Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в пенсиях по выслуге лет для госслужащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности (поведения), а также иных периодов, с которыми нормы права социального обеспечения связывают определенные последствия в отношении конкретных социально-обеспечительных предоставлений.
Понятие и классификация стажа
Стаж в праве социального обеспечения рассматривается в нескольких аспектах:
1) как правовой институт, т. е. совокупность норм, сгруппированных по определенным признакам и призванных регламентировать порядок и условия исчисления и подтверждения периодов трудовой или иной общественно-полезной деятельности (поведения) для определения права на конкретные виды социального обеспечения и (или) их объема;
2) как юридический факт, т. е., как правило, один из элементов сложного юридического состава, на основе которого возникает социально-обеспечительное правоотношение (основание в пенсионировании за профессиональную деятельность определенного вида; условие, определяющее право на льготное пенсионное обеспечение по возрасту; способ определения величины обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и страховыми пенсиями).
Зачем отодвинули срок
По уверениям экспертов и аналитиков увеличивать срок официального выхода на пенсию в России пришлось из-за того, что количество неработающих граждан неуклонно растет. Это может повлечь за собой разбалансировку системы выплаты пенсий. И государство вообще не сможет выдавать платежи своим пожилым гражданам.
В 70-х годах 20 века на пенсионную выплату одного пенсионера трудились 3,7 гражданина. В 2022 году количество работающих снизилось до 2 граждан. К 2044 году количество таких работников и вовсе снизится до 1,5 человек.
Дополнительным поводом аналитики приводят увеличение продолжительности жизни. Поэтому гражданин гораздо дольше находится на попечении государства и других трудящихся, чем было раньше. Насколько объективны такие заявления мнения расходятся.
Госслужащие приобретают следующие льготы:
- пенсионные: выплата при выходе на пенсию от 5 до 20 окладов при выслуге от 15 до 20 лет;
- жилищные субсидии;
- соцпривилегии: возможность при болезнии сохранить свой заработок, скидки в ЖКХ, получение мест в садик без очереди и т. д.;
- медицинские: санатории, выбор мест прохождения лечения и врачей, дополнительное мед. обеспечение;
- надбавки к ЗП при выслуге лет.
Пример, как длительность трудовой деятельности влияет на льготы, приведен в таблице расчета продолжительности отпуска.
Количество лет, проработанных служащим | 1-5 | 5-10 | 10-15 | Более 15 |
Дополнительные дни к отпуску | 1 | 5 | 7 | 10 |
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет
Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Одним из дополнительных отпусков является ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет. Он исчисляется из расчета 1 календарный день за 1 год гражданской службы. Однако общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы ведущих, старших и младших групп, — 40 календарных дней (см. таблицу 4).
Таблица 4
Группы должностей |
|||||
Высшие |
Главные |
Ведущие |
Старшие |
Младшие |
|
Ежегодный основной |
35 |
35 |
30 |
30 |
30 |
Общая |
45 |
45 |
40 |
40 |
40 |
Как исчисляется стаж государственной гражданской службы?
Указом Президента РФ утверждены должности, период работы на которых засчитывается в стаж государственной гражданской службы. Это довольно внушительный список, состоящий из 20 пунктов. Если обобщить, то получится, что в стаже государственной гражданской службы учитываются сроки занятости на государственных (к примеру, Президент РФ) и муниципальных должностях (депутат региональной думы от района), на должностях гражданской службы (например, премьер-министр республики в составе РФ), военных должностях и должностях в правоохранительных органах, а также на некоторых других (органов налоговой полиции, таможни, уголовно-исполнительной системы и т. д.).
Правила расчета стажа госслужбы, утвержденные Указом Президента РФ, разъясняют, что при исчислении стажа государственной гражданской службы госслужащего суммируются все периоды работы на должностях, перечень которых определен законодательно и замещение которых засчитывается в стаж государственной гражданской службы.
Документально подтвердить стаж государственной гражданской службы можно записями в трудовой книжке, в некоторых случаях – военным билетом. Если данные в трудовой книжке ошибочны или отсутствуют, то доказательством будет справка из архива, содержащая сведения о периодах гражданской службы. Расчет ведется в календарных месяцах и годах, при этом каждые 30 дней переводятся в 1 календарный месяц, а каждые 12 месяцев в 1 календарный год.
Пример
Гражданин проработал в правоохранительных органах на должности, включенной в Перечень, 6 лет 4 месяца и 21 день. Затем он 8 лет 7 месяцев и 9 дней работал в прокуратуре – также на должности, включенной в Перечень. Путем математического сложения получим общий стаж гражданина на государственной службе — 15 лет.
При повышении в структуре госслужбы учитываются не только образование претендента, его навыки и умения, но и стаж. Данные требования прописаны в Указе Президента №16, который имеет соответствующее название – «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы». Он был принят 16.01.2017. Более ранние указы на сегодняшний день утратили законную силу и не применяются.
В зависимости от того, какую должность желает занять лицо, у него могут потребовать предъявить документ, подтверждающий, что его стаж на госслужбе составляет от 1 до 4 лет.
Наличие государственного стажа дает некоторые привилегии. Определяется тем же образом, что и общий трудовой стаж, с единственным отличием – учитываются только периоды, когда человек работал на «государство». Данные должности указаны в нормативных актах и документах.
Что включается в стаж государственной гражданской службы?
Для начала давайте разберем что означает термин стаж. Он представляет собой полный период времени, в течение которого гражданин занимал определенную должность и выполнял свои трудовые обязанности.
Стаж играет самую важную роль при выходе на пенсию, так как именно он может повлиять на ее размер и также на то, когда именно человек может достичь права выхода в отставку. Стаж подразделяется на два вида и может быть общим и специальным. Но для большинства организаций, в том числе и государственных, он исчисляется немного по-другому.
Под общим стажем подразумевается полный период времени, в течение которого человек выполнял трудовую деятельность. И не играет роли в каком именно месте он трудился и в какой сфере он находился.
Что же касается специального, то в данном случае учитывается только тот период рабочей деятельности, во время которого человек выполнял работу исключительно в его профессиональной сфере.
А теперь давайте рассмотрим, что входит в трудовой стаж для госслужащих при выходе на пенсию. К нему можно отнести следующее:
- Рабочий стаж, длительность которого должна составлять не менее 15 лет;
- Заслуженный отпуск, выдаваемый ежегодно для восстановления сил;
- Период времени, проведенный на больничном.
Полезно знать! Следует также отметить, что данные требования действительны исключительно для тех организаций, которые требуют от работников наличие специального профессионального стажа при выходе на пенсию. Что же касается общего, то для него более щадящие требования.
Условия назначения пенсионного обеспечения
Вне зависимости от того, какую именно вы занимаете должность или же выполняете работу, если она имеет отношение к государственному ведомству, то вам в любом случае положены определенного вида льготы.
Однако существуют определенные профессии, которым положены немного другие льготы в силу того, что род их деятельности связан с тяжелой работой не только в физическом смысле, но и также психологическом. Стоит также отметить, что имеются определенные сферы деятельности, для которых льготы назначаются в индивидуальном порядке и имеют виды пособий.
А данные пособия существуют двух видов, а именно:
- Назначение пенсионных выплат при наличии определенного размера выслуги лет.
- Назначение пенсионных выплат при достижении установленного пенсионного возраста.
Что же касается остальных видов госслужащих, которых нельзя отнести к вышеуказанной категории лиц, пенсионные выплаты им назначаются в следующем порядке:
- Наличие трудового профессионального стажа, который равен как минимум 20 годам службы в государственных структурах.
- Наличие общего рабочего стажа, размер которого составляет от 20 до 25 лет. При этом не важно, где именно вы вели свою трудовую деятельность и в каких структурах, в любом случае он будет засчитываться.
- Уход с рабочего места по причине достижения пенсионного возраста или же собственного желания.
Какие льготы полагаются таким пенсионерам?
