Судебное разрешение земельных споров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебное разрешение земельных споров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

При использовании земель между заинтересованными сторонами нередко возникают конфликты или разногласия по поводу обладания и использования того или иного земельного участка. Участниками таких разногласий могут выступать граждане, юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Порядок разрешения земельных споров исполнительными органами

Областные комитеты разрешают споры в отношении земель, земельных участков, находящихся в границах области, принятие решений об изъятии и предоставлении которых относится к их компетенции, а также в границах разных районов данной области. Минский городской, городской (городов областного подчинения) исполком разрешают споры в отношении земель, земельных участков, находящихся в границах г. Минска и городов областного подчинения, принятие решений об изъятии и предоставлении

которых находится в их компетенции. Районные исполкомы разрешают земельные споры в отношении земель, земельных участков, находящихся в границах района, принятие решений об изъятии и предоставлении которых относится к их компетенции.

Сельские, поселковые исполкомы разрешают аналогичные споры в соответствии с их компетенцией. Данные споры могут быть рассмотрены и в судебном порядке. Но исполнительные комитеты не вправе разрешать споры между гражданами, имеющими капитальные строения в общей собственности, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры, связанные с возмещением убытков. Сторонам, участвующим в земельном споре, предоставляются следующие права: 1) знакомиться с материалами по разрешению земельного спора, делать из них выписки или снимать копии;

2) участвовать в рассмотрении земельного спора; 3) представлять документы и другие доказательства; 4) заявлять ходатайства;

5) давать устные и письменные объяснения; 6) возражать против ходатайств и доводов другой стороны; 7) получить копию решения по земельному спору и при необходимости обжаловать его в вышестоящий исполком или в суд в течение 1 месяца со дня получения копии решения.

Разрешение земельных споров в арбитражных судах

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему России. Систему этих судов составляют Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды округов и арбитражные. суды субъектов Федерации. Полномочия названных арбитражных судов указаны в ст. 10, 26, 36 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Они конкретизированы в постановлении Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/122и изложены также в ст. 22 АПК РФ. Так, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, если они возникают между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Полномочия Конституционного Суда РФ по укреплению земельного правопорядка

Конституционный Суд РФ по жалобам нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом (п. 4 ст. 125 Конституции РФ).

В качестве примера можно привести постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В, Близинской. Гражданка Т.В. Близинская проживает в поселке Косино города Москвы в жилом доме, расположенном на земельном участке площадью 0,229 га. Имущественные права на этот участок принадлежавшие ее семье с 1824 г., с 1913 г., как следует из представленных материалов, подтверждены документально. В 1963 г. Т.В. Близинская, вступив в права наследства, на законных основаниях приобрела право собственности на дом и право на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком.

При переоформлении права землепользования рабочая комиссия префектуры Восточного административного округа города Москвы решением от 6 июня 1996 г. закрепила за Т.В. Близинской право пожизненного наследуемого владения на 0,06 га. В отношении остальной части участка ей было предложено оформить договор аренды сроком на 49 лет. Преображенский межмуниципальный суд города Москвы, куда Т.В. Близинская обратилась с иском о признании права пожизненного наследуемого владения на земельный участок в полном размере, решением от 9 сентября 1991 г. в удовлетворении ее требований отказал, сославшись в том числе на Закон города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве». Поданные Т.В. Близинской кассационная и надзорная жалобы оставлены без удовлетворения. Городская комиссия по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию при правительстве Москвы решением от 28 апреля 1999 г. .признала за ней право пожизненного наследуемого владения на 0,12 га. В отношении остальной части земельного участка вопрос остался нерешенным.

В своей жалобе Т.В. Близинская оспаривает конституционность ч. 2 ст. 16 Закона города Москвы от 16 июля 1997 г. «Об основах платного землепользования в городе Москве» (в ред. от 29 сентября 1999 г.). На основании содержащейся в ней нормы, как утверждается в жалобе, была «реквизирована» часть принадлежащего заявительнице земельного участка, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются федеральным законом и ст. 55 (ч. 2, 3) Конституции РФ, исключающей умаление прав и свобод человека и гражданина и допускающей их ограничение только в конституционно одобряемых целях на основании федерального закона.

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является положение ч. 2 ст. 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» (на момент применения содержавшееся в ст. 15), в силу которого гражданам-домовладельцам, постоянно зарегистрированным в принадлежащих им на праве собственности домах, расположенных на земельных участках на территории города Москвы, предоставляется право пожизненного наследуемого владения этими земельными участками, причем в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги размер таких участков ограничивается площадью 0,06 га, а за ее пределами — 0,12 га, сверх же указанных площадей земельные участки предоставляются в аренду.

Согласно ст. 35 (ч. 3) Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Раскрывая конституционно-правовой смысл понятия «имущество», использованного в данной статье, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что им охватываются не только право собственности, но и вещные права (постановление от 16 мая 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений подп. 4 ст. 104 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и от 3 июля 2001 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений подп. 3 п. 2 ст. 13 ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» и п. 1, 2 ст. 26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Следовательно, ст. 35 (ч. 3) Конституции РФ гарантируется защита не только права собственности, но и таких имущественных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком. Земельный участок является для землепользователя именно «своим имуществом» (что должно признаваться всеми субъектами права) и как таковое не может быть изъят иначе как на основании судебного решения и лишь при условии предварительного и равноценного возмещения.

Такой подход, как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 мая 2000 г., корреспондирует толкованию понятия «свое имущество» Европейским судом по правам человека, лежащему в основе применения им ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский суд по правам человека исходит из того, что каждый имеет право на беспрепятственное пользование и владение своим имуществом, в том числе в рамках осуществления вещных прав, также подлежащих защите на основании указанного Протокола.

Читайте также:  Иск о расторжении брака через суд

Таким образом, по смыслу ст. 17 (ч. 1), 35 (ч. 3) и 55 (ч. 1) Конституции РФ во взаимосвязи с соответствующими международно-правовыми нормами, в отйошении права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками действует механизм защиты, гарантированный ст. 35, 45 и 46 Конституции РФ.

Положения ч. 2 ст. 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве», в соответствии с которым находящийся в пользовании гражданина земельный участок в части, превышающей предельные для города Москвы нормы площади, предоставляемой в пожизненное наследуемое владение, передаются ему по договору аренды, ставит граждан, имеющих большемерные земельные участки, в менее выгодные условия, ограничивая их использование в полном размере сроком аренды и возлагая на этих граждан обязанность нести расходы в виде арендной платы. Тем самым законом субъекта Федерации введены ограничения не только права пользования и владения таким имуществом, как земельный участок, но и конституционной свободы договора, что противоречит ст. 55 (ч. 2, 3) Конституции РФ.

Часть 2 ст. 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» не отвечает обращенному к законодателю конституционному требованию определенности правовой нормы, она допускает распространение понятия «предоставления земельного участка» как на случаи первичного получения земли, так и на случаи перерегистрации права владения и пользования земельными участками для граждан, проживающих в принадлежащих им на праве собственности домах, которые расположены на этих земельных участках. Отсутствие разграничения институтов предоставления земли и изменения титула прав на земельные участки для уже реально владеющих ими граждан на практике приводит к тому, что вопрос о размерах землепользования решается произвольно.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с такими проблемами, без помощи специалиста которые решить очень сложно, а подчас практически невозможно.

Очень важно, чтобы такая помощь была качественной, полезной и высококвалифицированной. Гарантом успешной работы в юридической сфере является наличие у юриста адвокатского статуса, который в большинстве случаев убережет Вас от случайных недобросовестных людей при урегулировании судебных и иных споров.

Основной принцип моей работы — чуткое и внимательное отношение к людям, полное соблюдение адвокатской тайны, готовность в любое время прийти на помощь, внимательно выслушать пожелания доверителя и в максимально короткие сроки решить его проблемы.

Обратившись ко мне за помощью, Вы получите максимально полный спектр услуг, которые необходимы для решения Вашего вопроса.!

На основании определения Вологодского районного суда Вологодской области от 14 ноября 2016 года по данному земельному спору была назначена землеустроительная экспертиза.

Судебная землеустроительная экспертиза — это процессуальное действие, которое включает в себя исследование необходимой документации, а также составление экспертного заключения по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области землеустройства и кадастров, подлежащих доказанию по конкретному земельному спору.

По статистике, среди общего числа судебных землеустроительных экспертиз, наиболее часто встречаются следующие виды:

· Экспертизы по установлению границ земельных участков (35 %);

· Экспертизы, связанные с определением порядка пользования земельным участком (30 %);

· Экспертизы, назначаемые при рассмотрении искового заявления об устранении препятствий в пользовании земельным участком (25 %);

· Экспертизы, проводимые в отношении землеустроительной документации Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Российской Федерации (5 %);

· Иные виды судебных землеустроительных экспертиз (5 %).

В соответствии со ст. 307 Уголовного кодекса РФ эксперт должен быть предупрежден об уголовной ответственности за предоставление суду заведомо ложного заключения.

Сроки проведения землеустроительной экспертизы устанавливает суд.

В рассматриваемом земельном споре объектами судебной землеустроительной экспертизы являются земельные участки истца и ответчика, а также сведения, содержащиеся в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах. Цель проведения землеустроительной экспертизы, в данном случае, определение площади, местоположения, границ спорных земельных участков и установления соответствия полученных данных со сведениями, содержащимися в землеустроительной документации.

Судебная землеустроительная экспертиза является одним из основных доказательств в судебном процессе. При принятии решения суд опирается на заключение эксперта-землеустроителя (или эксперта-кадастрового инженера).

Порядок разрешения земельных споров

Как уже говорилось выше земельные споры рассматриваются судами общей юрисдикции или арбитражными судами, в порядеке, установленном Арбитржным и Гражданским процессуальными кодексами. Для рассмотрения земельного спора необходимо подать исковое заявление.

К искам о правах на земельный участок относятся, в частности:

— иски об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения;

— иски об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения земельным участком;

— иски о признании права на земельный участок (например, права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования);

— иски о признании права собственности ответчика на земельный участок отсутствующим;

— иски об установлении сервитута (права ограниченного пользования земельным участком);

— иски об установлении границ земельного участка. Как правило, истцы — владельцы соседних земельных участков (смежные землепользователи).

Обратиться в суд с исковым заявлением об установлении границ земельного участка имеет право гражданин, который обладает земельным участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более пяти лет;

— иски об освобождении земельного участка от ареста;

— иски об определении порядка пользования земельным участком.

В качестве предмета земельного спора выступает конфликтная ситуация, которая связана, в большинстве случаев, с размером земельного участка, а также расположением его границ.

Земельные споры связаны с восстановлением прав собственников на земельный участок, которые были нарушены третьими лицами. Как правило, земельные споры возникают при ошибках в регистрации права собственности на землю, при захвате чужих земельных участков, нарушении правил добрососедства, а также в связи с другими причинами.

«По вопросам владения — конфликтная ситуация, связанная с нарушением местоположения границ земельного участка, права подтверждаются выпиской из ЕГРП. По вопросам пользования — конфликт, связанный с нарушением прав правообладателя земельного участка по извлечению дохода от использования земельного участка, нанесение ущерба путем неправильного использования соседнего участка, уничтожение посевов или нанесение вреда, создающего угрозу уничтожения имущества. По вопросам распоряжения — незаконная продажа одного и того же участка двум и более субъектам земельных правоотношений.»[3]

Довольно часто земельные споры вызваны желанием их участников признать незаконными действия государственных органов, которые определяют принципы раздела земельных участков и оформления различных сделок ними. Также причиной возникновения земельных споров могут стать конфликты, возникающие из-за конфискации земли, ее отвода, землеустройства и наследования земельных участков.

Часто причиной возникновения земельных споров является некачественно подготовленная землеустроительная документация. Так, например, предприниматель, получивший земельный участок без оформления необходимых документов или в случае неправильного их оформления, может впоследствии его лишиться и потерять все сделанные в участок инвестиции, и это повлечет его длительный земельный спор с государством, тем более досадный, если на этом участке уже были произведены какие-то работы.

Поэтому для сокращения риска возникновения земельных споров необходимо следить за качественным и полным оформлением документов на землю. Так, например, в землеустроительном акте должны быть закреплены границы земельного участка, а сам земельный участок дожжен быть внесен в Единый государственный реестр недвижимости.

Еще более несправедливой и опасной для предпринимателя может стать ситуация, когда земельный спор возникает из-за документации, неправильно оформленной по вине самих же землеустроительных органов. Поэтому важно, чтобы оформлением права собственности на земельный участок занимался юрист, специализирующийся на вопросах земельного права.

Только такой подход может уменьшить риск возникновения земельного спора, который может повлечь за собой потерю земельного участка и значительных вложений в него.

«Решение земельного спора является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей и арендаторов, который урегулирован нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права.» [4]

Государство может участвовать в разрешении споров в лице местных администраций и судебных органов. Тем самым оно осуществляет охранительную функцию при государственном регулировании земельных правоотношений.

Для разрешения земельных споров применяется судебный порядок. При этом Земельный кодекс предусматривает разрешение земельных споров путем привлечения третейского судьи.

Составитель искового заявления по предмету земельного спора также имеет полное право обратиться не только в суд, но и в орган государственной или муниципальной власти, вышестоящий по отношению к тому органу, который вынес решение, не удовлетворившее инициатора рассмотрения земельного спора.

Для обжалования такого решения по земельному спору в вышестоящем органе закон отводит срок в 10 дней. Исполнение решения, послужившего причиной возникновения земельного спора, приостанавливается на срок, в течение которого жалоба рассматривается в вышестоящем органе.

Читайте также:  Что такое ИНН физического лица, расшифровка и как его получить?

При рассмотрении земельного спора в судебном порядке используются общие правила судебного производства. В случае признания нормативного акта органа государственной власти незаконным и недействительным, данный орган должен возместить убытки владельцу земельного участка.

Спорные земельные дела, как и любые другие судебные дела, невозможно урегулировать без необходимой информации и документов. К таким документам можно отнести:

1. Свидетельство о праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на земельный участок — документ, который удостоверяет проведение государственной регистрации возникновения и перехода прав на недвижимое имущество. «Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.» [5] Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

2. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости — форма предоставления общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Выписки предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав по запросам любых лиц. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

3. Кадастровый паспорт — представляет собой выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости.

4. Межевой план — результат кадастровых работ, представляющий собой документ, в котором воспроизведены сведения:

· Об образуемом земельном участке (земельных участках), при выполнении кадастровых работ, в результате которых осуществляется подготовка документов для предоставления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка (земельных участков);

· «О части (частях) земельного участка при выполнении кадастровых работ, в результате которых осуществляется подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части (частей) земельного участка;» [6]

· Новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке (земельных участках) при выполнении кадастровых работ, в результате которых осуществляется подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка (земельных участков).

5. Землеустроительное дело — результат проведения землеустроительных работ. Включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства, а также другие материалы, касающиеся таких объектов. Утверждение землеустроительного дела является результатом межевания.

6. Кадастровое дело — совокупность скомпонованных и систематизированных документов, на основании которых внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости об объектах недвижимости. Кадастровое дело объекта недвижимости формируется после присвоения объекту недвижимости кадастрового номера. Формирование кадастрового дела осуществляется в органе кадастрового учета по месту принятия решения о кадастровом учете.

7. Иные документы — документы, из которых можно получить сведения о земельных участках при отсутствии или недостаточности перечисленных выше документов. К таким документам относятся:

· записи в инвентаризационных описях;

· правоудостоверяющие документы (Госакты, Свидетельства, зарегистрированные договоры аренды и т.п.);

· решение о предоставлении земельного участка;

· записи в поземельных книгах, журналах учета кадастровых номеров, списках плательщиков земельного налога и арендной платы;

· записи в похозяйственных книгах;

· сведения в материалах инвентаризации земель;

· сведения в проектах межевания территории;

· записи в книгах выдачи Свидетельств о праве собственности на землю.

Согласно данным Росреестра по Москве за прошедший год судами первой инстанции было рассмотрено 260 судебных дел об оспаривании решений, действий (бездействий) в сфере государственной регистрации прав в отношении земельных участков. Среди них наиболее часто встречались земельные споры, возникшие в связи с (рисунок 1):

· отказом в государственной регистрации права собственности на земельный участок — 39 %;

· отказом в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка — 13 %;

· отказом в государственной регистрации договора аренды — 10 %;

· отказом в государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) права — 7 %.

Пик рассмотрения судебных дел в отношении земельных споров пришелся на ноябрь — декабрь. В этот период судами первой инстанции было рассмотрено по 27 спорных земельных дел за месяц (рисунок 2). Спад земельных споров в сфере государственной регистрации прав в отношении земельных участков наблюдается в первый и второй месяц года, когда судами было рассмотрено всего по 9 земельных споров за месяц (рисунок 2).

Рисунок 1 — Круговая диаграмма земельных споров, возникших между физическими или юридическими лицами и управлением Росреестра по Москве в сфере государственной регистрации прав в отношении земельных участков

Рисунок 2 — количество земельных споров, рассмотренных судами первой инстанции в каждый месяц 2016 года по данным управления Росреестра по Москве в сфере государственной регистрации прав в отношении земельных участков

Основные итоги проведенного исследования в рамках данной статьи:

  • проанализировав существующие в юридической науке понятия спора в целом и земельного спора в частности, мы определили следующее: земельный спор — особый вид правоотношения, возникший из-за конфликта субъектов по поводу возникновения, осуществления, прекращения прав на землю и иных связанных с ней прав и обязанностей, разрешаемый в судебном порядке;
  • изучив историю развития законодательства России в части рассмотрения земельных споров, мы обосновали, что на стадии урегулирования земельного спора обязательным его субъектом становится суд. В настоящее время административный порядок урегулирования земельных споров потерял свою значимость;
  • выявлено, что на современном этапе земля приобрела большую экономическую ценность, в связи с чем резко увеличивается количество и разнообразие земельных споров, что требует выработки качественных методик их рассмотрения. Поэтому законодатель проводит ряд реформ, в том числе принят Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это, в свою очередь, выявило некоторые особенности правоприменительной практики;
  • установлено, что в качестве объекта земельного спора всегда выступает земля в виде земельного участка или доли;
  • показано, что предметом земельного спора исходя из теории права являются субъективные права на землю и законные интересы субъектов земельных правоотношений;
  • определено, что исходя из норм права земельные споры рассматриваются только в судебном порядке. Данная норма является императивной и не предполагает расширительного толкования;
  • показано, что в п. 2 ст. 64 ЗК РФ четко закреплена возможность передачи земельного спора сторонами на разрешение третейского суда до принятия дела к производству судом. Однако в Законе о третейских судах, а именно в п. 4 ст. 5, закреплена возможность передачи сторонами спора, который рассматривается судом общей юрисдикции или арбитражным судом, но только до принятия решения этими судами по данному спору;
  • определено, что третейский суд не может понуждать регистрирующий орган к совершению каких-либо действий, но все же сохраняется возможность регистрации прав на недвижимость по решению третейского суда по взаимному заявлению сторон или же через легализацию в государственном суде;
  • показано, что существует правило исключительной территориальной подсудности споров, возникающих из земельных правоотношений: иски о правах на земельные участки рассматриваются по месту нахождения соответствующих участков. Однако здесь имеется ряд исключений;
  • выявлено отсутствие конкретных правил разграничения дел между мировыми судьями и районными судами при рассмотрении споров, возникающих из земельных правоотношений. Проблема связана со сложностями в определении цены иска;
  • доказано, что земельные споры, рассматриваемые в рамках дел о расторжении брака, имеют ряд особенностей. Здесь перечисленные правила исключительной подсудности действуют с некоторыми исключениями;
  • определено, что суд, являясь основным участником цивилистического процесса и рассматривая гражданские дела, в том числе и споры, возникающие из земельных правоотношений, не только вершит правосудие, занимая при этом определяющую роль, но и совершает практически все процессуальные действия, регулирующие процедуру гражданского судопроизводства;
  • выявлено, что суд также выступает субъектом доказательственной деятельности;
  • показано, что при разрешении земельных споров довольно часто на стороне ответчика и истца участвуют два и более субъекта. Процессуальное соучастие применяется в случаях, когда предметом спора, возникающего из земельных правоотношений, являются общие права истцов или же обязанности нескольких ответчиков, при этом они имеют одно основание;
  • выявлены характерные черты третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора;
  • показано на примере, что при рассмотрении споров, возникающих из земельных правоотношений, прокурор может подавать заявление в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации;
  • государственные органы и органы местного самоуправления при разрешении споров, возникающих из земельных правоотношений, могут вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле;
  • выявлено, что отличительной чертой лиц, содействующих осуществлению правосудия по спорам, возникающим из земельных правоотношений, является то, что суд может привлечь федеральные органы исполнительной власти и их подведомственные органы, а также органы субъектов РФ и органы местного самоуправления в целях дачи заключений по делу.
Читайте также:  Выплаты усыновителям в 2023 году

Варианты решения земельных споров

Вопросы, что касаются земельных споров можно решить несколькими способами:

  • при помощи договоренности мирным путём – это самый лучший вариант решения любого вида конфликта, поскольку стороны избегут долгих судебных разбирательств, подготовки документов, нервотрёпки. К тому же, мирное соглашение поможет сэкономить время.
  • Помощь государства или муниципалитета при решении земельных споров, как правило, касается решения конфликтов межевания территории или установления границ. В Данном случае будет достаточно обратиться в местный территориальный орган власти и заказать проведение установления границ земельной муниципальной комиссией.
  • Помощь кадастровой палаты – именно специалисты по межеванию территории смогут помочь без обращения в суд решить спорную ситуацию.
  • Обращение в Единый реестр – можно узнать всю текущую информацию о правах граждан на объекты.
  • Решение вопросов через суд.

Земельные споры лучше всего не оставлять в долгий ящик и решать по мере их наступления. Советуем изначально очень тщательно подходить к межеванию территории и подготовке документов, чтобы избежать проблем в будущем.

Подведомственность земельных споров

Согласно Постановлению Пленума ВС от 22 апреля 1992 года, уполномоченные инстанции могут принимать и разбирать дела, связанные с оборотом территории, в которых одной из стороны выступают граждане (кроме тех, которые занимаются коммерческой деятельностью, ведущих в том числе крестьянско-фермерское хозяйство), если притязание возникло по поводу ведения ими предпринимательской деятельности, а также по предъявлению жалоб указанными лицами на акты местной администрации. Неподведомственны производства, касающиеся изъятия участков для общественных и государственных нужд, предоставления земель, прекращения права собственности, аренды, приобретения и отчуждения и прочие споры, если их участниками выступают предприятия и их объединения, организации любой формы, в том числе колхозы, а также граждане, осуществляющие самостоятельно коммерческую деятельность.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Эти споры бывают следующих разновидностей:

а) по поводу нарушения правил предоставления земельных участков. Так, при предоставлении земель под строительство объектов, затрагивающих экологические интересы населения, в необходимых случаях решения должны приниматься по результатам обсуждения или референдума (ст. 35 Закона об охране окружающей среды), и если решение об отводе участка вынесено вопреки волеизъявлению населения, то заинтересованные лица через своих представителей или непосредственно вправе оспаривать в суде свои нарушенные права; равным образом вправе оспаривать незаконное предоставление участка другим лицам победитель в конкурсе на организацию крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 73 ст. 4 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

б) по поводу нарушения границ землепользований, происшедшего при отводе земельных участков. Например, отводя участок в собственность тех или иных лиц, землеустроительная служба допустила ошибку в вычислении границ нового землепользования и отвела часть уже принадлежащей другому собственнику земли новому землепользователю; в ходе землепользования соседний землепользователь самоуправно прирезал себе часть земельной площади соседа; соседний землепользователь незаконно перекрыл земельный переход, являющийся местом общего пользования и т. п. Во всех этих случаях потерпевшее лицо, его представители и иные заинтересованные лица вправе обращаться с иском в суд и по суду добиваться восстановления нарушенных прав. [2]

Как собственник, так и арендатор, а равно иные лица, осуществляющие использование земли, вправе оспаривать по суду:

а) вмешательство в их хозяйственную деятельность, поскольку право самостоятельного хозяйствования на земле гарантируется законом и всякие ограничения этого права допустимы не иначе, как в специально оговоренных законом случаях, если этого требуют интересы национальной безопасности и охраны окружающей среды. Так, собственник земельного участка вправе оспаривать незаконные действия соседнего землепользователя, который строительством объекта на границе участков затеняет выращиваемые сельскохозяйственные культуры, снижая их урожайность;

б) создание помех со стороны других лиц, препятствующих нормальному осуществлению правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. Например, если выстроенная по соседству с садоводческим товариществом фабрика сбросами вредных веществ препятствует собственникам выращивать экологически чистую сельскохозяйственную продукцию, то товарищество, как и каждый отдельный его член, вправе предъявить иск к этой фабрике об устранении данных препятствий (прекращении сброса вредных веществ). [2]

Земельный процесс и специализированные земельные суды

В настоящий момент на страницах юридических научных изданий активно обсуждаются как минимум два вопроса, имеющие отношение к рассматриваемой теме.

Первый касается необходимости создания специализированных земельных судов в России. Ряд ученых доказывает оправданность создания таких судов с особыми полномочиями, позволяющими им глубоко вникать в вопросы земельного права, вплоть до осуществления в ряде случаев исполнительно-распорядительных функций. За судами общей юрисдикции предлагается оставить надзор за решениями земельного суда с правом оставления в силе его решений либо их отмены, но не рассмотрения спора но существу. В доказательство такой позиции приводится опыт Англии, где действуют специальные суды по земельным вопросам, Германии со специальными судами по сельскохозяйственным землям. Система специальных судов, куда входит и земельный трибунал, действует в Гонконге.

Такие специализированные суды могли бы рассматривать земельные споры о границах, площади земельных участков, об определении долей, о выселении с самовольно занятых и (или) застроенных земельных участков, заявления о правомерности привлечения к юридической ответственности за земельные правонарушения, об обжаловании актов о предоставлении участков и т.д.

Второй вопрос касается признания самостоятельности земельного процесса как правового института земельного права. Исходной здесь является позиция о том, что каждой отрасли материального права соответствует отрасль процессуального права.

В данном споре представляется необходимым поддержать Б. Ж. Абдраимова, отмечавшего, что «вопрос о самостоятельности земельного процесса как правового института, как подотрасли земельного права или самостоятельной процессуальной отрасли может быть поставлен только тогда, когда будет накоплен значительный правовой массив, который позволит сформулировать общие и особенные положения, особого правового института в системе земельного права — земельного процесса. На данном же этапе задачей науки земельного права является выявление «пробелов» в законодательстве, неудачных законодательных решений, а также выработка научных рекомендаций по совершенствованию процессуальных форм реализации норм земельного права».

Вариант разрешения земельных споров

  • Самостоятельное урегулирование

При возникновении спорной ситуации в действительности стороны конфликта нередко провоцируют серьезный скандал. Тем не менее, нужно до конца осознавать, что ситуация имеет различные аспекты, и не всегда самым рациональным решением может стать обращение в суд. Поэтому, многие стараются все-таки встретиться и оговорить все детали мирно, что нередко провоцирует возможность подписать договор или же соглашение. Такой вариант урегулирования конфликтов в действительности является оптимальным, так как по сути, предполагает возможность получить дополнительные преимущества экономии времени и средств. Ведь обращение в суд спровоцирует необходимость детального, достаточно длительного изучения всех обстоятельств дела, а также повлечет за собой серьезные судебные издержки.

  • Привлечение местного муниципалитета

Если речь идет о вопросе границ, то в данном случае можно избежать обращения в суд посредством обращения в органы местного муниципалитета. В данном случае, достаточно просто написать специализированное заявление, на основании которого будут произведены определенные действия, направленные на уточнение границ.

  • Обращение в кадастровую палату

В некоторых ситуациях действительно можно ограничиться обращением в кадастровую палату. Например, в ситуациях, когда оспаривается право собственности или же речь идет о некорректной информации, внесенной в документацию. Как правило, процесс разбирательства может быть достаточно быстрым и простым.

  • Привлечение специального отдела администрации


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *