Конвенция ООН о правах ребенка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конвенция ООН о правах ребенка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.

Защита прав и интересов ребенка

Осуществляя защиту прав ребенка, родители должны исходить исключительно из интересов своих детей.

Защищать права и интересы ребенка необходимо до достижения им возраста совершеннолетия.

Совершеннолетие, по общему правилу, наступает в возрасте 18 лет. В случае обретения полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак ребенок может достичь совершеннолетия в возрасте 16 лет. При этом признание несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным до возраста 18 лет производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей.

Обратите внимание: в определенных случаях ребенок вправе самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Например, при злоупотреблении родителей своими правами, ребенок может обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет самостоятельно подать исковое заявление в суд.

Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) – Детский фонд ООН.

За последнее десятилетие XX века в результате войн и гражданских беспорядков около 1 млн. детей стали сиротами или были оторваны от родителей, 12 млн. остались без крова и около 10 млн. были травмированы психологически. ЮНИСЕФ помогает детям и женщинам, пострадавшим от войн, гражданских беспорядков и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций. Для решения особых проблем, возникающих в связи с военными действиями, ЮНИСЕФ организует оказание помощи детям по обеим сторонам конфликта. ЮНИСЕФ выступил инициатором и пропагандирует концепцию «дети как зона мира» для обеспечения лучшей их защиты.

Свою деятельность ЮНИСЕФ строит на принципах сотрудничества. Сотрудничества с властью, общественными организациями, другими международными фондами и организациями.

В развитых странах программы ЮНИСЕФ направлены на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей в развивающихся странах. Ведется сбор средств для осуществления программ помощи, в которых активно участвуют добровольцы.

ЮНИСЕФ привлекает звезд кино, шоу-бизнеса и спорта к участию в своих проектах. Один из наиболее известных послов доброй воли ЮНИСЕФ была покойная Одри Хепберн.

Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.

Идея особого отношения к детям, совершившим преступление, имеет в истории правосудия давнюю традицию. Еще в античном праве существовал принцип «прощения, оправданного несовершеннолетием». К сожалению, средневековье, с его пониманием ребенка как «маленького взрослого», отвергало этот принцип.

По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой, для средневековых правовых актов была характерна «примитивная жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности». Исходя из принципа «злой умысел восполняет недостаток возраста», к детям применяли все виды наказаний, вплоть до смертной казни. Семилетнего малыша могли заточить в тюрьму, привести к присяге, пытать.

Вплоть до середины XIX века отголоски средневекового отношения к теме «дети и правосудие» прослеживались в законодательствах многих стран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей «школами преступности».

Толчком к изменению системы правосудия по отношению к детям стал небывалый рост детской преступности в конце 19 – начале 20 вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей.

Правда, первый опыт по созданию новой судебной системы для работы с детьми относится опять-таки к США. 2 июля 1899 в Чикаго впервые был создан специальный суд, приступивший к рассмотрению дел исключительно несовершеннолетних. Новшество быстро распространилось по всей Америке и за ее пределами – в Великобритании (1908), Франции и Бельгии (1912), Испании (1918), Германии (1922), Австрии (1923). В 1931 ювенальные суды существовали в 30 странах.

В России система детских судов появилась в 1910. По мнению Эвелины Мельниковой, «Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. – До 70% несовершеннолетних правонарушителей „детские» суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как „орган государственного попечения о несовершеннолетних»».

Однако в 1918 Совнарком России решил отменить эту практику, заменив ее другой, по мнению правительства, более «гуманной». Тогда и появились комиссии по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по «детским» делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму.

Но полным крахом системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний – фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, «в целях повышения ответственности детей и родителей», упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть как-то защищавшие права детей. В 1941 был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности (указ 1935 в этом законодательном акте подвергался критике за излишнюю лояльность к несовершеннолетним преступникам). Оба указа действовали в СССР вплоть до конца 1950-х.

Читайте также:  Уплата страховых взносов: что изменится с 2023 года?

Многие эксперты считают, что эти акты надолго «задали тон» системе советского правосудия в отношении детей. И не в последнюю очередь, именно поэтому сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации в области защиты прав детей.

Право на общение с родственниками

Семейный кодекс содержит статью 55, которая посвящена праву детей на общение родителями, родственниками. Причем родственниками со стороны мамы имеют равные права с со стороны папы. Не случайно такое естественное право зафиксировано в законе.

