Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсии по возрасту в Беларуси — как начисляются и условия получения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.
В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:
- дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
- инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
- детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
- мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).
Повышение выслуги лет
Первые мнения о необходимости увеличения стажа, накопление которого необходимо для получения выслуги лет, появились еще 8 лет назад в 2013 году. Причиной этому стал тогдашний экономический кризис. Однако дальше обсуждений дело не зашло.
Пандемия коронавирусной инфекции, сопутствующие финансовые потери и огромные государственные затраты – все это послужило причиной для обсуждения предполагаемого повышения осенью 2020 года.
В октябре законопроект «Реформа МВД» был отправлен на рассмотрение. В скором времени он был утвержден. Теперь, с 2022 года, для получения права на пенсию по выслуге лет государственные служащие должны иметь не 20, а 25 лет стажа.
Правила выхода при совмещенном стаже были оставлены на старых значениях: 25 лет, из которых не менее 12,5 лет приходилось на службу.
Вместе с увеличением выслуги лет, также было отменено правило, согласно которому период обучения в военных образовательных учреждениях входил в общий стаж. С 2022 года военные и другие государственные служащие могут получать право на пенсию по выслуге лет не ранее, чем через 30 лет, из которых 5 – это обучение, 25 – непосредственно сама служба.
Причем, в отличие от возраста выхода на пенсию, который будет повышаться постепенно до 2028 года для мужчин и до 2034 года – для женщин, увеличение выслуги лет уже произошло сразу без какого-либо переходного периода.
На Заметку:
Некоторые официальные лица, представляющие различные ведомства, в том числе, и Государственную Думу РФ, до сих пор считают, что увеличение выслуги лет – это ненужное изменение. По их мнению, это изменение снижает привлекательность государственной службы, что в будущем, несомненно, приведет к нехватке людей. Однако изменения уже приняты и введены в действие с 1 января 2022 года.
Если я продолжу работать после выхода на пенсию, она станет больше?
Все зависит от того, отказались ли вы от получения пенсии, когда решили продолжить работать. Если вы хотите получать и зарплату, и пенсию, сумма выплат в будущем не изменится (несмотря на то, что в это время с вашей зарплаты по-прежнему будут выплачиваться взносы в Фонд соцзащиты). Еще для работающих пенсионеров есть ограничение по пенсионному коэффициенту — 1,3. Если ваш коэффициент больше, во время работы пенсию все равно будут платить по коэффициенту 1,3, а после окончательного выхода на заслуженный отдых вы начнете получать полную сумму.
А можно отказаться от пенсии на время работы и в будущем получить к ней прибавку.
— В этом случае пенсия увеличивается за счет дополнительного стажа и за счет так называемой премии. Отказавшись от ее получения в период работы, за первый год такой работы пенсия увеличится на 6% заработка, из которого исчисляется пенсия, за второй — на 8%, за третий — на 10% и т.д. Отработав 5 лет без получения пенсии, можно увеличить ее размер в 1,5−1,8 раза, — объясняли в Минтруда.
Я работал(а) за границей. Как этот стаж учтется в моей пенсии?
С некоторыми странами у Беларуси заключены договоры или соглашения о пенсионном обеспечении. Это означает, что стаж работы там будет учитываться при определении права на пенсию в Беларуси. Таких государств не так много: Россия, Литва, Латвия, Азербайджан, Чехия. Кроме того, подписаны, но не вступили в силу договоры с Польшей, Эстонией и Молдовой, а также готовится к подписанию соглашение о пенсионном обеспечении в ЕАЭС.
Если же вы работали в стране, с которой у Беларуси нет договора или соглашения о пенсионном обеспечении, это время не зачтется ни в трудовом, ни в страховом стаже со всеми вытекающими последствиями.
За советский стаж, наработанный на территории другого государства, входившего в состав СССР, переживать не стоит. При назначении пенсии он учитывается по записям в трудовой книжке (если старой трудовой не сохранилось, подтвердить стаж можно другими документами — например, архивными справками).
Что нужно для назначения трудовой пенсии по возрасту
Право на такую пенсию получают жители Беларуси, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, которые до этого трудились и получали доход и уплачивали страховые взносы в ФЗСН.
Основными показателями, определяющими размер пенсии, являются:
- стаж работы;
- величина заработка;
- доплаты и льготы за трудные условия и особые заслуги.
Последний пункт касается вредных условий труда, например, при горных работах; заслугами могут счесть и многодетность матери, и научные степени и т.д.
О стаже
Первым основанием для назначения пенсии является стаж. Он учитывается двумя способами:
- страховой стаж – время, в которое с зарплаты уплачивались взносы в Фонд соцзащиты;
- общий трудовой стаж – сюда включают и те периоды, за которые взносы не платили, например, отпуска по уходы за ребенком, срочная служба в армии и пр.
Кого не затронет увеличение стажа? Как всегда, это повышение не относится к тем, кто претендует на пенсию по инвалидности, многодетным матерям, инвалидам с детства и лицам, обеспечивающим уход за ними. Для всех этих категорий будет по-прежнему достаточно отработать хотя бы 5 лет.
Как считается стаж? В расчет принимается только то время, когда из заработной платы работника фактически производились отчисления в фонд соцстраха. Например, армия, учеба или декрет в расчет приниматься не будут.
Если стажа нет, для таких граждан пенсия в Белоруссии может быть только социальной. Она равна половине прожиточного минимума. При этом получать даже такое небольшое пособие мужчины смогут лишь с 65 лет, а женщины по достижению 60-летнего возраста.
Пенсия в Беларуси – денежная регулярная выплата, которая полагается человеку при наступлении определенного условия. Чаще всего таким условием является достижение установленного пенсионного возраста. Другие условия – потеря трудоспособности, присвоение группы инвалидности, потеря кормильца и т.д. Выплата пенсионного обеспечения осуществляется как из государственных фондов, так и негосударственных (средства физических лиц, частных фирм).
В РБ функционируют трудовые и социальные пенсии. Система индивидуальных счетов практически не представлена. Перерасчет социальных пенсий происходит 4 раза в год – 1 ноября, 1 февраля, 1 мая и 1 августа. Это даты ежегодного увеличения бюджета прожиточного минимума (БПМ), к которому привязаны социальные и минимальные трудовые пенсии. В 2021 году тоже будут плановые повышения трудовых пенсий.
Трудовые пенсии (по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, за особые заслуги перед государством) рассчитываются по-другому. Они зависят от средней зарплаты в стране и от возможностей Фонда социальной защиты населения (ФСЗН).
Кто может рассчитывать на пенсию по возрасту?
Закон, который обеспечивает гражданам право на пенсионный отдых, – «О пенсионном обеспечении». Он действует с 1992 года. В статье 5 и 11 Закона указано, кто может рассчитывать на получение пенсии по возрасту. Это люди:
Некоторые работники с особыми условиями труда имеют право на досрочный выход на пенсию (статья 12 и 13).
Пенсия по возрасту выплачивается человеку пожизненно. Она не зависит от состояния трудоспособности. Это, скорее, заслуженный отдых для людей, который гарантирует государство при соблюдении всех условий.
Люди, которые не соответствуют требованиям для получения трудовой пенсии по возрасту, могут рассчитывать на получение социальной пенсии. Их размеры зависят уже не от средней зарплаты, а от величины бюджета прожиточного минимума.
Изменился размер социальной пенсии у родителей детей–инвалидов с тяжёлой степенью утраты здоровья. Речь идёт о тех, кто ухаживает за своими детьми длительное время (не менее 20 лет). Пенсия повысилась со 129, 06 руб. до 272, 57 руб.
Помимо этого, инвалидам с детства на 5 лет сократили продолжительность трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту. Для женщин с 20 лет до 15, а для мужчин – с 25 лет до 20-ти.
Иначе теперь рассчитывают и трудовой стаж при назначении пенсии для женщин, имеющих четверых и более детей. В общий стаж включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет. Трудовые пенсии многодетным матерям будут назначать при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.
Отдел новостей «Электронного Солигорска»
В пенсионном законодательстве четко структурированы категории получателей пенсии, которые отличаются наличием трудового и страхового стажа, дополнительными заслугами.
Суммы дотаций от государства закреплены в нормативно-правовых актах, законах. Для каждого класса пенсии сформирован минимальный лимит, который рассчитывается, как «%» от величины прожиточного минимума.
Социальная пенсия по величине не сильно отличается от минимального размера пенсионных выплат, является их нижним пределом.
- Повышение пенсии в Беларуси в 2021 году
- Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
- Средняя пенсия в Беларуси в 2021 году
- Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
- Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году
- Повышение военной пенсии в Беларуси в 2021 году
Для расчета пенсионного минимума требуется взять за отправную точку два показателя ПМ и минимальная пенсия по возрасту.
С заявителя потребуется в соответствующих органах предоставить личные документы, такие как:
- Паспорт, для удостоверения личности, места прописки и возраста.
- Для иностранцев вид на жительство.
- Если паспорт утерян – соответствующую форму от органов внутренних дел в отделе по месту прописки.
- Если социальная пенсия назначается в связи с потерей кормильца требуется добавить к минимальному пакету документов справку о смерти от службы, или решение суда, если гражданин считается без вести пропавшим.
- Также при потере кормильца или пенсии по инвалидности детям необходимо взять справку о составе семьи, а именно свидетельство о рождении детей.
- Выписку о нахождении на государственном обеспечении.
- Справку, которая гарантирует набавку или дополнительные выплаты.
Социальные пенсии (назначаются при неполучении трудовой пенсии) увеличатся следующим образом: инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, — до Br289,16, инвалидам с детства II группы — Br249,73, инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца на каждого ребенка — Br223,44, инвалидам III группы — Br197,15, лицам старше общеустановленного пенсионного возраста — Br131,44, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при различной степени утраты здоровья — от Br210,3 до Br289,16. В том числе теперь социальная пенсия назначается достигшим 60 лет матерям и 65 лет отцам, которые не менее 20 лет ухаживали за детьми-инвалидами, имевшими III или IV степень утраты здоровья и признанными впоследствии инвалидами с детства I группы. С 1 февраля размер социальной пенсии для таких родителей составит Br258,92.
Пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, увеличится до Br262,87 (в случае ухода за одним таким человеком) и до Br315,44 (за двумя и более).
Повышение размера пенсии ждет и другие категории получателей: Героев Беларуси, Советского Союза, Социалистического Труда, блокадников, бывших узников фашистских концлагерей, инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий) и так далее.-0-
Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:
- накопить минимальный страховой стаж;
- накопить минимальный общий трудовой стаж;
- достигнуть пенсионного возраста.
Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2021 году – 18 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.
В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:
- обучение в техникуме или колледже, ВУЗе, послевузовское образование;
- декретный отпуск;
- уход за родственниками-инвалидами.
С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.
Продолжительность трудового стажа для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.
Официальное трудоустройство на территории Российской Федерации учитывается при расчете трудового и страхового стажа для белорусов.
Пенсионный возраст в 2021 году для белорусских мужчин – 62 года 6 месяцев, для женщин – 57 лет 6 месяцев. Подробный график возрастного повышения пенсий в Беларуси составлен ниже. Расчет трудовых пенсий по возрасту зависит от средней заработной платы работников в стране.
Пенсии по возрасту – это как минимум 55% от средней зарплаты в стране. При этом сумма не может быть меньше, чем установленная законодательством минимальная пенсия.
В 2016 году в пенсионное законодательство в РБ были внесены значительные изменения. С этого года возраст выхода на пенсию постепенно увеличивается на 6 месяцев до достижения черты в 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.
Год | Пенсионный возраст для мужчин | Пенсионный возраст для женщин |
2016 | 60 лет | 55 лет |
2017 | 60 лет и 6 месяцев | 55 лет и 6 месяцев |
2018 | 61 год | 56 лет |
2019 | 61 год и 6 месяцев | 56 лет и 6 месяцев |
2020 | 62 года | 57 лет |
2021 | 62 года и 6 месяцев | 57 лет и 6 месяцев |
2022 и последующие годы | 63 года | 58 лет |
Повышение пенсии в Белоруссии в 2021 году
Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».
— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов
В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»
Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.
Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.
— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.
Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.
Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.
— Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.
Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.
Как изменится расчет пенсий в Беларуси с 1 января 2021 года
При этом стоит дельное внимание уделить тому, что индексация пенсий в Беларуси в 2021 году будет постепенной, то есть проводить ее планируют в несколько этапов, один из которых запланирован на лето, а второй на зиму (последний месяц года), при этом сначала пенсионные пособия будут индексироваться на больший процент, а потом на тот, который останется (вероятнее всего, 11 и 4 %).
Если брать размеры пенсионных выплат за промежуток около 20 лет, то самые низкие выплаты в Белоруссии были в 2021 году, тогда они составляли всего 17,5 долларов. В дальнейшем ситуацию можно было охарактеризовать стабильным, но медленным увеличением роста пенсий, спустя много лет пенсия уже перевалила за отметку в 100 долларов, испортила весь график девальвация 2021 года, а затем и 2021 когда сумма снизилась до 79 долларов. В 2021 году пенсия сделала максимальный скачок вверх, тогда она составляла 230 долларов. Не смогло правительство удержать подобный уровень и снова в 2021 году показатель выплаты упал до отметки в 118 долларов, впрочем это еще не самое дно. В 2021 году на каждого пенсионера в среднем выплачивалось по 140 долларов, государство немного стабилизировало положение после резкого падения рубля.
Расчет размера страховой пенсии 2021 году производится по традиционной балльной системе, которая действует в России с 2021 г. Формула расчета пенсии по старости, инвалидности или потере кормильца в 2021 г. осталась прежней, никаких изменений в результате реформы 2021 года внесено не было. Величина пенсионного обеспечения по-прежнему зависит от стоимости фиксированной выплаты к страховой пенсии (ФВ), стоимости одного пенсионного коэффициента (СПК), а также от количества накопленных за годы работы пенсионных баллов (ИПК).
Отметим, что законом устанавливается сумма ФВ к пенсии по старости, а в зависимости от нее уже определяется ФВ и для других видов пенсионного обеспечения. По закону для выплат по инвалидности или случаю потери кормильца ее величина отличается. Перечислим ниже размеры ФВ, которые будут использоваться при расчете в 2021 году для неработающих пенсионеров:
Существуют и определенные льготы пенсионерам. Подобные меры применяются из-за социальной уязвимости данной категории. Размер выплат небольшой, поэтому людям на заслуженном отдыхе может понадобиться помощь государства в поддержании уровня жизни и здоровья на оптимальном уровне.
В связи с тем, что в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и чаще всего не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста.
Отдельно нужно сказать о том, что индексация пенсий в Беларуси в 2021 году будет происходить постепенно, то есть власти планируют ее поэтапное проведение – летом и зимой. Индексация очень важна, потому что именно из-за инфляции постоянно растут цены на товары и услуги, и при этом реальный доход граждан уменьшается. Именно поэтому власть улучшают качество жизни граждан за счет проведения ежегодной индексации.
Для расчета выплат по возрасту мы взяли следующие данные: женщина с индивидуальным коэффициентом заработка 2,0 и стажем работы 33 года, которая не работает на пенсии. В таком случае пенсия составит около 375 рублей. При индивидуальном коэффициенте 0,6 и при таком же стаже пенсия получается около 235 рублей.
В Беларуси с января 2021 года началось поэтапное на полгода в год повышение общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет. В этом году выйти на трудовую пенсию по возрасту могут мужчины, родившиеся во второй половине 1957 года по достижении 61 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1962 года, по достижении 56 лет.
Порядок исчисления размеров пенсий детально регламентирован пенсионным законодательством, в частности Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон).
Согласно статье 56 Закона пенсии исчисляются по установленным нормам в процентах к откорректированному в связи с ростом средней заработной платы работников в республике фактическому заработку, который граждане получали перед обращением за пенсией.
Корректировка фактического заработка производится путем умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой при назначении и перерасчете трудовых пенсий, на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера. Далее в соответствии с пенсионной формулой определяется размер заработка, из которого исчисляется пенсия.
При этом заработок не более 130% средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в пределах 10 процентов указанной величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10 процентов – соответственно в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20, 10 процентов.
Для лиц, занятых на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами, этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а для лиц, длительное время занятых на подземных и открытых горных работах, — в размере 30 процентов. Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.
Пенсия может стать больше, если на время работы отказаться от ее получения.
Для этого необходимо обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с соответствующим заявлением. Размер прибавки к назначенной пенсии будет зависеть от продолжительности периода работы без получения пенсии. Данная норма востребована теми, кто намеревается получать более весомые пенсионные выплаты в то время, когда пенсия станет единственным источником средств существования.
Как Рассчитать Пенсию В Беларуси В 2021 Году
- минимальной и социальной песни;
- надбавок, доплат и повышений к пенсии;
- пособий женщинам, которые своевременно встали на учет в медучреждение (до 12 недель беременности);
- единовременных пособий, связанных с рождением ребенка;
- пособий для тех, кто воспитывает ребенка-инвалида;
- пособий на детей в возрасте 3-18 лет во время воспитания малыша до 3 лет;
- пособий для осуществляющих уход за инвалидом 1-й группы или гражданами, достигшими 80 лет.
Однако данное повышение не относится к трудовым пенсиям, так как их на их величину влияет изменение размера средней зарплаты сотрудников по республике.
С 1 февраля обновят данные по белорусам, не занятым в экономике. Те граждане, которые попадут в базу и располагают собственным жильем, будут оплачивать коммуналку ЖКХ исходя из полных тарифов.
Базу с нетрудоустроенными ежеквартально обновляют. Если гражданину необходимо представить в соответствующие органы документы о работе/учебе за рубежом, успеть это нужно в определенное число, то есть до 21.04, 21.07, 21.10, 21.01. К слову, в конце 2020-го А. Г. Лукашенко в рамках совещания по экономике дал распоряжение подключить милицию для поиска рабочих мест, если это понадобится.
В начала нынешнего года повышены тарифы на ТО и капремонт, домофоны, вывоз мусора, газо-, водо- и электроснабжение. В феврале уже каждый житель сможет заметить изменения по оплате коммуналки.
Отмечалось, что увеличение обслуживания коммунальных услуг будет осуществляться в 2 этапа. Запланировано очередное повышение на июнь. Для малоимущих граждан предусмотрены субсидии. Подобной господдержкой в 2020-м воспользовалось около 20,5 тыс. семей.
В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:
- 2016 год – 60 лет и 55 лет:
- 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
- 2018 год – 61 год и 56 лет;
- 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
- 2020 год – 62 года и 57 лет;
- 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
- 2022 год – 63 года и 58 лет.
Калькулятор для пенсионера. Как рассчитывается пенсия в Беларуси
Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.
Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.
Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.
2021 (май-июль) | 2021 (февраль-апрель) | ноябрь 2020 – январь 2021 | 2020 (август-октябрь) | 2020 (май-июль) | |
Средняя пенсия по возрасту | 512,78 | 512,78 | с ноября: 457,93 с декабря: 482,62 |
456,81 | 447,55 |
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата) | 276,36(68,32+208,04) | 273,76 (65,72+208,04) | 260,82 (64,53+196,29) | 260,32 (64,03+196,29) | 257,96 (61,70+196,26) |
В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.
Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.
Белорусы могут онлайн рассчитать себе пенсию
В теории можно взять свои расчетные листки за последние 24 года и посмотреть официальные данные по средним зарплатам в стране (на сайте Белстата есть данные с 1991 года). Правда, это займет немало времени и сил. Если есть все данные, то можно обратиться в управление социальной защиты администрации по месту жительству.
Для расчета месячного коэффициента берется зарплата работника до уплаты налога (то есть «грязными») и делится на среднюю зарплату по стране в этом же месяце. К примеру, в апреле зарплата работника составила «грязными» 1200 рублей, а средняя по стране — 921 рубль. Коэффициент получается 1,3 за апрель. Если зарплата в апреле была на уровне минимальной, которая сейчас составляет 305 рублей, то коэффициент будет порядка 0,33.