Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имеет ли право сотрудник ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон этого не оговаривает, но правильней всего не выходить из машины. Потому что не исключается такой поворот событий: человек в форме сотрудника ГИБДД останавливает вас на трассе, но на самом деле это не сотрудник ГИБДД, а орудующий в Свердловской области маньяк-убийца, и у него на вас определенные планы.
Поэтому при остановке в темное время суток и уж тем более — в глухом месте не выключайте двигатель автомобиля, тогда вы сможете моментально среагировать и уехать. А с человеком, остановившим вас, лучше всего общаться через приоткрытое окно — мало ли что…
По закону, сотрудник ГИБДД может попросить вас выйти, если:
— вы нарушаете правила перевозки грузов;
— нужно устранить неисправность автомобиля;
— инспектор подозревает, что вы пьяны;
— нужно сверить номера транспортного средства;
— нужно провести личный досмотр или досмотр автомобиля.
Также сотрудник вправе попросить вас выйти, если требуется участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказание помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
При этом в законе сформулировано, что инспектор может только «предложить» вам покинуть машину. То есть решение, принимать или нет его предложение, остается за вами.
По действующему законодательству сегодня нет каких-либо пунктов и правил дорожного движения, которые бы обязали водитель по просьбе инспектора покинуть салон автомобиля. Мы обязаны лишь передать документы для проверки, но никак не выходить из машины. Однако в определенных ситуациях инспектор всё же имеет право попросить водителя выйти из машины. Например, для устранения технической неисправности в автомобиле. Также законным будет требование инспектора покинуть салон автомобиля при наличии признаков опьянения у водителя, нарушения перевозки грузов, а также для проверки номеров автомобиля.
Также имеется соответствующий пункт, по которому водители должны покинуть салон автомобиля, если их поведение представляет определенную угрозу для безопасности сотрудника ГИБДД. Однако подобное обстоятельство возникает крайне редко, и в большинстве случаев не касается автовладельцев.
При этом в соответствии с 185 приказом МВД, по которому и определяются те ситуации, когда водитель должен покинуть салон автомобиля, оговаривается, что инспектор имеет право лишь предложить выйти из машины, но никак не потребовать подобного. Этот пункт правил ПДД рассматривался даже в Верховном суде, где подтвердили, что любую просьбу гаишника покинуть салон автомобиля можно всё же игнорировать. При этом угроза полицейского привлечь водителя за неповиновение их законным требованиям не будут иметь каких-либо серьезных законных оснований.
Случаи, когда сотрудник ДПС вправе ПРЕДЛОЖИТЬ выйти из автомобиля
По законодательном нормам водитель обязан покинуть транспортное средство по предложению автоинспектора в следующих ситуациях (согласно пункту 93.1 Приказа МВД № 664):
- Сверка номерных указателей транспортного средства с документальными сведениями.
- Проведение личного досмотра гражданина либо осмотра транспортного средства.
- Предложение участвовать в разбирательстве в качестве понятого или свидетеля (действует по согласию гражданина).
- Автоинспектор предлагает устранить замеченную им неисправность или обнаруженные нарушения при перевозке груза.
- Если водитель находится под подозрением в употреблении алкогольных напитков, наркотических веществ.
- Предложение покинуть авто в случае, когда водитель несет угрозу окружающим.
- Инспектор может предложить выйти из машины, при странном поведении водителя, болезненном виде или для оказания ему медицинской помощи.
ВНИМАНИЕ! Водитель не обязан выходит из транспортного средства для обычной проверке документов. Но в российском законодательстве не запрещено покидать свое место и подходить к инспектору.
Обязан ли водитель садиться в машину ДПС
Правовую основу обязанности водителя занять место в патрульном автомобиле составляет тот же регламент. И такой обязанности у водителя нет. Момент этот спорный, так как почему-то некоторые средства массовой информации пишут о том, что обязанность такая всё же есть.
А вот правду — почему водитель не обязан садиться в патрульный автомобиль, можно раскрыть, приведя всего одну цитату из административного регламента. Пункт 93.3 говорит нам следующее:
93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
…
93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Как видим, ключевое слово здесь «предложить«. Это значит, что водитель может по праву отказаться от такого «заманчивого» предложения. И санкций за это к нему применено быть не может. Так, просто для составления протокола и других материалов дела, в которых он даже может фигурировать обвиняемым, обязанности садиться в патрульную машину нет, равно как и оформлять их на улице — Вы можете оставаться на своём месте водителя.
Способы остановки автомобиля инспектором
Правилами дорожного движения регламентируются способы подачи требования об остановке авто. В частности, такое требование подается с использованием громкоговорителя или жестом руки. В последнем случае может использоваться жезл или диск с красным световозвращателем. Его инспектор направляет на машину и указывает на место, где нужно остановиться. Также допускается использование дополнительных звуковых и световых сигналов для привлечения внимания водителя.
Необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О полиции» право останавливать авто при наличии оснований имеет любой сотрудник полиции, например сотрудник ОМОН или ППС. При этом в случае неоднократного игнорирования водителем требований и при его попытке скрыться с созданием угрозы для здоровья и жизни других людей полицейский имеет право применить оружие.
Что разрешено сотруднику ДПС
Вначале перечислим все допустимые уголовные и административные процедуры, которые имеют право производить инспекторы дорожной службы:
- Осуществлять задержание пассажиров и водителей, находящихся в машине.
- Производить осмотр и досмотр транспортных средств, водителей, пассажиров, их вещи.
- Снимать на видеокамеру или фотокамеру автомобиль и водителя.
- Использовать автомобили людей в экстренных ситуациях.
- Использовать водителей для сотрудничества по согласию.
- Пользоваться мобильным телефоном другого лица в особых случаях.
- Производить задержание и доставку лиц в полицию.
- Оформлять протоколы, возбуждать дела в административном порядке.
- Составлять постановления за нарушения в виде штрафных санкций. Лишать водителя прав инспектор ДПС не имеет права, это решает суд.
- Производить эвакуацию автомобиля на законных основаниях.
- Требовать от нарушителя о прекращении противоправных действий (уголовных и административных).
- Проверять документы, если на это есть законные основания.
- Вызывать в полицию по повестке водителей, пассажиров или пешеходов.
- Сохранять персональные данные водителя в установленных законом случаях.
- Осуществлять проникновение в закрытые помещения в определенных случаях.
- Производить патрулирование улиц населенных пунктов.
- Выдвигать требования уйти с места происшествия или с другого места, по условиям административного дела.
- Останавливать автомобили и другой транспорт для контроля документов и по другим причинам.
- Направлять на медицинское освидетельствование на опьянение алкоголем, и проводить его самостоятельно.
- Производить розыскные мероприятия в пределах своих прав.
- Оформлять представления в некоторых случаях и определенным лицам.
Как быть, если требование незаконное?
Нередко сотрудники ГИБДД перегибают палку, подменяя понятия «требование» и «просьба». Если нет законных оснований садиться в машину ДПС, а вас пытаются склонить к этому или оформить за неисполнение – собирайте как можно больше доказательств неправоты инспектора.
Что можно сделать? Спорные моменты стоит фиксировать на фото и видео. Параллельно следует звонить по номеру дежурной части или по телефону 112, описав обстоятельства конфликта и сообщив данные ИДПС. Кроме того, если у вас возникла конфликтная ситуация с должностным лицом, попросите прислать ответственного.
Если ситуация выходит за рамки, лучше не упорствовать, а подчиниться – выйти из ТС или сесть в патрульное авто. Опираясь на видеозапись и показания свидетелей, вы сможете в дальнейшем написать жалобу на незаконные действия сотрудника ГИБДД и привлечь его к ответственности. Жалоба подаётся вышестоящему начальству инспектора и в прокуратуру.
Просьба или требование
В действующем законодательстве нет такой статьи которая говорит о том, что сотрудник полиции может потребовать выйти водителя с авто. Максимально – это затребовать показать свои документы. Но при подозрениях в личности водителя, угоне авто, проверка на перевозку запрещенного груза (оружие, наркотики и др.), подозрение на алкогольное или наркотическое опьянение, сотрудник ДПС может потребовать выйти с авто.
Существует приказ, №183, который говорит, что автомобилист обязан выйти с машины в случае подозрений на потенциальную угрозу инспектору ГИБДД и безопасности движения на дороге, для сверки номерных знаков, для проверки автомобиля на исправность или для помощи другим людям.
Но есть небольшой нюанс этого приказа, сотрудник ДПС имеет право попросить водителя, но только не требовать покинуть автомобиль. Это будет считаться нарушением закона и повлечет за собой не только конфликт, но и последствия в судебном разбирательстве.
Попросту говоря, автомобилист может игнорировать подобные требования. Но со стороны инспектора могут поступать угрозы о привлечении к ответственности, согласно ст. 19.3 (невыполнение требований сотрудника ДПС). Вот это как раз и будет нарушением законодательства.
Полный список ситуаций, когда инспектор может потребовать выйти из машины
Отдельный пункт документа уделяет перечислению всех ситуаций, когда сотрудник ГИБДД имеет право потребовать у водителя выйти из машины. Это требование обосновано для:
- пресечения преступления, задержания лица, подозреваемого в совершении преступления;
- доставления, административного задержания;
- проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства и груза;
- отстранения от управления транспортным средством;
- задержания транспортного средства;
- когда это необходимо для проведения иных процессуальных действий в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях или УК РФ.
Могут ли сотрудники ДПС вас обыскать?
Но может возникнуть и другая ситуация, при которой сам пассажир может заинтересовать сотрудников ДПС. Согласно Административному регламенту, основаниями для личного досмотра физического лица и его вещей является «наличие достаточных оснований полагать, что у физического лица, в его вещах, находятся:
- орудия совершения либо предметы административного правонарушения, в целях обнаружения которых осуществляются данные действия,
- оружие, боеприпасы, патроны к оружию,
- взрывчатые вещества, взрывные устройства,
- наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества».
Другими словами, если вы покажетесь сотруднику ГИБДД подозрительным, то он вполне может попросить вас выйти из машины и обыскать вас. При самом негативном сценарии проверяющий может обнаружить что-либо незаконное в такси, и тогда вам придётся доказать, что вы не имеете никакого отношения к водителю и машине. В компаниях-перевозчиках советуют в таком случае объяснить, что вы лишь заказали такси через приложение, и показать свой заказ на смартфоне. Также следует обратиться в службу поддержки сервиса, который сможет подтвердить ваши слова.
Если всё же это сотруднику полиции покажется недостаточным, то для выяснения всех обстоятельств водитель и пассажиры такси могут быть задержаны на срок не более 48 часов (п. 201 Административного регламента).
Могут ли полицейские что-нибудь подкинуть?
Теоретически, конечно, гаишник может аккуратно подложить что-то в салон автомобиля и сразу же найти это. Сделать это довольно просто. Однако если у инспектора нет к водителю личной неприязни и если автомобилист не является каким-либо известным лицом, за подставу которого могут хорошо заплатить, то вероятность подлога близка к нулю.
Дело в том, что сотрудники ГИБДД должны пресекать нарушения именно в сфере ПДД: от этого зависит их продвижение по службе. Обнаружение наркотиков практически не принесет им пользы, а вот проблем окажется довольно много. Начнется все с бумажной волокиты и различных рапортов, а продолжится расследованием следственного комитета, в которое будет вовлечен инспектор. В таком процессе не хочется участвовать ни одному ГАИ-шнику.
Когда и для чего инспектор просит проследовать в патрульную машину
Не все владельцы автомобилей знают о своих правах. Этим могут воспользоваться недобросовестные инспекторы. Причина – желание получить взятку. Севшего в патрульную машину автолюбителя ожидает диалог, направленный на вымогательство.
Случается такое редко, потому что современные патрульные машины оборудованы видеонаблюдением с записью звука. Конечно, сотрудники ГИБДД могут сослаться в случае необходимости на поломку прибора, но обычно все-таки стараются не рисковать.
Чаще всего приглашение в патрульную машину применяется, чтобы, пользуясь юридической неграмотностью водителя, с помощью несложных психологических приемов заставить его признаться в нарушении, которого не было или которое сложно доказать.
Цель очевидна: запись на камеру с признанием может не только помочь выполнить план по раскрытию преступлений, но и заставить запуганного шофера заплатить ту самую взятку, чтоб уладить вопрос. Ведь такая запись для суда является доказательством.
может ли сотрудник дпс проверить документы у пассажиров в автомобиле?
В служебных обязанностях инспектора ГИБДД прописано, что он должен осуществлять надзор за дорожным движением, но ничего не сказано о тех, кто не имеет никакого отношения к управлению автомобилем. Хотя сравнение не совсем корректное, но пассажир скорей всего должен рассматриваться в качестве «груза», находящегося в автомобиле.
Однако, как представитель правоохранительных органов во время несения службы согласно Закона «О полиции» он обладает правом выяснения личности у любого гражданина. В статье 13 этого документа уточняется, что поводом для проверки документов могут служить лишь определенные причины, среди которых:
- подозрение в совершении уголовного преступления,
- наличие наркотиков, психотропных, взрывчатых веществ, оружия;
- ориентировка на розыск,
- административное нарушение,
- проведение операции по перехвату преступников,
- иные обстоятельства, предусмотренные в федеральном законе.
В случае отсутствия документа, удостоверяющего личность, пассажир не сможет отказаться от нанесения визита в отделение полиции, где личность будет идентифицирована по базе данных. На все про все отводится 3 часа, после истечении которых Гражданин должен быть отпущен.
Могут ли полицейские что-нибудь подкинуть?
Теоретически, конечно, гаишник может аккуратно подложить что-то в салон автомобиля и сразу же найти это. Сделать это довольно просто. Однако если у инспектора нет к водителю личной неприязни и если автомобилист не является каким-либо известным лицом, за подставу которого могут хорошо заплатить, то вероятность подлога близка к нулю.
Дело в том, что сотрудники ГИБДД должны пресекать нарушения именно в сфере ПДД: от этого зависит их продвижение по службе. Обнаружение наркотиков практически не принесет им пользы, а вот проблем окажется довольно много. Начнется все с бумажной волокиты и различных рапортов, а продолжится расследованием следственного комитета, в которое будет вовлечен инспектор. В таком процессе не хочется участвовать ни одному ГАИ-шнику.
В статье подробнейшим образом описаны процедуры осмотра и досмотра на таможенном посту, целью которых является установление законности пересечения грузом таможенной границы РФ (или Таможенного союза). Все объекты таможенного контроля подлежат проверке с разной степенью интенсивности.
Основанием для стопроцентного досмотра может быть решение таможенных органов, которое не поддается систематизации. Подозрение может вызвать анонимная информация, случайный повод для выборочного контроля или объективные наглядные причины – выявленные нарушения в составлении сопроводительных документов, заполнении декларации, средств идентификации и др. Важно, чтобы результаты проведения таможенного досмотра были изложены в документах (обычно в виде актов установленного образца), подписанных представителем досматривающего органа и досматриваемого лица.
07.06.2021