При расставании родителей малыш зачастую подвергается сильному психологическому воздействию со стороны своих родных. Каждый старается ему внушить свою позицию по данному вопросу, не давая объективной картины. Обиженная женщина может препятствовать общению ребенка с папой. Именно для таких ситуаций – право, закрепленное в законе.

Если у отца или его родственников, например, у бабушки, возникает желание общаться с ребенком, они могут добиться его . Представители закона рассмотрят ситуацию и примут решение, максимально обеспечивающую интересы ребенка.

Основные права и обязанности ребенка должны быть защищены

Посягательства на права человека в нашей стране, к сожалению, явление распространенное. Например, в семьях иногда бывают моменты насилия. Известны случаи, когда отец или отчим против желания дочери (падчерицы) вступает с ней в половую связь. Права детей нарушают часто и государственные органы.

Согласно статье 56 СК РФ, каждый ребенок имеет право на защиту своих интересов. Какие это могут быть интересы? Да самые разнообразные. Общение с друзьями, посещение кружков, гармоничное развитие в семейной среде, получение полной и быстрой медицинской помощи, получение образования (посещение детского сада или школы) и многое другое. Защита интересов детей — это обязанность родителей.

Основные права и обязанности ребенка — это симбиоз системы сдерживаний и противовесов. Дети имеют много прав, но должны выполнять и свои обязанности. Ведь ясно, что невыполнение многими людьми своих обязательств перед другими или государством может привести к конфликту социальных групп. Обязанности детей семейное право также должно урегулировать законодательно!

Существует мнение, что детям не нужно разъяснять их права, чтобы не мешать правильному воспитанию. Некоторые родители считают, что в этом случае дети могут стать совсем неуправляемыми. Однако нужно помнить о том, что чувство собственного достоинства гораздо легче разрушить, чем создать. Дети должны знать о своих правах, это способствует становлению личности. Нельзя обходить вниманием и их обязанности – это помогает им стать ответственными людьми.

Какие права у ребенка есть и на какие он имеет право

В семейном своде РФ говорится о неотъемлемом праве несовершеннолетнего жить со своими родителями и получать от них ФИО, гражданство, защиту, заботу и прочее (закон о правах ребенка).

Данный перечень норм – один из самых важных ввиду того, что воспитание в семье дает возможность детям нормально развиваться физически, нравственно и интеллектуально.
И в случае пренебрежения ими предусмотрена ответственность, прописанная Административным и УК РФ.

Какими еще правами обладают дети с момента рождения?

К правам ребенка относится возможность получения образования, включая и дополнительное. Например различного рода кружки и спортивные секции.

Несовершеннолетние могут проводить свой досуг так, как им захочется. Они имеют неоспоримое право высказывать своё мнение.

Например, с десятилетнего возраста родители должны считаться с мнением своего чада, если хотят принять решение, его касающегося.

В нормативные права ребенка относятся правила детского здоровья и отдыха.

Всем, не достигшим 18 лет гарантируется, бесплатная медицинская помощь и лечение в санатории.

Детям с хроническими и трудно излечимыми болезнями полагаются бесплатные лекарства.

По законодательству РФ, несовершеннолетние могут работать, но с установленным сокращенным режимом. Также им полагается отпуск по желанию, возможность совмещать работу с учебой и прочее.

Нормы рабочих часов при совмещении с работой среднего образования:

  • От 14 до 15 лет не более двух с половиной час
  • От 15 до 16 лет 5 часов в день и не больше 24 часов в неделю.
  • От 16 до 18 лет 4 часа в день, но не более 36 часов в неделю.

Какими правами обладает ребенок и с какого возраста

Дети в возрасте 6-14 лет обладают гражданской правоспособностью и имеют право:

  • Приобретать покупать товары в магазинах.
  • Получать подарки.
  • Распоряжаться денежными средствами, выданными на карманные расходы.

Пока ребенку не исполнится 14 лет, в случае правонарушений различного рода к ответственности привлекают его родителей или опекунов.

Гражданские права ребенка даются при рождении, но полностью дееспособным его можно будет назвать только по достижению 18 лет.

  • В 14 лет дети уже получают паспорта и с разрешения попечителей могут заработать свои первые деньги, совмещая работу с учебой.
  • Кроме того, несовершеннолетний может сам отстаивать свои права в судебных органах и прокуратуре.
  • С 14 лет можно открывать счет в банке, вносить туда деньги и распоряжаться ими. Также получить право авторства на произведение, которое он сделал.
  • Если ребенок самостоятельно зарабатывает деньги, то в случае нарушений или причиненного ущерба несет материальную ответственность.
  • Также за воровство, побои, и другие проступки подростка могут привлечь к уголовной ответственности.
  • Шестнадцатилетние дети помимо вышеперечисленных возможностей, уже смогут ездить на мотоцикле и стать членом кооператива. В этом возрасте ребенка нельзя назвать полностью дееспособным, но в случае если он вступил в брак или стал предпринимателем, до достижения совершеннолетия, он получает это право полностью. Кроме того, такие дети уже могут быть привлечены к УК РФ и административной ответственности, наравне со взрослыми.
  • В 18 лет ребенок является полностью дееспособным, может нести ответственность наравне со взрослыми и работать по ТК РФ на общих основаниях.

Основные принципы конвенции

В Конвенции о правах ребенка перечислено 4 общих основных принципа:

  1. Запрет на неравное обращение.
  2. Наилучшее обеспечение интересов ребенка.
  3. Обеспечение существования ребенка и его развитие.
  4. Уважение взглядов и интересов ребенка.
Читайте также:  В России выросло число детских суицидов и их попыток

Именно эти 4 принципа лежат в основе Конвенции. Они составляют стандарт общества, доброжелательного к ребенку.

Соблюдая вышеперечисленные принципы, ребенок сможет развиваться гармонично и реализовывать все свои способности.

Запрет на неравное общение объясняется тем, что все дети имеют одинаковые права и нельзя с одним ребенком общаться хуже по причине иного пола, национальности, происхождения, состояния здоровья.

Детей, которые отличаются от большинства, всегда хотят загнать в рамки, чтобы они были, как все. Поэтому такие дети наделены особыми правами — позитивной дискриминацией.

Они не должны чувствовать себя ограниченными в возможности вести счастливую и полноценную жизнь.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка. Один из основных принципов Конвенции ставит интересы ребенка на первое место. Принимая решения и планируя свои действия, всегда нужно учитывать интересы ребенка.

Большое значение в соблюдении данного принципа играет умение выслушать ребенка и принять во внимание его мнение.

Обеспечение существования и развития. Все дети имеют право на жизнь и развитие. Основная обязанность родителей — это сделать все возможное для того, чтоб ребенок имел возможность нормально развиваться и реализовывать собственные способности и навыки.

При этом государство должно предложить родителям всевозможную помощь, поддержку и консультирование по определенным вопросам.

Если, несмотря на предоставленную помощь государства, родители все равно не могут обеспечить ребенка необходимыми условиями, государство должно взять эту обязанность на себя.

Уважение к взглядам ребенка. В любых вопросах, которые касаются ребенка, необходимо не только прислушиваться, но и учитывать его мнение. Данный принцип следует соблюдать во всех аспектах жизни ребенка.

Согласно конвенции, которая действует и в 2021 году, права ребенка должны быть на первом месте. Этот принцип касается:

  • семьи;
  • органов власти;
  • судов;
  • государственных и частных институтов.

Но, к сожалению, интересы ребенка трактуют по-разному. При обращении с ними может проявляться определенный негатив.

Таким образом, ребенок, в отношении которого допускалось физическое насилие, вырастает уже со сформированным садистским мышлением.

Разница между ребенком и взрослым

А между тем, детям положено и шалить, и капризничать, и быть сластенами. Их нервная система активно развивается, требуя ежедневной порции глюкозы и сахаров в объеме не менее 60 мл. Без сладкого ребенок отстает в росте, становится рассеянным, подавленным или, наоборот, чересчур возбудимым.

Ребенок не может самостоятельно постичь эти сложные жизненные премудрости, посему получает их первые уроки в виде сказок и родительских наставлений. Если они не сводятся к добродушному увещеванию К. Чуковского «Не ходите, дети, в Африку гулять», а основаны на примере поведения самых близких людей, результат обязательно бывает положительным. Дети копируют взрослых, подражая им во всем, вплоть до мимики и жестов. Эта особенность помогает ребенку усваивать не только правила хорошего тона, но и языки, уроки музыки, школьные предметы, а также добиваться спортивных достижений в раннем возрасте и противостоять вредным соблазнам в переходный подростковый период.

