организаций, ассоциаций и других корпоративных некоммерческих организаций.
При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и установление квалификационных категорий максимальная оценка по данному этапу равняется 60 баллам.
- Оценка динамики образовательных результатов педагога
При аттестации учителя исследуются результаты его учеников за последние 5 лет по следующим направлениям:
- результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР;
- результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик;
- данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований;
- участие в образовательных олимпиадах различного уровня
Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.
- Оценка сведений о сложности профессиональной деятельности учителя
Данный раздел мотивированного представления работодателя содержит сведения:
- об аттестуемом учителе (пол, возраст, образование, ученые степени и научные звания, стаж, педагогическая нагрузка и уровень заработной платы и др.);
- об образовательной организации (качество обучения, сменность, наличие компьютерных и иных технических средств, средняя заработная плата учителей, этнокультурная характеристика, наличие обучающихся с особыми потребностями, особенности формирования контингента обучающихся);
- о населенном пункте (численность населения, транспортная доступность и т.д.).
Максимальная оценка данного этапа – 5 баллов. Она определяется как повышающий коэффициент (от 1,00 до 1,25) к балльному значению оценки динамики образовательных результатов.
- Оценка индивидуальных достижений учителя
Индивидуальные достижения учителя за последние 5 лет включают:
- участие в конкурсах профессионального мастерства;
- полученные звания, награды, грамоты, благодарности и иные поощрения;
- результаты научной, методической и наставнической деятельности;
- мнения выпускников, завершивших обучение в общеобразовательной организации за 4 года и более до проведения аттестации.
Прием и учет мнений выпускников должен подразумевать их верификацию. Если учитель работает в образовательной организации менее 5 лет, сбор такой информации организуется по месту его предыдущей работы.
Максимальная оценка достижений учителя – 15 баллов. За каждое достижение может быть начислено не более 2 баллов. Исключение составляет учет мнения выпускников и особые достижения, за которые может быть добавлено по 5 баллов.
Аттестация педагогов в 2022 году по новым правилам
Выше уже было сказано, что традиционная система оценки квалификации перестала соответствовать требованиям современности. Громоздкая и не унифицированная, она имела множество дыр и по факту несла все меньше пользы, зато чаще отвлекала педагогов от преподавания.
Новая национальная система учительского роста (коротко – НСУР) призвана исправить сложившуюся ситуацию. Переход к ней начался несколько лет назад. Эта система в деталях отражает процесс профессионального роста педагогов.
Влияние аттестации на зарплату педагогов
Одной из целей запуска НСУР и новой системы аттестации было установление действительно понятной и справедливой системы оплаты труда. Однако до сих пор не появилось никакой ясности касательно того, как именно это будет работать.
Сейчас учитель может претендовать на надбавку к зарплате, если имеет определенную категорию:
- соответствие занимаемой должности – около 10%;
- первая категория – в среднем от 15% до 25%;
- высшая категория – от 30% до 40%.
Так как порядок расчета зарплаты устанавливается на уровне региона, города и даже отдельной школы, коэффициенты могут плавать от случая к случаю.
И эта проблема должна будет уже скоро решиться. В 2020 году Госдума приняла закон, разрешающий Правительству устанавливать отраслевые системы оплаты труда для работников бюджетной сферы. Суть таких систем в том, что они будут едиными для всех таких учреждений в масштабах всей страны.
Первая такая отраслевая система оплаты труда появилась как раз для педагогических работников. В отличие от «Майских указов» (которые устанавливают зарплату учителя в размере 100% от средней по региону), в новой системе все детализировано чуть лучше. Если она будет принята в таком виде, зарплата учителей будет складываться из:
- ставка зарплаты – она будет учитывать уровень квалификацию педагога. Изначально говорилось, что базовые оклады будут устанавливаться в разных регионах отдельно;
- компенсационные и стимулирующие выплаты – согласно четко установленному перечню и размерам согласно постановлению правительства;
- региональные надбавки – субъекты РФ смогут вводить их по своему усмотрению.
Зарплата учителя по новой системе не сможет быть ниже, чем была на дату, когда эта система вводилась (то есть, зарабатывать меньше учителя точно не станут). Идеи ввести базовый оклад на уровне МРОТ или двух МРОТ в итоге в окончательный проект системы не вошла.
Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации педагога?
На сегодняшний день можно наблюдать активное внедрение профессиональных стандартов для различных педагогических специалистов. Как утверждают законотворцы, с помощью этих документов требования к учителю и его профессиональным качествам начнут соответствовать основным тенденциям времени.
Но это не единственное нововведение в педагогической отрасли – аттестация учителей также регулярно претерпевает изменения, подстраиваясь под образ современного учителя.
С 2019 года педагоги будут сдавать Национальный квалификационный тест, а также представлять на суд независимой комиссии портфолио. В рамках теста будет проверка не только собственно знаний технологии преподавания дисциплины, но и проверка умений быть психологом, наставником и другом учащихся. А портфолио должно отражать взаимосвязанную деятельность учителя и его подопечных.
- Поступление 2020
- Карантин
- Рейтинги
- ЕГЭ, ОГЭ
- Профориентация
- Студентам
- Куда поступать
- Бизнес образование
- Дистанционное образование
- Новости
Повышение квалификации педагога. Кто оплачивает курсы?
Во-первых, директорам не хочется тратить деньги на повышение квалификации. Ведь, если никто не захочет проходить обучение, эти деньги можно будет потратить на что-то более полезное (с точки зрения директора).
Во-вторых, оплата курсов в условиях действия закона о госзакупках — дело непростое, это дополнительные хлопоты для бухгалтера.
Совсем плохо, если педагог хочет обучаться на каких-то экзотических курсах, не включенных в официальный список. Тогда возникает противоречие: педагог имеет право на оплату курсов, но школа не может их оплатить, поскольку данная образовательная организация не учтена на портале госзакупок.
В-третьих, в ситуации сверхэксплуатации педагогов, ведущих по
30–40 часов, найти замену человеку, уехавшему на 2 недели на курсы, очень сложно. И учитель, повышающий свою квалификацию, вынужден думать, как он сумеет потом объяснить детям (бесплатно!) необходимый по программе материал.
Наконец, есть еще проблема одобренных и неодобренных курсов. За деньги, предназначенные для оплаты повышения квалификации, идет серьезная борьба, тем более что сейчас вести такие курсы могут не только институты повышения квалификации, но и университеты. Многие учителя жаловались нам, что в их регионе «не рекомендовали» учиться в заочном педагогическом университете «1 сентября».
В отличие от основного образования, от дополнительного можно отказаться в любой момент. Мотивацией для обучения в вузах, колледжах и школе служит возможность получить знания, навыки и, конечно, документы, с помощью которых можно устроиться на работу. Но для тех, кто посещает кружки, секции и факультативы, такая мотивация не действует. И преподавателю важно об этом помнить — если его уроки не будут нравиться и приносить пользу, ученик просто не придет на следующее занятие. Именно поэтому учителю стоит уделить максимум внимания индивидуальной работе с каждым ребенком, созданию и поддержанию хорошей атмосферы на уроках, развитию талантов и поиску тех плюсов, ради которых ученики будут ходить на занятия на постоянной основе.
В отличие от учителей школ и преподавателей вузов, педагоги дополнительного образования не могут давать ученикам объемные домашние задания — иначе у учащихся просто не останется времени на основную учебу и на отдых. Нужно соблюдать баланс между навыками, которые оттачивает ученик, и временем, которое он тратит.
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых устанавливает три обобщенные трудовые функции:
- Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам. В списке обязанностей — отбор учеников (обычно это предполагает работу в комиссии), подготовка учащихся к соревнованиям, конкурсам, выставкам и другим мероприятиям, помощь в развитии талантов и в коррекции поведения, разработка образовательных программ, оценка и аттестация учеников, консультирование детей и их родителей (в том числе на родительских собраниях), организация и проведение досуговых мероприятий.
- Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. Специалист этого направления не учит детей сам, а помогает в работе своим коллегам. Он изучает рынок услуг дополнительного образования, разрабатывает программы и формирует предложения, которые, на его взгляд, будут пользоваться спросом. Также он консультирует педагогов, оценивает и утверждает или отклоняет разработанные ими программы, подбирает курсы переподготовки или повышения квалификации для специалистов. Кроме того, в его обязанности входит посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, которые проводят педагоги дополнительного образования, а также разработка рекомендаций по улучшению этих мероприятий и уроков.
- Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. Специалист этого направления разрабатывает и проводит массовые мероприятия (выставки, соревнования и пр.), организует набор учащихся и следит за тем, чтобы все группы были укомплектованы, привлекает новых учеников, взаимодействует с органами власти, социальными партнерами и другими организациями по вопросам образования и проведения мероприятий. Кроме того, такой специалист контролирует и координирует работу педагогов и анализирует результаты реализации образовательных программ.
Эти обязанности, перечисленные в профстандарте, могут быть включены в должностную инструкцию педагога дополнительного образования. Учитывайте это при выборе направления работы.
Помимо стандартных для всех работников пунктов «ненадлежащие исполнение трудовых обязанностей» и «нарушение внутреннего распорядка, распоряжений директора или требований ТК РФ» педагог дополнительного образования несет ответственность за жизнь и здоровье своих учеников, за качество занятий и мероприятий, которые он проводит. За аморальный поступок или насилие над учеником (неважно, физическое или психическое), даже однократное, учителя могут уволить. Кроме того, педагог несет материальную ответственность за причинение ущерба ученикам или организации в связи с исполнением или неисполнением своих обязанностей.
Место работы педагога доп. образования зависит от его специализации. Руководитель хореографического коллектива может устроиться в танцевальную студию, а преподаватель изобразительного искусства — в художественную школу. Но есть и варианты, которые подходят почти всем: общеобразовательные и частные школы, кружки и секции, центры детского и юношеского творчества, дома культуры, детские сады. Также педагог может открыть частную практику и заниматься с учениками в индивидуальном порядке.
Обязанности всех учителей
В обязанности учителя входит:
- ведение педагогической деятельности на высоком профессиональном уровне, обеспечение выполнения образовательных программ;
- соблюдение профессиональной этики, уважение чести, достоинства всех участников образовательного процесса (детей, коллег, родителей);
- соблюдение норм права и морали;
- применение методов и форм воспитания и обучения, обеспечивающих высокий уровень качества работы;
- учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;
- регулярное повышение профессиональной компетентности;
- аттестация на соответствие занимаемой должности;
- при поступлении на работу и ежегодно проходить медосмотр;
- соблюдение Устава, Правил внутреннего распорядка, Положения о школе.
Такой круг обязанностей устанавливает ст. 48 ФЗ «Об образовании» и он не может быть расширен по воле администрации школы или региональных ведомств.
Что такое уголовное преследование
Факт уголовного преследования становится для человека препятствием непреодолимой силы при трудоустройстве в сферу образования. О факте преследования говорят, когда в отношении конкретного человека возбуждено уголовное дело.
Оно может быть закрыто по объективным причинам. Также законом предусмотрены случаи, когда преступление переквалифицируется из уголовного в административное.
Есть разница между «преследованием» и «делом». Уголовное дело может продолжаться, так как имело место преступление, но подозреваемый освобождается от преследования по причине его невиновности. Только суд признает гражданина РФ виновным или снимает с него уголовное преследование. Поэтому судебное решение является основанием для запрета заниматься педагогической деятельностью или для восстановления преподавателя в своих правах.
Аттестация преподавателей
Работники сферы образования, которые относятся к группе педагогов, периодически проходят проверку на соответствие занимаемой должности. Это называется аттестацией педагогов.
Цели аттестации:
- стимулировать профессиональный и личностный рост;
- повысить качество педагогической работы;
- выявить необходимость повышения квалификации;
- оценить нераскрытый потенциал;
- определить квалификационную категорию для установления уровня оплаты труда.
Задача руководства ОУ — провести аттестацию педагогов в открытой форме с соблюдением условий гласности и коллегиальности для объективности оценки и исключения дискриминации.
Преподаватель, желающий пройти аттестацию для повышения квалификации, подает заявление в любое время, когда посчитает себя готовым к этому. Аттестация в обязательном порядке проводится каждые 5 лет, даже если педагог не выразил своего желания.
При аттестации педагогов основное внимание уделяется 3 направлениям:
- Выполнение обязанностей, связанных с конкретной должностью.
- Соответствие уровня знаний установленным требованиям.
- Уровень профессиональной подготовки и стаж работы.
Когда, кому нужно повышение квалификации
Законодательство предусматривает плановое повышение квалификации педагогического работника каждые 3 года. В таком случае считается педагогический стаж. Если за это время преподаватель по каким-либо причинам не работал по специальности, время с последних курсов не учитывается.
При перерыве в преподавательской деятельности или в самом ее начале преподаватель обязан пройти курсы повышения квалификации для восстановления и приобретения навыков. Такие курсы для работников государственных учреждений бесплатны.
При внедрении в процесс обучения новых методов, разработок, экспериментальных способов обучения, программ или предметов. Не позднее чем за 6 месяцев до начала обучения проводится повышение квалификации для участвующих преподавателей.
Выпускник ВУЗа с более высоким уровнем аккредитации может преподавать профильные предметы своей специализации в заведении на 1—2 уровня ниже. При этом для приобретения навыков преподавания такому работнику также потребуется повышение квалификации.
Аттестация педагогических работников: обязательная и добровольная
Закон предусматривает два варианта аттестации: обязательную и добровольную. В том случае, если педагог не подтверждает квалификацию, характерную для того или другого разряда, он аннулируется.
Добровольную аттестацию учитель может пройти в любое время, основываясь на собственных желаниях. Сроки обязательной — определяются соответствующим административным органом в субъекте Федерации.
Цель аттестации очевидна: педагог должен подтвердить, что является учителем не случайно, справедливо занимает данное место.
Причем подтвердить квалификацию он должен профессиональному сообществу. Итогом проверки становится оценка — отвечает ли педагог занимаемой должности или нет.
Итак, в настоящее время российский учитель может иметь одну из категорий: первую или высшую.
Первая категория присваивается тем педагогам, у которых нет вообще никакой категории или тем, кто имеет первую категорию и у кого пятилетний срок последней аттестации близится к концу.
Высшая категория может быть присвоена тем, кто хочет повысить категорию — спустя два года после аттестации; и тем, кто, имея высшую категорию, хочет подтвердить ее в силу того, что срок прошлой аттестации подходит к концу.