Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Евросоюз 2023: Список всех стран, входящих в ЕС (+карта и история)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Общая численность населения стран-членов ЕС превышает 510 миллионов человек. То, что раньше было чисто экономическим союзом, с годами превратилось в мощный политический альянс, решающий вопросы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и другие. Основополагающие принципы ЕС базируются на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, включая рабочую силу.
Политические инициативы и развитие ЕС
Первоначальное сообщество ЕОУС функционировало за счет делегирования части полномочий надгосударственному образованию, где заседали представители стран-участниц:
- члены парламентов;
- национальные министры;
- судебные органы.
Однако интересы тяжелой промышленности, завязанной на уголь со сталью, не могли оставаться в центре внимания на протяжении длительного времени. В свете этого подписание Римского договора обретало особое значение, поскольку:
- ЕЭС фокусировался на формировании единого европейского рынка и глобальной экономической интеграции;
- Евратом ставил приоритетом энергетическую безопасность.
Этот этап можно смело называть формированием фундамента европейской экономической базы, за счет которой впоследствии все больше стран захотели стать частью большой европейской семьи.
Стоит отметить, что идеи полноценного слияния в «надгосударство» появились в 1965 году и начали воплощаться в 1967-м. Если ранее ЕОУС, ЕЭС и Евратом действовали более-менее независимо, теперь их встречи проходили в одних и тех же зданиях и под надзором единых органов:
- Совета – коллегии министров стран-участниц;
- Еврокомиссии – исполнительного органа, формирующего общее законодательство.
Создание общих политических органов изменило восприятие европейского рынка. Отныне речь шла не о «диком капитализме» с желанием нажиться за счет сделок, а о добрососедском партнерстве, в равной степени поднимающем экономику каждой стороны.
Всего через десять лет произошло дополнительное облегчение торговых взаимодействий. Создание в 1978-м общей валютной системы упростило торговлю между странами – отпала необходимость полагаться на доллар в качестве универсальной единицы обмена, а сами операции осуществлялись намного быстрее.
Кандидаты на членство в ЕС
Как уже упоминалось, список стран Евросоюза в 2022 году включает 27 членов. Последнее пополнение состоялось в 2013 году, когда в состав объединения вошла Хорватия. Четыре западноевропейских государства – Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн – не входят в ЕС, но тесно интегрированы в единый экономический рынок и являются участниками Шенгенской зоны.
Для вступления в Евросоюз страна-кандидат должна соответствовать так называемым Копенгагенским критериям, в основе которых заложены демократическое управление государством, соблюдение прав человека, функционирование рыночной экономики и приверженность целям и намерениям ЕС. Право на вхождение в Евросоюз по географическому признаку зафиксировано в статье 49 Маастрихтского договора.
Как связаны «шенген» и ЕС
Свободное перемещение людей между странами — одна из целей создания ЕС. Договор об отмене внутреннего погранконтроля был заключен в 1985 году в люксембургском Шенгене — отсюда и пошло название визы. Кроме снятия ограничений, соглашение накладывает на страны обязанности по охране внешних границ. Это значит, что при въезде в любую страну шенгенской зоны придется пройти одинаковую процедуру проверки.
Но Шенгенская зона не равна Евросоюзу: сейчас в нее входят 22 страны сообщества, а также Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. Неформально к «шенгену» относятся также карликовые государства внутри территории ЕС — Монако, Сан-Марино, Андорра и Ватикан, хотя они соглашение не подписывали. По «шенгену» можно въехать в Ирландию, Боргарию, Кипр, Румынию и Хорватию — но получить такую визу в посольствах этих стран не получится.
Для тех, кто желает посетить страну «Битлз» и Шерлока Холмса, будет актуален вопрос: входит ли Англия в Шенген или нет. В 2019 году для въезда в Соединенное Королевство потребуется оформление британской визы. Дело в том, что Великобритания не входит в Шенгенскую зону. Процесс получения визы начинается с подготовки анкеты, которую нужно заполнить на сайте посольства. Её необходимо распечатать, заверить своей подписью и вклеить фотографию в предусмотренное для этого место. Далее понадобятся:
- загранпаспорт, срок действия которого должен истекать не ранее чем через полгода с момента окончания поездки;
- ещё одна фотография;
- справка с работы, в которой есть сведения о должности и ежемесячном доходе (для пенсионера – пенсионное удостоверение).
Как сформировался (возник) ЕС
В 1945 году закончилась Вторая мировая война.
Многим лидерам в Европе и во всем мире стало очевидно, что это трагическое разрушение в значительной степени явилось результатом многовековых прецедентов укоренившейся ксенофобии и воинствующего национализма.
Действительно, и Муссолини в Италии, и Гитлер в Германии смогли увидеть, как их приход к власти осуществился только путем распространения страха и недоверия среди своих соотечественников по отношению к другим странам и даже к представителям не доминантных культур меньшинств в своей собственной.
В результате несколько национальных лидеров со всей этой новой Европы после Второй мировой войны начали работать вместе, чтобы найти решения, которые укрепили бы сотрудничество и доверие между другими европейскими странами.
В то же время, однако, Советский Союз и другие Социалистические республики по всей Европе и за ее пределами все больше выступали против капиталистических стран в новой «холодной войне», войне идеологий между рыночной экономикой и коммунизмом.
Быстрый рост членства
После Маастрихтского договора все больше и больше членов, включая ряд бывших контролируемых коммунистами стран, присоединялись к Европейскому Сообществу, что стало возможным благодаря усилению либерализации политики и стандартов, регулирующих такие новые вступления.
Австрия, Финляндия и Швеция присоединились в начале 1995 года, и в мае 2004 года последовала беспрецедентная волна из 10 дополнительных участников.
Еще недавно Европейский Союз (по сути, термин, используемый для описания нынешнего Европейского сообщества) добавил к в нее входят Болгария и Румыния в 2007 году и Хорватия в 2013 году.
Европейские сообщества были впервые расширены в 1973 году, включив в них Ирландию, Данию и Соединенное Королевство.
Гренландия также присоединилась к общинам как часть Дании, но покинула их в 1985 году из-за спора о правах на рыболовство.
Норвегия, которая договорилась о членстве, не присоединилась после того, как предложение было отклонено на референдуме.
Главными целями при создании Европейского союза были названы способствование миру и улучшение благосостояния европейских народов. Затем были озвучены задачи, способствующие реализации основной цели, которые состоят в следующем:
- Создание в Европе свободного и безопасного пространства без внутренних границ и обеспечение граждан, проживающих на территории ЕС, правами и свободами в рамках Европейского союза;
- Создание внутреннего рынка с целью обеспечения эффективного ведения торговли внутри Европы со свободной и честной конкуренцией;
- Достижение сбалансированного роста экономики и стабильности ценообразования, учитывая социальные нужды и благосостояние людей;
- Развитие науки, техники, образования, чтобы обеспечить государства-члены ЕС квалифицированной рабочей силой и высокотехнологичным производством;
- Профилактика социальной отстраненности, избавление от бедности, содействие равноправию, в том числе меньшинств. Соблюдение прав детей и пожилого населения;
- Уважение к национальным и общеевропейским культурам, сплочение стран и народов, ответственность членов ЕС друг за друга;
- Содействие миру во всем мире, обеспечение безопасности людей, разумное использование природных ресурсов и улучшение экологической обстановки на планете в соответствии с Уставом ООН и международных правил.
ПОЧЕМУ ХОРОШО, ЧТО ЗАПУСК EES ОТЛОЖИЛИ
Объясняем, почему хорошо, что EES не заработает перед стартом летнего сезона-2023. Согласно схеме, люди, въезжающие в блок из стран, не входящих в ЕС, должны будут зарегистрировать в системе EES отпечатки пальцев и фотографию со своими паспортными данными. Эта регистрация будет действительна в течение трех лет, и в течение этого срока каждый раз, когда путешественник пересекает границу ЕС (въезжает/выезжает), он обязан «отмечаться» в EES.
В отчете eu-LISA, который был представлен на днях, говорится, что в проекте EES есть «узкие места», среди которых ключевое – первоначальная регистрация биометрических данных перед поездкой. Предполагается, что путешественники должны зарегистрироваться в EES в консульствах или у сторонних поставщиков (например, визовые центры). Но такой поход в агентстве сочли устаревшим и предложили разработчикам придумать информационные технологии, которые могли бы избавить путешественников от походов в консульства.
Кроме того, в eu-LISA признали, что если в отношении въезда и прохождения паспортного контроля в аэропортах схема EES будет работать быстро, то скорость обслуживания путешественников, пересекающих границу на автомобилях и пешком, будет занимать на 30% больше времени.
Кандидаты в членство ЕС
№ | Страна | Столица | Дата подписания соглашения |
1. | Албания | Тирана | 2009г. |
2. | Алжир | Алжир | 2005г. |
3. | Босния и Герцеговина | Сараево | 2008г. |
4. | Грузия | Тбилиси | 2014г. |
5. | Египет | Каир | 2004г. |
6. | Израиль | Иерусалим | 2000г. |
7. | Иордания | Амман | 2002г. |
8. | Канада | Оттава | 2013г. |
9. | Ливан | Бейрут | 2006г. |
10. | Македония | Скопье | 2001г. |
11. | Марокко | Рабат | 2000г. |
12. | Молдавия | Кишинев | 2014г. |
13. | Мексика | Мехико | 2000г. |
14. | Сербия | Белград | 2011г. |
15. | Тунис | Тунис | 1998г. |
16 | Турция | Анкара | 1963г. |
17. | Украина | Киев | 2014г. |
18. | Черногория | Подгорица | 2010г. |
19. | Чили | Сантьяго | 2003г. |
20. | ЮАР | Претория | 2000г. |
Особенности экономической деятельности
Общее население стран Евросоюза превышает 515 миллионов человек. За годы развития организация выросла в мощное политическое объединение, которое совместно решает проблемы отдельных стран-участниц в области здравоохранения и образования, миграции и безопасности, изменения климата и многих других.
Фундаментальный принцип ЕС – единый внутренний рынок, на котором обеспечивается свободное перемещение товаров и услуг, денег и рабочей силы, людей.
Экономика союза – это совокупная экономика каждой страны-участницы, но на мировом рынке каждое государство действует как самостоятельная единица. Общий рынок Евросоюза выступает на международной арене в лице Европейского сообщества, которое в конфликтных ситуациях защищает интересы членов организации.
ВВП каждой страны вносится в общий ВВП. Страны с наибольшими взносами, больше половины:
- Германия;
- Франция;
- Испания;
- Италия.
К странам с наименьшими взносами, около 1%, относят Эстонию, Литву и Латвию.
Основные источники дохода – это природные ископаемые (газ, уголь и нефть) и туризм. По общим запасам нефти ЕС находится на 13 месте в мировом рейтинге.
На территории союза действует безвизовый режим, основная валюта – евро. Но не все страны поддержали идею хождения единой валюты.
Страна | Валюта |
Болгария | Болгарский лев |
Хорватия | Хорватская куна |
Чехия | Чешская крона |
Дания | Датская крона |
Венгрия | Форинт |
Польша | Польский злотый |
Румыния | Румынский лей |
Швеция | Шведская крона |
Шенгенская зона не тождественна Европейскому союзу. Не все страны шенгена входят в ЕС, и наоборот.
Новейшая история: с 2000 по 2022
Столь громкое событие, как единовременное присоединение к ЕС сразу десяти стран, повело за собой новые сложности:
- Уровень жизни и экономического развития в государствах-участниках был существенно ниже среднеевропейского. Значит, лидерам Евросоюза приходилось брать на себя основные расходы на социальное обеспечение, поддержку сельского хозяйства новичков. При этом последние решительно не желали увеличивать свои доли отчислений в общеевропейскую казну сверх установленного документами уровня в 1 % от ВВП.
- Становилось ясным, что прежде эффективный метод принятия решений консенсусом стал работать хуже. Так, на референдумах в Голландии и Франции (2005) законопроект единой Конституции отклонили, из-за чего Европейскому Союзу приходится и по сей день опираться лишь на многочисленные основополагающие договоры, что довольно сложно и времязатратно.
Летопись Евросоюза необычайно богата, однако члены объединения выше всего ценят следующие события:
- 9 мая 1950. День Европы — дата, когда министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с декларацией, положившей начало объединению.
- Март 1957. Подписание Римского Договора, создание ЕЭС — Европейского Экономического сообщества.
- 1979. Проведение первых прямых выборов в Европейский парламент.
- 1991. Подписание Маастрихтского договора знаменует собой создание современного Европейского Союза.
- 16 марта 1995. Начало действия Шенгенского соглашения — семь государств-членов ЕС отменили паспортный контроль на внутренних границах.
- 1999. Единая валюта объединения, евро, вводится в безналичный расчет.
- 2002. Евро вступает в обращение в роли наличных — банкнот.
- 2004. В ряды союза входит сразу десять европейских государств.
- 2009. Вступление в силу Лиссабонского договора.
- 2020. Объединение окончательно покидает его важный участник — Великобритания.
(European Council) образован в 1974, а с 1986 его статус был официально закреплен в Едином европейском акте. В его состав входят главы государств и правительств стран-членов ЕС, а также председатель Европейской комиссии. По регламенту, Европейский совет заседает дважды в год, а фактически – четыре раза в год (по две встречи на каждое полугодовое председательство страны-члена). В ходе этих встреч обсуждаются общая ситуация и важнейшие политические проблемы Союза, а также состояние мировой экономики и международных отношений, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются программы и решения стратегического характера. В случае необходимости созываются также внеплановые заседания, посвященные, как правило, одному крупному вопросу, требующему принятия политического решения. Заседания происходят под председательством главы или премьер-министра того государства, которое в данное полугодие председательствует в Совете. Итоги дискуссий и принятые решения доводятся до всеобщего сведения в виде соответствующих политических заключений председательствующей стороны (Presidency conclusions). Формально, это политический документ, который в последующем трансформируется в правовые акты и решения, принимаемые соответствующими институтами ЕС.
Совет ЕС (Совет министров) — (Council) — высший законодательный орган ЕС.
– Функции. Совет обладает правом принятия решений, обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов, осуществляет общее руководство бюджетом (совместно с Парламентом), заключает международные соглашения. Состоит из представителей государств-членов ЕС в ранге министров национальных правительств. Фактически существует более 25 различных отраслевых Советов.
– Организационная структура. Подготовка сессий Совета осуществляется в Брюсселе Комитетом постоянных представителей государств – КОРЕПЕР (COREPER) в составе глав национальных делегаций при Сообществе. КОРЕПЕР проводит предварительное обсуждение вопросов, выносимых на Совет, что обеспечивает непрерывность функционирования последнего. Генеральный секретариат, также работающий в Брюсселе, готовит решения Совета и следит за их выполнением.
(European Commission) – исполнительный орган ЕС, обладающий одновременно правом законодательной инициативы.
– Функции. Комиссии принадлежит право законодательной инициативы: она разрабатывает законодательные предложения и направляет их в Совет, контролирует дальнейший процесс законотворчества; следит за применением законодательных актов, принятых Советом. В случаях нарушений может прибегнуть к санкциям, – например, передать дело в Суд. Она вправе принимать самостоятельные решения в таких сферах как сельское хозяйство, торговля, конкуренция, транспорт, функционирование единого внутреннего рынка, защита окружающей среды и др.; исполняет бюджет и управляет фондами ЕС. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции ЕС за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).
– Состав. Комиссия состоит из 20 членов (по два представителя от Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании, по одному – от остальных государств-членов). Они назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Кандидатуры утверждаются Европейским парламентом. Срок полномочий действующей Комиссии истекает в 2004.
2005, согласно Ниццской редакции Договора о ЕС, предусматривается упрощение принципа формирования Комиссии (вместо принципа представительства государств вводится система ротации). Предусматривается усиление ее ответственности перед Европейским парламентом.
– Организационная структура. Комиссия состоит из 26 генеральных директоратов (Directorate-General), ведающих отдельными направлениями деятельности ЕС, включая отношения с третьими странами. Например, Генеральный директорат XVI занимается вопросами проведения политики сплочения, Генеральный директорат VIII – вопросами развития сотрудничества с государствами АКТ (Государства Африки, Карибского моря и Тихоокеанского региона, участники Ломейских конвенций). В штате Комиссии насчитывается 15 тыс. служащих – это самое большое учреждение ЕС.
– Место и время проведения заседаний. Комиссия собирается один раз в неделю в Брюсселе.
Процессы принятия решений в ЕС.
Законотворческий процесс в ЕС проходит три этапа: внесение предложения, его обсуждение и принятие решения. Право законодательной инициативы принадлежит Комиссии. Именно она готовит проекты решений.
Для разных категорий законодательных и нормативных актов предусмотрены различный порядок принятия решений и, соответственно, различные процедуры взаимодействия между Комиссий, Советом и Парламентом.
Амстердамский договор закрепил четыре основные процедуры.
Процедура согласия парламента, т.е. одобрения или наложения вето на единогласно принимаемый Советом акт, применяется при решениях о приеме в ЕС новых государств-членов, определении задач и полномочий Европейского центрального банка (ЕЦБ), при заключении международных договоров и др.
Но есть случаи, например, при пересмотре цен на сельскохозяйственную продукцию, где единогласно принимаемое Советом решение не требует парламентского согласия. Тогда прибегают к процедуре консультации. При этом роль Парламента ограничивается принятием рекомендаций по законопроекту, которые Совет может проигнорировать.
По основной массе вопросов, которые Совет решает квалифицированным большинством, применяется процедура совместного решения Совета и Парламента. Она распространена на вопросы, касающиеся свободы передвижения рабочей силы и услуг, занятости, защиты прав потребителей, трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, образования, культуры, здравоохранения, охраны окружающей среды, общих принципов контроля за указанными вопросами. Суть данной процедуры, предусматривающей два парламентских чтения по законопроекту, сводится к тому, что Парламент имеет возможность окончательно отвергнуть абсолютным большинством голосов решение, сформулированное в Совете. Принять парламентские поправки к законопроекту Совет может, голосуя квалифицированным большинством (для принятия поправок, не получивших одобрения Комиссии, требуется единогласное решение). При отсутствии должного числа голосов в Совете в пользу парламентской поправки она не принимается.
Гораздо реже применяется процедура сотрудничества Совета с Парламентом. Она сохранена только для ряда вопросов, относящихся к функционированию Экономического и валютного союза. Как и процедура совместного решения, процедура сотрудничества предусматривает два парламентских чтения по законопроекту. В этом случае вето Парламента может быть преодолено единогласным решением Совета. Действуя единогласно, члены Совета могут отклонить как и поправки к законопроекту, сделанные в Парламенте, так и одобренные Комиссией. Но так как единогласие в Совете зачастую недостижимо, ему фактически проще принять парламентские поправки, чем настаивать на собственном варианте законопроекта.
В ходе обсуждения проекта в ряде случаев Совет обращается за дополнительной консультацией в Экономический и социальный комитет и Комитет регионов.
Окончательное решение по большинству нормативных актов принимает Совет. Согласно Договору о ЕС, решения в Совете принимаются большинством голосов, однако на практике распространено голосование квалифицированным большинством. В последнем случае государства-члены имеют следующий вес: Германия, Франция, Италия, Великобритания – по 10 голосов, Испания – 8, Бельгия, Греция, Нидерланды, Португалия – по 5, Австрия, Швеция – по 4, Ирландия, Дания, Финляндия – по 3, Люксембург – 2. Итого – 87 голосов. Акты считаются принятыми квалифицированным большинством при условии, что они собрали по крайней мере 62 голоса «за».
Согласно Ниццской редакции Договора о ЕС, с 1 января 2005 при принятии решений голоса государств-членов в Совете будут иметь иной вес: Германия, Франция, Италия и Великобритания получат по 29 голосов, Испания – 27, Нидерланды – 13, Бельгия, Греция, Португалия – по 12, Австрия, Швеция – по 10, Дания, Ирландия, Финляндия – по 7, Люксембург – 4. Итого – 237 голосов. Акты будут считаться принятыми квалифицированным большинством при условии, что они собрали по крайней мере 169 голоса «за».
Когда число государств-членов ЕС достигнет 27 для принятия решения квалифицированным большинством потребуется 258 голосов «за» (вес голоса государств-членов в этом случае см. табл. 2).
Ниццский договор вводит в практику голосования в ЕС принцип двойного большинства, который позволяет сохранить за странами «большой четверки» (Франция, ФРГ, Великобритания, Италия) контроль над процессом принятия решений в расширяющемся на Восток Союзе. Он заключается в том, что в дополнение к перечисленным выше условиям голоса «за» должны представлять те государства-члены, суммарное население которых составляет по крайней мере 62% от общей численности населения ЕС.
Таблица 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТ И ГОЛОСОВ ГОСУДАРСТВ В ОРГАНАХ ЕС после расширения до 25 членов в 2004 | ||||
Страна | Совет | Европейский парламент | Экономический и социальный комитет | Комитет регионов |
Голоса | Число мест | Число мест | Число мест | |
Германия | 29 | 99 | 24 | 24 |
Великобритания | 29 | 72 | 24 | 24 |
Франция | 29 | 72 | 24 | 24 |
Италия | 29 | 72 | 24 | 24 |
Испания | 27 | 50 | 21 | 21 |
Польша | 27 | 50 | 21 | 21 |
Нидерланды | 13 | 25 | 12 | 12 |
Греция | 12 | 22 | 12 | 12 |
Республика Чехия | 12 | 20 | 12 | 12 |
Бельгия | 12 | 22 | 12 | 12 |
Венгрия | 12 | 20 | 12 | 12 |
Португалия | 12 | 22 | 12 | 12 |
Швеция | 10 | 18 | 12 | 12 |
Австрия | 10 | 17 | 12 | 12 |
Словакия | 7 | 13 | 9 | 9 |
Дания | 7 | 13 | 9 | 9 |
Финляндия | 7 | 13 | 9 | 9 |
Ирландия | 7 | 12 | 9 | 9 |
Литва | 7 | 12 | 9 | 9 |
Латвия | 4 | 8 | 7 | 7 |
Словения | 4 | 7 | 7 | 7 |
Эстония | 4 | 6 | 7 | 7 |
Кипр | 4 | 6 | 6 | 6 |
Люксембург | 4 | 6 | 6 | 6 |
Мальта | 3 | 5 | 5 | 5 |
Всего | 345 | 732 | 344 | 344 |
Источник: European Union Treaty of Nice. Luxembourgh, 2001. P. 84–87.