18. Каковы функции законодательной, исполнительной и судебной власти? 19. Что такое институт президентства? 20. Как проявляет себя местное самоуправление? 21. В чем выражаются права человека? 22. Что записано во «Всеобщей декларации прав человека»? 23. Что такое международное гуманитарное право? 24. Как защищаются права ребенка и взрослого человека? 25. В чем сходство между гражданским обществом и правовым государством? 26. Что такое преступление? 27. В чем выражается уголовная ответственность? 28. Что такое административный проступок? 29. Кар действуют правоохранительные органы? 30. Что такое общество и из каких сфер оно состоит? 31. Каковы основные признаки общества? 32. Как общество влияет на природу и в чем выражаются антропогенные нагрузки на нее? 33. Какие типологии общества приняты в науке, что такое доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество? 34. В чем проявляется социальный и научно-технический прогресс? 35. Как бы вы охарактеризовали глобальные проблемы человечества? 36. Что такое мировое сообщество? 37. Каким образом человек превращается в личность? 38. Что такое социализация и воспитание? 39. С какими потребностями человека вы познакомились? 40. Как происходит познание человеком мира и самого себя? 41. В чем состоит духовная жизнь человека? 42. Как связаны между собой свобода и ответственность? 43. Как проявляет себя человек в группе? 44. Что такое межличностные отношения и процесс общения? 45. Как возникают и разрешаются конфликты в обществе?

Я считаю, что права ребенка и подростка отличаются от прав человека, потому что ребенок-это еще не твердо-мыслящая личность, очень эмоциональная и т. д. Например, наказания по УКРФ у детей и взрослых разные, все зависит от возраста и деяния. (Это если рассматривать человека как взрослого, а не в целом)

Малыш должен знать, что:

  • с 23 часов (в Москве с 22) до б утра нельзя колотить по батареям, слушать громкую музыку, стучать мячом об пол, топать ногами, прыгать с дивана и вопить нечеловеческим голосом;
  • выкидывать обертку от любимой шоколадки на асфальт или на пол — в корне неправильно, ведь для мусора существуют специальные урны и контейнеры;
  • расписывать каракулями стены подъезда и лифт строго запрещено — для рисования придуманы специальные альбомы и тетради. Обязательно объясните причины всех вышеперечисленных жестоких ограничений: поведение маленького хулигана может доставить неудобства родным, соседям или ни в чем не повинным прохожим. Кроме того, за проступки ребенка отвечают его родители — а разве ваша славная детка хочет стать горем семьи?!

Учебные пособия

  1. Демонстрационный материал «Права ребенка», 2010. Комплект из 12 листов с иллюстрациями.
  2. «Детям о праве». Серия П. Астахова, 2009-2010.
  3. «Права ребенка — это ваши права», 1999. Сост. Н.И. Элиасберг.
  4. Борнеман Н. «Урок для маленького гражданина», 2009.
  5. Никитин А.Ф. «Права ребенка», 2000
  6. «Азбука прав человека», 1994.
  7. Роу Д., Ньютон Дж. «Я, ты, мы». Посо6ие для учителей начальной школы. 1995.

Как оформить разрешение органов опеки?

Для получения разрешения органов опеки и попечительства необходимо написать заявление в органы опеки по месту жительства.

Обратиться с заявлением должны оба родителя, кроме тех случаев, когда один из них лишён родительских прав. Кроме того, присутствие ребёнка старше 14 лет обязательно.

Читайте также:  Социальная пенсия в Москве в 2023 году: размер и получение

В заявлении они должны назвать место новой регистрации ребёнка и предоставить на него документы.

При подаче заявления необходимо предоставить документы:

  1. Оформить справку о зарегистрированных на жилплощади лицах (выписку из домовой книги).
  2. Паспорта родителей.
  3. Паспорт или свидетельство о рождении ребёнка.
  4. Техпаспорт или поэтажный план помещения, где в дальнейшем будет прописан ребёнок.

Органы опеки производят проверку и оценку поданных документов и через 2 недели приглашают на собеседование всех заявителей.

Собеседование проводится с участием инспектора УСЗН. Органы опеки выдают разрешение на проведение выписки или запрет.

Из наших отдельных публикаций вы также сможете узнать, можно ли выписаться из квартиры находясь в другом городе и как совершить выписку по доверенности.

Возможности прописанного лица

Какие права у прописанного в квартире? Есть ли они вообще? И является ли этот человек полноправным участником таких отношений? И да, и нет. Живут в квартире собственника только те лица, которые имеют на то его разрешения. То есть в любом случае всё зависит от лица, являющегося полным владельцем жилья, даже если процедура прописки по каким-то причинам не контролируется им, что маловероятно. И говоря о возможностях людей, получающих регистрацию, следует отметить, что они будут определяться лишь двумя вариантами.

Лицо, которое не признаётся собственником, не имеет никаких прав претендовать на жильё или даже долю в квартире. То есть его роль, при осуществлении регистрации, носит исключительно уведомительный характер.

Как известно, даже если лицо – бывший собственник и раньше имел какие-то права на квартиру, после их потери он становится таким же прописанным лицом, как и иные участники отношений. То есть возможности определяются тем, находится имущество в полном владении человека, или нет. При этом всё же устанавливаются и права прописанного в квартире, которые никак не должны ограничивать права собственника.

Относят к ним следующее:

  • право жить в квартире лиц, не являющих собственниками;
  • право использовать имеющиеся бытовые и иные предметы общего пользования, находящиеся в этой квартире;
  • собственники дают возможность, ссылаясь на адрес регистрации, получать документы о страховании и налоговых счетах;
  • для предпринимательских нужд также используется прописка, но только в качестве определения места нахождения лица;
  • прописка, дающая льготы лицам с регистрацией, также позволяет использовать различные социальные блага, например, устраивать детей в школы;
  • если в квартире человек живёт больше, чем двое, и один из них имеет необходимость прописать своего ребёнка до восемнадцати лет, то согласие со стороны других лиц требоваться не будет;
  • прописанный человек, проживая в квартире, не всегда имеет возможность принимать решения, но если жильё муниципальное, то без его согласия никакие действия по регистрации других лиц допускаться не будут.

Кроме того, дополнительные возможности могут обговариваться непосредственно с собственниками. В некоторых ситуациях зарегистрированное лицо может претендовать даже на право пожизненного проживания в квартире.

Отдельно необходимо сказать о случаях, когда прописка осуществляется в квартире, обладающей владельцем не в лице гражданина, а в лице органов власти, то есть муниципальной. При этом большинство граждан видят в такой ситуации принципиальное отличие от жилья с конкретным собственником. Однако на самом деле его нет. Процедура получения регистрация такая же, перечень документов аналогичен, и также у прописанного человека будут определяться свои права при проживании в муниципальной квартире.

Что касается прав, то они идентичны тем, что даются лицам, прописанным в квартирах частных владельцев. Такие граждане могут также свободно проживать в квартире, прописывать там своих родственников и иных лиц, пользоваться некоторым имуществом. Относительно возможностей, которые даёт сама регистрация, то гражданин также имеет право на льготы, медицинское и социальное обеспечение, обращение в органы власти и так далее. То есть никакой разницы нет. Исключением будет лишь необходимость дополнительного согласия со стороны муниципалитета. Форма пользования, а в данном случае это соглашение о социальном найме, никакой роли в данном вопросе не сыграет.

Перечень основных прав ребенка

Все права детей закреплены в семейном законе, а именно в 11 главе. Согласно ее положениям, ребенок обладает перечнем прав:

  • воспитываться в семье, где он будет получать развитие и образовательные навыки. Данные положения охарактеризованы в 54 ст;
  • несовершеннолетний имеет право общаться с родителями и с другими людьми, с которыми они связаны родственными узами. Подобное правило предусматривается 55 ст настоящего кодекса, оно действует даже если родители не состоят в официальных брачных отношениях;
  • в 56 статье указывается, что каждый ребенок вправе рассчитывать на защиту его законных интересов;
  • каждый ребенок, вне зависимости от своего возраста, может выражать свои мысли и взгляды, при чем с его мнением должны считаться (ст 57);
  • согласно 58 статье СК РФ самыми главными правами (иметь имя, фамилию и отчество) он наделяется законодательством с рождения;
  • в 59 ст. указывается, что несовершеннолетний имеет право сменить свои личные данные по достижению 14 лет, когда будет получать паспорт России;
  • все малыши с рождения имеют право на предоставление им части жилья от родителей. Это правило указывается в 60 ст.

Кто и как осуществляет защиту прав несовершеннолетних детей?

Права и обязанности несовершеннолетних граждан России закреплены законом. Среди их прав — есть право рассчитывать на предоставление защиты. Поэтому законом предусмотрены конкретные учреждения, занимающиеся защитой прав граждан до 18 лет. В 18 лет они обретают полный объем правоспособности и дееспособности.

Защита прав несовершеннолетних детей главным образом возложена на государственные органы власти на организации, осуществляющие областное самоуправление. Государственные органы становятся на защиту малолетних, когда их официальные опекуны или родители не в силах этого сделать.

При определенных обстоятельствах, по закону, защищать малолетних обязаны работники — педагоги, медицинский персонал, работники общественных органов. На них возложены обязательства по защите, в связи с тем, что они напрямую взаимодействуют с малышами.

Если интересы человека, не достигшего 18 лет, нарушены, то он вправе направиться в органы опеки и попечительства и подать жалобу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *