Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общие обязанности пешеходов и пассажиров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По улицам любого города или населенного пункта постоянно курсирует общественный транспорт. В зависимости от масштабов пассажиропотока может быть задействовано несколько видов общественного транспорта. Например, в небольшом поселке целесообразно пустить в рейс 1-2 автобуса или маршрутных такси, которые будут доставлять жителей до районного центра или ближайшего крупного населенного пункта.
Обязанности пассажиров
1. Пассажиры обязаны:
- во время поездки в транспортном средстве быть пристегнутыми ремнями безопасности, а при поездке на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме;
- посадку и высадку из автомобиля производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки. Посадка и высадка со стороны проезжей части допускается при условии, что это будет безопасно для пассажира и не создаст помех другим участникам дорожного движения.
2. Пассажирам запрещается:
- отвлекать водителя во время движения;
- при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
- открывать двери ТС во время его движения.
Безопасность пассажира в метро
• При спуске в метро на эскалаторе стоять нужно справа, проходить слева.
• Нельзя сидеть и бежать по ступенькам эскалатора.
• Ожидая поезд на платформе, не заходить за ограничительную линию.
• Если что-то из личных вещей упало на рельсы, не следует пытаться достать этот предмет самостоятельно, нужно обратиться к дежурному.
Если в вагоне метро возник пожар:
• немедленно сообщить об этом машинисту поезда по переговорному устройству и в дальнейшем выполнять его команды;
• при появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда необходимо предпринять попытку потушить его, используя имеющийся под сидением огнетушитель или подручные средства;
• ни в коем случае не следует пытаться остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном;
• необходимо оставаться на месте, пока поезд движется в тоннеле;
• при остановке поезда в тоннеле не пытаться покинуть его без команды машиниста;
• не прикасаться к металлическому корпусу вагона и дверям до отключения высокого напряжения по всему участку;
• после разрешения на выход открыть двери или выбить ногами стекла, выйти из вагона и двигаться вперед по ходу поезда к станции вдоль полотна между рельсами (гуськом, не прикасаясь к токоведущим щитам).
Аварийная обстановка в поезде
• В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщить об этом проводнику.
• При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или машинистом необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана; выходить из вагона можно через двери или через окна.
• Не следует пытаться выпрыгнуть из вагона движущегося поезда или выбраться на крышу.
• Если в условиях пожара поезд продолжает движение, пассажиры должны переходить в конец поезда, плотно закрывая за собой двери.
• Если в случае аварии вагон начал опрокидываться, необходимо ухватиться за выступы полок и другие неподвижные части вагона, закрыть глаза, упереться ногами в верхнюю полку или стену, а после того как вагон обретет устойчивость, осмотреться и наметить путь выхода из него.
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части). В этом случае при движении по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности.
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.3, обозначающей такой пешеходный переход.
11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
— транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
— транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
— следующее за ним транспортное средство начало обгон;
— по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.
11.4. Обгон запрещен:
— на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
— на пешеходных переходах;
— на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
— на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
— в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.
11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.
11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем», должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.
Обязанности водителей
1. Водитель механического ТС обязан иметь при себе, а по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:
Водительское удостоверение
- водительское удостоверение той категории, которая соответствует категории транспортного средства. К ТС категории А относятся мотоциклы, а к ТС категории В — легковые и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонны, у которых количество предусмотренных конструкцией пассажирских мест не более восьми;
- регистрационные документы (свидетельство о регистрации) на транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;
- страховой полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО);
- в специально оговоренных случаях — другие документы, предусмотренные Правилами.
Пристегнуть ремень безопасности
2. При движении на ТС быть пристегнутым ремнем безопасности и добиться от пассажиров, в том числе едущих на задних сиденьях легкового автомобиля, чтобы они тоже были пристегнуты ремнями.
При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.
3. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние своего ТС.
4. По требованию сотрудников полиции проходить освидетельствование на состояние опьянения, которое может быть проведено на месте остановки либо в наркологической лаборатории.
5. Предоставлять своё ТС в случаях предусмотренных законодательством:
- сотрудникам полиции;
- сотрудникам федеральных органов государственной охраны;
- сотрудникам ФСБ;
- медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.
Право остановки ТС предоставлено регулировщикам. Лица, обладающие правом остановки ТС, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение, или номерной жетон.
Участник дорожного движения
Сразу же расставим приоритеты: участником дорожного движения может быть только физическое лицо, человек. Не стоит путать: транспортное средство не может быть участником. Только человек способен иметь права и нести обязанности в рамках норм, регулирующих дорожное движение.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
В данном определении дается полный, исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать в дорожном движении.
Иными словами, каждый из нас в рамках дорожного движения может быть либо водителем, либо пассажиром, либо пешеходом.
Основные нарушения пешеходов и пассажиров
Все обязаны соблюдать правила, поскольку это позволяет избежать аварийных ситуаций, вместе тем, нарушения случаются и нередко. В качестве примера рассмотрим наиболее распространенные нарушения.
Основные нарушения пешеходами | Несоблюдение правил пассажирами |
|
|
Даже если нарушение произошло, факт виновности пассажира, пешехода или водителя должен быть доказан. Перед законом, эти участники движения имеют равные права, а также, каждый принимает на себя определенные обязанности.
Очень важна правильная организация дорожного движения. Обязанности пассажиров и пешеходов многочисленны, как и те, которые исполняет водитель. В связи с этим хотелось бы отметить первый момент. И заключается он в том, что участником дорожного движения является то лицо, которое принимает непосредственное участие в движении. И для того, чтобы последнее было упорядоченным, все обязаны соблюдать установленные законом правила.
Самое главное, что нужно усвоить, — то, что в нашей стране узаконено правостороннее движение. Это значит, что при осуществлении такового транспорт придерживается названной стороны дороги. Теперь второй момент. Дорога может включать в себя одну или же несколько проезжих частей, а также тротуары, трамвайные пути, разделительные полосы и обочины. Каждому участнику — свое место. Проезжая часть — для безрельсовых ТС. Трамвайные пути — соответственно, для трамваев. Тротуары — для пешеходов. Обочина тоже предназначена для их движения, а также для остановки машин.
Обязанности пассажиров
Обязанности у пассажиров не так многочисленны, как у водителей, но в любом случае они есть. При этом ответственность за их выполнение со стороны пассажиров несет водитель. Пассажиры, обязаны быть пристегнутыми предусмотренными ремнями безопасности, вне зависимости от того, на каком месте они располагаются; посадку или высадку производить со стороны тротуара или обочины, убедившись в ее безопасности и отсутствии помех для других участников движения. Как исключение, возможна посадка и высадка со стороны проезжей части, если со стороны тротуара они невозможны. Пассажирам запрещается открывать двери во время движения, отвлекать водителя от управления транспортным средством.
Все перечисленные требования и запреты по-детски наивны, но примеров их невыполнения масса. Достаточно распространенное явление: пассажир открывает дверь со стороны проезжей части и она благополучно уезжает на проезжающем мимо автомобиле, ну а не пристегнутые ремни – вообще не тема для разговора.
Что пассажиру непозволительно?
Современная школа дорожного движения учит многому. Выше было сказано, что пассажир делать обязан, а вот сейчас стоит поведать о противоположном.
Человек не имеет права отвлекать водителя от дороги, разговаривать с ним во время поездки и требовать высадить его или просить “немедленно остановить машину”. Также нельзя просить “подвезти за бесплатно”. Водитель находится на работе, и он берёт деньги. Странно, что некоторым личностям данный факт не известен. Также пассажиры не должны настоятельно требовать кого-то уступить место. Опять-таки, все платят. И недаром автобусы именуются маршрутными такси. У всех равные права.
Еще нельзя шуметь в салоне и громко разговаривать по телефону. И тем более самостоятельно открывать двери машины. В общем, надо соблюдать порядок и вести себя подобающим, культурным образом.
Правила дорожного движения (1 раз лучше выучить их и быть в безопасности) — это то, что должен усвоить каждый человек. Даже тот, который считает, что машину ему не придется никогда водить. Это тема, необходимая каждому для изучения, как азбука или таблица умножения. Ну, или если не вызубрить всю книжку, то хотя бы знаки надо выучить.
В основном людям надо знать, где разрешено переходить дорогу. Знак пешеходного перехода — казалось бы, что может быть проще? Но тут есть один нюанс, который многих может удивить. Некоторые люди, встречая предупреждающий “треугольник” в красной рамочке, в котором изображен человек, двигающийся по “зебре”, считают, что именно тут, в этом месте, можно перейти дорогу. Нет! Этот знак лишь предупреждает о том, что через 50—100 метров будет пешеходный переход. Важно это запомнить! Знак, который обозначает место, где разрешено пересекать проезжую часть, это голубой прямоугольник.
Обязанности пешеходов
- Пешеходы должны двигаться по тротуарам, обочинам или по пешеходным дорожкам. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек и обочин пешеходы могут двигаться в один ряд по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств.
- Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии, продолжающей линию тротуара или обочины. На нерегулируемых пешеходных переходах и перекрестках пешеходы могут выходить на проезжую часть только после того как оценят расстояние до приближающихся ТС и их скорость, и убедятся в том, что переход дороги будет для них безопасен. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу строго поперек проезжей части при условии, что участок дороги не имеет разделительной полосы и ограждений и хорошо просматривается в обе стороны.
- В местах где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами светофора или регулировщика.
- Если к месту, где пешеход переходит дорогу, приближается ТС с включенными спецсигналами (синим проблесковым маячком и сиреной), то пешеход должен воздержаться от перехода. Пешеход, который в этот момент уже находится на проезжей части, должен незамедлительно освободить ее, не создавая помех специальному ТС.
- Ожидать трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное и обычное такси разрешается только на посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или на обочине. Выходить на проезжую часть для посадки в ТС разрешается лишь после его остановки (это требование относится и к посадке в трамвай, остановившийся посередине проезжей части).
На всей территории Российской Федерации действуют Правила дорожного движения, которые были введены 1 июня 1994 года. В них неоднократно были внесены дополнения и изменения, позволяющие адаптировать ПДД к современной ситуации на дорогах.
Всю информацию по обязанностям пешеходов и их ответственности можно найти в 4 и 5 главах ПДД. Для особых случаев и условий, например, для инвалидов, есть свои дополнительные нюансы, которые указываются в дополнительных актах.
Законодательно прописаны не только основные правила и штрафные санкции и в случае их нарушений, но и права различных категорий граждан, которые участвуют в дорожном движении.
Это помогает избежать дополнительных проблем и знать свои прописанные права. Все ситуации на дорогах решаются в зависимости от совокупности факторов, поэтому каждая категория участников защищена при выполнении всех своих обязательств.
Штатные ремни легковых автомобилей рассчитаны на взрослых людей ростом более 150 см. Если таким устройством пристегнуть ребенка, то при аварии возможны серьезные травмы. Это доказывает и статистика ГИБДД: за первое полугодие 2021 года в России было зафиксировано 465 ДТП, в которых пострадало 546 и погибло 35 непристегнутых детей. За этот же период было выявлено 431 883 нарушения правил перевозки детей.
Пункт 22.9 ПДД разрешает перевозку детей младше семи лет только при наличии в автомобиле специальных удерживающих устройств, которые подобраны в соответствии с ростом и весом малыша. Ребенка в возрасте от 7 до 11 лет включительно можно перевозить на заднем сиденье без автокресла (при наличии ремня безопасности), на переднем сиденье — только в автокресле или на бустере. За нарушение этого положения предусмотрен штраф в три тысячи рублей для физических лиц и в 25 тысяч рублей — для должностных лиц.
Исключения составляют случаи, когда в машине нет детского удерживающего устройства (ДУУ), а ребенка нужно срочно везти, например, в больницу.