Сегодня утвержден целый перечень привилегий, которые предоставляются лицам, достигшим пенсионного возраста в связи с выслугой лет. В частности, речь идет о таких преференциях:
- налоговые льготы, в виде скидок или полного освобождения от уплаты земельного, подоходного и транспортного налогов;
- возможность покупки жилища по льготной программе;
- получение скидок при покупке лекарств или безвозмездное предоставление медикаментов, но только входящих в список льготных;
- путевки на льготной основе для прохождения курса оздоровления в санаториях и на курортах;
- материальная поддержка для малообеспеченных пенсионеров.
Условия получения пенсии госслужащим
Условия получения пенсии госслужащим регламентируются на законодательном уровне. Согласно ст. 7 ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в РФ” право на обеспечение за выслугу лет возникает при:
- наличии необходимого стажа;
- увольнении со службы по соглашению сторон или при истечении срока контракта;
- расчете стажа 25 лет и увольнения на основании завершения договора до наступления пенсионного возраста;
- установлении медицинских показаний о невозможности продолжать служить. Заранее ознакомьтесь с тем, как получить группу инвалидности.
Для установления категории “госслужащий” необходимо соблюдение следующих факторов:
- осуществление деятельности на посту федеральной или муниципальной службы;
- соответствие занимаемой должности;
- получение заработной платы из средств бюджета;
- обладание распорядительными и управленческими функциями.
В общем виде можно обозначить следующие виды деятельности, которые входят в стаж государственной гражданской службы (они приведены в ч. 1 ст. 54 закона 79-ФЗ):
- замещение государственных должностей, к коим относятся выборные лица, к числу которых можно отнести, например президента или губернатора;
- несение воинской службы по контракту;
- работа на должностях федеральной государственной службы иных видов;
- непосредственно несение гражданской службы в соответствии с контрактом;
- замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы (их отличие также заключается в наличии трудового контракта или его отсутствии, как это бывает в том случае, если гражданин был избран на должность по результатам выборов).
Указанные перечень не является исчерпывающим, и федеральное законодательство может закреплять иные периоды деятельности, которые составляют ГГС. В частности в дополнение к указанным имеются отдельные утвержденные перечни для расчета длительности ГГС в целях назначения пенсионных выплат или льгот в процессе осуществления служебной (трудовой) деятельности.
В целях расчета права на назначение пенсии за выслугу лет был принят Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1141. Он содержит 20 различных категорий, некоторые из которых подразделяются на подпункты.
В частности, в их числе, помимо перечисленных:
- периоды работы в прокуратуре или следственном комитете;
- военная служба, работа в органах МВД, противопожарной службе, наркоконтроле, службе исполнения наказаний;
- работа в таможне, налоговой полиции;
- служба в межгосударственных органах (в частности, СНГ, Союзного государства России и Беларуси и т.п.);
- профсоюзная работа и др.
Для предоставления права на дополнительный отпуск и различные доплаты в ходе несения ГГС применяется другой Указ Президента – от 19.11.2007 № 1532. Он насчитывает 21 пункт, большинство из которых совпадает с указанным выше перечнем.
Важно! В указанном случае ГС может обратиться с заявлением к своему руководителю или в специальную комиссию по стажу, созданной при соответствующем органе, для зачета в период ГГС работы на иных должностях. В том случае, если качества, которые были приобретены по этому месту работы, потребовались ГС на службе, с точки зрения комиссии или работодателя, то она будет учтена.
Какие периоды работы госслужащего учитываются?
Указом Президента №1574 введен в силу перечень должностей, относящихся к госслужбе. Период, в течение которого государственный работник занимал одну из указанных в перечне должностей, идет в суммарный стаж служащего. В этот документ внесены различные должности:
- Федеральные;
- Муниципальные;
- Региональные;
- Военные;
- Правоохранительные;
- Иные.
По решению руководства госоргана в стаж сотрудника вносится работа на должностях, которые не входят в перечень. Количество времени, затраченное служащим на приобретение нужных для выполнения служебных обязанностей навыков и знаний, также засчитывается в служебный срок. Годы работы в системе госуправления СССР идут в зачет общего стажа служащего.
В продолжительность госслужбы не могут быть занесены периоды работы:
- в роли персонала, занимающегося техобеспечением госучреждений;
- в организационном отделе стройотряда;
- в качестве сотрудника парткома на предприятиях;
- на должности председателя колхоза;
- в кооперативах;
- частным предпринимателем;
- в роли подрядчика;
- в качестве наемного сотрудника у частных лиц;
- в коммерческих организациях.
В трудовой стаж госслужащего также заносятся некоторые виды деятельности, не отраженные в перечне. К таковым относятся следующие периоды работы:
- в ликвидированных госучреждениях, переданных по закону федеральным госслужбам.
- в госаппаратах, переформированных в федеральные органы управления;
- в системе управления СССР;
- в госкорпорациях и ассоциациях, созданных по указу Совета Министров СССР.
Перечисленные выше виды деятельности заносятся в стаж служащего по решению руководства госучреждения. Если по каким-то причинам этого сделать не получается, следует обратиться в Минсоцразвития РФ. Он уполномочен решать вопросы начисления стажа госслужащим.
Понятие стажа государственной службы
Под стажем гражданской службы понимается общая продолжительность замещения должностей гражданской службы, воинских должностей, должностей правоохранительной службы, государственных должностей, должностей муниципальной службы, выборных муниципальных должностей, а также иных должностей в соответствии с федеральными законами, учитываемая для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу.
Включение в стаж гражданской службы периодов замещения воинских должностей и должностей правоохранительной службы, предусмотренное ст. 6 комментируемого Закона, обеспечивает взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов исходя из единства системы государственной службы РФ и принципов ее построения и функционирования. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством учета стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы и стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы Ст. 7. Постановления Правительства РФ от 26.06.2008 N 472 «О порядке включения (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1532» (ст. 7).
Изменения в пенсиях по выслуге лет для госслужащих
Для получения дополнительных 55% к пенсии госслужащий в будущем должен будет пребывать на своём посту ещё 5 лет, тогда как на сегодняшний день для этого достаточно 1 года.
В современном мире все чаще стали обсуждаться вопросы касательно пенсии. Ведь текущий год весьма богат на изменения. Особенно это касается сферы пенсионного обслуживания. В текущем году было принято большое количество реформ в данной сфере, и нельзя сказать, что все они были хорошо приняты населением. Пенсионный калькулятор не применим для военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, у которых нет страхового стажа в качестве наемных работников на должностях, не относящихся к военной службе.
Вне зависимости от того, какую именно вы занимаете должность или же выполняете работу, если она имеет отношение к государственному ведомству, то вам в любом случае положены определенного вида льготы.
Надбавка за выслугу лет государственным гражданским служащим
При выезде федерального госслужащего из районов, для которых предусмотрен районный коэффициент, на новое постоянное место жительства, размер пенсии устанавливается без учета коэффициента (или с учетом другого коэффициента, действующего на территории нового места жительства).
Важные моменты, от которых зависит возможность получения довольствия по выслуге лет:
- Стаж минимум шестнадцать лет в 2021 году, в 2021 году – шестнадцать с половиной лет;
- Отношение к лицам, имеющим право на пенсионное довольствие по старости на момент завершения работы по основной должности;
- Срок работы которых на должностях федеральной госслужбы составил не менее одного полного года перед увольнением.
Ваши комментарии очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу людей. Не забывайте ставить оценки публикациям и делиться своим мнением с другими участниками сайта.
Сказанное выше означает, что если страховая пенсия по старости или по инвалидности федерального госслужащего будет составлять 75% среднего месячного заработка, то пенсия за выслугу лет этому госслужащему назначаться не будет.
Формула для расчета пенсии за выслугу лет (ст.13а Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1)
с 01.01.2014 г. произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента» Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 60,05%
с 01.10.2013 г.произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и подпунктом «г» пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 604.Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 58,05%
с 01.04.2013 г. произведен перерасчет надбавок к пенсиям, повышений пенсий и пенсий, рассчитанных из РРП, в связи с ежегодной индексацией размера социальной пенсии (Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 №281)[31]. Размер социальной пенсии с 01 апреля 2013 года составляет 3 692 руб. 35 коп.
с 01.01.2013 г. произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента». Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 56%.
Таким образом, в декабре прошлого года все пенсионеры МВД России получили предварительно пересчитанную январскую пенсию, а в феврале-марте 2014 года пенсии будут выплачиваться исходя из новых размеров окладов по должностям, которые сотрудники (военнослужащие) МВД России занимали на день увольнения со службы (при оформлении пенсии).
Заключение
В настоящее время многие развитые страны сталкиваются с проблемами пенсионного обеспечения своих граждан. Низкие размеры пенсий, увеличение пенсионной нагрузки на работающее население, неустойчивость пенсионных систем, отсутствие достаточного обеспечения финансовыми средствами — все это говорит о необходимости серьезного реформирования систем пенсионного обеспечения в этих государствах.
Схожие проблемы существуют и в России, а направления дальнейшего совершенствования российской пенсионной системы являются предметом оживленных дискуссий. Это связано с тем, что «проблема выбора пенсионной системы для страны относится к стратегическим, базисным вопросам жизнедеятельности нескольких поколений, а поэтому требует применения подходов и методов, более сложных по характеру, чем те, которые применяются для решения текущих проблем».
Эти вопросы актуальны и для системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в правоохранительных органах, в частности для пенсионеров полиции, в связи с тем, что органы внутренних дел Российской Федерации являются частью общественного сектора и в отношении пенсионеров правоохранительных органов государство имеет такие же обязательства, как и для общегражданских пенсионеров. Особое значение эти вопросы имеют в контексте глубокой модернизации МВД России, создания нового правоохранительного института — полиции и формирования новой законодательной базы о функционировании этого института.
На протяжении многих лет пенсионеры системы МВД России в социально-экономическом и правовом отношении относились к категории граждан, надежно защищенных со стороны государства. Считалось, что уровень пенсий бывших сотрудников правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, гораздо выше, чем гражданского населения, а система их пенсионного обеспечения является привилегированной.
Действительно, сотрудники правоохранительных органов выходят на пенсию гораздо раньше, чем большинство других категорий работников; длительное время размеры их пенсий в значительной степени превышали размеры общегражданских пенсий; индексация пенсий проводится регулярно одновременно с повышением денежного довольствия действующих сотрудников. Тем не менее с начала 2000-х гг. наблюдается тенденция снижения уровня жизни пенсионеров МВД России: соотношение средних размеров военных пенсий и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по стране уменьшается; темпы роста военных пенсий отстают от темпов роста общегражданских пенсий; сокращается доля пенсионнообразующих компонентов в денежном довольствии основных категорий сотрудников ОВД и, соответственно, снижается соотношение средних размеров всех видов военных пенсий с величиной полного денежного довольствия сотрудников. Это объясняет необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел.
Для пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов свойственна более тесная взаимосвязь с прошлой трудовой деятельностью (это проявляется как в традиционных элементах, связывающих пенсионное обеспечение и прошлую службу сотрудников — в денежном довольствии, в выслуге лет, так и нетипичных для пенсионного обеспечения в целом — в причинах инвалидности, в основаниях увольнения, в обязательном наличии специальных званий, в ограничении возраста пребывания на службе и др.).
Пенсионное обеспечение наряду с другими мерами социальной защиты компенсирует ограничения, объективно обусловленные характером деятельности правоохранительных органов, реализует социальные ожидания сотрудника правоохранительного органа, нейтрализует факторы, препятствующие эффективной служебной деятельности сотрудников. Отсутствие цельного правового регулирования пенсионного обеспечения сотрудников, вызванное появлением новых правоохранительных структур, деятельность и статус которых регулируется отдельными нормативными правовыми актами, принятыми до вступления в силу Конституции РФ, которое осуществляется на фоне реформирования государственной службы в целом и правоохранительных министерств и ведомств, в частности.